Skip to content

Диалог религиозных культур в Казахстане

Ермаганбетова К.С.,
старший преподаватель кафедры философии
Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева,
Астана, Казахстан

Традиционно с древних времен Казахстан является полиэтническим и полирелигиозным государством, на его территории проживали и проживают представители различных этнических групп, исповедовавших и исповедующих многообразные религиозные верования. Наша страна входит в число не многих государств мира, отличающихся огромным конфессиональным многообразием. У нас действует около 3 тыс. религиозных объединений, представляющих около 40 конфессий, и все они мирно сосуществуют на основе постоянного диалога, инициированного и поддерживаемого государством.

Религия в Казахстане выступает не в качестве конкурирующей идентичности, противопоставляющей себя этническим или полиэтническим общностям, а как дополняющий элемент духовной культуры казахстанцев, придающих обществу неповторимое многообразие и в то же время уникальную самобытность.

Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции этносов Казахстана оказали решающее влияние на характер и особенности религиозных традиций. Их важной отличительной чертой является взаимное тяготение друг к другу. Добрые отношения сложились в стране между исламом и православием, а также другими религиями. Под влиянием данного фактора деятельность самых многочисленных конфессий приобретает неповторимые, уникальные черты.

Особого внимания заслуживает такая отличительная черта менталитета казахского народа, как синкретизм. В свое время достаточно заметное влияние на формирование духовной этики оказали зороастризм, тенгрианство, буддизм, суфизм, манихейство. Считается, что все это оказало влияние на формирование известной веротерпимости, толерантности казахов. Многие исследователи объясняют причину веротерпимости казахов тем, что Казахстан во всей своей предыдущей истории был религиозной «провинцией», в Казахстане никогда не доминировали ни одна из религий, ни одна из религий не была государственной, не было традиций теократического государства. И это положительный сегодня фактор для развития светского государства, удержания межконфессионального мира и согласия.

Из истории известно, что территория древнего и средневекового Казахстана благодаря пролегавшей по ней трассе Великого Шелкового пути была центром взаимодействия и сосуществования культур, различных религий, в том числе и мировых. [1, с.135]

В условиях разнообразной религиозной жизни очень большое значение приобретает вопрос толерантности. Хорошим признаком веротерпимости можно считать официальное празднование Ораза-айт, Курбан-айт и религиозных христианских праздников – Рождество Христова и Пасхи. Эти дни стали доброй традицией у людей не зависимо от их религиозных чувств. Само же религиозное многообразие нашей страны стало возможным благодаря существованию Великого Шелкового пути, по которому на территорию республики стали проникать различные культуры и религии, сначала буддизм, зороастризм, манихейство и многие другие.

На протяжении всего десятилетия независимости государство последовательно стремится к урегулированию взаимоотношений между религиозными объединениями. Государство предлагает религиозным объединениям сотрудничество и диалог как единственно приемлемый формат отношений в условиях нашего общества. Более того, государство берет на себя роль инициатора возможных форм осуществления такого диалога.

Особого внимания заслуживает Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Инициатором данного форума выступил лично Президент нашей страны Н.А. Назарбаев. I-ый Съезд Лидеров мировых и традиционных религий прошел в сентябре 2003 года в Астане. Цели проведения данного события: это – поиск общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных формах религий; создание постоянного действующего международного, межконфессионального института для осуществления диалога религий и культур. Главные приоритеты: утверждение общечеловеческих принципов – мира, терпимости, согласия; достижения взаимоуважения и толерантности, противостояние использованию религиозных чувств людей для эскалации конфликтов и военных действий. [2, с.1]

В настоящее время происходит не столкновение цивилизаций, а адаптация культурно-религиозной системы к новому миру, к новым технологиям и новым общественным отношениям. Действительно, великими, неоспоримыми ценностями являются духовность, нравственность. Основными их носителями являются религия, самобытная история и культурный опыт каждого народа. И в сегодняшнем глобальном мире у государства, религии, общества есть особый способ проявления доброй воли. Это миротворчество, призыв к взаимопониманию, диалогу между странами, народами и конфессиями.

 

Литература:

  1. Кыдыралина Ж.У. Межэтнические и межконфессиональные отношения в РК: теория и практика регулирования.//Под общ.ред. А.С. Серикбаева – Астана: Академия госслужбы при Президенте РК, 2004
  2. Декларация 1-го Съезда лидеров мировых и традиционных религии.//Казахстанская правда, 2006г. 23 сентября.
  3. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.