Skip to content
 

Царь Николай II и потомки Амбын-нойона Комбу-Доржу (хаан) к 100- летнему юбилею. Политические аналогии убийства вековой давности

Если править с помощью законов  и улаживать наказания,
 то народ остережется, но не будет стыда.
Если править на основе добродетели,  улаживать по ритуалу
народ не только устыдится,  но и выразит покорность. (1)

О главных героях празднования 100 –летней дружбы Российской империи и Тувы,
подписании 
документа о протекторате над Урянхайским краем.
О  судьбе России, Китая, Урянхая, Монголии в ХХ веке.

   Актуальность данной статьи вызвана причинами возникновения различных  трактовок исторических событий начала ХХ века, в поиске главного политического героя -основоположника  дипломатических связей Урянхая и России в 100-летний юбилей   подписания протектората Российским Императором царем Николаем II-ым.

   Тема раскрывается путем поиска в исторических трудах ученых Тувы, России, в которых описываются события о политических лидерах России, Китая и Тувы, главных действующих лиц в тот  судьбоносный период с 1911 по 1921 гг.., а также приведением  аналогий в современных этнополитических событий в начале ХХ1 века.

   Лабораторными  объектами исследования, являются правитель Урянхая Амбын-нойон Комбу Доржу,  нойон Буян-бадыргы  (князь) Даа кожууна и Царь России. А также персоны (окружение) так или иначе связанные в общих исторических процессах, которые  помогут раскрыть тему.

  Методикой культурологического анализа  в качестве рабочего определения можно предложить формулировку известного русско-американского социолога П.А. Сорокина: «Культура – это совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения». И через эту призму культурологии, автор вкратце попытается раскрыть тему исследования.

   Результатом   исследования является установление  главных культурных героев вековой давности,  тех, кому могли бы достаться лавры  почести в юбилейный 2014 г.

   Задачей исследования является сохранение стабильности в обществе,  т.е. достижение этнокультурного, общественно-политического консенсуса сторон, предупреждение конфликтных ситуаций землячеств, родов, племен Тувы.

Возмутители политического первенства в тувинском обществе.

    Источником исторического спора (кухонной политики) является вопрос о первенстве того или иного правителя в канун подготовки и проведения 100-летнего юбилея. Данный вопрос поднят жителями  Тес-Хемского кожууна (района) и  интелегенции,  которых интересуют вопросы дипломатических, юридических отношениях Урянхайского края в составе Китая, а также с Царской Россией.  Споры возникают относительно того, что Тес-Хемцы считают Амбын-нойон Комбу-Доржу главным героем Тувы.

Амбын-нойон Комбу-Доржу, находясь в столице Урянхайского края Самагалтае  стал полноправным правопреемником  и независимым государственным деятелем после падения   Цинской империи. Взяв на себя  бразды правления Урянхаем в смутные времена  (1912 г.), он  и его сторонник – богач и управляющий правителя –  нойон Агбан, организовали группировку  всячески защищающую идею присоединения Урянхая к России. В научной литературе о Туве в книгах: «История Тувы» том первый,  в антологии  С. К. Шойгу (2), а также  русскими исследователями отражены жизнедеятельность урянхайских правителей. В.И.Леонов, И.Г. Сафьянов, Феликс Кон, В.М. Радлов и т.д., и описаны  эти события

В современной цивилизации все накопленные знания и сформировавшаяся идеология, являются мощным рычагом формирования общественного сознания, которое влияет на все элементы общества, как при добровольной интеграции, так и при помощи насильственного принуждения. Ярким примером данного высказывания может стать, коммунизм или социал-национализм.  (3)

    С помощью суждения, доказательств, индукции очаговое разногласие отдельных лиц, групп, кожуунов, стран, государств, могут привести конфликтам.  Задача историка, культуролога,  привести философски  к общему утверждение справедливого толкования событий давности, чтобы избежать культурно-исторического конфликта в Туве.

Методом расчленения предложенного французским философом и естествоиспытателем Р. Дакартом, предлагаем каждый объект расчленить разными способами, что  существенно повлияет на проведение теоретических исследований, так как в зависимости от способа расчленения процесс изучения объекта может упростится или при неправильном расчленении, наоборот усложнится. (4)

Николай II со всеми регалиями императорской власти (5)

Проведем хронология обращений к царю Российской империи. Далее проводим  расчленение исторических фактов.

Первое обращении к царю России от 15 го февраля 1912 года написал наследный правитель урянхайского края ( Тыва чону-народ) Амбын-нойон Комбу-Доржу, Агбан-Демчи и другие представители Верховных властей заявили: ……о присоединении к России в связи распадам Цинской империи, (6)  он стал первым легитимным правителем  имеющий политический статус обращаться к царю от урянхайского народа.

Пояснение историков к первому обращении.(8) Присоединение Тувы к

Амбын-Нойон Урянхая Комбу-Доржу с семьей (7)

России не приняло форму протектората, для этого были слишком большие препятствия.  После длительных переговоров между дипломатами России, Китая и Монголии 25 мая1915 г. было подписано “Трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономной Внешней Монголии”. В нем определялось: “Территорию автономной Внешней Монголии составляют согласно 4-й статье нот, обмененных между Россией и Китаем 23 октября 1913 года (5-го числа ll-го месяца 2-го года Китайской республики), области, находившиеся в ведении Китайского амбаня в Урге, цзян-цзюня в Улясутае (выделено нами. – Ю.А.) и китайского амбаня в Кобдо, причем границей с Китаем служат границы четырех аймаков Халхи и Кобдоского округа сопредельных: на востоке – с Хулунбуирским округом, на юге – с Внутренней Монголией, на юго-западе – с Синьцзянской провинцией и на западе – с Алтайским округом.

Вторичными героями является кожууный (районный) нойон Буян-Бадыргы, усыновленный по древнему обычаю, сын нойона Хайдыпа, но все же легальный признаваемый кожууным улусом и другими нойонами и монголами- это подтверждают исследователи истории Тувы.

Интересно, подтверждение  обращения от 28 сентября  1913 года на имя заведующего пограничными делами Усинского округа А.П. Церенина  от главы хемчикского духовенства Камбы-Ламы Лопсан-Чамзы  родного брата нойона Хайдып духовного лидера кожууна, следующего содержания « …. принятии под горячее покровительство щедромилостивого Великого Государя Императора Батор-Цаган-Хана.  (9).

     Далее второе обращение от 26-го октября 1913 г. от князя Даа-хожууна  Буян-бадыргы на высочайшее имя императора Николая II  (10)

     Третьим обращением считаем от 29-го октября 1913 г.  отправленое и от чиновников 17 отоков Бээзи-хошуна.

Также первичное обращение  подтверждает  в своей работе ученный Е.К Адамов(ТИГИ г.Кызыл) по донесению  начальника Усинского пограничного округа А.Х Чикарева  три хошуна  во главе с Абанем,  объявили себя вольными 19 февраля 1912 г. (подчеркнул  Е. Адамов-Н.М.) и отправили письмо Белому царю Николаю II о покровительстве, (11) тем самым первым открыв  юридические ворота в Урянхайскую страну. Позднее Царь Российской империи Николай II подписал 17 апреля 1914 года указ о протекторате России над урянхайским краем , ….которая включена  в состав Енисейской губернии России (12).

Анализ расчленения объектов исследования

С точки зрения  права,  легитимным считается подписание договора обеими сторонами. Царь получил из Урянхая, четыре обращения о покровительстве, которые послужили основанием объявление протектората (непублично прим.автора)  без адресного указания  на письма из  Урянхая. Кого считать правителем Урянхая, первого или последнего отправителя обращений. Исходящего и входящего номера соглашения, договора, меморандума не известно.  В данном случае автор считает, что межгосударственного договора между Урянхаем и Россией не было, а было одностороннее покровительство России над Урянхаем. Данный юридический вопрос отставим для рассмотрения юристам. Задача автора: отразить общественные, культурные изменения, после потери политического статуса  Цинской империи и этно-культурной ориентации Урянхая за 7 лет (1914-1921 гг.) и современные аналогии, для анализа периодичности исторических процессов.

Теоретические размышления автора – двухгодичное молчание Российской Империи с момента обращение Амбын-нойона в феврале 1912 г. Далее за этот период в умах народа стало преобладать влияние давнего могущества, государственного обустройства китайцев и  монголов, что породило неустойчивость нойонов к русским. Признание протектората Царской России над Урянхайским краем в апреле 1914 года явилось  запоздалым  признанием, что в итоге  стало неожиданностью – угрозой  потери статуса и влияния   традиционного управления в кожуунах для самоопределения урянхайского народа и лично для Амбын-нойона.  Если бы царь подписал в 1912 году указ о протекторате и назначил урянхайского законного правителя управляющим,  то царская власть укрепилась бы надолго. После объявления протектората, потеря статуса царя, через два года, (1914-1917 г.)  и создание  Временного  правительство Колчака в  г. Омске,  создали смуту и неустойчивость нойонов Тувы к России как безнадежному политическому партнеру.

В исключительно трудных условиях гражданской войны и оккупации края тувинские нойоны, чиновники и некоторые  представители высшего буддийского духовенства в зависимости от складывавшей  внутренней и внешней обстановки ориентировались на те или иные внешние военные силы.

Русские власти, представляющие омское правительство не смогли обеспечить неприкосновенность южных границ.  (13)

Не следует винить нойонов в смутные времена в политической нестабильности.  Закончились надежды на царя в 1919 году.  А в1921 г., в декабре, разгром красноармейцами и партизанами во главе с С. К. Кочетовым, вторгшихся в Туву из Западной Монголии остатков корпуса генерала Бакича. Завершение гражданской войны на территории Тувы.

В результате вышеназванных исторических изысканиях Тес-Хемцы считают, что именно Амбын-нойон Комбу-Доржу, является историческим культурным героем Республики Тыва, который поплатится жизнью (убит в 1915 году) говорит Мерген Дандар, за столь дерзкий, смелый и разумный поступок в смутные времена.

Кто заказал политическое убийство Амбын-Нойона?  У Мерген Дандара (пенсионера МВД РТ)  несколько версий по поводу этого убийства:

1- Тувинские нойоны, за доступ к власти в тени России.

2- Монгольские нойоны отомстили за то, что не присоединился к Монголии.

3- Республика Китай (Гоминьданцы) – за то, что он выбрал Россию  и не метался в политическом выборе союзника.

Кто убил Амбын-нойона,  на это вопрос нет ответа  даже в авторитетной книге «История Тувы» в 1 и 2 томе, где  не отраженно исчезновение этого героя со страниц истории.

Фото семьи царя (14)

Другая похожая история.  Царя России  и его семью жестоким образом расстреляли в одном из домов в Свердловске.,  свои же сородичи,  организаторы политического убийства (  В.И Ленин). До сих пор Дух-«тын» мученика России бродит  за стенами  внутри Кремля  (тув.яз. (к) херим-забор) «… где моя корона,  где моя семья…  Почему убийца лежит за стеной нетленный и ему покланяются  безбожники…»

Сакральные аналогии истории – убийство правителей Тувы и России. Мотив преступления одинаковый – политический –  устранение истинных лидеров не имеет национальности, и не зависит от размеров государства.

Самагалтай, (аналогия Санк-Петербург, была столицей России) древняя столица Тувы  и первый государственный (монарх-хаан)  Амбын-Нойон  Комбу –Доржу (1899-1915 гг.) остались в тени  истории 100 –летнего юбилея подписания протектората.  За вековой период Русский народ (славянский) оставался русским независимо от государственного устройства (Российской империи, СССР  и при настоящей  Российской Федерации) и тувинцы остаются тувинцами, наши народы всегда жили в дружбе.

Амбын-Нойон Урянхайской земли, 1903 год (15)

На основе вышесказанного  Мерген Дандаром из Тес-хемского кожууна  – это тема  его беседы с друзьями земляками, автор добавил периодичность и последовательность и оформил ссылки на источники, которыми они пользовались хаотично.

Одноклассники Мергена Дандара  гордятся, что учились с потомками великого Амбын-нойона   Комбу-Доржу  Сандып Виталием и негласно признавали  в классе «голубую кровь» его потомков.

Так же жители Тес-Хема попросили автора данной статьи, через СМИ поделится историческими  фактами и вывести на обсуждение значимость в истории Тувы их земляка Амбын-нойона.  И просят правительства России и Тувы  включить в программу мероприятий 100-летнего юбилея с. Самагалтай и чествование  Амбын-нойона Комбу-Доржу наравне с уважаемым Буян-бадыргы, который вошел в историю, как технический  исполнитель процесса вхождения в состав Российской империи.

                      Обобщение  исторических событий – научное моделирование 

Исторические факты,  этнополитическое ситуация, выбор стратегического партнера, в виде политического протектората, этнокультурного развития с белым и желтыми  царями  Урянхайского края было очень сложным. По методике расчленения  по частям истории Тувы, а также наложив тезаурузный (16) подход культуролога на будущие  юбилейные события теоретически моделируем дальнейшие события.

Актуальность такого подхода в своих трудах Чимиза Ламажаа  излагает новые смысловые измерения тувинской культуры, на наш взгляд, можно получить, привлекая к материалу тезаурусный подход. Различие между ним и упомянутыми работами представляется различием между субъектной культурологией и объектной (Луков, Вал., Луков, Вл., 2008: 190–193). Объектная культурология стремится ответить на вопрос: «Как было на самом деле?», в то время как субъектная культурология отвечает на вопрос: «Как это отразилось в тезаурусах?»  В первую очередь тезаурусный подход позволяет взглянуть и по-другому на генезис тувинской культуры, на проблему ее периодизации, поскольку понятно, что тезаурус культуры не будет неизменным, он меняется, как меняется со временем сама культура. (17)

 

Наследный правитель Соднам-Блачир, сын Комбу-Доржу (19)

   Теоретические варианты развития, моделирование упущенных возможностей, легитимности власти Амбын-нойна в книге Пюрюна Р.В.,  (18)  раскрывает прежних чиновников, утративших безграничную власть над населением, стремившихся  отграничится от царской администрации, и подверженных промонгольскому настроению.  В связи с

этим, комиссаром В.Ю. Григорьевым были предприняты меры по урегулирования  данного вопроса в августе 1915 года: был смешен с должности правителя Комбу-Доржу, который имел промонгольские  настроения и назначен на его место Амбын-нойоном Агбан-демчи,. Однако, новый правитель не обладал должным авторитетом среди населения и многих чиновников…. Данный факт еще более усугубил промонгольское настроение. Урегулирование данной ситуации, явилось номинальное назначение Верховным правителем сына прежнего Амбын- нойона Соднам Балчыра, а Агбан –Демчи фактическим правителем в чине помощника Соднам-балчыра. Данный факт четко иллюстрирует традиционность легитимизации власти в тувинском обществе начала ХХ века.

     Согласимся с вышеприведенными  научными исследованиями  политолога Р.В. Пюрюна  и поставим точку  в споре и объявим  Амбын–нойон Комбу–Доржу главным героем  юбилея.

 

                               Тезаурусный анализ моделирования событий

     Амбын-нойон Комбу-Доржу, должен потерять свой статус после развала  Цинской империи. Как  правопреемник правительства Урянхайской земли, де факто становился наследным Урянхайским хааном (царем). Только в этом статусе, он имел право обращаться Белому царю (хаан). Возможно, при своевременной поддержке российского царя Комбу–Доржу мог усилить  свое положение в Туве и все нойоны подчинились ему  и не допустил  в дальнейшем коммунистического влияния на Урянхайский край, тем самым сохранил  верность царю. Может быть, Тува до сих пор могла быть независимой страной, как Монголия с дружескими отношениями с Россией, Китаем и Тайванем.

В этот исторический период Амбын-нойон имел возможность обратится к Японии, либо к Англии наиболее активных, зарубежных колонизаторов.

    Альтернативный юбилейный праздник, повторного протектората России уже над суверенной странной Тыва Арат Республика.  Автор  акцентирует (анонс) наиболее важным историческим аналогом 100-летнего юбилея для Тувы,  является  сентябрь 1921 г., обращение Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР к тувинскому народу о признании Советским правительством независимости Тувы !

В этом событии несомненно значительную  политическую роль сыграли нойон Буян-Бадыргы и Иннокентий Сафьянов.

Отношение Урянхайского «автономного» государства заложило начало первого самостоятельного дипломатического отношения  Тувы с Царской Россией.

100-летний  юбилей Тувы 15-го февраля 2012 года прошел не заметно, ведь самоопределение народов, единство родов, племен, является основой государственности,  общности истории,  территории, языка, культуры, религии – юридическим фактом. Для заключения соглашение о партнерстве между государствами первый шаг сделал Комбу-Доржу правитель Урянхайского края, а  ответа не последовало!

Аналогия событий.

  Такая же история повторилась  в апреле 1941 году, ТНР обратилась с просьбой о добровольном вхождении в состав СССР. Только  через три года 1944 года Туву приняли в состав РСФСР. С тех пор перевоплощение Тувы было 8 раз, по буддийским канонам стал бессмертным:

-1914 г. была принята под протекторат России.  Урянхайский край

-14 авг.1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува.

-1926 г. она стала называться Тувинской Народной Республикой.

-13 окт.1944 г. республика была принята в состав СССР и стала автономной республикой в составе РСФСР

-1961 г. была преобразована в Тувинскую АССР,

-1990 году Тувинская советская Республика

-с1991 г. – Республика Тува,

-с1993 г. – Республика Тыва.

Автор задается вопросом, в чем же такая нестабильность в названии государства в такой короткий исторический период Тувы.

Теоретически,  управления над Урянхайским краем 1914 году по воле Амбын-нойна  могли осуществить под протекторам  Англии. Японии,  Китайской Республики.  В насто-ящее время аналогией служит нынешнее дистанционное управление Калининградом Российской Федерации. (20).

Национальный вопрос- мультикультурность, полиэтничность России в ХХ веке

Войдя в состав РСФСР 1944-ом  году, тувинцы законно вошли в семью тюркской языковой группы народов; татары, башкиры, алтайцы, хакасы, якуты – монголоиды. А также союзные республики СССР, имеющие с Тувой древние  исторически корни, – это казахи, туркмены, узбеки, таджики, киргизы потомки  тюркских каганатов. Тюрки и другие коренные малочисленные народы  Севера, Сибири и Дальнего Востока исторически занимают  значительную часть территорию СССР которая,  является  исконным, средой проживания и родным, где русские стали большинством и укоренились осваивая природные ресурсы.. Тем самым, тувинцы фактически объединились с родными древними тюрками. (См. приложение 1)

Определение в СМИ и научных трудах  «тувинцы присоединись к русским» не верно трактовать, они вошли в родную среду обитания тюркских народов монголоидов (прим. автора). Доказательство -это карта выделана тюркские народы в России.  (21)

Как и люди – империи (государства) умирают и рождаются

    В развале Цинской империи тувинцы не участвовали. В 1911 году Синьхайской революцией была разрушена Цинская империя и образована Китайская Республика. 12 февраля 1912 года было объявлено об отречении императора Пуи от верховной власти, особым императорским указом Юань Шикаю предписывалось сформировать временное республиканское правительство. Сунь Ятсен был избран Нанкинской конференцией 29 декабря 1911 года на пост временного президента китайской республики с условием, что в случае согласия Юань Шикая стать президентом Китайской республики, Сунь Ятсен добровольно уйдёт в отставку. Сунь Ятсен это условие выполнил, и после отречения императора подал в отставку. 14 февраля Нанкинское собрание единогласно приняло отставку Сунь Ятсена, а на следующий день избрало Юань Шикая временным президентом Китайской республики.

Последний китайский император Пу И стал владыкой Цинской

Воссоединение семьи

 Император Пуи, его брат принц Пуцзе (22)    после объединения Китая под властью гоминьдана в 1928 году Чан Кайши, боясь, что Пуи станет орудием Японии в борьбе против Китая, предложил экс-императору восстановить «Льготные условия» и денежные выплаты в случае его переезда в Шанхай. К этому времени Пуи уже целиком попал в японскую западню, и переходить из неё в неизмеримо более опасную гоминдановскую не захотел. 18 сентября 1931 года, организовав «маньчжурский инцидент», японские войска оккупировали Маньчжурию. Получив заверения о том, что ему уготовлен императорский трон, Пуи добровольно перешёл на сторону японцев и стал сотрудничать с ними. В 1932 году правление династии Цин было восстановлено на территории марионеточного маньчжурского государства Маньчжоу-го, Пуи вступил на престол под девизом правления «Датун».(23)

От автора, при получении  императором трона, Пуи мог  юридически требовать возвращение Урянхайского края, при международном содействии японцев. Китайская народная республика образовалось 1 октября 1949 году, на основе гражданской, идеологической борьбы, разделили на две части китайский народ. Настоящий КНР к Туве, никаких прав не имеет,  является мятежным идеологическим  братом, от отца Цинской империи, сына и правопреемника  Китайской Республики на Тайване. Аналоги Южная Корея -Северная Корея, ФРГ-ГДР.

Тувинцы в составе Монголии, КНР как факты общности истории.  Связь с азиатским миром на южной стороне (ада чурт- родина предков)  занимают тувинцы в Китае (исследовании М.В. Монгуш) и проживают в Алтайском аймаке Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики, в живописных горных и степных местах Алтайского нагорья. Эта территория граничит на юге – с Россией, на западе – с Казахстаном, на востоке – с Монголией.  В Алтайском аймаке дружно уживаются представители разных национальностей: китайцы, казахи, дункане, монголы, уйгуры. В компактных поселениях тувинцев (Ак-Хаба, Ханас, Хом, Ала-Хаак, Кок-Догай) насчитывается немало казахов. Тувинские семьи встречаются и в городах Алтай, Бурчин, Хаба (24).

В смутные времена урянхайцы воспользовались политической ситуаций в Китае и России – стремление народа на самоопределение  не преступно, что закономерно в данный исторический период, наш язык тюркский, образ жизни-кочевники, мировоззрение тенгрианское, сильно  отличались от ханьцев. Общее  урянхайцев и китайцев, мы монголоиды, частично буддисты. Древняя история тувинцев, имеют общие корни контактов и Средней Азией.  В данном случае закономерным, является преобразования сознания и этнокультурного  развития урянхайского народа и правителя  синергетическим.  Итак, предметом синергетики, являются сложные самоорганизую-щиеся системы. Один из основоположников синергетики Г. Хакен определяет понятие самоорганизующейся системы следующим образом: “Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим внешним воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизующихся систем испытывается извне неспецифическое воздействие. Основные свойства самоорганизующихся систем — открытость, нелинейность, диссипативность. Теория самоорганизации имеет дело с открытыми, нелинейными диссипативными системами, далекими от равновесия. (25)

Современная аналогия «смутных времен» протектората- 26 августа 2008 Президент России Д. А. Медведев объявил о подписании указов «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признаёт и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязуется установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.  Комментируя свои действия в интервью Би-Би-Си, Президент России подчеркнул, что решение о признании Абхазии и Южной Осетии было вынужденным и не преследовало цели разрыва отношений с западными странами, которые поддерживают Грузию. Вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию признали и ряд других государств-членов ООН. (26)                                                                           

    Приднестровский конфликт — конфликт между Молдавией и непризнанным государственным образованием на её территории — Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которой находится в основном левобережье Днестра с преобладанием этнических русских и украинцев. Приднестровский конфликт, начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России и, в частности, благодаря присутствию на территории Приднестровья российских ВС. (27).

                                 Исторический пример развала двух империй. 

В XX веке  Цинская империя разделилась на четыре части это факт, ныне звучат как братья близнецы Китайская Республика на Тайване, Монгольская  народная Республика, Республика Тыва, Китайская народная Республика. Только Тува в составе Российской Федерации.

В развале Российской Империи (и в расстреле царской семьи) тувинцы не участвовали.  Последний российский император Николай Александрович Романов (Николай II) вступил на престол в 1894 году после смерти отца императора Александра III и правил до 1917 года, пока обстановка в стране не усложнилась. 27 февраля 1917 года началось вооруженное восстание в Петрограде, а 2 марта по настоянию Временного комитета Государственной Думы Николай II подписал отречение от престола за себя и своего сына Алексея в пользу младшего брата Михаила Александровича. После отречения с 9 марта по 14 августа 1917 года Николай с семьей находился под арестом в Александровском дворце Царского Села. Однако появились сведения о существовании “белогвардейских заговоров” для похищения царя, концентрации для этой цели в Тюмени и Тобольске “офицеров-заговорщиков”, и 6 апреля 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о переводе царской семьи на Урал. Царская семья была перевезена в Екатеринбург и размещена в доме Ипатьева. В июле 1918 года в связи с наступлением белых войск на Екатеринбург исполкомом Уралсовета по согласованию с Москвой было принято решение об уничтожении всей семьи Романовых. В октябре 2008 года президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации российского императора Николая II и членов его семьи. Генпрокуратура России также приняла решение реабилитировать членов императорской фамилии – великих князей и князей крови, казненных большевиками после революции. Были реабилитированы слуги. (28).

В октябрьской революции  1917 года, урянхайцы не участвовали. перед царем греха  нет. Интервенция белогвардейцев Бакича в Урянхай – дали отпор  незванным гостям.

Вышеназванных судьбоносных исторических процессах, под прессом двух держав России и Китая (между двумя драконами – прим. автора) в Центре Азии урянхайцы обрели свободу.  Его народным тенгрианским мировоззрением и действующими посредниками между небом и землей кам кижи – камгалыкчы  (по русски шаманство) и интелегенции тувы, буддистов, принявших далее социализм.

1921 году урянхайцы обрели полноценную государственность, при содействии СССР приняв его покровительство, идеологию в построения коммунизма.

Сухэ - Батор

Плодами Цинхайской и Октябрьской революции и Российским протекторатом воспользовались и монголы, что дало урянхайцам возможность отделится от Китая.        Героем Монгольской народной республики стал Дамдин Сухэ-Батор (монг. Дамдины Сүхбаатар; 2 февраля 1893 — 20 февраля 1923) — руководитель Монгольской народной революции 1921 года, один из основателей Монгольской народно-революционной партии (МНРП). Военный министр революционного правительства, главком монгольских революционных войск.  (29).

Взаимное признание тувинцев и монголов и совместной борьбы с китайцами, стали независимыми государствами номадов, разделил их на тюркский и монгольский мир. Урянхайцы, закономерно заняв самобытность культур таежно-тундрового (оленеводство), степного (альпийского-животноводство)  вертикального, и горизонтального степного монгольского,  природопользования возобновляемыми природными ресурсами.

Суверенное государство Тува – как участник мировых событий

 Участие во Второй Мировой войне ТНР было добровольное, как союзник  СССР на равнее США, Англией. Материально-денежная помощь от  Тувы была колоссальной, экономика разом потеряла значительные, возобновляемые природные ресурсы. (30)

В  ликвидации Варшавского договора СЭВ, в разрушении  СССР  на СНГ и РФ 1991г.  тувинцы не участвовали. С.Г. Кара-Мурза  пишет, что поражение СССР было нанесено именно в духовной сфере, в общественном сознании. Прежде всего, в сознании правящей и культурной элиты. Строго говоря, партийно-государственная элита СССР совершила в своем сознании тот же поворот, что и элита левой интелегентции на Западе. (31).

В смутные времена 90-х годов прошлого века, Тува  осталось в составе  Российской Федерации верным народом. Хотя со стороны Москвы  были отчуждения политиков и журналистов в СМИ, происшедших общественно-политических событий Туве.

Волнения в смутные времена 1990 года  в п.г.т. Хову-Аксы Тандынского района –началось с бытовой драки молодежи, которые часто происходили в березовой роще вокруг танцплощадки,  также аналогичная ситуация было в г. Кызыл в Парке им. Гастелло за доминирование на танцплощадке стало точкой бифуркации молодежи, для развитии синергетических неизбежных процессов общественного изменения, кризис экономики, управления, крах коммунистической идеологии. Отдельные руководители комбината «Тувакобальт»  партийные работники, внесли свой  меркантильный вклад, для легального выезда, сокрыв тайны воровства под видом беженцев. (32)   В чем же вина жителей Хову-Аксы в технологическом износе основных фондов и аварии ТЭЦ оказались в сорокоградусные морозы ледниковом периоде или концом света 19.12.2012г.  В интернет и СМИ, начали упоминать, что Хову-Аксынцы первыми в истории СССР  выгоняли русских, тем самым подливая масло в огонь вражды. Смакование на грязном комплексно не исследованном конфликте. Вот это политика отдельных журналистов в СМИ и других общественно-политических кабинетных деятелей, экспертов демократии,  способствуют разжигания национальной розни. Объектами будущих конфликтов и естественней социализация   надо рассматривать   ООО «Лунцин», «Голевская Горнорудная  Компания», «Евраз», «ЕПК» они создадут пролетариат в туве,  разделением сферы труда, престижных и мало оплачиваемых рабочих мест. Локализация рабочих мест по национальному признаку (китайцы, тувинцы, русские), приезжие и коренные. За которыми следует конфликты, напоминающие социально-экономические проблемы заката комбината «Тувакобальт», которые  могут провоцировать аналогичные процессы синергии. В настоящее время за счет современных телекоммуникационных средств связи – это процесс ожидаемый, но не предсказуемый как землетрясение, технологическая авария. Но все же своевременный мониторинг промышленных объектов ученым-культурологам, этнографам, социологам  надо проводить для профилактики конфликтных ситуаций.     Предупреждение от автора государственным чиновникам –  не жалейте финансовых средств, для научных межнациональных, общественно-гуманитарных  исследовательских работ ученных.

Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Примеры в данной статье приведены, чтобы избежать конфликтные ситуации наименьшими потерями, предупреждая руководителей быть открытым для общества (чтоб не создавали слухи о плохом  и хорошем, не вызываю случайные отклонения). Достоверная информация о событиях плохих, хороших  самоорганизуется в народе, без искусственной поддержки (СМИ. телефон, интернет, общение).

Уроки истории и факты говорят, что тувинцы в XX веке первыми предлагали дружбу, помощь русским, а правители России  всегда запаздывают с ответом!

Тувинцам обидно становится, а  почему Сталин 1944 году принял Туву в состав СССР, а не после победы над Германией. Тогда получается у верного союзника, украли лавры победителя. Представьте страны СССР, Англия, США и Тува делят Европу, Японию, Маньчжурию.  Нет, ни одного художественного военного фильма как «Нормандия Неман» о тувинцах, которые тоже были иностранным легионом союзником. Мало говорят в СМИ и центральном телевидении о историко –культурологичес-ком единстве   Республики Тыва с Россией.

Вышесказанным, автор доказывает, что Урянхайцы (тувинцы) возмутителями, катализаторами мировых событий, распада двух империй Китая и России и внутренних событиях этих стран не выступали. Из-за Тувы территориальных конфликтов (войн) не было. Тува одно из самых чистых сакральных мест в Евразии – хранит тайны былых времен. Пример: Турция, Киргизия  считают своей прародиной территорию Алтая, Тувы местом Туран-эргенекун (эрегенокон, эртенги хун) см. труды Абаев В.Н. 

 

О символизме в России и Туве.

Большой герб Российской империи. Жёлтый цвет - золото, серы (33)

     На торжествах, посвящённых инаугурации Председателя Правительства Тувы,  вручили символическую печать Амбын-нойона – верховного князя – и призвали уважать прошлое и верить в будущее (34)

    Автор  комментирует символический статус Председателя Правительства в образе  Амбын-нойона Тувы интересным. Историко-культурологическим фактом обладания печатью, символически ассоциируется как ставленник Маньчжурского императора дома Цин, одобренного при поездках в Китай, район Маньчжурии. 

     Если Председатель Правительства избирался  прямым, альтернативным, состязательным голосованием народа, то действительно не стыдно, символично  назвать его  Хааном Тувы,  а глав кожуунов – нойонами. В этом случае Хаанский статус Председателя  прогрессивным, креативным и традиционным мировоззрением Востока, для почитания правителей.

О символизме    (White) Лесли Элвин (1900-1975) – амер. антрополог, культуролог написал определение Уайт опирается на способность, присущую только человеку, придавать символич. значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы. К классу явлений, названному символатами, У. относил идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы, утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т.д., и предложил определить контекст их изучения — соматич. или экстрасоматический. В том случае, когда символизированные предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматич. контексте, их взаимодействие следует называть поведением человека, а науку, изучающую их, — психологией. В экстрасоматич. контексте взаимосвязь этих (символич.) предметов и явлений может быть названа культурой, а изучающая их наука — культурологией. (35).

В подтверждение, вышесказанного статуса  амбын-нойона и символизма обратимся к работе ученного Ховалых С.С. ТывГУ описывает иерархии чинов в традиционном тувинском обществе на рубеже XIX-XX вв. высшее положение занимал Бугуде-дарга (амбын-нойон ) – старший чиновник I класса, I ранга, удельный князь Оюннарского хошуна, имевший княжеский титул гун и звание мейрен-чангы. Титулом «амбын-нойон» исключительно в Танну-тувинских хошунах, что является одной из главных особенностей тувинского чиновничества, поскольку в имперской иерархи чинов и должностей он значился как Бугдийн-дарга (Бугуде-дарга) – помощник (дузалакчы) по военным и гражданским делам улясутайского цзянцзюня.

Интересно было связать Госдуму РФ или  Сенаторы ФС РФ  выдают символическую  корону Российской империи Президенту РФ, а на руках его серп и молот, символ коммунизма. Президент  не символически а фактически управляет из  Кремля остальной Россией.

   В данном случае законно  председателю  назваться русским князем  в Туве, ведь его статус реально утвердил аналог русского царя президент, занимающий  офис Царя Николая II, захваченный коммунистами 1917 году, далее демократами 1991 году.

Выше названные исторические факты о Урянхае, России и Китая, примеры, аналогии,  выводы даны для того чтобы связать истину культурно-исторических  и политических событий для студентов, аспирантов,  депутатов, политиков, чиновников, сотрудников силовых структур Российской Федерации, а также аналогично зарубежных аналитиков, историков.

                         Основы стратегического этнокультурного направления Тувы

      Все же в дальнейшем требуется историко-культурологическая экспертиза сакральных статусов и мероприятий государственного значения, выработка стратегии  долгосрочного исполнения традиций, обычаев и ритуалов тувинского народа. Способствовать модернизации, инновации, адаптации новым правилам, информационным технологиям, техническому освоению новых способов хозяйствования в традиционном образе жизни тувинцев. Этно-культурному природопользованию возобновляемыми природными ресурсами. В будущем индустриально отсталые регионы, усилят  аграрное направление-  натуральные продукты растительного и животного происхождение займут свое элитарное потребление, превышающее его реальную  стоимость.

    Уважение народов России своей культуре, синхронизация, адаптация с доминантой русской культуры  с тюркским миром, является основой целостности и стабильности Российской Федерации в последующие годы и  десятилетия.

    Влияния тенгрианства, буддизма на этногенез и политическое обустройство тюрко-монгольских народов Алтай-байкалии см. труды Н.В. Абаев., В.Р. Фельдманю., О.М. Хомушку., М. Б-Х Кенин-Лопсан других достойных тувинских ученных и общественно- политических деятелей тувы как К.С. Шойгу.  Салчак Тока К-Х.

Современность – опасные тенденции круговорота истории Евразии

В  ХХ1 веке, что же будет дальше творится с Российской Федерацией с его внутренними проблемами – с расслоениями  на богатых и бедных. Коррупцию чиновников,  сотрудников  в управлении государством, напоминает исторические аналогии прошлого, примеры распада Царской России – Октябрьская революция, а в Цинской империи – восстание боксеров.

Развитие кризиса общества закономерно, если условия и факторы увеличения деструктивного потенциала отрицания ( объективном) противоречив системе кризиса общества (процесс самоорганизации)   констатирует В.Р. Фельдман  (36)

Критическая ситуации народной массы в РФ растет каждым годам, виной этому  нет стыда и совести, патриотичности у чиновников и политической правящей элиты -культуры  служении народу.

Могут ли тувинцы остаться между двумя драконами – независимым после очередного государственного политического кризиса. (на ул.Болотном в Москве …пиявки да лягушки размножатся  по всей России ).

Последний царь России, приумножил территорию Россия без войны, скандалов и принуждения к миру!

Заключение: обращения, рекомендации, сакральность

 1 вывод.  Источники подтверждают  первенство и статус Амбын-Нойна Комбу-Доржу до 1915 года  был фактически наследным правителем  Урянхая.

 2 вывод. Республика Тыва празднует подписанный Указ о протекторате Российского Императора Николай II от 17 апреля 1914 года ….которая включила в состав Енисейской (Эне-Сай, мать река)  губернии России Урянхайский край.

3 вывод. Ключевые  персоны юбилея – дом Романовых и потомки Комбу-Доржу.

4 вывод. Благодаря царю Николаю II и Амбын-нойону, тувинцы вошли в состав тюркского мира в Российской империи.                

Автор на основании исторических изысканий и параллелей предлагает обратиться к Президенту РФ В.В. Путину:

1.)    «О приглашение на 100- летний юбилей,  правопреемников исторических событий, высоких представителей дома Романовых – духовных ангелов России». Это событие будет одним из доказательств, общности истории Тувы и России и будет историческим  праздником единения народов России.

                              Предложения  дому Романовых и Президенту РФ.

2.) Посетить курган Аржаан II, почтить Царское захоронение. Успокоить души «тын» царской семьи Дома Романовых,  своим присутствием и почтением к древним царям –государственным деятелям Центра Азии, подтвердят преемственность поколений.

– Заложить проект музейного комплекса древних царей и правителей Тувы в Пий-Хемском кожууне, пригласив музейных специалистов Японии, Кореи, Китая.

3.) Заложить фундамент нового современного жилого- офисного микрорайона в Кызыле –под названием «Белоцарск».

-В память Царя Николая II  и Амбын-нойна Комбу-Доржу за выдающийся вклад в объединении Урянхайского народа с тюркским и русским народом в составе России.

– Для настоящих и будущих инвесторов район «Белоцарск» разгрузит социально-экономическое напряжение, нехватку офисных помещений, жилья, дорожной инфра-структуры в Кызыле.

Сакральность  посещения Тувы,  для Дома Романовых – укрепление царских корней  в глубину веков под Вечно Синим Небом и Небо- Чаякчы, избрало царей править народами (VII до н.э. – XXI веке нашей эры ) до сих пор существуют в мире цари и короли.

Наш  современный российский богатырь Сергек- маадыр, камгалакчы кижи, то же царских кровей, глаголет  научный руководитель автора –это  Абаев Н.В. предки  его Кучутуг-Хаан,  сын Таян-хаана  В местечке Кызыл–Даг в Бай-Тайге,   где покоится  прах  Буга туров  племени  найманов,  остался улус  Кучутуг хана,  хранитель могущественного очага  Таян-Хаана. С легкой душой он прославил себя как полководец, был Царем в Средней Азии.  Кучутуг Улус за 900 лет  в долине реки Хемчик. Чадаан,  стал именоваться  как  племя Кужугет. (37)    Данном историческом обзоре раскрыты корни взаимосвязи Тувы, Китая, России, приведены аналогии политических ситуаций ХХ века, их сакральность, тезарузность, синергия событий для будущих поколений.

Выводы  и предложения в настоящее работе, являются авторской лабораторной работой аспиранта, необходимые аналогии прошлого и современности для раскрытия научной темы диссертации. В работе приведены центробежные процессы и ошибки в техногенном,  материальном  и гуманитарном, духовном, политическом  мире имеющих одинаковые природу развития событий. Развития механизмов предупреждения, своевременного  ремонта, обслуживания, модернизации в общественно-культурном, технологическом  направлении, является основой стабильного развития государства

Восстановления  приобретает, необратимы явления резекция, замена, консервирование. Ликвидации техногенных явлений доступны,  они в основном локальны  при наличии финансовых, материальных средств решаемы. Напротив религиозные духовные, культурные  символические фетиши, национальные конфликты могут быть необратимы, долгосрочны и имеют межгосударственные масштабы (Чечня, Абхазия, Осетия, Молдавия).

Тувинский Государственный университет

Лаборатория «кочевых» цивилизаций

Аспирант, культуролог Ай-бек Соскал.

Научный руководитель Н.В. Абаев д.и.н.

-Консультанты кандидат политологических наук – Пюрюна  Роксана Викторовна.

-Международный статус- кандидат исторических наук (доктор истории, философии) Кан Дэ Квон. Южная Корея.

-Уроки мудрости, полученные от доктора наук Сидней Чанг университет Фрезино США.

-Помощник лаборанта по правовым вопросам,  студент магистратуры РУДН по специальности юриспруденция Соскал Айлана Ай-бековна.

Лабораторная работа аспирата несет в себе материальные, финансовые  затраты инструментальную работу с книгами, интернет ресурсами, газетами, журналами. Главным  источниками, являются контакты с носителями культуры,  открывающие свои тревоги о прошлом и будущем. Благодаря членам Тес-Хемского «кружка истории» создана это статья, именуемая полевой работой, которая дает пищу для  размышлений и направлений в научной работе.

Публикации  данной статьи в интернете, СМИ  являются внедренческой работой аспиранта. Положительные и отрицательные отзывы на статью в СМИ, интернет сайтах, блогах, являются результатом  привлечения внимания и достижения цели лабораторной работы.

 

                                               Тес-Хемский «кружок истории»:

Дандар Мерген Викторович.
Чомбурук, Олеко Борисович.
Чудекпен Александр Шойжукович.
Бумбажай Шолбан Каадыр оолович.
Самдан Долбан Семенович.

На принципах народной дипломатии, раскрывающей толерантное, тенгрианское межгосударственное мировоззрение народов Евразии, в дальнейшем прошу информационным посредником с Домом Романовых и юртом Комбу-Доржу   выступить ИД « Комсомольская правда» и сайт «Тенгрифонд».

  

                                                                                                                                Ай-Бек Соскал

Приложение 1

Тюрские народы в Российской Федерации (данные  из Википедии)

Тюрские народы мира.
Всего: приблизительно 180 млн человек

* Турция —              55 млн

 

Источники:

-Информатором послужил Дандар Мерген Викторовича (Тес-Хем. с. Самагалтай),
(1) Фельдман В.Р. «Традиционное общество центральной Азии».  Кызыл2008 г. ТывГУ.   (см. КонфуцийЛунь- Юй 1998 . стр.20-27)/
(2) С. К. Шойгу составитель VII т. «Дыва дептер» II, IV, V томах.
(3) В.Р Фельдман.  «Традиционное общество центральной Азии».  Кызыл2008 г. ТывГУ.
(4 ). «Основы научных исследований» изд. Высшая школа1989 г. ISBN 5-06000043-5..  стр. 131.
(5) фото царя http://www.rhga.ru/stud_web/20…
(6)  «Истории Тувы» стр. 312  том 1.
(7).-Феликс Кон «Экспедиция в Сойотию стр. 368. т 4.
(8) «История Тувы»  стр. 313. 1 том.
(9) Там же  Стр.316..
10   Там же стр.317.
(11) Адамов С.А. «Урянхайский вопрос при царском и временном правительствах» изд. Кызыл2007 г. ТИГИ. изд. КЦО «Аныяк» стр. 28.
(12) Ондар Н.А. Конституционное развитие Республики Тыва Абакан-2009 год) стр. 50
(13) «Истории Тувы»  том 2 стр. 94-95.
(14)   Фото царя   http://www.radashkevich.info/p…
(15)  В.Л. Попов  (1864-   )  11–й  с 1763 г. Амбын-нойон Урянхайской земли фото 1903 год.   Гражданский чин князя –бейли Воинское звание мейрен-дзангин «Через Саяны в Монголия»1905 г. Омск. стр. 310. 3 том.
(16)Тезаурус. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. — 784 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8309-0272-4
(17)   Ламажаа Ч.К. Тезаурусный подход к анализу тувинской культуры  НИТ №1, 2012. Новый мир – новые подходы
(18) Пюрюна Р.В. «Легитимация Региональной политической власти в субъектах Российской  Федрации:  социокультурный аспект» РАГС при Президенте РФ. ТувГУ. (по материалам Республики Тыва г. Карсноярск-2010 г. стр. 95-96 .
(19) Белов Е.А. (1929-2004)  Соднам-Балчир-Амбын-нойон Уярнхайсвкого кря в 1916-1921 год  «Борьба за Урянхайский край»  стр. 503. 5 том «Тыва Дептер»  С.К. Шойгу
(20)  Соскал А.А. примечание, магистратура РУДеН.  юриспруденция. г. Москва.
(21) «Тюрки в истории России»  http://www.rustyurks.ru/category/tyurki-kto-eto/
(22) фото и ссылка  http://sergeytsvetkov.livejour…
(23) Империя Цин   https://ru.wikipedia.org/wiki/ .
(24) Монгуш М.В.   http://turan.info/forum/showthread.php.
(25)   Хакен Г. Информация и самоорганизация Макроскопический подход к сложным системам М. 1991 С. 28—29. См. также Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М. 1990; Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М , 1994; и др.
(26)   http://articles.gourt.com/ru/
(27)
Википедия. Приднестровский конфликт.
(28) РИА Новости http://ria.ru/history_spravki/
(29)  Монголия Дамдин Сухэ-Батор)    http://en.wikipedia.org/wiki/Mongolia.
(30) Ай-бек Соскал . «Иностранный кавалерийский эскадрон из Тувы» сайт «тенгрифонд».
(31) Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация книга вторая «От великой победы до наших дней». Москва  изд. Алгоритм 2001. стр. 234.
(32) «Притеснения русских в республике Тува» http://traditio-ru.org/wiki.
(33) http://www.radashkevich.info/p…
(34) http://zdr.gudok.ru/pub/18/122437/.
(35)  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture УАЙТ.
(36) Фельдман В.Р. «Традиционное общество центральной Азии».  Кызыл2008 г. ТывГУ. стр. 166.
(37) Ай-бек Соскал см. «Современный эпос о богатыре Шойгу сайт тенгрифонд.

 

 

Посмотрите еще другие публикации: