Фрагменты татарской истории. Уничтожение Золотой Орды.

Смена эпох, крушение империи, основанной на идеи Ленина о коммунизме: “Советская власть плюс электрификация всей страны” породили в погибающем социуме  Советского Союза череду острейших вопросов: ”Что делать? и как жить дальше?” Но прямых и ясных ответов, как известно не было, а то что осталось у нас за спиной требовало согласия в обществе.  По-старому жить не хотели, по-новому не умели. Не только русские, но и татары, а точнее все народы бывшего СССР бросились искать правду о своем прошлом. Прошлое подсказывало – из автономной республики надо перерасти в союзную республику.  Затем стать субъектом международного права. “Этому не быть”, – крикнула команда  Ельцина, ранее предлагавшая брать суверенитета столько, сколько “проглотят”. И вот, появились новые лозунги –  “Россия – для русских”. Спрашивается, как воспринимать всю эту “кашу”. Если мы федеративное государство, то почему не  живем по законам федерализма, а если мы унитарное государство, давайте цивилизованно разводиться. Кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Ну а что же делать, если в России фактор выше закона, коррупционный, главнее Конституции. Один пример. Как известно, в Организацию Объединенных Наций принимают только лишь независимые, суверенные государства с последующим признанием языков этих государств, членов ООН. Как  известно, российская республика Татарстан, не являющееся субъектом международного права, включена в число ведущих государств ООН по языковому статусу. Татарский  язык в этом списке ООН занимает одиннадцатое место. Этого факта достаточно чтобы признать татарский язык вторым государственным в РФ. Невежество нашего общества налицо когда, видя одиночные пикеты на эту тему, люди откровенно или недоумевают или смеются. Но только лишь один такой факт убедительно говорит о том, что в России нет никакого федерализма. Нужна серьезная пропаганда татарского – одиннадцатого языка ООН.

Да, мы татары когда-то крупно проиграли и проиграли не кому-нибудь, а самим себе. Наши земли от вечных распрей чингизидов обезлюдились, иссушились и покрылись мором. Мы оказались неспособными защищать ни себя, ни свои земли. Слишком большим поколением оказалось оно у Великого   Чингисхана. Каждому хотелось править, каждому хоть чем-то обладать. Жадность правящей элиты того времени была безмерна и безгранична и от идеологии Ильханов (Народных ханов) не осталось не следа.

Вот что говорится в одном из средневековых литературных русских источников XIV –XVв.в. “Пришел некий царь Темир Аксак (хромой) из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом … Прошел  всю Орду и всю землю татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец и князя Елецкого, много людей замучил … Не допусти господи этого врага поносить нас ибо сила твоя ни чем не сравнима и царство твое нерушимо, избавь нас от проклятого безбожного царя Темира Аксака!” Как видим радости у русского народа о разрушении Тамерланом Золотой Орды вовсе не было, а была просьба и обращение к Господу богу от избавления пришельца – злодея. Выходит, не такой уж ненавистной была Золотая Орда для Руси, коль гибель ее оплакивали простые русские люди.

Все что смог унести Тимур – унес. Были вывезены огромные богатства Евразийской державы, которая была безжалостно разграблена. Сотни тысяч голодного населения Орды добровольно уходили с победителем вглубь Средней Азии.  Перегонялись прекрасные табуны верховых коней, стада крупнорогатых, десятки тыс. овец, караваны верблюдов. Города Золотой Орды опустели и обезлюдились.

Такого масштабного разорения, которое совершил Тимур воюя с золотоордынским ханом Тохтамышом мир еще не видел. В разграбленной стране голод и мор шли по следам победителей, как божья кара и люди чувствовали, что божественное небо Тенгри отвернулось от Тамерлана. Эта величайшая трагедия к великому сожалению у историков осталась без должного внимания, как в советской, так и в российской историографии. Но Тамерлан не все богатства мог вывести. Не мог он унести с собой разрушенные города и эту «работу» завершили толпы мародеров, которые на протяжении столетий уносили все что осталось после Тамерлана. Не торжествуя, возвращался в Самарканд Тамерлан. Войско его ослабло и пало духом, ведь в Орде сражались не какие-то инородцы, а родственники, по дороге гибла не только скотина, но и десятки тыс. племенных воинов и добровольцев, решивших уйти с Тимуром.

Потомки Джучиева улуса (Джучи старший сын Чингисхана) долго хранили в памяти боль, унижение и оскорбление своего достоинства.  Каждый джучиид где бы он не воевал со своим сородичем, в душе вынашивал идею реванша и жажду мести. И наступит время, когда потомки Батыя под руководством Шейбани хана вторгнутся со стороны Астрахани и Южной Сибири во владения темуридов и будут преследовать и гнать их за пределы Чагатаева улуса (Чагатай второй сын Чингисхана) пока последний тимурид, в лице правнука Тамерлана Захеретдина Бабура, навсегда не уйдет вначале в Афганистан, а затем в Индию где создаст впоследствии империю Великих Моголов.

После ухода Тимура из Золотой Орды в 1395 г. появятся несколько жалких ханов, разделивших между собой остатки Джучиева Улуса (Золотая Орда). На левом берегу Волги, в районе Сарая Бату, правил ставленник Тимура – Куюрчук хан, в нижнем Поволжье, в районе Астрахани – Тимур – Кутлук, на Яике (Урале) – Едигей, в Крыму – Таш Тимур. Каждый был сам себе хан, сам себе бек. Тохтамыш находился в Булгаре, но русские князья вынудили его уйти из Среднего Поволжья. Тохтамыш ушел в Крым, где его посадили на трон возникшего Крымского Ханства, хотя фактически основатель Крымского ханства Хаджи-Герей не был ни сыном, ни внуком Тохтамыша, но был потомком Тукай-Тимура, одного из 14 братьев Батыя. Как же заканчивается эпоха Тохтамыша и Тамерлана – двух личностей, невольных сокрушителей могущества империи  Джучи – сына Чингисхана? Надо отдать должное, Тамерлан проявлял внимание и заботу о Тохтамыше, постоянно оказывал ему поддержку ему во всем, а когда Тамерлан понял что такая забота по своей природе невозможна, он решил уничтожить этот объект своих надежд. Преследую Тохтамыша он,  по существу, разрушил сложившийся народ и состоявшуюся Евразийскую империю, невольно помогая Руси в будущем занять это место.

У Тохтамыша не хватило средств для борьбы с Тимуром. Он метался, как загнанный зверь, поэтому вынужден был продать в 1391 г. московскому князю право на владение такими городами Руси, как Нижний Новгород, Муром, Тарусу, а также Мещеру. Все эти события, связанные войной с Тимуром привели к расколу правящей элиты Золотой Орды. Тамерлан был неудержим и после войны с Золотой Ордой он пошел на Анкару. Многие аналитики средневековья сомневались в предстоящем успехе, так как султан Османской империи Баязет не так давно разгромил объединенные силы крестоносцев Европы, но битва с Тамерланом под Анкарой в 1402 г. все же состоялась, и Баязет потерпел сокрушительное поражение и был пленен Тамерланом и благородно помилован. Эта битва вошла в «число великих событий мировой истории». Кем же был этот великий завоеватель и покоритель 27 государств? Какого рода-племени и какое он имел отношение к династии Чингисхана? Его долго относили к монголам, тюркам. О Тамерлане написано множество книг, кроме того он сам написал свою автобиографию, так что недостатка в первоисточниках нет. По материнской линии он принадлежал к династии Чингизидов. Если Чингисхан когда то заменил имя татар на имя монголов, придя к власти в 1206 г., то Тамерлан никогда не отказывался от имени татар. Об этом этническом происхождении Тимура в своей книге «Истории великого Тамерлана» посланник испанского короля Клавихо Гонсалес, совершивший путешествие в Самарканд по двору Тимура 1403-1406 гг. говорит следующее: «И хотя он (Тимур) родился в этом городе (речь идет о Шахрисабзе) однако он не принадлежал к тому племени, которое там живет, а был из племени называемого чагатай, относящегося к татарам, пришедшем в эти земли из Татарии (речь идет о современной Монголии)». Далее Клявихо пишет следующее: “после Чагатая (Чагатай второй сын Чингисхана) осталось здесь много людей. Местные после смерти Чагатая стали называть оставшихся татар-чагатаев, оставшихся жить в этих краях и происходил Тамерлан”. Его потомки, как уже говорилось выше, изгнанные из Евразии тем не менее смогли создать в Индии империю Великих Моголов, точнее было бы сказать империю татар-чагатаев. И стоит сегодня величественный памятник Тамерлану в центре Ташкента на братской узбекской земле, а мощи покоятся в усыпальнице “Гур эмир” в Самарканде.

Данный исторический очерк охватывает историю татар с момента возникновения на нынешней территории Северного Китая – империи хуннов (220 г. до н. э.) – до сегодняшних дней. А завершить этот очерк хотелось бы словами великого француза Шарля Луи Монтескьё (1689-1755гг.). Вот как высказался он в письме своему приятелю по имени Узбек ): «…Из всех народов мира, дражайший мой Узбек, ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний. Этот народ – настоящий повелитель Вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему. Он в равной мере и основатель, и разрушитель империй; во все времена являл он миру свое могущество, во все эпохи был он бичом народов. Татары дважды завоевали Китай и до сих пор еще держат его в повиновении. Они властвуют над обширными пространствами, составляющими империю Великого Монгола ( речь об империи Великих Моголов в Индии). Они владыки Персии (Ирана), они восседают на троне Кира и Гистаспа. Они покорили Московию. Под именем тюрок они произвели огромные завоевания в Европе, Азии и Африке и господствуют над тремя частями света. А если говорить о временах более отдаленных, то именно от татар произошли некоторые из народов, разгромивших Римскую империю. Что представляют собою завоевания Александра по сравнению с завоеваниями Чингисхана? Этому победоносному народу не хватало только историков, которые бы прославили память о его чудесных подвигах. Сколько бессмертных деяний погребено в забвении! Сколько было татарами основано государств, истории которых мы не знаем! Этот воинственный народ, занятый только своей сегодняшней славой, уверенный в вечной своей непобедимости, нимало не позаботился о том, чтобы увековечить память о своих прошлых завоеваниях (Персидские письмена. Москва 1956г. Письмо IXXXI).

Конечно, текст письма весьма комплементарный, но есть  и одно но, выдающейся французский просветитель, философ, правовед,  яростный оппонент абсолютизма, много времени посвятивший изучению форм правления того или иного государственного строя, где сутью законности и справедливости остается один принцип, а именно, принцип разделения властей не должен был восхищаться личностями типа Чингисхана, Тамерлана и других татарских полководцев для которых принцип разделения властей был не приемлемым по своей сути. И тогда нам остается гадать, а что же на самом деле восхищался Монтескьё.

Татары как впрочем, и монголы не занимались возвышением собственных персон и не выдавали они себя за представителей исключительной расы.  У них из поколения в поколение была скудная жизнь, жесткие порядки и дисциплина со времен Великого тенгрикута (император хуннов) Бахадура. Предводители татар на протяжении тысячелетия были одержимы идеями создания всемирного государства без границ, без войн, с едиными законами. Они никогда не принимали решения о войне, не пытаясь решить вопрос мирным путем. Вначале они предлагали стать их союзником, когда этот вопрос противник отвергал, они просили стать их подданными, не получалось, призывали к покорности. Далее шли ультиматумы и только после всех дипломатических процедур объявляли войну со всеми вытекающими последствиями. Но, к сожалению, на эти особенности татарской тактики, если хотите, многие ориенталисты и историки не обращали внимание так как они жили в другие времена. Где внезапность начала войны превратилось в некое достоинство, правило. Попытки договориться до начала открытого сражения многие считали проявлением хитрости и лицемерия у татаро-монгол. Быть мировым лидером в решении вышеназванной проблемы мечтал, естественно, Чингисхан, но не все получилось как надо. Решение многих задач оказалось не по плечу многим потомкам Чингисхана и тем не менее многое из того что продемонстрировали Чингизиды стало достоянием мирового исторического опыта и этого не мог не заметить такой мыслитель мирового масштаба как Шарль Луи Мотескьё с точкой зрения которого никак невозможно не считаться.

Наркас Мулладжанов   г. Казань.