К вопросу якутского тэнгризма

Полагают, что шаманизм возник 30 00 лет назад. Притом указывают два места возникновения шаманизма: в Сибири или на юге – где-то в Тибете. А якутские материалы, например рисунки, оставшиеся на Ленских скалах, свидетельствуют о том,  что шаманизм 30-35 тысяч лет назад был изображен в развитом виде. Например, на Горе Эмэгэт (Идол Горе) шаман нарисован в исчерпывающем виде: человек (шаман) и над ним нарисовано три солнца (рис.1)

Рис.1 Петроглиф с горы Эмэгэт, Ленские писаницы

Рис.1 Петроглиф с горы Эмэгэт, Ленские писаницы

Якуты в основном делят мир на три мира: верхний мир, средний мир и нижний мир. Таким образом, шаманизм в развитом виде рассматривает на  мир. Это было  отмечено в целом во всем пространстве Евразии.  Сверху начерчено девять вертикальных черточек. Якуты до сих пор верят, что небо состоит из девяти слоев.  Китайская религия, христианство и другие тоже в свое время считали, что небо состоит из девяти слоев.  Такое  понимание появилось наверно гораздо раньше. После этого трудно сказать, что шаманизм не  возник в Сибири. Эта религия в виде язычества возникла в Евразии. Почти все народы практиковали шаманизм.  Эта вера была  особенно сильна в восточной части Азии, там, где сейчас находятся Китай, острова Тихого Океана, Япония и Сибирь. А на Кавказе, в древнее время этой веры придерживались шумеры. В остальной части Евразии, тоже был развит шаманизм. Но  он были оттеснен распространением религии откровения, но следы все же  были сохранены.

Якуты, как и другие тюркские народы в древности жили на территории современного Китая. У них распространилась религия Тэнгри. Якуты до сих пор бога называют бога Тангара.  Они поклонялись Богу солнца (неба). Поэтому до сих пор считается, что тэнгризм  был основной религией тюрков, монголов и тунгусов. На самом деле, сначала в виде шаманизма тэнгризм был мировым явлением. Позже в более развитом и сохраненном виде оставался у этих народов. И сейчас его практикуют  многие, в т.ч. саха (якуты).

Где-то 5-3 тысяч лет назад  в Азии возникли первые протогосударства, затем империи, державы. Именно в это время тэнгризм стало идеологией этих государств. В целом здесь 3-4 раза появлялись огромные империи, захватившие полмира. Эти огромные движения совершались под знаменем Тэнгри. В это время совершилась реформа шаманизма. Шаманизм перерос в тэнгризм, который стал государственной религией.

Саха (якуты) говорят, что тысячи лет назад с юга приплыл Эллэй Боотур и разбил стойбище в долине Эркээни. Устроил ысыах (обрядовый кумысный праздник) и обосновал тем самым ритуалы  тэнгризма – религии саха. Эта религия объединила все роды саха (якутов).

Конечно же, это легенда. Тэнгризм появился намного раньше. Но объединяющая роль легендой передана точно и мы считаем, что именно в это время олонхо (героический эпос) утвердилось как объединительный феномен. Олонхо в первоначальном виде возникло давно, но в это время оно проявилось как идеологический фактор для  объединения всех родов саха – сформирования их в народ.

Именно в это время происходило важное изменение. Сэргэ (коновязь)  в древности изображало фигуру человека. Позже прибавилась новая деталь – округлые выемки – ойбоны (як.- проруби). Они по функции совпадают с индийскими чакрами. Считается, что у человека есть девять ойбонов. Этнограф А. А. Попов в 1922-1925 описал шаманскую практику. Именно в это время было зафиксировано явление ойбонов.

Расположение ойбонов [1]:

– где макушка,
– где печень,
– посредине спины,
– в подмышках (два ойбона),
– в пятках (два ойбона),
– в пояснице.

В наши дни школа «Кут-сүр» (душа-дух) признает следующее расположение ойбонов:

– темя, макушка,
–  середина лба,
–  глаза и уши,
– легкие,
– сердце,
– диафрагма,
– печень,
– пупок,
– в области половых органов.

В 2015 году специалисты Школы “Кут-сюр” в Мегино-Кангаласском улусе вблизи деревни Чюйэ нашли сэргэ с девятью ойбонами. Такого сэргэ больше не сохранилось нигде, хотя их описания имеются давно. Шаман, который поставил это сэргэ – коновязь почти до революции жил в лесу, скрываясь от преследований властей и активно лечил людей.

Надо учитывать, что многие объекты, храмы якутской религии уничтожались почти двести лет подряд.  И это сэргэ – коновязь с 9-тью ойбонами – чакрами наглядно показывает –  какого уровня развития достигла якутская религия. Мы видим в ней тэнгризм в новом свете.

Афанасьев Л.А. – Тэрис
Россия, г. Якутск
tengrikonferens@mail.ru

Литература:

  1. А. А. Попов. Камлание шаманов.Новосибирск: Наука, 2006.