Skip to content

Гендерные нормы тенгрианства (на материале устойчивой эпической формулы)

Егорова Л. И.,
ЯГУ им. М.К. Аммосова
(Якутск, Россия)

Актуальность обусловлена тем, что морально-этический аспект культа Неба-Тэнгри является слабоизученной темой. Морально-этические нормы можно разделить на следующие аспекты:

  1. человека к живой природе;
  2. общества к человеку;
  3. человека к обществу;
  4. человека к другому человеку;
  5. индивидов разного пола (гендерные нормы).

Наиболее изученной является первый аспект в связи с ритуалами добычи (охота, рыболовство, собирательство). Второй, третий, четвертый аспекты можно рассмотреть на материале общественных и личных ритуалов (ритуалы добычи, календарные обряды, поло-возрастные ритуалы), а также фольклорных текстов. Данные аспекты являются малоизученными. Пятый аспект является совершенно не изученной темой.
Обращение к эпическому жанру оправдано тем, что тексты олонхо о женшинах-удаганках, восприняты знатоком олонхо Н.В. Емельяновым как более ранние варианты, чем тексты о героических богатырях. Судя по сохранившимся текстам, а также по некоторым «кочующим» мотивам можно предположить о существовании классического типа олонхо. Очевидно, данный тип представлял собой сакральный текст тенгрианства, по ценности равнозначный ведам, Авесте, Торе, Библии и Корану. Олонхо как жанр устного народного творчества постоянно развивался сообразно исторической судьбе предков саха. Изменению содержания и формы, а также появлению новых типов и вариантов, кроме того, способствовала исходящая из десакрализации литературная обработка исполнителей.
Рассуждая на тему классического типа, необходимо подчеркнуть, что «кочующие» мотивы представляют собой довольно стройные отрывки, с некоторой сложностью, но все же поддающиеся интерпретации, и что немаловажно, содержащие в своем лексическом оформлении закодированный опыт познания об устройстве живой природы, Вселенной, о месте и роли человека в ней. Их можно определить как «устойчивые формулы».
Таким образом, из текстов олонхо можно вычленить морально-этические структуры традиционного общества, следовавшего естественным законам живой природы, которые определим как «тенгрианские». Обращение к нормам тенгрианства необходимо для учета и актуализации генетической памяти, коллективного бессознательного, которые в основе своей архетипичны и синкретичны, поскольку культ Неба существовал почти во всех этнических традициях под разными именами – Нут, Балу, Астар, Перун, Тангароа и др.  Исходя из этих позиций, нормы культа Неба являются основополагающими для решения многих проблем современного мира.
В решении проблем современного мира невозможно обойти тему гендерной нормы в контексте традиционного общества, которая позволяет выявить и актуализировать традиционный опыт, выработанный многовековым общечеловеческим опытом, связанным с культом Неба. В  тенгрианском обществе мужчина терял честь и достоинство, поступая не справедливо по отношению к беззащитным женщинам и детям внутри одного сообщества. В настоящее время подобные явления становятся нормой жизни, исходя из криминальных сводок и репортажей из локальных войн.
О существовании в современном мире серьезной проблемы гендерного характера говорит и количество бракоразводных процессов, увеличение массы матерей-одиночек, кроме того, рост числа мужчин, страдающих импотенцией и «ленивыми сперматозоидами», увеличение количества би- и гомосексуалов, а также маниакальных людей различной специфики. Эти социальные и психо-физиологические проблемы современности, являются побочным продуктом так называемой «цивилизованности», при которой стираются все гендерные границы кроме воспроизводительной функции. При этом половая самоидентификация индивида становится слабовыраженной, что препятствует достижению моральной зрелости. Поэтому без возрождения традиционных взглядов на гендерные проблемы невозможно преодолеть дисгармонию в современном мире, обусловленную цивилизованностью –  моральным инфантилизмом в следствие унисексового воспитания и эмансипацией женщин.
Одним из значительных и содержательных материалов для гендерных исследований тенгрианства являются устойчивые формулы в текстах олонхо. Остановимся на одной из них:

Кёхсюттэн кёнтёстёёх,

Кёмюскэс санаалаах

Кюн улууhун киhитэ.

Ар5аhыттан тэhииннээх,

Аhыныгас санаалаах

Айыы айма5а.

С поводьями за спиной,

С желанием защищать (оберегать)

Человек племени солнца.

С уздечкой с загривка,

С сочувствующей (понимающей) душой

Родственница луны.

 

 

 

 

 

 

Маскулинность здесь определятся как ‘кюн улууhун киhитэ. человек племени солнца’, т.е. он является полноправным членом социума независимо от социального статуса его родителей. А фемининность определяется как ‘айыы айма5а. родственница луны’, т.е. она оценивается с точки зрения ее генетического происхождения. Безусловно, генетическое происхождение женщины в традиционном обществе значило очень многое, поскольку она воспитывала и давала потомство. Она создавала родовой генофонд.
Чтобы глубже расшифровать данную формулу необходимо выявить функцию поводьев. Поводья представляют собой широкую длинную веревку, сплетенную из конского волоса. Ее одевают как узду для объезда дикого коня, а также ею завязывают к месту кормежки другим концом. Это говорит о том, что индивид становится человеком, сохраняя инстинкты, но приручая и контролируя свою эмоциональную импульсивность. Таким образом, словосочетание ‘эр киhи. муж человек’ обозначает индивида контролирующего свои эмоциональные импульсы, но сохранившего природные мужские инстинкты. В противном случае его обозначают как ‘эр бэрдэ’, т.е. эмоционально необузданный индивид с преобладанием инстинктивных импульсов или ‘дьахтар курдук. женоподобный’.
На языковом материале понятие ‘мужчина’ передается связанным словом ‘эр киhи’, где семантической доминантой, характеризующей своего рода качественный статус индивида является единица ‘киhи. человек’, но понятие ‘женщина’ определяется без какого-либо лексического дополнения одним словом ’дьахтар’. Очевидно, здесь закодировано то, что маскулинность для индивида является выбором – чему обязывает бинарность мужского гена (ХУ), а фемининность  присуща женщине с рождения – повторяющаяся  хромосома (ХХ). Здесь необходимо подчеркнуть то, что, именно, сохранение инстинктивных импульсов определяет качество маскулинности. В противном случае возникают проблемы импотенции, «ленивых сперматозоидов», а также би- и гомосексуализма, различные отклонения в психике.
Одним из решений подобных проблем может стать разработка комплекса психологической коррекции, которая помогала бы детям мужского пола корректировать свое сознание в соответствии с достигнутым возрастом, а также до четырех лет оформить половую самоидентификацию на уровне осознания. Все это достигалось в традиционном обществе при помощи традиционного воспитания, поло-возрастных ритуалов (обряд наречения именем в соответствии с возрастом – ребенок, подросток, юноша, молодой человек, мужчина), обрядом инициации (вхождение в сообщество мужчин охотников, воинов, шаманов, кузнецов и др.)
Военное дело искони является мужским, поскольку тесно связано со сферой инстинкта самосохранения. Таким образом, маскулинность может характеризоваться преобладанием природных инстинктов над осознанием. Мужчина инстинктивно отклоняется или блокируется от летящей на него стрелы. А у женщины активно осознание, поэтому она теряет спасительное время на раздумье в какую сторону отклониться или как блокироваться от стрелы. О преобладании у женщины осознания в традиции якутов говорит поговорка “дьахтар оронуттан оhо5ор тиийиэр диэри тюёртуон санааны саныыр. женщина пока дойдет от кровати до печи обдумает сорок дум”.
Таким образом, функции, за которые отвечает мужчина, схожи с функциями поводьев. Это, во-первых, вхождение в окультуренное пространство взрослых членов социума, вовлеченность в бытие упорядоченного космоса только после обуздания своих эмоциональных импульсов, прохождения определенных инициаций (функция веревки-кёнтёс – обуздание дикого коня). Во-вторых, функция защитника, которая отражается в формуле как – ‘кёмюскэс санаалаах. с желанием защищать (оберегать)’. Значит, маскулинность, кроме сохранения инстинктивных импульсов, оценивается и по физическим возможностям, качествам индивида – его способности защищать. В данной формуле важно и то, что роль защитника не уточняется, т.е. она может определяться как защита не только от внешнего врага, но и от всего негативного, разрушающего в жизни. В традиционном обществе в основном это – голод, холод и болезни. По иному мужчина становится морально ответственным за здоровье и материальное благополучие семьи. Вспомним функцию веревки-кёнтёс – локализацию к месту кормежки. Отсюда исходит следующая его социальная роль – добытчика.
А женщина, словно уздечка «находится на шее» мужа, поскольку за узду управляют только сидя верхом на коне. Как было выше выяснено – фемининность характеризуется преобладанием осознания над инстинктами. На это указывает и позднее достижение женщиной сексуальной зрелости связанной со сферой инстинкта воспроизводства. Поэтому женщина должна направлять мужчину, т.е. окультуривать, определять направление жизни семьи, быть надежным тылом, советником. Поэтому, в определенной мере женщина ответственна за социальный статус семьи. Это значит, что карьера мужа в большей степени зависит от интеллектуального уровня, подготовленности его жены и ее готовности помогать в его профессиональном росте.
При этом необходимо помнить о том, что чем сильнее натягивается узда, чем она короче – тем хуже качество движения (жизни), взаимопонимание всадника и коня (жены и мужа).  Некоторая свобода, предоставляемая наездником, должны обуславливать чуткость, искренность взаимоотношений, доверие, поскольку только чуткий всадник получает доверие своего коня и лучше управляет им.
Кроме  того, прежде чем быть хорошей женой и хозяйкой, она должна быть ‘аhыныгас санаалаах. с сострадающей душой’. Здесь, также, нет уточнения по отношению кого эта сострадательность. Очевидно, она должна быть сострадательной во всем и всегда. К примеру, если она не накормит голодного гостя, или жестоко обращается со скотом, то она не подтверждает достоинство своих близких, снижая престиж мужа и членов семьи, поскольку другие члены сообщества расскажут о непристойном поведении ‘Сарыал ойо5о. жены Сарыала’ или ‘Арчын ийэтэ. матери Арчын’. Эта ответственность определяет моральную взаимозависимость членов семьи внутри одного сообщества, что является гарантией для позитивной мотивации всех действий. Поэтому без сострадания никакая хорошая хозяйка, любящая женщина не станет счастливой женой и матерью.
Таким образом, рассмотренная в данной работе формула содержит  понимание гендерных норм по признакам маскулинность/фемининность в тенгианстве. В заключение необходимо отметить, что попытки замены традиционных устоев, выработанных многовековым опытом развития человечества, цивилизованными понятиями и отношениями, не выдерживают испытания временем, самой жизнью. Именно, традиционное понимание сути индивидов разного пола, является упорядочивающим, гармонизирующим началом, способным преодолеть многие гендерные проблемы современного мира. И в этом свете, основополагающим моментом может стать выработка государственной гендерной идеологии с точки зрения гендерных норм тенгрианства.

 

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.