Место тенгрианства в традиционной казахской культуре

Что такое культурное наследие?  Для обыденного сознания оно ассоциируется запасниками спецхранов, музеев и т.д. Существует много определений понятия “культурное наследие”, так как сам термин “культура” полисемантичен, всеохватывающ. Поэтому под культурное наследие подподает большой срез жизни человечества – музыкальный, изобразительный, архитектурный, устно-поэтический, письменно-литературный, философский и другие. Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю заявил, что использование этническими китайцами китайского языка благоприятствует сохранению драгоценного культурного наследия. И он прав, поскольку главная культурообразующая ценность и есть язык народа. Мы бы добавили, что национальный язык сам по себе является культурным наследием, тем более, в условиях глобализации.

Действительно, прежде всего, культурное наследие – это память, а язык – социальная память человечества. Обществу, культуре необходимо хранить социально значимую информацию в любом виде, в любом носителе. Исторический путь, пройденный народом откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. История любой культуры есть история памяти, противоборствующей безжалостной силе – силе всепоглощающего времени. Цивилизованность любого государства, по-моему, должна определяться помимо всего и его бережным отношением к собственному прошлому, к национальному языку, одним словом, к культурному наследию.

С приобретением независимости Казахстана наконец пришла пора возрождения историко-культурной памяти. Проблемы возрождения культурного наследия тесно связаны с духовным бытием самого народа, затрагивает его смысложизненные аспекты. Прошлое ведь не то, что прошло и не вернется и будущее вовсе не то, что ожидает нас потом, они вплетены в наше настоящее. Поэтому мы должны тщательно анализировать свой язык, тексты, созданные на этом языке, которые хранят множество информации о нашем культурном прошлом, о наших прежних вероучениях и т.д.

В основании казахской культуры лежит одна из древнейших практик человеческого бытия — кочевничество (номадизм) и одна из первых монотеистических религиозных интенции человечества – Тенгрианство, или Тенгризм (термин, введенный французским исследователем Жаном Полем Ру).

Тенгрианство как вероучение, как духовная традиция и как открытая мировоззренческая ориентация сильно повлияло на культуру, а стало быть, и на язык казахов. В данной статье ставится задача показать влияние тенгрианства на формирование концептосферы казахской культуры.

До сих пор остается спорным статус тенгрианства как религии и сама этимология термина “Тенгри”. Несмотря на это, часть исследователей пришли к выводу, что тенгрианство – вероучение, принявшее форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв. /1, с.8 /. Мы тоже присоединяемся к ним. Понятно, что первоначально тенгрианство (или тенгризм) было не столько религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и мифологических представлений. В качестве религиозной концепции, как справедливо полагает немецкий ученый Г. Дёрфер, тенгрианство оформляется позже, когда, оно в своем развитии эволюционирует от тотемизма и шаманизма к идее единобожия, монотеизма.

Как упомянули выше, в понимании сущности тенгрианства, впрочем, как и в понимании самого концепта “Тенгри”, согласия среди ученых пока не сложилось. Тенгри сближают с хуннуским Ченли, существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир. И надо сказать, что все вышеприведенные слова переводятся как «небо» /2, с. 500/. То, что слово “Тенгри” в транскрибированной форме как “Дингир” встречается и в шумерском названии неба и верховного божества свидетельствует о древности термина “Тенгри”. Само понятие поддается смысловому переводу и имеет несколько близких значений. “Тенгри” (алтайский “тенгри”, “тенгери”; тюркский и казахский “танири”; хакасский “тигир”, “тер”; чувашский “тура”; якутский “тангара”; балкаро-карачаевский “тейри”; кумыкский “тенгири”, “тенгир”)  может означать и небо, видимую часть мироздания, и  бога, божество, и повелителя, господина, хозяина /3/.  Но действительная этимология слова еще во многом остается неразгаданной.

В. Гумбольдт писал: “Изучение языка не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели познания человечеством самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя” /4, с. 119/. Язык является  механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры.

Наше миропонимание частично находится в плену у языковой картины мира. Языковая картина мира изначально создается мифологемами, важными персонажами и ситуациями, взятыми из народной мифологии. По сути это образно-метафоричные слова, несущими большую коннотативную нагрузку. Каждый конкретный язык заключает в себе множество таких национальных, самобытно окрашенных понятий, которые определют мировоззрение носителей данного языка. Мифологема – то, что забыто человеком, но сохранено в сокровенных глубинах слова и сознания. Из этих мифологем затем вырастают культурные концепты, т.е. понятия, несущие важную для того или иного культурного сообщества информацию своебразным, особенным образом. В большинстве случаев культурные концепты составляют основу лакунарных понятий того или иного национального языка.

Тексты, как форма проявления культуры, содержат много информации о прежних, забытых предпочтениях, ценностях. О тенгрианстве как о государственной надплеменной религии Тюркского каганата писали в маньчжурских и китайских летописях, в арабо-иранских источниках. В пользу этого говорят и те, к сожалению, немногочисленные письменные источники – фрагменты древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв.

В культурной концептосфере казахов  очень часто и много встречаются слова и словосочетания, которые содержат в себе мифологему “Танир”. В просторечии Танир до сегодняшнего дня казахами используется как синоним арабского “аллаха” и персидского “кудая”. Казах вместо “Един Аллах!” произносил “Бир Танир!”. Казахская речь до сих пор изобилует такими ярко эмоционально окрашенными словосочетаниями, как “Танир жарылкасын!” – “Да благословит тебя Танир!”, “Кок соккыр” – “Да покарает тебя небо!”, перформативами “Танир атымен уаде етемин” – “Клянусь именем Танир”, “Танир сыйлагыр” – “Да одарит тебя Танир”, “Танир жар болсын!” – “Пусть Танир будет сторонником, помощником тебе!”, пословицами “Иттин иеси болса, боринин Танири бар” – “Если у собаки есть защитник-хозяин, то у волка – Танири”, именами “Танирберген” – “Данный, подаренный Тенгри”, “Танирбек”, “Таниржан” и т.д. Из всего этого отчетливо видно культурная маркированность “Танир”, его вовлеченность в традиционный национальный тип дискурса.

Тенгри в казахском традиционном синкретическом мировоззрении рассматривается как суть всей действительности. Тенгри –  субстанция – то, что является всем и причиной всего. Тенгри – трансцендентный мир бытия, инобытие бытия считает казахский ученый С. Акатай /5, с. 61/. А известный философ Гарифолла Есим связывает Тенгри с еще одним важным концептом казахской (тюркской) культуры “кутом”: «Тюрки считали появление человека на земле добром (кут). Тогда добро означает — существование человека на земле. У тюрков дающий добро — Тенгри» /6, с. 75/ . Традиционное поздравление казахов:  “Кутты болсын!” – “Пусть придет с добром!” также отсылает нас к мифологеме Тенгри как приносящего кут, добро.

Для казахов Тенгри растворен во всем, он гилозоичен. Может быть, поэтому для проведения обрядов, ритуалов казахам не требовалось специально отведенного, приспособленного для молебен сакрального места. Абсолютно все пространство под небом может быть годным для отправления ритуальных служб. Небезынтересно в этой связи отметить, что М. Кашгари /7, с.210 / обратил внимание на то, что тюрки называют высокую гору, высокое дерево именем Тенгри. Местом коллективных молений, жертвоприношений  тенгрианцев могло быть, например, место одиноко растущего многоствольного дерева – Байтерек  (в связи с этим примечателен тот факт, что символом новой столицы Республики Казахстан – Астаны стал именно Байтерек), Танири-терек, Жалгыз-терек, а также  священные горы (один из пиков Заилийского Алатау так и называется “Хан Танири” – “Хан, царь Тенгри “), священные пещеры. По сей день на обширных территориях Казахстана везде можно встретить обвешанного белыми лоскутами ткани (своебразный дань почитания, знак святости) одинокое дерево, дерево, растущее у источника, у входа в пещеру и т.д. Надо сказать, что и ныне эти места столь же почитаемы и посещаемы народом, как и мечеть.

Казахи, так же, как и все тюрки, верят в то, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из важных источников энергии души для казаха является дух предков. Традиция почитания духа предков – Аруах обязывала казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будут также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после его смерти дух его может оказывать защиту своим сородичам. В тенгиранстве ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимается как оскорбление вездесущных духов, естества, следовательно, самого Тенгри. Поэтому, вера в Тенгри, в духов предков (Аруах) устремляет казахов на достойные дела при жизни.

Актолкын Кулсариева,
КазНУ им. Аль-Фараби
(Алматы, Казахстан)

 

Использованная литература:

  1. Безертинов Р.Н.  Тенгрианство – религия тюрков и монголов. Набережные Челны, 2000.
  2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 2000
  3. См.: Древнетюркский словарь. Л., 1969.
  4. Гумбольдт В.  Избранные статьи по языкознанию. – М., 1984.
  5. Сабетказы Акатай.  Древние культы и традиционная культура казахского народа. Алматы, 2001.
  6. Есим Гарифолла.   Хаким Абай. Алматы, 1995.
  7. М. Кашгари.  Турик создиги. Алматы, 1997.

 

46 комментариев

    • Уважаемая сестра из Алматы, поздравляю тебя с духовным порывом осознания величия собственных истинных предков и соединения с их духом! Тенгрианство, прежде всего, это вера и мировозрение, а не клан фанатов, где кто-то что-то решает за кого-то. Это – твоя свобода и твой собственный, не навязанный выбор. Поэтому, если ты смогла увидеть в этой вере истинное величие и любовь к жизни, то это уже делает Тенгрианкой. Но а алгысчы, багша – это все менее значимый фольклор. Храни свою возрожденную веру в душе, не для показухи, а ради нового взгляда на жизнь, как источника большой духовной силы и гармонии с окружающим миром. Тенгри Кутти босин!

  1. Никогда я не смирюсь с засильем чужой и чуждой арабской религией и с ее вывертами в виде бородатых и завернутых в траурное последователей. Тенгрианство отныне моя вера и правда, и всех моих потомков.

    • Примите пожалуйста поздравления по поводу вашего выбора!!! Вот она – сила вечной мудрости: эту мудрость веками обливали ложью, топили в крови, и даже тут флудят :-), но она гордо возвышается и продолжает жить, несмотря на вечные старания против нее! Ведь истинная мудрость – это ключ к настоящему счастью и успеху в жизни.
      Тенгрианство поставит вас и ваших потомков выше религиозных фанатиков, по праву презираемых лучшей часть человечества. А еще, интересно отметить, что наверное наш такой выбор дарит истинную гордость духам наших истинных предков, тех кто тысячелетиями жили с именем Тенгри и, сквозь прохладу веков, смогли протянуть нам все самое ценное что у нас есть, – нашу жизнь и бытие!

  2. В юности я где-то прочитала статью и запомнила содержание на всю жизнь, в которой говорилось: что Бог один. Главное, жить и делать добро, плохо тебе: сядь помолись, хоть на пенечке, хоть на камне. Почему не выгодно говорить о Тенгри, потому что тогда народ не будет в одной узде, им нельзя будет управлять, и зомбировать, и денежки собирать. Я давно живу по этим понятиям.
    писатель Дария Джумагельдинова

  3. Я себя считал мусульманином наверное даже не считал, а просто уважал как веру предков. Но ислам как то не приживалось во мне, а недавно я понял, что мне будет по душе тенгрианство. Подскажите как принять тенгри, что я должен сделать?

    • Бейсен, чтобы принять тенгрианство, вам нужно найти алгысчы, багша, которые проводят традиционные обряды посвящения. Они довольно простые и ясные. Они точно проводятся в Якутии, Горном Алтае и др. регионах Сибири, Монголии. В Казахстане и Кыргызстане насколько сохранились, не знаем.

      • …чтобы принять тенгрианство, вам нужно найти алгысчы, багша, которые проводят традиционные обряды посвящения…
        IMHO
        Я знаю что есть обряды посвящения в исламе и христианстве, помню в детстве меня посвящали в октябрята и пионеры …
        Теперь я думаю: Зачем меня посвящать в “тәңіршіл кісі” если Он – Тәңір меня же создал, создавая влил в меня “құт” (это я сейчас понимаю как жизненную энергию)?

        • Абсолютно справедливое замечание! Если человек, произнеся – “Тәңір құт”, чувствует истинный смысл и энергию этих слов – это самое главное. А специальные посвящения есть элементы клановости и трайбализма, чаще пришедших из других культур.

    • Здравствуйте Бейсен,
      Осмелюсь предложить вам некоторые ответы на интересующие вас вопросы, а там уж вы сами решите – удалось мне это или нет.
      Прежде всего хочу заметить что Тенгрианство – это и вера и религия и таковой оно было еще до появления популярных сегодня Авраамических религий. Просто дело в том что Тенгрианство существенно отличается от сегодняшних популярных религий, и часто даже те которых вы называете ученными имеют весьма туманное и отдаленное представление об истинном Тенгрианстве. Ведь они, скорее никогда не испытывали эту веру в себе, а во вторых, недруги обставили Тенгрианство многими кривотолками чтобы овладеть дополнительными душами и не жалеют средств при этом.
      Благо само Тенгрианство стоит выше подобных идеологических склок! Тенгрианство, по своей натуре, не может служить разделению людей и вражде между ними. Бог един и все люди перед ним равны.
      То что вы ищите проблеск истинной веры в Тенгрианстве свидетельствует о вашем самостоятельном интеллекте, независимости суждений, и осознании вечной мудрости своего духовного наследия – с чем я вас искренне поздравляю, ибо это все есть ваш большой, духовный потенциал!
      Как стать истинным Тенгрианцем?
      Во-первых, для этого нужно осознать истинную веру и Божественное вдохновение в Тенгрианстве. Тенгрианство это не калпак который можно просто накинуть на голову и все…. Тенгрианство – это двери в бесконечное познание и само-совершенство. Ведь Тенгрианство – это Агностическая вера: она предполагает существование Высшей силы, и в тоже время, она признает ограниченность человека в познании этой силы до конца. Сама жизнь есть истинная книга для нас которая содержит почерк Бога, и наше познание истины ограниченно лишь нашими собственными, неизбежными недостатками, ведь абсолютен только сам Бог. Но стремление к истине, пусть до конца и недосягаемой, важно ибо успехи вознаграждаются Тенгри щедро.
      Во-вторых, пользуйтесь Тенгрианскими средствами высшего вдохновения. “Хумар” – это божественное вдохновение. “Хумар место” – это специально отведенное место в доме, для практики такого вдохновения. “Тумор” это маленький, подручный материальный предмет который вы мысленно связываете в высшими идеями, чтобы держать эти идеи при себе. Осознание Святой Троицы Тенгрианства – Тенгри, Ер-Су, Предки. Регулярное обращение к этим трем святым силам и преклонение перед ними.
      В-третьих, надо делать “Крапление”. Крапление – это регулярное приношение небольшой дани во имя своих святых. Поддерживайте Тенгрианство ибо оно поддерживает вашу духовную независимость и ваше бесконечное стремление к самосовершенствованию и к гармонии с окружающей вас миром.
      Тенгри Кутлух!
      Мира вам, гармонии, и счастья!

  4. мне очень жаль что это древняя религия умерла среди современных казахов. она не радикально как ислам
    но нам приходится мирится с этим ,НО Я НЕ ХОЧУ!!! я ХОЧУ ПОЗНАТЬ И ВЕРОВАТЬ В ТЕНГРИ!!!

    • Тенгрианство не умерла, его отодвинули и заставили забыть специально спросите вы почему ? есть отличный ответ этому вопросу – потому что Тенги в нем нет зомбирование и управление массовым сознанием, нет место для делание человека догматичному придурку , где нет место деление человека национальному происхождению как вы все знаете другие религии учат людей ненавидит других людей кот верят другим верам хоть это и скрытно делается и там не говориться прямо , но подумайте сколько воин было тока и за Ислама и скоко и за Хрестианство почему эти религий именно процветают потому что людям которые управляют этими религиями нужно что бы вы то есть мы верили в религию их нему и тогда мы являемся рабами их потому что в этих книгах так и написано , а в тенгрианстве даже нету книги и его трудно назвать религии это что то выше этого это что душевное чистое = вот и истина того что бы убрать тенгрианство , где нет отупление где нет фанатизма где ценят человека где почитают природу, где нет ненависти другим нациям,,,,, где есть место нравственным ценностям традициям ,,, а что ислам и христианство это книга где тебя учат жить и люди серьезно думают что эту книгу скинули с неба ( дураки ) все книги так и все религии были написаны людьми и не более , и если люди верили бы тенгри то не было бы столько войн не было бы этих придурков бородатых которых очень легко зомбируют и вербуют спец службы что бы он взрывали бобмы в их интересы !!! Итог = если люди верили бы тенгри это не в интересах людей которые нами шя управляют, то есть не было бы тупых людей что бы их натравить на друг друга что бы они перебили друг друга что бы уменьшить численность население земли !!!!

  5. Если ты казах, то должен молиться на казахском языке, молитва должна исходить от души, главное понимать о чем ты молишь/просишь Жаратушыды. С Богом нужно общаться самому, а не через кого-то или через книгу, как здесь пишут Священную книгу. Таким образом я считаю, что нужно молиться на понятном тебе языке и с пониманием смысла всего этого. Я не знаю арабского языка. Я не знаю ислам. Если я не хочу знать этой религии, почему меня должны пристыжать мое же общество и говорить мне что я должна делать, а что нет. Я сама должна прийти к тому, к чему я верю. Я чувтсвую, что тэнip – это моё. Я думаю, что наши предки правильно поступали, давали хорошие бата и делали верные поступки. Наши современные казахи запутались вконец, не знают кто они и какая у них религия. Разве можно быть полумусульманином, читая намаз 5 раз и печь шелпеки, вспоминая о аруахах предков. Иными словами человек, в целом человечестве так создано, что оно должно верить на этой планете чему-то/кому-то. Вот и в настоящее время , если приглядеться, то наше человечество верит то камню, то пророку, то ходят в святые места, то читают книгу, написанную человеком (нельзя забывать, что человеку свойственно ошибаться), можно ли верить в ту сказку , написанную в книге человеком. Не бывет зазубренной молитвы, есть разные люди (инвалиды, слепые, глухие, к примеру, возьмем казахов, как им учить молитву на арабском, почему ему нельзя молиться на своем понятном языке).

    • Спасибо, вы совершенно правы! Для нас, Тенгрианцев, сама жизнь является истинным посланием и книгой от Бога!
      Очень интересно обратить внимание на то что Тенгрианство – это Агностическая вера, т.е. оно признает Бога, но также признает ограниченность человеческого познания. Истина она бесконечна! Наверное истинная духовная цель жизни каждого человека состоит в поиске той бесконечной истины…
      О, Бог, сведи меня с теми кто ищет истину, но спаси от тех, кто уже нашел истину!

  6. Муслим, меня удивили Ваши слова: “В т.н. “тенгрианстве” нет ни четко обозначенного Бога и его Священной книги, ни Пророков, ни ритуалов служения Богу и т.д. Зато все это есть в истинной и самой быстрорастущей вере 1,5 миллиардов мусульман планеты – Исламе.” Вы так злобно и критично отнеслись к данной статье. Мне так показалось. Для меня как для человека не нужна книга, чтобы пообщаться с Богом, Бога нужно чувствовать Душой. Книгу – Священную книгу, написал человек, пророк – тоже чекловек. Бога нужно чувствовать внутри себя и верить в него. Тенгри – говорит об этом наверное, что земля, природа – вот она книга, смотри вокруг и читай это на своем языке. Лично для меня , мне не хочется, чтобы меня учили молиться, я сама внутренне хочу молиться Богу – Жараткан, Жаратушы, я верю, что после смерти аруахи моих предков охраняют меня и моих близких от плохого. И я верю, что есть один Бог, я его называю Жараткан/Жаратушы, на понятном мне языке.

    • Священная книга у Тенгианства имеется. Эта священная книга написана самом Богом, на языке понятном всем людям и даже животным. Эта книга называется – Жизнь, это сама жизнь. Наше умение понимать эту мудрую книгу ограниченна только нашими собственными способностями. Истина для Тенгрианца – это бесконечный путь познания.

    • Я с вами тоже согласна, Тенгри надо чувствовать, смотришь на дерево и видишь Тенгри, смотришь даже на свою кошку, собаку и видишь Тенгри, даже капля в море это Тенгри, не зря японцы говорят, увидеть вселенную можно посмотреть в каплю воды.

  7. Очень интересно, люди и сегодня становятся Тенгрианцами, причем без всяких идейных и прочих давлений и внешних влияний! Это здорово! Это доказывает что Тенгрианство поистине вечная вера!
    Поиск и постижение Кхут – истинного благословения Тенгри и благоденствия в жизни – вот в чем главный смысл Тенгрианства. Сама жизнь, во всей ее целостности, является и Библией, и Кораном, и Торой для Тенгрианцев!
    Тенгриянцы должны жить по смыслам, а не по буквам. Поэтому важно уметь находить божественный (Кхутлу) смысл и истинное вдохновенье – Хумар. Тенгрианство не дает нам конченные ответы, оно дает нам верное направление для вечного поиска совершенства и истины!
    Какой долг у Тенгрианца есть перед своей верой? Древняя практика учит нас ритуалу Крапления, когда Тенгрианец делится своим ценным напитком со своими святыми: Тенгри, Ер-Су, и Предки. Тут надо учесть, что этот обряд исходит к нам из глубокой древности, еще до появления товаро-денежных отношений, еще до появления покорительно-экспансивных религий. Поэтому важно понять что ритуал Крапления, в современных условиях, предполагает пожертвование денежных средств во имя поддержания идейного храма Тенгрианства и ее истинный смысл. Ведь если не кормишь своих, придется кормит чужих, причем чужие обойдутся дороже. Тенгрианство, в этом смысле, показывает и доказывает нам важный урок – свобода выбора не бывает бесплатной. Тенгрианство не нуждается в нас, ее идеи вечны и истинны! Это мы нуждаемся в сохранении высших идеалов Тенгрианства в нашей окружающей реальности! Поэтому нам Тенгрианцам важно соблюдать истинный смысл ритуала Крапления и всегда выделять средства на поддержание идей Тенгрианства в нашей материальной реальности, надо давать средства на благотворительность, на исследования, на такие проекты как этот фонд. И тогда, наше истинно великое идейное наследие всегда будет с нами!
    Поэтому нам важно соблюдать истинный смысл наших древних традиций в соответствии с сегодняшними реальностями. Ведь одно из главных преимуществ и ценностей Тенгрианства является возможность гармоничного и творческого подхода к жизни и к ее требованиям! Во имя вечного небесного благословения!

  8. Уважаемая Лена Федоровна! Елкен Мусабай и Жанат

    Как приятно, что есть на свете такие единомышленники как вы вместе! В глубине души все время я искал вас и знал что где-то есть люди которые могут меня поддерживать в моем глубоком убеждении о том, что исторические потомки Алтая, Енисея и в просторах Дешти кыпчак являются ТЕНГРИАНЦЫ! Прошли века и географические территории были завоеваны различными завоевателями, там и были навязаны соответствующие религии такие как несторианство, христианство, буддизм и ислам. Относясь всем религиям с уважением я уверенно хочу призывать всех прогрессивных казахов, кыргызов объединиться под древнейшим мирровозрением наших предков – Тенгрианством! Мекен Омарт (Токтогулов Асанбек Оморович)

  9. Мусульмане всегда Радикалы, никогда в споре мусульмане не говорят спокойно о своей религии, не оперируют фактами, главными источниками правды считают Коран, хотя коран это сборник из еврейской торы, христианского евангиле итд, это говорит нам что Ислам это абсалютная вера, вера отсекающая всё на своём пути без права вести полемику, без права проверок и разбирательств. Абсолютная вера это вера в абсурды. У Тенгри нет ни учителей ни пророков ни мечетей есть только концепцыя творить добро, а все мы прикрасно знаем что такое добро а что зло. С самого детства созидание есть добро, разрушение есть зло. Тенгри не праповедуют, не развязывают войны из за Тенгри, не ведут крестовые походы, не взрывают дома, тенгрианство не может быть радикальным, невозможно его трактовать по своему. А религии у которых есть пророки, священные книги и мечети служат как инструмент управления массами, ведь кто-то пишет эти книги, кто-то берёт на себя ответственность быть пророком, ктото вкладывает в умы поколений определённые установки и этот кто-то не мать отец или прадед, это муфтий Мечеть и Коран, аналогично и другие религии этого типа. 20% Арабов Мусульмане, так это понятно, 80% знают истенную цель Ислама, это всёравно что верить в Нашу Конституцию или Уголовный кодекс. Казахи, наше прошлое сожгли и растоптали мусульмане, они пришли к нам с мечём и убивая людей заставили нас принимать ислам, но наши мудреци адаптировали его, наш ислам не радикален, наши Мусульмане-казахи люди которые несут в себе корни Тенгрианства, дажи наши аксакалы они тенгри просто тенгри и ислам смешались в нашей стране и теперь мы не можем отлечить нашу исконную веру от принесённой. Вы никогда не задумывались почему в Исламе все молитвы на арабском языке? Чтобы завоевать мир, как глаболизация, единые стандарты везде. Почему Аташки и Апашки дают Бата на Казахском?? А Выражение Кудайаай))))) У Мусульман закрыты глаза, они выполняют обряды не из-за уважения к Всевышнему, а из за страха, потому что в Рай не попадёт тот кто не совершает пятикратный намаз итп. А в Тенгрианстве всё проще, будь хорошим человеком и всё у тебя будит хорошо. Ведь лучше просто быть хорошим человеком чем 5 раз биться головой об пол брать автомат и идти убивать людей. Каждый делает сам свой выбор. Я изучал Ислам, изучал Провославие, а теперь понял что надо просто жить по совисти, прщать людей и делать добро, не стваить себя или свои убеждения выше других и мир станет лучше, а на том свете нам обьяснят кто был прав я или Мусульмане.

  10. Василий Александрович Ошурков, уроженец Забайкальской области, дворянин, штабс-капитан в отставке с 1880 года, краевед, редактор «Сибирского сборника» – автор редких по философской глубине слов: «Но более всего поразил меня проводник сойот. … На меня его задумчивая речь произвела то впечатление, что в уме дикарей, каковы сойоты, сквозь сложную и тонкую паутину суеверий, сохранилась и перенесена через ряд веков чистая и ясная мысль о сущности природы. …не будет слишком смелым предположить, что основная идея положительного знания зародилась еще в доисторической глубине веков и вся наша культура есть не более, как с трудом осуществляемое стремление дать ей реальное содержание, и что по мере того, как растет и крепнет эта ясная мысль, растут также и мистические верования, принимая новые и новые формы».
    Таким образом, предполагается, что чем глубже во времени корни традиционной культуры общества, тем в большей степени она может быть наполнена «реальным содержанием».

    • Сам то хотя бы знаешь что такое априори? Легко вот так взять и поставить какое нибудь слово которое понимай как хочешь…и я не придираюсь, только по моему надо выражаться яснее – ведь это слово имеет много значений…

  11. Что касается тюркского слова “Тәңір” и персидского “Құдай”, то, как верно замечено в статье, они издавна употребляются казахами и другими тюркскими народами в качестве синонима слова “Алла”, а не каких-то отдельных “богов”. С одной только поправкой автора – не “Казах вместо “Един Аллах!” произносил “Бир Танир!”, а “Казах наряду с “Бір Алла!” произносил “Бір Тәңір!”

    • может так случиться, что кроме меня с тобой никто в полемику не войдёт…потому, что ты не умеешь разговаривать…советую тебе искать хорошие источники исторических фактов и вообще хорошо изучить историю, почитать о Тенгри, подумать…может тогда что нибудь поймёшь..а так вот о чём можно с тобой поговорить, когда у тебя все мозги схваченны какой-то идеологией…вообщем у тебя такое состояние как буд-то сидишь в наваждении и воспринимаешь реальный мир опираясь на его подсказки…и прошу не обижаться на мои слова…я тебе не враг и так на серьё мне до тебя дела нет…живи как хочешь, но старайся не мешать другим творить добро…так как им подсказывает их душа и сердце….

  12. Тенгрианство – не вера, а поверье, причем из далекого и невозвратного прошлого. Разница большая. В т.н. “тенгрианстве” нет ни четко обозначенного Бога и его Священной книги, ни Пророков, ни ритуалов служения Богу и т.д. Зато все это есть в истинной и самой быстрорастущей вере 1,5 миллиардов мусульман планеты – Исламе. Заблуждаются те, кто считает, что Ислам от арабов. Нет, Ислам – от Аллаха и ниспослан всему роду человеческому. И в настоящее время арабы составляют в Исламе менее 20%, остальные – самые различные народы мира, для которых арабский язык не является родным. Среди них около 200 миллионов тюрков, включая и 15 миллионов казахов. Мусульманами были все великие умы нашего народа, от Аль-Фараби до Абая. И было бы странно думать, что они были мусульманами… по ошибке. Иначе говоря, заблуждались, т.к. были “глупее” тех, кто “вчера принимает тенгрианство”, толком даже не представляя себе, что это такое. Просто смешно…

    • Вот здесь люди уже выразили своё мнение, а ты муслим не мнение выражаешь, а огрызаешься и зря. Дело ведь не в количестве, а качестве. И мусульмане и христиане тоже начинали от маленьких разрозненных групп и т.д и разрастались аж до этого времени когда ты сидишь и хвалишься численностью людей арабской религии и арабского бога. Забыл только написать сколько за историю арабского ислама невинной крови пролили… Для меня вас может быть и милиарды и что из этого…? А какого чёткого бога ты видишь или видел? Вообще сам то понимаешь и знаешь о чём пишешь? О какой священной книге ты пишешь? Правильно написал здесь один умный человек, что мусульмане все радикалы…и я не удивлюсь, если за некоторое время среди казахских учённых появится статья, что Чингизхан тоже был мусульманином…У русских есть мудрая пословица: “заставь дурака богу молиться…”

    • Тюркские народы, в своей истории, оказывались Мировой Супердержавой дважды – Империя Кук Турков, и Империя Чингиз Хана. В обеих случаях правили Тенгрианцы. Мусульманство только обессилило Тюркские народы, что отражено в реальности, а превосходства Исламской цивилизации – это сказки высосанные из пальцев.

    • Вот по этому это и считается чем то высшим чем религия , религия было создана что бы управлять такими глупыми людьми как ты ,,, а тенгрианство это как совесть честь и все светлые стороны человека и тебе этого никогда не понять , потому что ты живешь по чужим правилам где тебе вдолбили что нет ничего кроме корана и аллаха

Добавить комментарий