Skip to content
 

Географические карты как источниковедческий материал

В рамках реализации программной статьи Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Курс на будущее: духовное возрождение» исторического ландшафта Казахстана, поиск и исследование сакральных объектов.  На первом этапе предполагает комплексное исследование сакральных объектов Акмолинской области.

Нами исследованы топографические карты конца XIX в. и – нач. XX века более ста единиц. В результате составлена сборная топографическая карта не имеющая аналогов с использованием естественных и исторических топонимов ландшафта Акмолинской области (рис.1.1).

Рис. 1.1.

Рис. 1.1. Топографическая карта Акмолинской обл. начала XX в.

Как известно, карта возникла еще до нашей эры. С тех пор география на ней закрепляет накопленные сведения. Информация на карте “записана” по-особенному. Картографический язык – это язык различных по форме, размеру и цвету обозначений-символов. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Топографические карты XIX века составленные военными топографами Омского военно-топографического отдела на протяжении многих лет вели топосъемку всей территории современного Казахстана, и эти десятиверстные карты запечатлели исконно казахскую ландшафтную топонимику, гидронимику и т.д.

Нами при составлении топографической карты Акмолинской области они были использованы в полном объеме. По ландшафтной идентификации учтены картографические требования, использованы методы картирования (масштабирования и сшивание) данная карта состоит из 12-ти десятиверстных топографических карт. В результате при верификации с современными картами имеются существенные отличия, как историческое так и ландшафтно-этнической природы, государство-образующего этноса.

Например, всем известное озеро -Боровое, ранее именовалось –Карагайлы, река Жабай-Атбасарка.  На данной карте отмечены места зимовок, летовок, места родовых захоронений. Одной из важных находок с использованием топографических десятиверстных карт найдено локализация  Ставки Абылай хана близ Кокшетауских гор (Александровская) в современной интерпретации село Кенесары (рис. 1.2).  Далее нами на карте обнаружена поселение Урманбетъ (Орманбет) по одной из версий находилась ставка Владыки Золотой Орды Урус-хана (Ак-Нияз, Орманбет-хан, Мухаммад 1368-1377), по другой версии данная ставка Азь-Тауке хана (ум. в 1715 г.). В 22-х км. юго-западнее города Атбасара на правом берегу долины р. Ишим.  Далее место погребения Урманбет юго-западнее озера Узункуль Атбасарского района (рис. 1.3).

Особо важное историческое событие это место локализации Мавзолея  Джаныбек хана одноименное место, находящееся в комплексе Кургальджинских озер на юго-восточном побережье на коренной террасе озера Джаныбекъ. В результате исследования Ишимской экспедиции под руководством Хабдулиной М.К. ранее предполагавшегося место захоронения одного из основателей казахского ханства Джаныбек хана.  Мы даем краткую характеристику двух археологических сюжетов (рис. 1.4).

Рис. 1.2. с. Кенесары

Рис. 1.2. Горы Кокшетау

Рис.1.3. Атбасарский район

Рис.1.3. Атбасарский район

рис. 1.4 Джанибек

Рис. 1.4. Кургалджинские озера

Мавзолей Жанибек-Шалкар (XV вв). Географические координаты: СШ 50° 33.867´, ВД 070° 15.813´. Памятник занимал наиболее высокую точку сопки (344 м) коренной террасы южного берега озера Жанибек-Шалкар. С поверхности сопки открывается широкая панорама степи, виден противоположный берег озера и прилегающая округа. Для постройки мавзолея было выбрано очень удачное место. Мавзолей был виден издалека и доминировал над окружающей поверхностью.

Коргалжинские степи – зона десятилетних целинных распашек и к настоящему времени от мавзолея остался небольшой холм диаметром 16 м, высотой 0,5 м. Холм порос бурьяном, насыщен фрагментами жженого кирпича, обломками полихромной терракоты покрытой зеленой глазурью. Глазурь на всех плитках превосходного качества, нанесена толстым стекловидным слоем [1, с.172-178].

Раскопом 20х20 м было открыто основание прямоугольного двухкамерного мавзолея и прилегающие к нему конструкции.  Размеры мавзолея 12,7х7,5 м,  длинная ось его ориентирована по линии северо-восток-юго-запад (рис.2). Основная камера имеет размеры 9,2х7,5 м, к северо-восточной торцовой стене ее примыкает прямоугольная камера меньших размеров 4,5х3,5 м.

рис 2

Рис. 2. Мавзолей Жанибек-Шалкар. Общий план раскопа

Фасад мавзолея обращен на юго-запад. Вход  находится внутри выступающих крыльев портала, которые являются продолжением длинных продольных стен. Пилоны шириной 2 м выступают на два метра от основного объема сооружения. С двух сторон они обрамляют привходовую площадку размерами 3,5х2,0 м. Ширина входа 0,8 м (рис.2).

От мавзолея сохранился пол, выстланный жжеными кирпичами квадратной формы (26-27х25-27 х5 см) и фрагменты стен высотой в 2-3 слоя кирпичей такого же формата [1, с.36]. Ширина стен 0,9-1,2 м. Они построены из  четырех рядов кирпича, уложенных плашмя. Стены мавзолея построены без фундамента.

Кирпичная кладка пола мавзолея имеет размеры 5,2х5,2 м. Кирпичи уложены в один слой, в «разбег». Кладка пола хорошо сохранилась (рис. 3). На ее поверхности не оказалось  никаких

Рис. 4. Мавзолей Жанибек-Шалкар. Поливная терракота.

Рис. 4. Мавзолей Жанибек-Шалкар. Поливная терракота.

следов основной могильной ямы. В нескольких местах пола со стороны входа видны небольшие проломы, с которых убран кирпич. Предпринятые нами раскопки участков пролома пола оказались безрезультатными. Возможно, здесь мы имеем подземный склеп, вход в который мог быть снаружи. Для того чтобы его обнаружить необходимо полностью убрать кирпичи пола и углубиться, либо использовать современную поисковую техническую аппаратуру. В 2010 г. мы не стали вскрывать кирпичную кладку пола. Основание мавзолея нами законсервировано, и доисследование его планируется продолжить.

Мавзолей с трех сторон, кроме стороны входа, был окружен  кирпичной оградой шириной 0,5-0,6 м, возведенной в 3 м от стен мавзолея. Размеры огражденной территории составили 14,5х14,5 м. Поверхность огороженного вокруг мавзолея пространства покрыта отпечатками квадратных кирпичей, уложенных в виде ромбов.

За пределами мавзолея с северной и восточной сторон обнаружены четыре  могилы (№2-5), пристроенные гораздо позднее (рис.2). Насыпи могильных холмиков, состоят из фрагментов жженого кирпича, цельных глазурованных плиток и смешанных осколков. Одна могила (№1) прорубила пол мавзолея и, судя по расположению, была сделана внутри уже полуразрушенного мавзолея (рис.2). Могильная яма №3 перекрыта внешней оградой, что свидетельствует о более позднем появлении ограждения. Все пять могил ориентированы по линии СЗ-ЮВ. Нами вскрыта только одна из них (№1). На дне расчищен скелет человека головой на СЗ, лицом на восток [1, с.94].

В процессе раскопок в развале мавзолея было собрано около 400 целых и фрагментированных глазурованных кирпичей с резным орнаментом и бирюзовой поливой. Несмотря на сотни лет, прошедшие со времени их изготовления они сохранили прочность и первозданную красоту (рис.4) [1].

Выявлено 6 типов облицовочной плитки, которые различаются формой и орнаментом. Основная плитка декора прямоугольной формы (33х12х3 см). Глазурью и орнаментом покрыт один торцовый край шириной 8 см (рис.4,1).  Еще один тип – прямоугольная плитка (42х32) с резным узором в виде парной восьмиконечной звезды с восьми лепестковыми розетками в центре. Она встречается с поливой и без (рис.4,2). Найдены фрагменты плитки с резным орнаментом, сочетающим растительные узоры и эпиграфический орнамент (рис.4,3), плитки, орнаментированные резными линиями в виде «лесенки», прямоугольные плитки, украшенные выступающими рельефами в виде шахматно расположенных прямоугольников.

Сохранившаяся планировка мавзолея  и плитки декора позволяют реконструировать его как портально-купольный двухкамерный мавзолей. По фрагментам стен и размерам пола можно восстановить архитектурный объем сооружения и сделать расчеты по технологии строительного дела. Известно, что любые архитектурные формы подчинены законам пропорциональности. Все параметры его находятся в геометрической зависимости. Зная часть здания можно воссоздать весь его объем [3, с. 34]. Общий облик здания, детали интерьера могут быть реконструированы на основании сравнения с аналогичными памятниками архитектуры  (рис.5) [4].

Рис. 5. Мавзолей Жайык по Байпакову

Рис.5. Городище Жайык. Графическая реконструкция мавзолея XIV в. Авторы: Т. Турекулов, Е.Смагулов

По законам архитектурной пропорциональности высота равняется внутренней ширине здания [3, с. 149].  Отнимая толщину стен, получаем внутреннее пространство мавзолея 5,2 х 5,2 м. Следовательно,  высота четверика мавзолея равнялась 5 м. Выше должны идти барабан и купол, высота которых предположительно также была 5 м. Таким образом, общая высота мавзолея при размерах основания 9,2х 7,5 м была более 10 м. Купол был над основной камерой.

Рис. 6. Мавзолей жанибек

Рис. 6. Мавзолей Жанибек-Шалкар. Реконструкция. Автор Вл. Меденко

Мавзолей Жанибек-Шалкар вошел в сводку золотоордынских мавзолеев, сделанных Э.Д. Зиливинской [5, с. 144]. Она относит мавзолей Жанибек-Шалкар  к типу портальных мавзолеев с массивным порталом, вписанным в контур здания (пештаком). Массивный пештак предполагает высокую арку портала. В данном случае большинство орнаментированных изразцов найдено в завалах, примыкающих к южной привходовой стороне мавзолея. Думается, портал был украшен рядами крупной плитки со звездообразным орнаментом, возможно горизонтальной полосой плиток с арабской вязью (рис. 6). Среди плиток декора встречены крупные подквадратные плитки (23,5х22,5х3,5 см) трапециевидные в разрезе со скошенными внутрь краями. Такие скошенные края необходимы, если плитка крепилась в специальные пазы и при наборе давала выпуклый объем. Плитка не орнаментирована, но покрыта бирюзовой глазурью. Возможно, это декор барабана или свода.

Озеро Тохтамышъ возможно связано с одной из известных исторических личностей периода распада Золотой Орды ханом Тохтамышем (1380-1395). На территории Астраханского района обнаружено место захоронения Даир-султана, умер в 1786 году. Зять Аблай-хана, родоуправитель Каракисек и Токтаул. Сын Барак-хана, умер 1750 году, из династии Тугум-Шигайская [6, с. 140]. На карте обозначено (М. Даир-хан).  Исследуя старинные карты российских топографов в значительной части дополняет, уточняет и открывает много новых неизвестных ранее исторической науке фактов и свидетельств. Результаты топографических и картографических исследований имеют рецензию на разработку проекта «Сакральные объекты Акмолинской области» от НИИ Туризма и географии. ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, доктор географических наук, профессор Мазбаев О.Б.

Исходя из выше изложенного, данные уникальные карты имеют огромные  культурно-исторические ценности. Конечный продукт при привлечении ученых смежных дисциплин археологов, этнографов, географов, туристов и т.д. служит подлинной основой для составления карты сакральных объектов Акмолинской области и может служить как матрица для составления географической карты сакральных объектов Республики Казахстан.

Г.Ж. Табулдин, Набиев М.А., М.К. Хабдулина.

 

Набиев М. А.

Набиев М.А и Табулдин Г.Ж. за работой

 

Литература:

  1. Хабдулина М.К., Кожамжаров К.Т., Ярыгин С.А., Калдыбаев М.С., Сакенов С.К., Свиридов А.Н.  Культовые памятники Тенгиз-Коргалжинской впадины. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2011. – 208 с., илл. (каз., рус.яз.)
  2. Хабдулина М.К., Табулдин Г.  Мавзолей Жанибек Шалкар. Археологическое исследование памятника// Мәдени мұра. 2015. №1 (58). – С. 96-103
  3. Шевелев И.Ш.  Принцип пропорции. – М.: Стройиздат. 1986. – 200 с.
  4. Байпаков К.М.  Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана. – Алматы, 2012. – 284 с.
  5. Зиливинская Э.Д.  Архитектура Золотой орды. Ч.1. Культовое зодчество. Казань: Отечество. 2014. – 228 с., илл.
  6. Табулдин Г.Ж., Набиев М.А.  Всемирная генеалогия чингизидов – Академия Конкорд. Издание 3-е, дополненное и измененное. – Париж, 2015 -464 с, рус., анг.

 

 

Посмотрите еще другие публикации:

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.