Skip to content

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТА НЕБА (на примере горизонтальной модели мира, отраженной в текстах олонхо)

Л. И. Егорова
(
Якутск, Россия)

По сути, олонхо как эпическое произведение является памятником духовного наследия всего человечества. В нем сокрыта древняя мудрость, накопленная в течение многих тысячелетий истории человечества.  Первым исследователем, сравнившим олонхо с другими духовными  учениями, является историк-востоковед Е.С. Сидоров. Он определяет олонхо как «… синтез мифологии, религии, эпоса, психологии и отчасти, метафизики». В связи с этим становится актуалъным изучение эпоса саха не только как текст локальной культурной традиции с точки зрения литературоведения, фольклористики, этнографии. Олонхо необходимо рассматривать как древний памятник устного народного творчества, содержащий универсальный код для понимания мира, всего сущего a priori.

Одним из аспектов этого кода является древнее религиозное знание как гармонизирующее начало жизнедеятельности человека во вселенной. На мой взгляд, эти знания связаны с культом Неба, который существовал во многих этнических традициях. При этом он являлся религиозным комплексом, заключающим в своей структуре архаичную экологическую этику — норму морали, позволявшую людям гармонично вписываться в окружающую среду.

Содержание культа Неба в его моральном аспекте является совершенно не изученной темой. Тем не менее, культ Неба обусловил появление канонизированного монотеизма, более того, данный культ представляет стройную систему, где почитается, по сути одна  божественная сущность.

О том, что в традиции предков саха существовал культ Неба, Тангара говорит то, что само слово «Тангара» имеет семантику «не­бо», «божество», «Бог». Кроме этого, в текстах олонхо встречаются словосочетания: «по закону белого солнца, по указу Тангара», «у тебя нет веры в землю-Тангара», а также «Тангара, которому я поклоня­юсь, высокое небо, господин дедушка» и «я клянусь вплоть до солнца и Тангара».

В олонхо говорится, что Вселенная по вертикали состоит из трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего. В Верхнем мире обитают 9 божеств, в Среднем – люди, в Нижнем мире – множество абааhы по­жирающие, уничтожающие все живое. Айыы созданы Тангара для защиты людей Среднего мира. Так, в олонхо богатыри Айыы, спус­тившись на землю, спасают племена людей от абааhы. Очевидно, 9 божеств – это солнце, луна и 7 планет нашей солнечной системы.   Энергии этих планет оберегают людей от воздействия разрушающих сил. Также, судя по текстам олонхо, с заходом солнца на земле акти­визируются злые духи. Например, Сыралыма Куо просит своего бра­та Кюн Эрили охранять ее до рассвета, боясь темных сил.

Таким образом, вертикальная модель мира в тенгрианстве выглядит следующим образом:

 

                               Верхний мир

9 Божеств – Улуу и  Айыы Тойоны и 7 Айыы

солнце, луна и 7 планет

 

 

Средний мир

люди, а_т_акже сибиэн, юёр и иччи

биосфера с созданными человечеством сущностями                                                              

Вселенная,

миры созданные                   Тангара

               Нижний мир

абааhы

болезнетворные микроорганизмы

 

 

 

Как видно из текста, их три вида. Это основные типы. Но есть и промежуточные сущности между этими типами. В текстах олонхо полевые структуры с разрушающим импульсом определяются как «Исчезающие только появившись, растворяющиеся только проявившись» (пер. Е.Л.). Очевидно, более всех зловредных сущностей представитель традиционного общества боялся абааhы, т.е. возбудителей инфекций, которые передавались и поражали множество людей. Эта ужасающая картина, бесспорно, заставляла более бояться подобных недугов. Кроме того, человек, уверенный в том, что он живет по За­конам экологической этики, не станет бояться негативных полевых образований сибиэн, юёр, которые можно было убрать и при помощи ритуального очищения арчы. В текстах олонхо говорится, что стре­мятся сократить срок жизни человека именно абааhы.

Сибиэн – полевая структура с изначальным разрушающим им­пульсом, создаваемая группой людей, планирующих несправедли­вость, жестокость, т.е. намеревающихся совершить грех анъыы.

Юёр – это сюр человека, у которого «порвалось» дыхание до срока, предопределенного Тангара. Таким образом, из текстов олонхо выясняется то, что в появлении и проявлении в Среднем мире негативной, разрушающей субстанции ответственны сами люди. От них зависит не только их собственное благополучие, но и благополучие и гармо­ния во вселенной.

 

 

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.