Skip to content
 

Борисов бросает вызов Хауарду? (Сакральные символы фильма «Тайна Чингис Хаана»)

Итак, фильм А. Борисова «Тайна Чингис Хаана» состоялся. Фильм создан кинематографистами России, Монголии и США. Режиссер А. Борисов не только сумел собрать интернациональный состав артистов из братских сибирских республик России, но и задействовать в съемках артистов из Монголии и США. Хочется отметить прекрасную операторскую работу, фильм демонстрирует уникальную природу Сибири и Монголии. Убедительно показывается неразрывная связь Человека и Природы. Сюжет фильма основан на известной всему человечеству истории Темучина, ставшего завоевателем половины мира, глобалистом своего времени – Чингис Хааном, по воле истории предопределившем основы государственности России. Его биография не раз вдохновляла писателей-историков, режиссеров разных национальностей, и мировой зритель знает несколько экранных версий истории Темучина. Но, в отличие от них, помимо буквально источающих дух средневековых монголов характерных лиц артистов – носителей культуры, картина А. Борисова имеет мощный сакральный подтекст.
Фильм «Тайна Чингис Хаана» снят по мотивам романа писателя Н. Лугинова «По велению Чингис Хаана» и, на мой взгляд, бросает вызов знаменитому фильму американского режиссера Р. Хауарда «Код да Винчи». Последний создан по одноименному роману американского писателя и журналиста Д. Брауна, который, в свою очередь, источниками своего вдохновения назвал книги М. Старберд и «Откровение тамплиеров» Л. Пикнета и К. Принса.
На первый взгляд, фильмы имеют нечто общее только в смысловой нагрузке названий – в том и в другом случае слова тайна и код несут сакральный смысл деятельности двух исторических личностей – великого монгола, основателя монгольской империи, гениального полководца, завоевателя мира, объединителя народов Чингис Хаана (1155 – 1227 гг.) и великого итальянца – гениального художника, скульптора, архитектора, выдающегося ученого и инженера своего времени Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.).
Жанры романов разные. Первый написан в жанре исторического романа, основан на материалах «Тайного сказания монголов» и истории тюрко-монголов в целом. Второй же – интеллектуально-детективный триллер, основанный на материалах легенд и книг о Святом Граале, истории христианства, гипотезах немецкого историка и археолога Отто Рана. При этом интересно то, что сюжеты фильмов основаны на истории народов, стоящих на разных ступенях экономического и культурного развития, принадлежащих разным цивилизациям – восточной и западной, кочевой и земледельческой, степной и морской.
Так в чем же общее этих фильмов?
Во-первых, время исторических материалов. Факты, которые являются лейтмотивом сюжетов, происходили в 12 – 14 вв. Эпоха тамплиеров, на откровениях которых основан сюжет фильма «Код да Винчи», – время расцвета средневекового католического духовно-рыцарского ордена тамплиеров, основанного в Иерусалиме после 1-го крестового похода около 1118–1119 гг. французскими рыцарями для защиты паломников. В 1291 тамплиеры обосновались на Кипре, затем окончательно перебрались в Европу, преимущественно во Францию.  В 14 в. против них был возбужден инквизиционный процесс. Осенью 1310 г. почти все тамплиеры были сожжены, достояние ордена было конфисковано. В 1312 папа Климент V упразднил орден тамплиеров. Но их благородные идеи продолжают жить в различных современных обществах, считающих себя последователями тамплиеров.
Время фильма «Тайна Чингис Хаана» начинается с истории семьи Есугей-батура, кочевавшего около 1155 г. в урочищах реки Онон, и заканчивается намерением в 1211 г. идти войной на чжуржэньское государство Цзинь монгольской армии во главе с его сыном Темучином, провозглашенным в 1206 году на великом курултае монгольских нойонов великим ханом – Чингис Хааном. Чингис Хаан умер в 1227 г. во время похода на тангутское государство Си-ся. В результате завоевательных войн Чингис Хаана были покорены огромные евразийские территории – Сибирь, Восточный Туркестан, Северный Китай, Тангутское государство, Средняя Азия, Закавказье, Иран, средневековая Русь и были предопределены принципы государственного устройства этих стран.
В 14 в. монгольская империя перестала существовать. В 1921 г. монголы освободились от китайского гнета и образовали Монгольское государство.
Как видим, время расцвета тамплиеров-рыцарей и монгольских воинов – 12–14 вв.
Во-вторых, общее в фильмах – использование в качестве инструмента раскрытия идеи режиссеров сакральной символики.
По сюжету фильма «Код да Винчи» профессор религиозной символогии Гарвардского университета Роберт Лэнгдон распутывает убийство куратора Лувра. Доктору помогает внучка куратора. Они распутывают серию зашифрованных знаков.
Кадр за кадром перед зрителем проходит цепь тайных символов, закодированных в работах Леонардо да Винчи. Развязка сюжета – раскодирование этих символов.
Так расшифровка картины «Тайная вечеря» приводит к выводу, что рядом с Христом художник нарисовал Марию, а не апостола, и что она была законной супругой Учителя. Ибо Учителем, раввином мог стать только женатый. По версии авторов фильма, христианские манускрипты, найденные археологом Отто Раном под часовней в Южной Франции, указывают именно на этот факт. При переписывании Библии ревнивыми учениками сей факт был искажен, история Марии получила другой окрас. Согласно версии авторов, в начале н.э., когда беженцы-христиане на лодках приплыв к берегам Средиземноморья, обосновали лагеря, среди них вместе с чашей Святого Грааля находилась и Мария, носящая в утробе дитя Христа. По версии авторов фильма, от этого ребенка впоследствии произошел род легендарного Меровея, родоначальника Меровингов – первой королевской династии во Франкском государстве в 5 веке.
Режиссер разъясняет символы и приводит к пониманию своего замысла. Сюжетная линия подводит зрителя к пониманию того, что потомки Христа реально существуют где-то рядом и хранят в секрете местонахождения Святого Грааля – чаши, в которую была собрана кровь распятого Христа.
В фильме «Тайна Чингис Хаана» перед зрителем также кадр за кадром проходит цепь сакральных символов космической религии тюрко-монголов – тенгрианства, перенятого ими от общих предков – хуннов, кочевого народа, сложившегося в Центральной Азии в начале 1-го тысячелетия до н.э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая (ди).
Но если Р. Хауард зрителю буквально разжевывает сакральные символы закодированной информации картин Леонардо да Винчи, то А. Борисов дает зрителю закодированную символами тенгрианства сакральную информацию. Естественно, сегодня массовый зритель далек от символов тенгрианства, они также недоступны большинству самих носителей культуры. Потому появляется необходимость в ремарках-пояснениях:
– Открытая дверь юрты, через которую ребенок выходит из темного пространства юрты в солнечную степь – символ выхода человека из материнской земной утробы в открытый мир, космос;
– вид сверху остатков динозавра (в Монголии находится самое большое кладбище динозавров), возле которого привычно играют дети. Динозавр, т.е. большой змей, дракон – это тотем тюрко-монголов Могол, Могой. Как и многие другие, урало-алтайские народы верили, что выход в верхний мир, к Тенгри возможен через вершину мирового дерева – мировой горы. На вершине ее находится выход в верхний мир – через неподвижную в звездном небосводе Полярную звезду, рядом с которой находится созвездие Дракона и вокруг которой вращается звездный небосвод – мироздание;
– балбалы, стоячие большие камни в степи на могилах воинов в виде концентрических и спиральных кругов, также символизирующих проекцию мировой горы на ровной плоскости степи, многоярусность неба – спиральность галактик. По этим ярусам-кругам души павших улетали к Богу – Тенгри;
– священное дерево с молитвенными флажками, растущее отдельно на возвышении – также символ небесного пути к Тенгри. Клятва детей рядом с ним означает клятву перед Тенгри;
– обереги: символ тенгрианства, космического центра, света – равносторонний крест, и кресало – символ огня, в фильме – мирового пожара. Ими Джамуха и Темучин в детстве обмениваются в знак верности перед священным деревом;
– опять же символическая сцена падения в воду Темучина, после приношения жертвы шаманскому духу. Значит, его бог – не дух шаманский, а исключительно Тенгри;
– каменные стелы с солнечными оленями, устремляясь в небо, в ветвистых рогах уносящие души к Тенгри;            – стоящие по всей степи памятники павшим – каменные столбы-воины со священными чашами, кубками, подношениями для Тенгри;
-с детства проявленная богоизбранность, способность к ясновидению и пророчеству. Ребенок Темучин в бреду сообщает матери о недомогании и скорой смерти отца;
– «приход» в себя измотанного, ослабленного долгими мытарствами повзрослевшего Темучина среди менгиров, в центре проекции «мировой горы» – символ постоянной заботы и защиты Тенгри;
– рассказ матери о другом имени Тенгри. В эпическом сказании якутов – олонхо имеется бог Чынгыс Хаан – божество судьбы и рока, повелитель сильной стужи. Название этого божества – одна из частей трехсоставного имени Юрюнг Аар Айыы тойона – верховного бога, создателя вселенной: Одун Биис – Чынгыс Хаан – Дьылга Тойон. Этот эпитет как имя принял Темучин при объявлении его всемонгольским ханом;
В самые важные моменты Темучин всегда обращается к Тенгри, молит о милости, благости. Когда у него случается конфликт с братом – шаманом Хохочоем из-за подстрекательств последнего, тот извергает проклятия в адрес Темучина. В результате чего вызывает гнев Тенгри и карается рукой того же Темучина. Это сцена есть символ окончательного разрыва Чингис Хаана с шаманизмом.
Очень интересный персонаж – францисканский монах отец Иоанн. Это «фишка» режиссера. В средние века таких странствующих по земле миссионеров-христиан было немало. По замыслу режиссера, Джамуху в детстве благословляет именно он. А когда найманы и взрослый Джамуха идут на его названого брата Темучина войной, путь им преграждает отец Иоанн.
Поразительно, что в этой сцене на экране появляется бабочка – символ жертвенности души, – которая садится на ноздрю скачущего коня и улетает. Причем это не монтажный трюк, живая бабочка в объектив камеры оператора попала случайно.
По поверью многих древних народов, душа человека после смерти перевоплощается в насекомых, названия которых на других родственных языках означают душа, дух, дыхание, огонь, божественный огонь. В этой связи интересны русское слово бабочка, сербскохорватское babe – «божья коровка», которые восходят к индоевропейскому bha – «гореть». Значение «душа» часто соотносится со значением «огонь, божественный огонь»: русское слово дух соотносимо с индоевропейским dheg – «гореть». Подобным же образом и на других языках слово «бабочка» соотносится со словами «огонь», «гореть», «божественный огонь» и т.д. В фильме случайная живая бабочка стала символом жертвенности христианской души отца Иоанна, ради спасения душ других летящего навстречу смерти, трепетно взмахивая рукавами-крыльями.
Тут невольно возникают параллели с историей рыцарей-тамплиеров, защитников христиан-паломников. В то время, когда далеко на западе паломников, идущих в Иерусалим поклониться Богу, защищали рыцари-тамплиеры, в недрах северной Азии странник-монах по воле случая оказывается на пути вооруженных всадников. Он осознанно пытается остановить зло, но при этом неосознанно выполняет совсем не случайную миссию, а божественную, предопределенную – встает на защиту Темучина, рыцаря Тенгри. Эта сцена с бабочкой – счастливая находка для создателей фильма, и режиссер обыграл ее профессионально.
Сцена в юрте – символе мировой горы, мирового храма, когда китайский мудрец передает свод законов Тенгри христианскому монаху, раскрывает смысл всей картины – это единство, общечеловечность духовных, нравственных ценностей.
Если тема сакральной символики в фильме «Код да Винчи» основная, и открыто проходит связующей нитью через весь сюжет, то в фильме «Тайна Чингис Хаана» о символике открытой речи нет, но она идет между и за кадрами, и закадированная проходит через весь сюжет.
Фильм Р. Хауарда не только об истории христианства, но в большей степени – о божественном предназначении европейской монархической элиты объединить народы Европы вокруг христианства в единое государство.
Фильм же А. Борисова повествует не столько об исторической личности монгольского завоевателя Чингис Хаана и истории монголов, сколько об отношении человека к Богу, Тенгри, о понимании человеком своей божественной миссии и неуклонном ее исполнении во имя спасения.
Значит, в-третьих, общее в фильмах то, что режиссеры заявляют своими картинами: «Люди, прекратим распри, объединимся во имя Бога, он у нас один!»
В фильме Р. Хауарда «Код да Винчи» звучит призыв: «Европейцы, во имя Христа, спасем наш дом – Европу! Станем единой европейской конституционной монархией, правителем назначим законного представителя из рода Христа – потомка меровингов, в жилах которого течет кровь Христа, единого нашего бога!»
Призыв же А. Борисова посредством фильма «Тайна Чингис Хаана» звучит примерно так: «Люди мира, вспомним божественные законы Тенгри, станем единой человеческой семьей, сделаем мир открытым перед космосом! Сохранимся по велению Тенгри!»
Оба режиссера ратуют за мир и гармонию, разница – в масштабах.
Есть достаточно много фильмов с огромным кассовым успехом, но интерес к ним со временем проходит. И есть фильмы, которые, наоборот, по истечении времени становятся для зрителя интереснее и понятнее. Фильм А. Борисова – из таких, он для думающего зрителя. «Тайна Чингис Хаана» состоит из сакральных символов. По мере повышения интеллектуального, культурного уровня общества востребованность этого фильма будет возрастать. Ведь человек всегда верит в чудо, его всегда тянет к загадочному, тайному, сакральному. Ему всегда хочется разгадывать загадки, тайные смыслы, самому познавать суть вещей и явлений. Такова его природа.

Лена Федорова

Журнал “Илин” №1, 2009 г.

 

Посмотрите еще другие публикации:

6 комментариев

  1. Насчет фильма не могу пока ни чего сказать вразумительного, поскольку сам там снимался)))конечно отдельные кадры супер, красиво сделано,но как то ближе к театру, актёры играют честно говоря не очень..да и финал… Но вот идея и сам послыл мне импонируют. Сам процесс сьемок, организационный процесс,был куда интересней (ведь все происходило одновременно с фестивалем ” Желанный берег-Лики Чингис хана” в г Улан-Удэ) всё носило символический характер, и имел очень важное значение для участников проекта, посути это,представители различных народов,некогда представляющих мощное Чигизово войско. Сила искусства оказалась,убедительной и весомой…полтикам очень далеко и практически недосягаемо то,что под силу театральному сообществу. Тема дружбы,единения и служения народам,гумманизм и просвещение,связь с прошлым,это главный достоинство фильма и Андрея Саввича как деятеля от искусства. Что же касаемо Тенгрианства и Шаманизма тут я согласен с Ириной по сути это одно и тоже. Я думаю,что это универсальная система верований и её ждёт ренесанс.

    • Лена Федорова:

      Да, Баатр, ты прав. Политикам даже при огромном желании не под силу то, что можно выразить искусством. На то оно и искусство. Сам процесс фильма, идея собрать тюрко-монгольские народы под идеей Тенгри имеет огромную важность для самих народов Сибири. В условиях глобальных вызовов современности мы осознали угрозу физического исчезновения.

    • Владимир Иванов:

      Баатр, эпический подход или как Вы говорите театральный подход не противоречит главной идее -затрагивания темы эпоса народов Центральной Азии и Севера. Вы сами наверно не раз читали исторические летописи написанные в Средние века такие как “Тайные истории монголов”, “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и т.п. все они написаны в эпическом жанре и нам Саха после провозглашения Юнеско якутского героического эпоса Олонхо – шедевром устного нематериального наследия человечества в 2005 году грех было пойти по иному пути. Конечно, если бы погнались за деньгами то создали бы комедию и сняли бы Ч-Х в одной юрте при этом киносъемочная группа не стремилась бы ездить по другим регионам, как Алтай, Иркутская область, Бурятия, Хакасия, Тыва и Монголия! Думаю, проект станет оправданным если сумеем в будущем создать Межрегиональный этнокультурный спортивный туркомплекс “Радуга Тенгиса (Байкала)” с использованием идей, материалов, декораций и реквизитов из фильма “Тайна Чингис Хаана”. Туркомплекс инициируется создать близ Священной Горы Ёрдо в Ольхонском районе Иркутской области, откуда начались в 2005 г. съемки картины во время Международного этнокультурного фестиваля “Ёрдынские игры”. Слава богу в 2011 г. проведены на межрегиональном уровне третьи игры, как перспектива в будущем создать мировую площадку по этно… Игры на Байкале могли бы стать подобно Древнегреческим Олимпийским играм так как календарные праздники народов Севера, Сибири и Центральной Азии – отличная основа для реализации вышеуказанной идеи и главное подпадает под идеологию Евразийского Союза Владимира Путина. И пользуясь случаем, надо продолжить эту линию с желанием превратить Игры на Байкале в мировой кочевой этнофестиваль. Данный проект в отношении продвижения экотуризма, культуры, этноспорта, истории – уникальный шанс для нас всех якутов, эвенов, эвенков, бурятов, алтайцев, монголов и т.п. Конечно, реализовать такой амбициозный проект возможно только при грамотном подходе на всех уровнях власти и общества регионов. Проведение IV Международного спортивного форума “Россия – спортивная держава” и V Международных спортивных игр “Дети Азии” в г.Якутске в 2012 году будет переломным этапом по продвижению на межрегиональном и международном уровне этно.

    • Владимир Иванов:

      Информация о
      кинокартине «Тайна Чингис Хаана».

      Компания «Ургэл В» продюсировала первый масштабный якутский кинопроект «Тайна Чингис Хаана» (2002 – 2009гг). Список достигнутых результатов следующий:
      1. Якутскую кинокартину в марте 2009 году показали в общероссийском уровне в 273 кинотеатрах России и Казахстана, таким образом, впервые кинематография Российской Федерации начала использовать культурный и исторический потенциал регионов страны.
      2. На Каннском кинорынке во Франции при поддержке американской дистрибьюторской компании «Eрic pictures» фильм вышел в мировой показ; Якутский фильм на сегодня официально взяли на показ в следующих странах: Франции, Англии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Югославии, Германии, Румынии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Таиланде, Индонезии, Китае, Бразилии, Аргентине и в странах Ближнего Востока.
      3. Кинокартина приняла участие в конкурсной программе 33-го Мирового кинофестиваля в г. Монреаль (Канада). Немаловажно, Монреальский кинофестиваль входит в пятерку крупнейших мировых кинофестивалей категории «А». В 2009 году из почти 500 заявленных кинокартин в основную конкурсную программу прошел всего 41 фильм из 80 стран-участниц, в том числе и фильм «Тайна Чингис Хаана»;
      4. Жюри международного кинофестиваля признало якутский фильм «Тайна Чингис Хаана» на достойном уровне конкурировать в интеллектуальном плане с мировыми киношедеврами. В 2009 году ни один российский фильм не попал в официальную номинацию мировых кинофестивалей, таких как Берлинский, Каннский, Венецианский, Сан-Себастьянский. Таким образом, в 2009 году на фестивале класса «А» впервые региональный фильм «Тайна Чингис Хаана» представил весь российский кинематограф;
      5. За рубежом фильм участвовал:
      – благотворительном кинофестивале в Монако (май, 2010);
      – фильм был приглашен на фестиваль по обзору Российских фильмов в г. Нью-Йорк (США, декабрь, 2010);
      6. В России фильм участвовал в 5 кинофестивалях:
      – «Меридианы Тихого» в г. Владивосток (август, 2007).
      – «Виват кино России» в г. Санкт-Петербург (май, 2009).
      – «Чебоксарский международный кинофестиваль» (июнь, 2009).
      – VI Кинофестиваль «Балтийский дебют в г.Светлогорск» (июль, 2009).
      – «V Севастопольский международный кинофестиваль» (июль, 2009).
      7. Федеральный канал телевидения «ВГТРК – Россия» подписал договор на трансляцию фильма по Центральному каналу РФ до 4-х раз до 2012г., прошли уже три показа – 09.04.2010г.; 08.09.2010г. и 24.01.2011г.;
      8. Один из сторон совместного производства фильма – Монголия, выдвинула кинокартину на американскую кинопремию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». О чем было опубликовано в средствах массовой информации во многих странах мира;
      9. Российская киноакадемия выдвинула якутскую картину на соискание кинопремии «Золотой Орел».
      10. В апреле 2010 году профессиональной премией за лучший продюсерский дебют «Снято» в России за 2009 год удостоен продюсер – Специальным призом за «Лучшую копродукцию» т. е. за лучшее международное производство. Премию вручили Иванову В. Д. от имени Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов России.
      В реализации проекта приняли участие регионы и крупные города Российской Федерации – культурные центры такие как: Иркутская область (Ердынские игры-2005г.), Республика Бурятия (театральный фестиваль «Лики Чингис Хаана», г.Улан-Удэ, 2005г.), Республика Тыва (съемки в 2006 г.), Республика Алтай (съемки на реке Катунь, 2006г.), Республика Хакасия (съемки на историко-культурном и археологическом памятнике под открытым небом -«Долина Царей», 2006); г.Екатеринбург (оформление музыки знаменитым композитором – Владимиром Кобекиным, 2008г.), г.Санкт-Петербург (участие звукорежиссеров, 2007) и г.Москва (запись симфоническим оркестром музыки на Киноконцерне «Мосфильм», 2008г.). Также, в создании фильма участвовали кинематографисты зарубежных стран, такие как: Монголия (съемки в 2007г.; премьера фильма в 2009г. в рамках научно-практической конференции «Тенгрианство – эпическое наследие народов Евразии. Истоки и современность»); Казахстан (участие музыкантов в записи музыки фильма в г.Москва, 2008; Премьера и показ картины в 26 кинотеатрах Казахстана, 2009г.); Китай (участие знаменитого актера кино по имени Ту Мен; участие 26 каскадеров в съемках в 2007г. в Монголии), Германия (актер Гернот Гримм), Финляндия (монтажно-тонировочные работы) и США (известный актер Голливуда – Кэрри-Хираюки Тагава).
      В связи вышеперечисленным, кинокартина «Тайна Чингис Хаана», снятый по мотивам романа «По велению Чингис Хаана» народного писателя Якутии, сопредседателя Союза писателей России Николая Лугинова, имеет высокое художественное и культурное значение для народов Российской Федерации.

  2. Хочется поблагодарить автора статьи за столь вдумчивый развернутый культурологический анализ двух знаковых явлений современной кинематографии. Возникнув в контексте двух разных типов культур, эти два фильма в полной мере воплотили в себе всю совокупность принадлежащих им смыслов и культурных констант. Фильм «Код да Винчи» адресован человеку западного типа сознания, мыслящему рационально и, в какой-то мере, прямолинейно. Очевидность и читаемость его символов порождает в сознании зрителя ощущение собственной интеллектуальной состоятельности, что, в свою очередь, является залогом кассового успеха фильма.
    Совсем иную задачу, на наш взгляд, ставил перед собой режиссер фильма «Тайна Чингис Хаана». Его фильм, как верно подмечает автор статьи, обращен к людям посвященным, к тем, кто чуток сердцем. Режиссер, подобно Шаману, ведет зрителя от Знака к Знаку по Тропе Откровения. Постичь Тайны Мироздания, Божественный Замысел невозможно логически. Логика здесь может сыграть злую шутку со зрителем, завести его в сторону ментального конструирования, в результате которого зритель вдруг обнаружит какие-нибудь нелогичные вставки или исторические несоответствия. Задача Зрителя здесь: стать вдумчивым неофитом, открыть свое сердце и обострить интуицию, чутко улавливать те Знаки, которые мерцают неярким светом в узорчатой ткани фильма. И тогда к концу фильма, а может быть, и гораздо позже, вспышка Озарения осветит его глубины Подсознания, и перед ним приподнимется Завеса, скрывающая Судьбы Мира.
    И поэтому я бы не согласилась с Л.Федоровой только в одной части ее статьи: там, где она противопоставляет шаманизм Тенгрианству: «его бог – не дух шаманский, а исключительно Тенгри». На мой взгляд, эти два явления не противоположны, а взаимообусловлены. Шаманизм – это единственная ЕСТЕСТВЕННАЯ система знаний человечества, основанная не на доктрине, сформулированной, пусть даже и великим человеком: пророком, философом, Сыном Божьим, а на владении естественными знаниями, позволяющими человеку (шаману) взаимодействовать с природными силами и стихиями. Шаманские практики – это, по большому счету, технология взаимодействий человека с Мирозданием. А Тенгрианство, как и любая другая ведическая система – это совокупность знаний об устройстве Мироздания. То, что в шаманизме называется «духами» – это и есть природные силы и стихии, многогранные проявления высшей Реальности, которую тюрки и монголы называют Тенгри.

    • Лена Федорова:

      Ирина, благодарю за коммент. Очень интересно. На сайте планируется размещение видеообсуждения фильма “Тайна Чингис Хаана” в рамках евразийской конференции в декабре прошлого года в Якутске. Начало обсуждения уже размещено в “архиве видеозаписей”. По мере загрузки видеозаписей можно тему развивать дальше. Особенно в части понимания тенгрианства и шаманизма. Кстати, Абаев Н.В. полемизирует по этому вопросу в отзыве по Вашей статье. Смотрели?