Skip to content
 

Философия Кулаковского

Лазарь Андреевич Афанасьев-Тэрис.

Философия Кулаковского / Л. А. Афанасьев-Тэрис. — Якутск : Бичик, 2018. — 224 с.

В книге обозревается история критики поэтических произведений Кулаковского, рассматривается фольклорность поэтических произведений поэта, исследуется структура традиционного мышления народа саха, выраженная в фольклорных произведениях, выясняются базовые и социальные категории философии Кулаковского.

© Афанасьев Л.А., 2018
© НИК «Бичик», 2018


______________________________________________________________________________________________________________

 

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ НАРОДА САХА

Введение

Philosofy KylakovskyАктуальность исследования. В современном мире конкуренция между цивилизациями, государствами и нациями возрастает. При этом надо отметить, что разница между развитыми и развивающимися обществами увеличивается. Некоторые эксперты уже говорят, что отсталость некоторых стран, наций имеет необратимый характер.

Идея прогресса в ХХ в. стала спорной и она до сих пор остается таковой. Но идея сама постепенно меняет свое содержание. Сейчас можно говорить об «одностороннем прогрессе» и «всеобщем прогрессе». Различные центризмы (этноцентризм, евроцентризм), крайние идеологии типа фашизма, коммунизма имеют односторонний характер. Даже современный глобализм в какой-то степени страдает односторонностью. В это время идея прогресса постепенно приобретает всеобщий характер. Если раньше понятие судьба имело более конкретный вид, ныне уже касается всех людей.    В связи с этим возникает проблема ответственности за судьбы людей своего общеcтва, нации, страны и всего человечества. Конечно, развитые страны, носят большую ответственность за судьбы людей, чем развивающиеся. Потому что, они обладают огромной потенциальной материальной и духовной силой. Итого идея прогресса еще более укрепляется.

Народы все стремятся к прогрессу. Но добиться этого не просто. Прогресс — цельное явление. В настоящее время проблема перехода традиционных обществ в современный стала более острой. Даже те общества, которые как бы совершили переход от традиционного состояния в современный, на самом деле не выбрались из отсталости.

Народы прежде всего должны разбираться в своем менталитете, чтобы найти в себе соответствующие парадигмы поведения для развития. В народе саха почти до 30-х годов прошлого века стержнем духовности было олонхо. Но уже в 1910 г. была создана более современная форма духовности — поэзия А. Е. Кулаковского, открывающая путь перехода из традиционного состояния в современный.

Олонхо представляло собой мифолого-художественное освоение действительности. Поэзия Кулаковского тоже имеет такой же характер, но в ней акцентируются новые ценности, приспособленные к современным требованиям.

Ныне ситуация намного изменилась. Стратегическая часть призыва Кулаковского почти сбылась — мы обладаем современным образованием. Но перед нами стоит не  менее важная задача — не отстать от прогресса. Мы как и прежде должны обратиться к своему духовному богатству, чтобы найти на современном уровне новую  парадигму  поведения,  чтобы  мобилизовать  силу  и идти в ногу с развитием современного мира.

Как выше сказано, наше духовное богатство было в свое время «переработано» Кулаковским. Но глубину этой «переработки» мы до сих пор до конца не поняли. В советское время благодаря     Г. П. Башарину была раскрыта основная стратегическая идея Кулаковского — призыв к усвоению образования. Эта идея была раскрыта в системе понятий тогдашней идеологической сетки. Осталась не раскрытой философия Кулаковского как система. В современное время мы должны понять философию Кулаковского более адекватно своему содержанию. Это поможет нам понять самих себя, найти новые духовные силы для решения насущных задач.

Понять философию А. Е. Кулаковского — трудная задача. Мы сперва должны четко выяснить систему понятий народной философии, лишь на основе этого знания можно приблизиться к раскрытию учения Кулаковского. В целом, исследуя народную практическую философию и философию А. Е. Кулаковского, мы выявляем онтологические основания философии народа саха в более современном, «переработанном» виде. Она нужна сегодня, чтобы мы усвоили духовность своего народа в более рациональном виде..

 

СКАЧАТЬ КНИГУ “ФИЛОСОФИЯ КУЛАКОВСКОГО”

Посмотрите еще другие публикации:

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.