Чингисхан – Великий предок казахов…

Казахи не примазываются к славе Чингисхана. Это слава, выстраданная нашим народом.

Церемония награждения ректора КазАСТ проф. Кайрата Закирьянова дипломом академика Всемирной академии Чингисхана. Награду вручает 29-й потомок Чингисхана Пyрэв-Ойдовын Давааням. Текст: Людмила БУРЦЕВА. Недавно Всемирная академия Чингисхана в столице Монголии Улан–Баторе удостоила высокого звания академика президента Казахской академии спорта и туризма, профессора Кайрата Закирьянова.

На церемонии награждения присутствовал президент академии, 29-й потомок Чингисхана Пурэв-Ойдовын Даваанян, который отметил, что президиум академии на протяжении пяти лет изучал кандидатуру профессора Кайрата Закирьянова. На фоне многочисленных исследований, создававших образ Чингисхана как кровавого завоевателя, ярким контрастом предстает концепция Закирьянова, рассматривающего личность Чингисхана прежде всего как выдающегося государственного деятеля, сотворившего империю, прототипом которой может стать Евразийский союз, воплощенный в жизнь уже в наши дни по инициативе президента РК Нурсултана Назарбаева, где во главу поставлена полная веротерпимость, торговля от Желтого моря до моря Балтийского, без таможенных границ, а товаром выступают не только вещи, но и знания, и идеи.

– Кайрат Кайруллинович, благодаря своим трудам вы посвящены в сан академика Всемирной академии Чингисхана. В первую очередь хотелось бы узнать, что явилось стимулом для проведения столь обширных и наукозатратных исторических исследований?

– Для начала расскажу о том, как я пришел к теме Чингисхана.

Сегодня, думаю, казахстанское общество уже созрело для восприятия мысли о том, что Чингисхан – Великий предок казахов.
Став ректором физкультурного института, я получил возможность ездить на спортивные соревнования, которые проходили в разных странах мира, в различных частях света, и мне было очень обидно, когда нас, казахов, никто в мире не знал и не признавал. Нас считали либо русскими, либо китайцами, а вот как самостоятельную, независимую нацию под названием казахи нас мало кто знал. Сейчас, разумеется, картина иная: за 20 лет независимости мы многого добились.

Так вот у меня возник вопрос: неужели мы на самом деле были дикими кочевниками, варварами, которые пасли бесчисленные стада в наших бескрайних степях и ничего для культуры всемирной и общечеловеческой не сделали? С этим я никак не мог согласиться, ответов в нашей отечественной историографии не нашел, стал самостоятельно постигать эту тему.

Помогло мое образование. Я занимался абстрактной математикой и вопросами математической логики, знал методологию науки. Получив и изучив первоисточники (труды античных историков, византийских, арабских, китайских, персидских), заложил основу для постижения проблемы.

Постепенно сформировалась концепция происхождения нашего народа, концепция о месте в мировой истории нашего казахского народа, которая нашла отражение в моих книгах «Тюркская Сага Чингисхана. Сокровенное сказание казахов», «Под знаком волка: тюркская рапсодия».

Я устроен так, что мне интересны масштабные задачи. И конечно, личность Чингисхана, человека второго тысячелетия, по признанию ЮНЕСКО, не могла оставить меня равнодушным. Считаю, что человечество еще не скоро произведет на свет человека, который своими деяниями сможет встать с ним в одном ряду.

Еще студентом, прочитав книгу о великом французском математике Анри Пуанкаре, брате знаменитого политика Пуанкаре, премьер-министра Франции, узнал удивительную вещь. Оказывается, Анри Пуанкаре за год до Эйнштейна открыл формулы, которые легли в основу специальной теории относительности.

Сегодня же авторство открытия принадлежит Эйнштейну. Пуанкаре остался в стороне. Меня поражает, что французская нация за своего соотечественника не борется и ничего не делает, чтобы восторжествовала историческая справедливость, ведь основополагающие труды Пуанкаре были опубликованы в 1904 году, а у Эйнштейна – в 1905. Жуль Анри Пуанкаре был иным. Для него главное – покорить вершину, а осваивать ее, протаптывать тропы – этой повседневной рутины, которую может сделать каждый, он не хотел. На горизонте уже маячили другие вершины, куда еще не ступала нога человека.

Позиция Пуанкаре импонирует и близка мне, но в отличие от французов после своих изысканий я никогда не соглашусь, что Чингисхан, изменивший ход истории, является достоянием монгольского народа.

Я признателен спорту, благодаря которому весь мир открылся передо мной. Наш спортсмен на пьедестале почета: флаг Казахстана в честь его победы, и звуки гимна в честь его родной земли неизбежно рождали вопрос: «Кто вы, казахи?». Но даже сами себе мы не могли дать достойного ответа. Разумеется, нас никто и не знал.

Спорт явился стимулом возрождения гена, подвигшего меня к занятиям историей. Как уже было замечено ранее, мой интерес сфокусировался на личности Чингисхана, сумевшей покорить вершины человеческих возможностей.

Обратившись к этой колоссальной проблеме 8-10 лет назад, когда впервые вышла в свет моя статья «Чингисхан должен быть возвращен казахскому народу», я был многими воспринят скептически, кем-то открыто, кем-то завуалировано. В общем, сторонников у меня практически не было. Сегодня, думаю, казахстанское общество уже созрело для восприятия мысли о том, что Чингисхан – Великий предок казахов.

В свет вышли два номера журнала «Чингисхан», издающегося в Талдыкоргане. Сегодня общественность все активнее поднимает вопрос о том, что в Казахстане должен быть возведен памятник Потрясателю Вселенной, а его именем названы университеты, города. Эту святую миссию, возложенную на себя, я исполняю, и мне особенно приятно признание моего вклада именно монгольским народом.

– Как вы думаете, почему вас посвятили в сан академика, чем руководствовались монгольские ученые, ведь в работах красной нитью проходит мысль о казахских корнях Чингисхана?

– Во-первых, образ Чингисхана, созданный европейскими, российскими учеными – крайне негативный. Это – кровожадный завоеватель, который ради власти, достижения своих корыстных целей не жалел никого. Миллионы жертв, сотни разрушенных городов, цивилизация, отброшенная назад и т.д. Я же утверждаю, Чингисхан – великий архитектор современного мира. Благодаря ему Китай, раздробленный на 4 части, стал единым и сегодня превратился в могучую мировую державу. Россия, раздираемая междоусобными войнами, распрями князей, с Чингисханом сложилась в несокрушимое государство.

Вся территория Евразии была Первым тюркским каганатом.
Монгольские ученые, рассматривая мои труды, во многом согласились со мной. Наиболее авторитетный из них доктор исторических наук профессор, знаменитый археолог Баяр признал, что Чингисхан – не только достояние монгольского, но и казахского народа. Приехав в Алматы, в интервью газете «Алаш» он заявил: «Давайте не будем спорить, пусть Чингисхан будет общим могучим предком и монголов, и казахов».

В своих трудах я представил Чингисхана великим деятелем, кузнецом степной морали. Империя Чингисхана просуществовала 300 лет после его смерти, так как он оставил империи конституционный закон, который неукоснительно соблюдался и благодаря которому государство существовало. Империя Александра Македонского рухнула через месяц после его смерти. Империя Цезаря потерпела крушение. Империю Тамерлана постигла та же участь. Секрет долгого существования империи Чингисхана заключался в конструктивном и целесообразном построении государства.

Монгольская сторона, в полной мере не соглашаясь с версией о его тюркской принадлежности, тем не менее воздала мне честь официальным признанием моих работ, ведь я показал Чингисхана созидателем нового мира.

– Ген Чингисхана чрезвычайно распространен на планете, как вы относитесь к тому, что многие народы считают его своим прародителем?

– Действительно: и буряты, и тувинцы, и китайцы, и монголы, даже украинцы считают его великим предком. Я отношусь к этому с пониманием. У Иоганна Гете есть такие слова: «Несчастен тот народ, который не родил своего гения».

Сегодня наше государство ставит амбициозную задачу – войти в число 50-ти наиболее развитых стран мира. Почему в 50, когда мы первыми были?!
Американский ученый Джон Мэн подарил миру прекрасную книгу «Чингисхан», где рассказывает об исследовании британскими учеными ряда стран, имеющих прямое отношение к Чингисхану. Они обнаружили ген, который, если экстраполировать его в XIII в., во времена жизни Чингисхана, дал, по научным подсчетам, потомство приблизительно 20 миллионов человек, имеющих к нему прямое отношение. Не могу не согласиться с этими данными. Ведь Чингисхан был не только завоеватель. Он, как и полагается, имел также сильное мужское начало. В былые времена иметь потомство от такого великого завоевателя было нормальным желанием. У великого человека и потомство великое.

В последнем моем издании «Под знаком волка: тюркская рапсодия» я писал о том, что к созданию многих империй мира имели отношение наши предки. Тот же Александр Македонский, король бриттов Артур, тот же шаньюй гуннов Модэ-Матай, великий Атилла и многие другие в свое время делали то же самое. Чингисхан не возник из пустоты, он был взращен на вековых традициях народа и стал их достойным продолжателем.

Российский писатель Бушков в своей книге «Чингисхан» задается вопросом: какое отношение монголы могли иметь к Чингисхану? Ведь для того чтобы иметь такого предка, нужно было иметь великую историю и, как следствие, традиции построения великих государств. Родиться великим из ничего невозможно. Все это могло появиться только на прочном фундаменте государственности, которую создал народ. Тюрки имели такие государства. Те же тюркские каганаты, простирающиеся от Желтого моря до моря Балтийского. Вся территория Евразии была Первым тюркским каганатом.

Чингисхан в ореоле наших могучих предков достиг наибольшего могущества. Поэтому у меня такой неподдельный интерес к этой великой личности. Слава Чингисхана не чужда нам, казахи не примазываются к ней. Это слава, выстраданные нашим народом.

– Насколько представительна эта академия, когда она была учреждена и кто из мировых светил удостоивался ее звания?

– Всемирная академия Чингисхана широко известна. К примеру, во время пребывания с официальным визитом в Монголии Джорджа Буша-младшего он был посвящен в сан академика, ранее премьер-министр Великобритании Тони Блэр, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, а также некоторые другие ученые и деятели государств удостоивались этого престижного звания.

Я являюсь 675 членом Всемирной академии Чингисхана. Это большая честь – быть в одной семье с такими великими деятелями. Конечно, признание – это здорово, но мы, казахи, должны быть достойны своего великого предка, достойны его дел!

Сегодня наше государство ставит амбициозную задачу – войти в число 50-ти наиболее развитых стран мира. Почему в 50, когда мы первыми были?!

– Ощущаете ли вы себя причастным к великому народу, ведь его величие вы утверждаете в своих делах и произведениях?

– Если не ставить перед собой великих целей, ты никогда и малых не добьешься. Я стараюсь ставить перед собой, казалось бы, невозможные, недостижимые цели. Возьмите, к примеру, Всемирную универсиаду. В нашей республике никогда такого не было, и когда я обратился к этой проблеме, многие говорили, что это нереально и такое право могут получить только великие державы. Но мы добились такого права и в 2017 году будем проводить зимнюю Всемирную универсиаду в нашем прекрасном городе Алматы. Не нужно ничего бояться. Достойное место Казахстана – в первой десятке стран мира, среди великих держав, и мы должны все вместе к этому стремиться.

– Будет ли продолжена работа и каковы ваши ближайшие планы в этом направлении?

И меня ничуть не удивит, если окажется, что Наполеон Бонапарт тоже один из наших далеких предков.
– В последнем издании «Под знаком волка: тюркская рапсодия» я писал, что после того как данное издание было сдано в печать, появилось сообщение французских ученых о том, что исследование образцов ДНК Шарля Наполеона – потомка родного брата знаменитого полководца, показало: Наполеон Бонапарт – ближневосточного, кавказского происхождения. Ближний Восток и Кавказ – традиционный ареал обитания наших предков. И меня ничуть не удивит, если окажется, что Наполеон Бонапарт тоже один из наших далеких предков. В этом направлении я и дальше буду заниматься, но, как я уже говорил, меня манят новые вершины.

К примеру, мало кто из сегодняшних казахстанцев знает о том, что самой древней религией мира является тенгрианство. Именно его каноны легли в основу и христианства, и буддизма, и зороастризма, и мусульманства. Исток всех мировых религий – тенгрианство.

К сожалению, казахи веру наших предков забыли. Современная молодежь поддается влиянию или христианства, или криштианства, или мусульманства, или еще в каких-то сектах состоит. Я хочу заняться этим вопросом, возвратить тенгрианство в нашу жизнь. Конечно, это очень сложная задача, ведь для начала нужно все теоретически обосновать. Хочу вернуть нашим потомкам их национальное достояние, веру предков.

– Почему вы считаете тенгрианство наиболее верной из религий?

– Тенгрианство – это наиболее чистая религия, находящаяся в гармонии с природой. Человек – дитя природы. Тенгрианство – единственная религия, проповедующая жизнь после смерти. Сейчас весна, природа цветет, с наступлением осени все исчезнет. Также циклична и жизнь человека. Каждый проживет свой отрезок времени. Мы уйдем в страну предков, но мы вернемся. Так диктуют каноны тенгрианства. Это означает – бояться ничего не стоит. Все, что ты не успел в этой жизни, ты успеешь в следующей. Смерть не должна вселять страх. Тенгрианство также постулирует гармонию в духовном плане, в отношении к природе.

Когда я учился в школе, в 60-е годы в ходу были крылатые слова Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача!». Что это значит? Бери, пользуйся, губи. Так не следует жить. Ко всему нужно относиться по–человечески, по-сыновнему.

Я намерен организовать цикл лекций, приглашать на них студентов нашей академии, молодежь других университетов, рассказывать об истоках тенгрианства. И, дай бог, со временем мы вернемся к Тенгри…

    Кайрат Закирьянов.  Алматы