Эпос о Гильгамеше как источник мифологических и исторических доказательств о существовании шумерского бога Дингир, патриарха Тенгрианства

I.  Шумерские мифы о том, что сделал мир.
Вертикальная структура:
Ан – небо;
Дилмун (Золотая гора) – рай;
Ки – земля;
Арали – подземный мир;
Абзу или Апсу – подземный пресноводный океан.
Боги – АНУННЫ (потомки великого, т. е. Энки) и ИГИГИ – две группы по семь. Все они имеют меламу (яркий венок, сильное свечение) вокруг себя (срав. аура – санскр., ореол – греч.)
Геоморфные боги: 7 поколений богов (срав. число 7 в индо-иранско-тибетской мифологии, философии и религиозной практике).
В начале была пресная вода Апсу (срав. Апсара, ангел, живущий в сладководном озере Манасаровар под Сумеру или Кайлашем в Западном Тибете, прародина шумеро-санскр.), муж богини мирового океана Тиамат (срав. Дева – санскр., Теос – гр., Deus – лат., бог, богиня, жена).

Во время хаоса (срав. священная книга Ригведы – санскр.) Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.
Далее следуют еще 6 поколений богов с тибетско-индо-иранскими именами и подобиями в Евразийской мифологии.
Зооморфные боги: новые 7 поколений.
Главный бог здесь Амаруту (Мардук) или Асаллухи (заклинание), животное с двумя головами, позже человек с драконом, хранитель Урука, ставшего столицей Шумеров, муж Зербаниту, Царпаниту или Серпаниту. Скоро подготовка к войне, в которой победит Мардук. Мардук также создал первое оружие – лук и сетку (срав. созвездие Лука (Стрельца) и сеть звезд ночного неба). Использует четыре ветра (срав. санскр. Ваджра или тиб. Дордже, гром в четырех направлениях мира). После победы Мардук создает небо и землю из тела Тиамат. Из тела Кингу Энки создает человека Ут, похожего на бога-Солнце (солнечное существо или само Солнце) (срав. Гелиос и Феб Аполлон – гр.). Из этой «формы» богини производят (рожают) других людей, чтобы служить богам. Т. е. человек – слуга.
Антропоморфные боги:
Верхний уровень (небо): Энлилъ (хозяин воздуха) – бог воздуха, главный бог Шумеров, жена Нинлиль. Дингир (небесный повелитель) (Денгер), (Дангара – перс.), (Дангра – санскр.), (Тангра – болгар.), (Дингри, Дангра, Тингри, Дингри, Тхеуранг – тиб.), (Денгер, Тенгер, Тенгри, Тенгири, Тенгели, Тенгр, Тенгер Ецег, Тейри, Тангараг, Танран, Танръ – варианты в Азии).
Далее следуют 5 богов до священного числа 7.
Средний уровень (земля): здесь у нас есть сельские боги, городские боги (у каждого города есть свой бог-защитник), домашние боги и Лама-су (богиня моей души) (лама – мудрец с тиб.) – личное божество каждого человека.
Нижний уровень (подземелье): здесь 7 подлых богов, добрых демонов и Сибиты – семь злых демонов.

ІІ.  Историческая основа эпоса.
Шумерский этнос происходит из Западного Тибета, района горы Сумеру (прекрасный Меру), (Кайласа, Кайлаш – санскр., Кан Рингпоче – тиб.).
Из-за серии землетрясений и засух шумеры спустились через современный Ладакх в плодородные долины рек Вахш и Пяндж (др. н. Амударья). Там торговали с балкхари (жители г. Балкх, называемого «Матерью городов»), вахи (рабы богов – санскр.) и мунджанци (Мунджавант – священные горы – санскр., др. н. Памира) – покупали шкуры и лошадей.
Из-за роста популяции они кочевали по безводному Иранскому плато и достигли гор Загрос, где основали поселение Нинпур (город правителей), (пура – город с санскр.). Изгнанные от местных племен эламитов, они спустились в двуречье на Идигину (Тигр) и Бараннуну (Евфрат) и создали города-государства. Первый построенный ими город – Ур. Он также считается первым цивилизованным городом в мире. Занимаются сельским хозяйством, скотоводством, ремеслами, металлургией, торговлей, строительством городов-крепостей из кирпича и камня, городской канализации, изобрели первую письменность, создали первую богослужебную и светскую литературу, первые мистерии.
Билга-меш (Гильгамеш) – пятый правитель первой династии Урука – 2750 г. до н. э. или третья династия Ур. Жил по мифологии 126 лет (точные годы получаются при разделении на 7, т. е. правил 18 лет), первый объединитель шумерского этноса в государство (срав. кан Куртъ / Кубрат, т. е. объединитель – болгар., создатель старой Великой Болгарии, который объединил все болгарские этнические группы).
Его отец – Лугалбанда, о котором также есть эпос, его мать – богиня Нинсун, также эпическая героиня. Он был захоронен в саркофаге под р. Евфрат, который был открыт в 2004 году немецкими археологами. Он проходит «шаманское путешествие» – летает на Шем (летательный аппарат) к Шамашу (Солнце), совершает подвиги на земле, спускается под землю – мир теней, чтобы вернуть душу своего друга Энкиду.
Гильгамеш ищет бессмертие и добирается до мудреца Зиусудры или Атрахасиса (Ут – аккад.), (срав. Зиези – мифический и библейский родоначальник болгарского этноса), (Ной – библ.), спасает мир от Абубу (потопа). Зиусудра живет у устья рек Тигр и Евфрат. Его друг Пузур-Амури сделал корабль, Зиусудра собрал людей и животных – по 7 видов, достиг горы, выпустил птицу, чтобы найти землю.
Учение Зиусудры:
«Все, что записано для всех, наши дни сочтены,
есть Шимту (судьба, предопределение).
Все записано для всех, наши дни сочтены.
Вы приобретаете только тогда, когда вы даете.
Все циклично, река выходит и возвращается домой».

ІІІ.  Гильгамеш как литература.
Царь Энмеркар (ХХVІІІ в. до н. э.) является одним из семи создателей клинописи, он, вероятно, тот, который ввел ее в Уруке. Он также создатель обменной торговли. Он также создал Эдубу (школу) (срав. Веды – санскр., священные книги, этос – гр., учение о морали, эдукацио – лат., воспитание, Эдда – скандинавские эпические стихи). Они служили для хранения, усвоения и распространения знаний в письменной форме.
Эпос приспособлен для освоения в диалоговой форме (срав. с тибетской диалектической традицией обучения в буддизме; древнегреческой диалектической традицией в школе Платона). Более поздние диалоговые эпосы, ритуальные драмы и стихи продолжают эту линию. Каждое новое время переместило значимый и этический акцент на различные события эпоса. Текст мог быть беспорядочным между многими учениками и жрецами (протагонист, девтерагонист, тритагонист, хор или главный, второстепенный, вспомогательный актер и хор-гр.) или исполняется одним жрецом (рапсод, эпический певец – гр.). Скорее всего, оба метода чередовались.
Конструкция эпоса. Классический пролог:
В стародавние дни, в стародавне-дальние дни, в стародавнюю ночь, в стародавне-далекую ночь – шумерская версия /
Все видели: обошел свет, переплыл море, со своим другом дерзким покорил врагов… в сокровенном знании раскрыл тайны и принес весть перед потопом – аккадская версия;
Экспозиция: кто герой / кто его родители / какой его родной город / короткий список его деяний / какова его связь с богами;
Коллизия – ИД: Скверные аморальные деяния Гильгамеша в Уруке / Молитвы граждан к Аруру / Создание Энкиду / Миссия Шамхат / Параллельный рассказ о двух героях / Сны Гильгамеша – самоанализ / Противостояние Гильгамеша и Энкиду / Побратание между ними;
Первая перипетия – ЭГО:  Подготовка для боя с Хумбаба / Гильгамеш забывает советы стариков / Советы от матери Гильгамеша и признание ею Энкиду как сына / Сны Гильгамеша – самоанализ / Бой с Хумбаба.
Вторая перипетия:  искушение Иштар спокойной семейной жизнью / Гильгамеш отвергает искушение, вкусив сладость героизма / месть Иштар засухой и мором на Урук и запуск небесного быка против Гильгамеша / убийство быка;
Третья перипетия:  Сон Энкиду – интроспекция / Болезнь Энкиду / Проклятие и реабилитация Шамхата от Энкиду / Оплакивание Энкиду с участием народа, боги и природа;
Четвертая перипетия – СУПЕРЭГО:  Философское заявление Гильгамеша о смертности его / Спуск Гильгамеша в подземный мир, чтобы спасти Энкиду / Не удалось выполнить акцию по спасению Энкиду;
Пятая перипетия:  Поиск информатора, первый уровень – первые воспоминания перед кравчей Сидури / Переход через реку смерти – второе воспоминание Гильгамеш перед Уршанаби / Поиск информатора, на втором уровне – Зиусудра, третье воспоминане Гильгамеша перед Зиусудра / Философское заявление Зиусудра о смертности всех / Эпос в эпосе – повествование Зиусудры о потопе;
Шестая перипетия:  первое испытание Гильгамеша, неудачное / путешествие по реке смерти во втором испытании / второе испытание Гильгамеша, неудачное / философское суждение Гильгамеша о полезности человека для других;
Катастрофа:  встреча теней Гильгамеша и Энкиду в подземном мире / неудачная попытка тени Энкиду спасти Гильгамеша;
Эпилог:  Ритуальный плач героя. Часто используемые литературные похвалы.
Клятва, рефрен, пророческие сны, прощение как стратегия в жизни, очищение плачем.
ІV.  Эпос о Гильгамеше как «Путеводитель героя».
Стратегия «Как стать героем (десять правил)»: Изменение характера и действий с плохого на хорошее (необузданный Гильгамеш) / Защита своих (битва с Акка из Киш) / Проба силы с самым сильным (бой с Энкиду) / Побратание с противником (братский статус Энкиду и амулет его от Нинсун) / Подвиги с риском для жизни, в пользу своих (Хумбаба, солнечный бык) / Спор со стариками и богами (советы Иштар) / Спуск даже в ад, чтобы спасти жизнь своего друга / Поиск бессмертия (Утнапищтим, медитация без сна, волшебная трава) / Принятие смерти (согласование с Утнапиштимем) / Особенности похорон (в Евфрате).

V.  Гильгамеш как мистерия.
Мистерия о Гильгамеше была впервые сыграна во время Акитум, 22 марта -весеннего новогоднего праздника с мистериями, ритуальными песнями и играми, продолжающимися в течение месяца (срав. протоиранский Науруз). Аудитории, в современном смысле этого слова, не было, все участвовали в постижении таинства мистерии. Они пели рефреном, подаваемым от главного жреца, совершали культовые действия и молебны, коллективные танцы.
Молитвы, ритуалы и жертвы, участвовавшие в мистерии:

  • обучение от жрицы-куртизанки манерам через любовь
  • задавание вопросов богам и получение ответов
  • замена царя рабом
  • размещение амулета перед боем
  • одевание ритуальной одежды (хламиды)
  • разбрасывание муки на ветру (по четырем направлениям)
  • игра с серсо – мужчина-женщина, жизнь-смерть
  • ритуальное мытье рук в Евфрате
  • ритуальное купание и стирка одежды в Евфрате
  • благовония для богов – кедр, тростник, мирта – в 7 кадильницах
  • зажигание жертвенного огня
  • рисование волшебного круга для сна
  • использование птицы в качестве духа
  • ритуальное бдение с медитацией
  • использование гадательных черепков
  • ловля белого жертвенного ягненка слева и черного справа для жертвоприношения перед битвой
  • заклание овцы и барана при природном бедствии
  • жертвоприношение животных – перед Иштар
  • водные возлияния для Шамаша
  • бычье сердце на алтарь для Шамаша
  • песнопение для Шамаша
  • моления на коленях с поднятыми руками перед Шамашем
  • возлияние елея из бычьего рога для Шамаша
  • копание колодца для Шамаша
  • молитва и ритуальный плач перед Уту с золотым посохом в руке

Ритуальное оплакивание:

  • диалог с умершим – достоин ли он памятника
  • наставления умершему – как принять свою участь
  • диалог – список подвигов посмертно
  • ритуальное купание в Евфрате – очищение для последнего путешествия
  • привлечение в траурный дворец – последний дом
  • оставление его босиком – чтобы он не шумел в преисподней
  • обертывание в белое льняное полотно – символ смерти
  • размещение ложи, покрытой узорчатым саваном – символом жизни
  • вокруг него приходят его близкие, нарядные как на свадьбу
  • перемещение в направлении влево-вправо с мертвецом – последняя поездка
  • плач четырьмя методами – с вырыванием волос, срыванием одежды, бегом, бросанием в грязь
  • размещение в кирпичном или каменном саркофаге – родился из земли и стал землей / был как скала и достоин каменного памятника
  • размещение в погребальном корабле – переплыть реку (океан) мертвых
  • погребение на загробном берегу через труповозложение – сожженные мучаются, переносятся ветрами

Священнослужители, жрецы:
7 человек – Первосвященник – Уригаллу, сказитель, начинает всегда от Сотворения мира / Помощник-прорицатель – Бару / Трое волхвов – Эреб бити (Вхожий в дом божий) / Два юродивых;
7 женщин – Три хвалительницы – лукур (жрица), лукур-каскала (жрица-наложница), нин-Дингир (небесная властительница – жрица) / Тени Этана / Тени Сумукан / Тени Эрешкигаля / Тени Бэлет-Сери;
Эпос исполняется на эмесале – литературном и храмовом языках, утонченном и адаптированном к гимнам. Инструменты, используемые в мистерии: барабан, горн, тарелки, глиняная флейта, тростниковая флейта, арфа, перкуссия, голос (одним голосом; быстрой молитвой-речитативом; хором).

VІ.  Цивилизация шумеров.
Шумеры – первый этнос, который поставил человека Ут в основу своего понимания общества. Он не только слуга богов, но и имеет Бога своей души, свою мудрость, называемую Лама. Шумеры достигли идею гражданского общества благодаря их длинному пути с Тибетского плато до Месопотамии. Им помогали контакты с другими этническими группами и обмен, в котором они накапливали новые знания. Уникальность этого народа заключается в том, что они путешествовали вынужденно и по пути приобрели технологию и стратегию выживания. Аналогичен путь болгар от их вероятной прародины в Припамирье к их новым землям в Европе. Элементы цивилизации шумеров строились вынужденно. Чтобы выжить, они создали свои собственные принципы, чтобы сохранить не только свои жизнь и семьи, но и свои этническую и культурную идентичность. Шумеры создали матрицу, называемую сегодня «условиями существования цивилизации»:
1. Строительство городов-крепостей-государств, укрывающих людей одного этноса;
2. Создание военного порядка и иерархии, профессиональных военных, полиции и ополчения;
3. Монархические принципы, возвышение лидеров – царей-жрецов, сгруппирование функций и полномочий, королевские ритуалы – ритуальные свадьбы с наместницей богов и скрижали (скипетр и обруч), Нам-Лугаль – учение о божественном происхождении царей;
4. Создание гражданского общества, совет старейшин (7 штук), судебная система людей, судящих с повязками на глазах;
5. Практика комбинированного хозяйства – земледелия и скотоводства, облагораживание земли, ирригация, каналы;
6. Унификация пантеона – обязательные общие боги для всех, единая мифология, богослужебные здания, жреческое сословие;
7. Создание коммуникаций – дорог, обменной торговли, взаимопомощи между попавшими в беду членами общества, письменности, почты;
8. Создание эпической и богослужебной литературы, двух официальных языков: священнического и разговорно-литературного; диалоговой системы обучения; школы и библиотеки; “типографии” с цилиндрами, на глиняных дощечках; восхвалительной и исторической хронологии;
9. Единый солнечный календарь и праздничная система, астрология, наука, праздники лунного цикла;
10. Металлургия, ремесла, система единиц измерения, порты, торжища;
11. Мистерии, развитие искусств – светские и сакральные;
12. Создание единого государства путем объединения городов-крепостей, политическая столица – Урук, религиозный и научный центр – Ниппур, распределительный почтовый центр – Бабила, место для развития торговли – Дильмун (Бахрейн) и административное деление: Северный, Центральный и Южный Шумер.
Первые 30 вещей в мире, определяемых Самуэлем Ноа Крамером, были созданы цивилизацией шумеров, среди которых под номером 22 был отмечен первый «Святой Георгий» – мифы о Дингире, а затем Митре.

VІІ.  Краткий анализ; параллели с тенгрианством.
Бог-небо Дингир у шумеров не имеет отдельной центральной функции. Вполне вероятна аналогичная картина у болгар, где Тангра входит в число еще 13 других объектов поклонения. Однако развивающийся Тенгри занял главную, а затем единственную роль среди народов Центральной и Северо-Восточной Азии;

1. Дингир расположен в верхней части триады Верхнего-Среднего-Нижнего мира. Два сообщения указывают на то же место Тангра и среди болгар. Со своей стороны, Тенгри является синонимом Верхнего мира в тенгрианском мировоззрении;

2. Шумерская версия Дингира указывает на присутствие в службе Богу-небу не только мужчины жреца (колобр – болг., Омуртагская надпись Мадары) и жрицы женщины нин-Дингира, но и на связь шумерских ритуалов и мистерий с индо-иранским понятием слияния мужского и женского начала, энергий Шивы-Шакти, и косвенно показывает семейное брачное торжество как элемент цивилизационной модели. У болгар нет открытого женского присутствия в обрядовых практиках. Напротив, лично «кан субиги Омуртаг «сделал [возлияние] Богу Тангре»». Аналогичная ситуация у центральноазиатских и тюркоязычных народов, где Тенгри в своих вариантах является главным богом, обслуживаемым только мужчинами;

3. Параллели между Дингир, Тангра-Тенгри, позднее Митрой (бог дневного света – иран.), и христианским Святым Георгием, связанные с мистериями во время весеннего равноденствия (иранский Науруз), раскрывают эволюционный ход Бога-небо как «небесного всадника», победителя в битве с хтоническим драконом. Господь Всадник не только определяет ход сезонов, но и ставит царей (срав. «Правитель, ставленник Бога» – болг. «Названный болгарским каном» – приписка визиря кана Курт / Кубрата), также всадников и «воинов Тангра-Тенгри». Они фактически рождаются победителями, носителями новой цивилизационной модели. Как типичные евразийцы, мы можем считать, что оседлая и кочевая цивилизационная модель, рожденная из тенгрианства, доказала на протяжении веков свое право на существование и преимущества;

4. Эпос в качестве основного источника мифологической и исторической памяти, как источник поучения и инструмент идеократии, сохраняет свое основное значение от Шумера до наших дней. И если клинопись сохранила самые древние варианты, то устная традиция доминирует над более поздним Тенгрианством. Параллели между эпосом Гильгамеш и всей шумерской эпической литературой с одной стороны, и эпосами центральноазиатских и тюркоязычных народов с другой, действительно, поразительные. Тщательно анализируя этот материал, обнаруживаются теологические, философские, структурные, литературные, мифологические, ритуальные, образные, сакральные, иконографические и мистические сходства, сохранившиеся почти неповрежденными целых шесть тысячелетий. Тезисно рассмотренные выше нами шумерские образцы дают исследователям бесценный материал для анализа и сравнения;

5. Прямых данных и упоминаний Дингира в шумерской литературе мало. Однако реконструкция масштабных и впечатляющих мистерий в его честь дает еще один мост к тенгрианству. Сравнивая ритуальные практики шумеров с центральноазиатскими и тюркскими тенгрианскими действами, мы обнаруживаем более 70% идентичности. Аналогичный процент и со сведений о болгарах до принятия христианства, а также в более поздних сообщениях о сохраненной болгарской обрядности. Оказывается, мистические практики в Евразии чрезвычайно консервативны. Заслугу в этом имеет Его Величество народ, как показывают эпосы;

6. В заключение можно привести выдержки из трех эпиграфических памятников:
эпос о Гильгамеше: «Гильгамеш в это время сидит и плачет, а по бокам текут слезы … для кого, Уршанаби, мои руки трудятся / и для кого сердце кровью обливается? / Для себя самого блага я не прошу / На землю – я, лев, принес благо … источник я нашел, но я его потерял / моя лодка осталась без меня» (около 2750 г. до н. э.).
большая надпись в честь Кюль Тегина: «Тенгри выделяет время / но, в любом случае, человеческие сыновья рождаются, чтобы умереть / так горестно думал я / до тех пор, пока из моих глаз не потекли слезы / и громкие вопли не вышли из глубин моего сердца…» (731 г. н.э.)
Тырновская надпись кана субиги Омуртага: «Человек хорошо живет, умирает, а другой рождается. Пусть рожденный позже, глядя на эту надпись, вспомнит о том, кто это сделал. А имя повелителя был Омуртаг, кан сюбиги. Да пребудет с ним Бог сотню лет» (822 г. н. э.).
Работы по сравнительному анализу шумерского Дингир и последующего ему Тенгри еще только начинается. Это задача не для одного ученого, а для поколения исследователей. По нашему убеждению, подобный анализ выявил бы один из наиболее ранних слоев тенгрианства и, возможно, проследил его эволюцию до этнического, национального и философские мировоззрения десятка народов Евразии, чьи потомки и мы.
( перевод Федоровой Л.В. )

Илиев А. Л.
theatredreams@abv.bg