Skip to content

Эпическое наследие – носитель реликтового мировосприятия и духовности, прообраз основы новой цивилизации.

Дастан Сарыгулов
(Бишкек, Кыргызстан)

Эпическое наследие народов мира традиционно рассматривается как богатейший источник изучения прошлого, неоценимые материалы по их истории, языку и этнографии.

В силу многих обстоятельств (политического, религиозного, национального, исторического характера) это бесценное достояние всего человечества по-прежнему остается слабо изученным, что приводит к потере

уникальной сокровищницы земной цивилизации.

Философам, лингвистам, психологам, этнографам в изучении эпического наследия человечества предстоит еще необъятный объем работы, сравнимую с той, которую проделали ученые в определении геологических эпох в истории планеты.

Становится все более актуальным и значимым научная классификация и определение мировоззренческих и духовных «эпох», пройденных человечеством за последние 500 – 700 тысяч лет своей истории.

К великому сожалению, пренебрежительно-унизительная оценка духовной истории человечества периода до нашей эры в эпитетах «языческая», «первобытная» и др. носит более теологический, чем научный характер.

В докладе будет дано тезисное изложение оценки эпического наследия (на примере самого объемного в мире кыргызского эпоса «Манас»), как носителя реликтового мировоззрения и духовности, их значения, и роли в качестве прообраза мировоззрения, могущего стать основой новой цивилизации.

I

Развал СССР и распад стран «социалистического содружества», крушение КПСС поставили под сомнение истинность ряда фундаментальных научных теорий и их базовых положений (казавшихся до этого незыблемыми и неоспоримыми).

Крушение башен близнецов в Нью-Йорке, оказавшиеся все менее успешными военные операции в Ираке и Афганистане, победа социалистических революций в Венесуэле и ряде стран Латинской Америки показали глубокие изъяны и той общественно-политической системы, которая казалось победившей в идеологическом, военном и экономическом противостоянии двух противоборствующих систем планеты в ХХ веке.

Все углубляющиеся глобальные проблемы экологии, наркомании, СПИДа, коррупции, преступности, экстремизма, терроризма, дегуманизации и неравенства людей, ставшие по своим масштабам всепланетарными, убедительно и неоспоримо свидетельствуют о том, что:

  • Они не могут быть решены ни одним, даже самым сильным и богатым государством (или же группой таких государств) мира. Они могут быть решены только объединенными усилиями всех стран и народов планеты;
  • Они не могут быть решены ни силой денег, ни силой оружия;
  • Их нельзя решить силовыми и административными методами, законами и угрозой наказания за их неисполнение, т. к. решение этих проблем находится за пределами ресурсов государственной машины (поскольку ни страхом наказания, ни деньгами нельзя человека сделать добрее, совестливее, милосерднее, сострадательнее, честнее, порядочнее, отказаться от беспредельного эгоизма, вещизма, алчного и ненасытного потребления, роскоши, хамства, бездушия, черствости, низменных страстей и пороков);
  • Эти проблемы не от Всевышнего, их породило само человечество, поскольку они есть закономерное следствие ошибок и иллюзий прошлых и нынешних поколений людей, не эффективного (а иногда и порочного) управления странами и государствами;
  • В основе этих проблем лежит оставшиеся нам в наследство от прошлых веков человеческий, национальный, региональный, государственный, религиозный, партийный, континентальный, корпоративный, имущественно-финансовый эгоизм и амбициозность;
  •  Сегодня страны и народы мира разделены политическими, идеологическими, религиозными, межнациональными, внутриконфессиональными, экономическими и иными разногласиями, конфликтами и противоречиями;
  • мир меняется намного быстрее, чем удается сформировать ту или иную научную теорию или концепцию, пытающуюся его объяснить и дать пути решения глобальных проблем современности.

Все это убедительно подтверждает то, что:

  • наступила все еще не осознанная и не осмысленная человечеством новая эра в истории его развития;
  • земная цивилизация вступила в тяжелейший переходный период от старого, господствовавшего более 3-х – 4-х тысячелетий (начиная с эпохи средней бронзы) мировоззрения и миропонимания (которое приняло окончательную форму в виде антропоцентризма, антропоморфизма, ставших основой известных мировых религий и антропомеханизма на основе примитивно-наивного материализма, ставших в XVIII – XX веках фундаментом развития естественных наук) к новому мировоззрению и миропониманию, в рамках которых единственно станет возможным решение вышеотмеченных глобальных проблем человечества;
  • глобализация объединила мир в одно мегаобщество, никогда ранее не существовавшее, которое имеет свои причинно-следственные связи, свои законы существования и развития;
  • попытки и усилия сильнейших держав мира решать проблемы и конфликты мегаобщества с позиций убеждений, взглядов, понятий, методов и подходов, оправдавших себя в рамках своих государств становятся все больше безрезультатными, вступая в противоречие с иной природой и сутью мегаобщества, еще более усугубляя обстановку на планете;
  • глобальное общество, имея присущие только ему законы и логику существования и развития, требует фундаментально нового мышления и новых понятий (в том числе и научных), новой философии и нового миропонимания, переосмысления и пересмотра базовых взглядов на мир, Природу, материю и дух, суть и природу самого Человека, его место и предначертание в мире, смысл и цель жизни и многое другое;
  • не только человечество, но и лидеры стран, политики и ученые, религиозные и общественные деятели сегодня оказались в большинстве не готовыми понять и осмыслить начавшийся переход земной цивилизации к своему очередному, качественно новому этапу.

Глобальные проблемы являются настойчивым предупреждением о том, что человечество все сильнее погружается в системный кризис, кризис мировоззрения, кризис устаревших понятий, не адекватных реалиям ХХ века, кризис не умения по новому осмыслить и понять мир, Природу, общество, государство и самого себя.

Предстоит на научном уровне тысячекратно углубить и расширить два фундаментальных понятия: Материя и Жизнь, а вслед за ними: Энергия и Дух.

В современном научном понимании Человека (медиками, социологами, физиологами, политиками и др.) нет места его Духовной составляющей, как не материальной, а значит и несуществующей категории (в учебниках по медицине дано строение клетки, но не сказано, что в ней есть то, что делает ее живой, секрет чего пока еще не раскрыт).

Душа считается категорией религиозно-нравственной, философско-этической, но в силу ее не видимости, не измеримости и не осязаемости – не материальной и не существующей.

Глобальные проблемы, стремительно нарастающие с каждым годом, убедительно свидетельствуют о том, что бездуховность, безнравственность, аморальность и порочность почти сводят на нет научно-технические достижения и новые технологии, усилия социологов, экономистов и политиков.

Вступив в необъявленную войну против Природы, человечество изначально обречено на поражение.

Ни оружие, ни деньги, и никакие технологии бессильны в этой войне.

Есть только два условия, которые могут избавить человечество от поражения.

Первое. Изменится самому, пересмотрев свои взгляды и отношение почти на все базовые понятия в этом мире (что такое цивилизация? Что такое культура? Что такое цивилизованность? Что такое прогресс? Что такое Материя? Что такое жизнь и в чем его смысл? и т. д.).

Второе. Объединиться всем народам и странам планеты для совместного решения глобальных проблем.

Но на какой основе, на каких идеях, общих принципах, взглядах и условиях возможно такое объединение? И возможно ли оно в принципе?

Даже мировые религии в силу их консервативности, догматичности и фундаментальным концепциям, основанным на мировоззрении антропоцентризма и антропоморфизма, уже не отвечающим реалиям современного глобального мира, не в состоянии генерировать новые идеи и принципы всеобщего объединения человечества, будучи не в силах даже справиться с внутренними конфессиональными течениями и конфликтами.

Старые взгляды и понимание мира в течение более чем полутора-двух тысячелетий вошли в кровь и плоть людей, стали образом жизни, укоренились в подсознании, воспринимаются как  данное  свыше,  поскольку уже многие столетия назад приняли форму религиозных догматов и заповедей (немалую часть которых сами же не выполняют).

Если за «ценностями» Запада (их отношению к Природе, приоритетам, экономическим теориям, политическим доктринам и т. п.) последует весь остальной мир, то также, как и народов Европы, их ожидает добровольное вымирание.

При этом высокие стандарты потребления и расточительства в течение ста с лишним лет приведут к необратимому разрушению среды обитания человека.

Всему этому есть только одна альтернатива: объединение всех стран и народов на основе нового мировоззрения и новых взглядов на мир, Природу, человека, его роль и место в этом мире.

Какими могут быть принципы и философия нового мировоззрения и миропонимания, адекватно отражающие суть мегаобщества и дающие ключи к решению ее глобальных проблем? Какими видятся ее основы, суть и базовые концепции?

В поисках ответов на эти вопросы неизбежно приходим к эпическому наследию, которое таит в себе реликтовые мировоззрение и духовность, могущие стать прообразом нового мировоззрения.

Раскроем это тезисно на примере самого объемного в мире Кыргызского эпоса Манас», наиболее известные три варианта которого составляют почти миллион строк.

 

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.