Skip to content

Мировосприятие номадов – как мировоззренческая основа новой цивилизации

Д. Сарыгулов
(Бишкек, Кыргызстан)

Глобализация де-факто объединила мир в одно мегаобщество, никогда ранее не существовавшее, которое имеет  свои причинно-следственные  связи,  свои законы развития  и существования.

Сильнейшие  державы мира безуспешно пытаются решать проблемы  мегаобщества,   определять его развитие  с позиций оправдавших  в рамках  своих государств  понятий, методов,  принципов  и подходов, которые,  как показывают  события  в мире за последние  несколько  лет,  не  дают  положительных  результатов.  Более  того, вступая  в противоречие  с иной природой мегаобщества,  они ещё  более усугубляют  обстановку в мире.

Цена  барреля нефти  покорила рубеж 146 долларов, до конца года  прогнозируется  её  дальнейший рост.

Нехватка продовольствия  уже привела к массовым  волнениям  во многих странах мира.

По данным всемирного Банка,  в ближайшие два года существует  угроза суверенитету  более 40 стран.  При этом  ранее  2010г.  не прогнозируется  стабилизация  ситуации с продовольствием.

Последствия глобального  потепления  уже  испытывают  на себе миллиарды  и миллиарды людей  на всех  континентах  планеты.

Глобальные проблемы человечества  (терроризма, наркомании,  работорговли,  неравенства  людей,  экология,  СПИДа  и др.)  подтверждают наступление новой эры в истории человечества  и необходимости поиска ее мировоззренческой основы.

Мегаобщество,  имея только  ему присущие законы  существования  и развития,  требует фундаментально  нового мышления  и новых понятий,  нового миропонимания  к чему сегодня не готовы  не только миллиарды  людей,  но и  политики,  ученые, религиозные  и  общественные  деятели,  лидеры ведущих  держав мира.

Проблемы  мегаобщества  настолько  масштабны,  что ни одно государство мира,  даже самое мощное или любое их объединение (союз) – сегодня уже  не в состоянии их решить.

Всепланетарный характер этих проблем может быть решен только объединенным  усилием   всех стран  и народов планеты (включая,  самые бедные и отсталые).

Но возможно ли это,  а если возможно – то на какой  основе и на какой идее,  на каких принципах и условиях?

Ведь  глобальные проблемы  современного мира  не от Всевышнего, не от Природы – их породило само человечество.

Они есть закономерное  следствие заблуждений и ошибок прошлых и нынешних поколений  людей, не эффективного  (а порой и порочного)  управления  странами и народами, неверного понимания сути человека, его природы и современного  мира в целом.

В глубокой основе этих проблем лежат доставшиеся нам в наследство от прошлых эпох человеческий,   национальный, региональный,  государственный, религиозный,  партийный,  континентальный,  корпоративный эгоизм,  алчность,  не насытность, жадность,  гордыня,  амбициозность  и надменность.

Раздираемый  экономическими,  идейными,  религиозными,  межнациональными  и межгосударственными конфликтами и противоречиями,  мир не в состоянии увидеть и понять,  что его ожидает неминуемый  крах и жесточайшее  поражение в той войне, которую он давно объявил и ведет против Природы ( а значит и против Всевышнего).

Глобальное потепление и вызванные им проблемы (маловодье, засуха, нехватка  продовольствия, кормов,  энергетический  кризис и др.)   сегодня уже негативно отразились  в судьбе большинства  жителей планеты, возвещая о начале краха в войне человечества с Природой.

Эти проблемы пришли намного ранее, чем предсказывались  учеными, и оказались  неожиданными и  более  страшными по своим последствиям.

Мир стал меняться намного быстрее, чем удается сформировать тот или иной научный взгляд  или концепцию, пытающуюся  его объяснить.

Проблемы намного шире и выходят далеко за  рамки концепций «столкновения  цивилизаций», борьбы  идеологий,  межрелигиозных  и внутри  конфессиональных конфликтов и противоречий и т.п.

Человечество вступило в тяжелейший переходный период от старого, господствовавшего  более трех тысячелетий   мировоззрения и миропонимания (которое концентрированно  выразилось в антропоцентризме, антропоморфизме и  антропомеханизме,  нашедших  свое отражение в известных мировых религиях и многих  научных теориях и взглядах)  к новому мировоззрению и миропониманию,  такому, которое  единственно может стать основой новой цивилизации и  соответственно – новой эры в истории человечества.

В мире появились новые условия и обстоятельства, никогда  ранее не имевшие  места на планете.

Первое.  Уже не наука и ученые,  не политики и интеллигенция,  а сама Природа  (т.е. Всевышний)  отвергает  заблуждения,  ошибки и пороки человечества, аккумулированные  в устаревшем  восприятии мира,  уже отсталом понимании сути и природы человека,  общества и государства,  смысла  жизни  и существования  всего живого в этом мире.

Уже Природа отторгает  идеологию капитализма и неоколониализма,  суть которых  заключается в беспредельном  и ничем  не ограниченном  обогащении, расточительстве и неуемном потреблении  (в ущерб  Природе,  будущим поколениям, морали и нравственности).

Развитые страны  проводят  разрушительную  политику   неоколониальной  эксплуатации  бедных и отсталых стран,  усугубляя  социальное неравенство в глобальном масштабе.

Второе.  За всю историю  человечества впервые  время стало  доминирующим  и активным  факторам,  определяющим  судьбы  народов планеты  и их развитие,  т.к. несвоевременное  решение проблем (в экономике,  политике, экологии,  нравственности, социальной сфере  и т.п.)  делает их необратимыми   и в силу  этого непоправимыми.

И первое, и второе  свидетельствует о том, что  Природа перестала  быть пассивной средой обитания людей,  став решающим  и определяющим  фактором в судьбе человечества (парниковый эффект, озоновые дыры,  истощение  ресурсов, массовое загрязнение вод, почв,  атмосферы,  нехватка питьевой воды  и т.п.)

Во многих  отраслях  науки в течение  десятилетий  нет новых и глубоких достижений. Например, в лечении  психических, наследственных, иммунных,  онкологических,  кроветворных  болезней, объяснения сути  и прогнозирования социально-общественных  явлений не наблюдается существенных  результатов.

Успехи во многих отраслях  науки и видах человеческой деятельности  оказались за пределами нынешнего понимания сути  человека, его организма,  устаревшего  взгляда на Природу, место Человека в ней, т.е. находятся за границами  сформировавшегося за последние три-четыре  тысячелетия  миропонимания и мировоззрения,  нашедших  свое отражение  в мировых религиях, философских,  исторических, общественных, естественных  и прикладных науках и априори  воспринимаемых  псевдоистинах, проникших  глубоко  в сознание и подсознание  миллиардов людей,    никогда ими не осмысливаемых  и не оспариваемых.

Очевидно, что глобальные проблемы  современного  мира  невозможно решить ни силой оружия,  ни  силой  денег, поскольку они носят  мировоззренческий  характер.

Их решение  находится  за пределами ресурсов государственной машины. Ни страхом наказания, ни деньгами нельзя  сделать людей добрее, милосерднее, сострадательнее,  честнее, совестливее, порядочнее, отказаться  от вещизма, алчного и неуемного потребления, роскоши,  черствости, бездушия, хамства  и лицемерия.

II.

Восприятие  мира, сперва неосознанное, инстинктивное, на уровне первой  сигнальной системы,  к середине нижнего  палеолита -500 -300тыс.лет  назад, с появлением  второй сигнальной системы,  сменяется  началом его  осмысления и понимания.

Если мозг  питекантропа имел в среднем  объем   870 куб.см, то у синантропа  он увеличился  до 1040куб.см, достигнув  у неандертальца 1300-1600 куб.см  с уменьшением  наклона лба, разрастанием теменной доли, округлением  затылка, увеличением лобных долей.

Неандертальцы -100тыс. -40тыс.лет  до н.э.  уже могли изготавливать  набор специализированных каменных  орудий, добывали  огонь и хоронили умерших.

Останки престарелых  и инвалидов говорят о том, что им  были присущи такие человеческие  качества, как сострадание,  милосердие, человеколюбие и взаимопомощь.

В это время уже формируются  обычаи, традиции,  родовая организация общества, ранние верования и культы.

В верхнем палеолите (40тыс. – ХIVтыс.  лет до н.э.)   кроманьонец ходил уже прямо, имел отчетливый подбородочный выступ,  развитую речь и мышление, изготавливал составные орудия, представлял  загробный мир, души  умерших,  изобрёл лук, знал изобразительное искусство, приручил собаку. В это время формируются человеческие расы.

В мезолите (  ХIII – VIIIтыс.  лет до н.э.)  уже появляются глиняная посуда, лодка, сети, крючки, начинается одомашнивание  диких животных.

В неолите  -VIII- III тыс.  лет до н.э. человек переходит  от присваивающего хозяйства  к производящему. Появляются  ткачество, прядение,  камни пилятся,  сверлятся,  широко развиваются земледелие и скотоводство,  формируются  многие  языковые семьи.

Таким  образом, восприятие  мира, его осмысление  и понимание было мучительным  и долгим процессом, длившимся  многие сотни тысяч лет.

До эпохи неолита,  перехода  от присваивающего к производящему хозяйству, оно преимущественно носило иррациональный, чувственный, интуитивный характер и определялось  необходимостью адаптации  и приспособления  к окружающей действительности  в целях элементарного  выживания.

Объем   накопленных  знаний был ещё  недостаточен, а зависимость  от Природы  была ещё очень  высокой, чтобы осмысление и понимание мира были столь рациональными и логичными, какими они  стали  в эпоху железа.

Мировоззрение людей, и соответственно, мотивы  поведения,  стимулы действий  и причины  поступков, природа их взаимоотношений  не определялись в то время  стремлением  к обогащению и к власти,  поскольку  характер орудий  труда обеспечивал  выживание, но не мог  позволить чье-либо  обогащение , а власти как института принуждения просто не существовало.

Природа была везде  и во всем  высшим, единственным  и неоспоримым  абсолютом.

В борьбе за выживание  люди находились  в равных условиях  с животным миром,  а в отдельных случаях – стояли ниже, чем объясняется  их культ (тотемизм). В силу  этого обстоятельства  рода и племена  того времени  чаще всего носили  имена животных (или рек,  вдоль которых они обитали).

В мировоззрении  людей той эпохи преобладало  чувственное  и в силу  того обстоятельства, что потери близких  людей (как детей, так и родителей)  были слишком  частыми  и многочисленными.

В силу этого, духовные чувства и основанные  на них обычаи, традиции занимали  главенствующее место  в восприятии  мира и отношении  людей как друг  к другу, так и к Природе.

« Этнология за свою недолгую историю произвела переворот в европейском отношении к духовному миру первобытного человека. Ученые доказали, что этот мир нисколько не уступает по глубине и богатству форм религиозным системам высоких цивилизаций» – отмечается в книге «Цивилизация». Москва, «Педагогика- Пресс», 2000 г.687 стр. Стр. 36.

В понимании и осмыслении,  как окружающей  действительности, так и самого себя,  люди были еще  свободны от мифов  и легенд, заповедей  и догм мировых  религий, появившихся многие  тысячелетия  спустя.

Это было первичное, реликтовое  восприятие мира, сформировавшееся  в течение  сотен тысяч лет среднего  и верхнего  палеолита.

К концу   энеолита и началу,  середине эпохи бронзы на  смену  длившемуся  сотни тысяч  лет этапу  выживания приходит  период накопления    богатства узким  кругом лиц  за счет эксплуатации большинства  людей, низведенных до уровня животных,  когда войны  становятся  эффективным  средством обогащения, а власть  и всё,  что обеспечивает  её достижение  и сохранение,  превращаются  в высшую  и абсолютную ценность.

Сотни тысяч лет до этого смыслом жизни было выживание,  обеспечиваемое  собирательством и охотой.

И сотни тысяч  лет именно  оно определяло восприятие мира и его отражение  в сознании и представлении  древнейших  предков человечества.Последние пять-шесть тысячелетий  мировоззрение  людей претерпело большие изменения  под влиянием  двух факторов – стремления  к богатству  и к власти,  как надежному средству его достижения.

И даже духовные ценности, нормы морали к нравственности, заложенные  основателями  великих религий,  оказывались позднее использованными  для этих же целей.

В ХVII-ХХ  веках  достижения науки  и техники  тоже были поставлены на службу обогащения и, в первую очередь, эксплуатации   крепостных, позже колониальных стран, а сегодня – отсталых и развивающихся государств планеты.

Мировоззрение  безудержного  обогащения за счет  использования  всех человеческих пороков и низменных  инстинктов путем хищнической эксплуатации  природных ресурсов планеты  привели  в начале ХХIв.  к глобальному неравенству  людей на земле,  глобальному потеплению,  проблемам экологии,  терроризма, экстремизма, наркомании, СПИДа, работорговли, нехватке водных, продовольственных и энергетических  ресурсов, нанесли необратимый и невосполнимый  ущерб  Природе, как среде обитания  всего человечества.

Масштабы алчности, корысти, эгоизма, лицемерия,  потребительства,  жестокости и потери  человеческого облика, хищническое  и разрушительное  ко всему  и вся  отношение свидетельствуют  о возврате человечества  к этапу первобытной дикости  и варварства, но уже  вооруженного  всеми достижениями  науки и техники.

Налицо  мировоззренческий кризис  человечества. Сегодня стало очевидным, что этап производящего  хозяйствования  должен смениться эпохой сберегающего, экологичного и гуманно-гармоничного  существования  с Природой, что возможно  только с переходом на новое  мировоззрение и восприятие мира.

В этом контексте представляет большой  научный интерес мировосприятие и мировоззрение  кочевых народов Алтая,  которые будут  рассмотрены  на примере тюркских народов  и в частности – кыргызов.

III

Оледенения  четвертичного периода сказали существенное  влияние на формирование  людей, особенно в среднем  и верхнем палеолите.

В Северной Америке  под ледником оказалась территория  в три раза  большая, чем в Европе  и Азии, а в Северной Азии  и Сибири  оледенение  было слабое, чем в Европе[1].

«В дикой»  Сибири (в той же Денисовой пещере)  найдено шесть костяных иголок возрастом 40 тысяч лет, тогда как в «просвещенной» Европе – только две,  да ещё на 10 тысяч лет моложе». – пишет академик  РАН,  доктор исторических наук, директор  Института археологии  и этнографии СО РАН  Деревянко А.П2.

В связи  с  оледенением  охота становится  важнейшим источником   существования  уже в мустьерскую эпоху, оставив позади  себя собирательство.

Облавные,  загонные  охоты,  были особенно  широко распространены  в сильно пересеченных  местностях, какими являются горы  Средней Азии  и Алтая.

Зверей гнали  к обрывам, скалам, падая с которых они становились  добычей людей.

Это привело к раннему  возникновению  скотоводства,  сперва-пастушьего,  а затем – и кочевого.

Разведение  скота  в этих условиях  давало больший эффект, чем мотыжное  земледелие и охота, тем  более  что в горах  возможности  для земледелия  были весьма  ограниченны. Вследствие этого скотоводство  становилось основным  видом  производства. В эпоху неолита оно давало пищу, более  богатую белками и витаминами, чем земледелие, и для обеспечения пропитания требовало во много раз меньше времени.

«Скотоводство на Верхнем Енисее зарождается даже не в афанасьевскую эпоху, а в значительно более раннее, неолитическое время» – пишет известный академик Окладников А.П. в книге «История Сибири. Том 1. Древняя Сибирь»1. «К сожалению, наши «афанасьевские» материалы не содержат ни мотыг, ни других явно земледельческих орудий… Наличие мотыжного земледелия пока ничем не подтверждается, но нет оснований и к полному его отрицанию» – пишет известный академик Киселев С.В2.

Все это является логическим результатом «…раннего сложения весьма развитой по тем далеким временам охотничьей культуры, значительного прогресса в развитии охоты, как основного производства древних обитателей Северной и Центральной Азии.

Как считают ученые,  древняя своеобразная культура верхнего палеолита, следы которой найдены на всем пространстве Северной Азии, возникла где-то в центре Азии, вполне вероятно, в Северной Монголии, где больше всего найдено её остатков. Оттуда она распространилась на юго-восток, к реке Хуанхэ, на север – в Якутию, на запад – к Уралу, а также по направлению к верховьям Иртыша» – отмечается в книге «Всемирная история. У истоков цивилизации»3.

Исследования Y-хромосомы полностью подтверждают сказанное выше. В ней говорится: «Эти гаплотипы  хранят следы исторических перемещений и дают возможность   представить себе ранние схемы  расселения  анатомически современных людей на евразийском континенте.

Средняя Азия  показала себя важным источником  генетического  разнообразия, и источника,  по крайней мере,  трех главных волн переселения  в направлении  Европы, Америки  и Индии.

…Непротиворечивость биаллельных  и микросателлитных  результатов  предлагает, что  центральноазиатские  популяции  являются самыми старыми  на континенте.  Такая картина  высокого разнообразия  совместима с теорией  раннего заселения  Средней Азии  анатомически  современными  людьми,  предположительно, 40-50тыс. лет назад, с последующей  миграцией  в Европу, Америку  и Индию, рассеивая  по пути  производные  последовательности  м45, м173 и м17». Совершенно ясно,  по картине Y- хромосомного  разнообразия, что  Средняя Азия  сыграла решающую роль в человеческой истории»1.

В этом же исследовании говорится (стр7): «Современное  распределение  гаплотипа  м17, вероятно, представляет следы миграции древней популяции, имевшей место быть в южной части  России и Украины, где обнаружена  высокая повторяемость м17( 50%).  Возможно,  что приручение  лошади в этом регионе,  приблизительно 3 тысячи лет до н.э., стало толчком  к данной миграции.  Распространение  и возраст  гаплотипа  м17 в Европе и Центральной  и Южной Азии  совпадают  с предполагаемыми  переселениями этих народов, которые оставили  прекрасный образец  археологических остатков, известных  под названием  «курганная  культура»…

По данным  рисунка №1 (стр.5)  повторяемость гаплотипа м17  у кыргызов  составляет наибольшую цифру – более 60%-!!!

Это находится в полном согласии с утверждением известного  археолога, историка ХХв. Бернштама  А.Н. который в научном  исследовании,  удостоенном  в 1943г. ученой степени  доктора наук, делает следующие  выводы и заключения:

«…Вот почему  истоки сложения кыргызских племен,  история кыргызского народа должны начинаться  по археологическим памятникам  с афанасьевской  культуры, с анализа  динлинского  этногенеза, на базе  которого и возникает древнее кыргызское общество»2.

«История  кыргыз уходит в глубокую  древность, к IV тысячелетию до н.э., но эта предыстория  племен Енисея  может считаться  эпохой становления  лишь кыргызских племен»3.

Афанасьевская,  Андроновская,  Карасукская,  Тогарская и Таштыкская  культуры, охватывающие  период  в четыре  с половиной  тысячи лет и объединенные  под общим названием  «курганская культура» – все  названы по месту  их первого  и раннего обнаружения и находятся на территории  Хакасии, древней родины Кыргызов.

В курганных могилах  всех пяти культур обнаружены астрагалы и альчики, на которых основаны у кыргызов 25 видов национальных спортивных игр, а в языке имеются 34 специальных слов и терминов.

Вплоть до концы ХХв. кыргызские женщины носили накосные привески, а мужчины –   поясные ремни, встречаемые в курганах афанасьевской, андроновской, карасукской, тогарской и таштыкской культур.

И сегодня кыргызы сохранили обычай раскалывания трубчатых костей, начиная с афанасьевской культуры и до ХХв не содержали свиней, и сегодня пользуются лунным календарем с указанием дней «тогола», когда созвездие Плеяды, Луна и Земля располагаются на одной линии, что высечено на скальных рисунках Саймалы-Таша во II тысячелетий до н.э.

Кыргызы до ХХв. сохранили напиток «бозо», известный с  III тысячелетия до н.э.

В шумерских клинописях начиная со времен Саргона Аккадского (24в. до н.э.) «имя царя часто писалось с детерминативом «Дингир» («Бог»), которым обычно обозначались боги и различные предметы поклонения».

Три фундаментальных пониятия Тенгрианства – Тенгир, Кут, Умай, имеющиеся у всех алтайских народов, свидетельствуют о том, что они сложились до периода распада алтайского праязыка, который «современные исследования относят к Х тысячелетию до н.э. (О.П.Суник), VII тысячелетию до н.э. (С.А.Старостин)»1.

Самые ранние слова отражали еще не развитый голосовой аппарат древнего человека. Постепенно с выпрямлением положения головы усиливалась связь гортани и полости рта, изменяя форму голосовой щели, приводя к образованию подбородочного выступа.

Древнейшие слова были краткими, более походили на крики и восклицания страха или радости.

Все базовые, фундаментальные понятия, отражающие познание человеком самого себя и природы в кыргызском языке состоят из 2х, максимум – 3х букв. Например, ай-луна, суу-вода, күн-солнце, тоо-гора, жер-земля, ат-лошадь, кой-баран, уй-корова, ит-собака, ун-мука, дан-зерно, сүт-молоко, эт-мясо, нан-хлеб, от-огонь, Жан-душа, баш-голова, аш-пища, Эл-народ, Тиш-зубы, тил-язык, кол-рука, сан-бедро, бут-нога, чач-волосы, көз-глаза, кел-кет – иди, бас-ходи, уч-лети и т.д.

В кыргызском языке нет ни мужского, ни женского рода, следовательно, он формировался еще до эпох патриархата и матриархата.

Аглютинный характер подтверждает его древность, т.е. по мере развития голосового аппарата к ранним словам путем как бы «приклеивания» суффиксов и окончаний (агглютинации) образовывались все новые слова.

Древнейшие языки из-за слаборазвитности звукового аппарата, не четкости слов постоянно дополнялись телодвижениями, мимикой и отличались образностью, а также свободой образования предложений.

И образность, и свобода грамматики позволили кыргызам создать эпос «Манас»,  в 40 раз превышающий объем Илиады, и в 2-5 раза – Махабхарату. Эпос, объемом более полумиллиона строк, мог создать только народ, имеющий историю в несколько тысяч лет.

Эти несколько кратких тезисов об истории и прошлом кыргызов не были бы приведены здесь, если бы мне были известны научно достоверные сведения исторического, этнографического, культурного характера о другом ныне живущем народе, который смог бы сохранить и донести сформировавшееся в эпоху  неолита свое мировоззрение вплоть до конца  ХХ века.

Практический опыт выживания, накопленный в течение нескольких тысячелетий в суровых, а порой и жесточайших условиях природных катаклизмов, бесчисленных войн  и конфликтов приобрел у кыргызов устойчивую форму глубоких и прочных знаний по:

–          восприятию Природы как живого и высшего абсолюта, гармоничному существованию  в неразрывном единстве с нею по ее Законам, Законам Всевышнего;

–          созданию общественного устройства на основе свободы, справедливости и социального равенства;

–          формированию и воспитанию человека с приоритетом духовно- нравственных ценностей над материальными интересами;

–          соблюдению людьми правил и норм поведения не из-за страха наказания, а внутреннего убеждения.

Мудрость и эффективность, рациональность и оправданность этих знаний, их целесообразность и результативность позволили кыргызам в течение многих тысячелетий не только сохраниться и выжить, не исчезнув в водовороте истории, но и, не растеряв, донести эти знания с эпохи неолита до начала двадцать первого века.

Это феноменальное явление, как уникальный опыт древнейшего этапа развития человечества, несомненно заслуживает всестороннего и глубокого изучения, особенно, в контексте поиска путей выхода из современного мировоззренческого кризиса.

 

IV.

 В целях сокращения объема доклада далее материал будет изложен кратко, в форме тезисов.

В основе восприятия мира, его осмысления, понимания и мотивов поведения людей эпохи неолита лежал опыт выживания и приспособления к природным условиям, накопленный в течение предыдущих сотен тысяч лет.

Уже в эпоху верхнего палеолита он приобрел сложившиеся и устоявшиеся формы обычаев и традиций, правил и норм поведения, условий отношения людей между собой, любое нарушение которых влекло за собой угрозу единства рода и племени и последующую их гибель.

По сути, обычаи и традиции  представляли собой знания рационального и эффективного выживания. В них было много ограничений (на все то, что подрывало единство и сплоченность родового сообщества) и много предписаний, что их укрепляло.

Все они выполнялись каждым членом сообщества не из-за страха наказания, а внутреннего убеждения и веры в их необходимость, т.е. добровольно.

Правильность поведения и поступков определялась не самими людьми, а повседневная и суровая действительность (т.е. сама Природа) были всему и везде высшей судьей, «выносившей» свой  незамедлительный, объективный и справедливый приговор.

Сама Природа (т.е. Всевышний) определяла рациональность, оправданность и целесообразность образа жизни и поведения людей.

Все надуманное, вымышленное, (изложенное в «святых» писаниях, если бы они даже и существовали в то время) было бы отторгнуто самой жизнью, условия которой были в то время ежеминутно и постоянно экстремальными, неся в себя угрозу смерти (от голода, холода, хищных зверей и т.п.).

Условиями выживания во взаимоотношениях людей были: – справедливость, – равенство,- коллективизм, – взимовыручка, – честность и прямота, – доверие, – сплоченность и единство сообщества, – трудолюбие, – мужество, – отвага, – смелость, – преданность и верность роду, племени.

И богатство, и власть – как ценности и фактор, влияющие на отношения и поведение людей в ту эпоху просто не существовали.

Духовные ценности: сострадание, доброта, милосердие, отзывчивость и др. были выгодны всем и каждому, т.к. являлись элементом, цементирующим единство и сплоченность сообщества, а значить, увеличивали способность его выживания и наоборот, эгоизм, несправедливость, жестокость и др. негативные качества быстро вели к саморазрушению рода и племени.

Выживали только те, кому удавалось сохранить и продолжить все те позитивные качества, о которых было выше сказано.

Жизнь была до предела простой, ясной и прозрачной.

Понятий рая, ада, Богов, пророков и т.п. тогда еще не существовало (они появились много тысячелетий спустя).

Люди жили по законам Всевышнего, «сотворившего» Природу, тогда как начиная с начала и середины II тысячелетия до н.э. начали жить по законам Бога (или Богов), которые люди стали придумывать сами.

Какими бы они не были совершенными, но  никогда они не были и не будут столь безупречными, какими являются законы Природы, которую «создал» истинный Всевышний.

В эпоху неолита он никогда не уподоблялся Человеку, поскольку единственным и высшим абсолютом для людей была только Природа.

Она воспринималась живой. Весной  все обновлялось, зарождаясь вновь, а зимой умирало. В мире все воспроизводило себя: травы, цветы, деревья, насекомые, животные  и т.п.

Землетрясения, вулканы, сели и паводки, гром и молнии говорили о том, что и Небо, и Земля живые.

Природа воспринималась единой и цельной во всем её многообразии, могуществе и величии, неразделимой частью которой являлись и сами люди.

Она с её  суровыми условиями на позволяла людям зазнаваться, лицемерить, лгать, усмиряла человеческий эгоизм, гордыню, алчность, жадность, приводила к высокому чувству ответственности (т.к. за каждую ошибку люди расплачивались жизнью, здоровьем или потерей близких).

Сохранив это реликтовое восприятие мира, ранние кочевники никогда его позже не теряли, поскольку все время находились в экстремальных и опасных условиях  прямого контакта с Природой, признавая только её Законы, не приемля и отвергая предписания Богов и пророков, придуманных самими людьми в разных обстоятельствах, целях и интересах.

Оно еще в эпоху верхнего палеолита стало приобретать формы обычаев и традиций, которые в неолите  уже стали образом жизни, правилом поведения,  с цементированные нормами морали и нравственности.

Все это по сути было властью народа, рода и племени, которую никто не вправе был нарушать и которую кочевники смогли сохранить вплоть до ХVII века, а кыргызы – до середины ХIХ века.

Природа требовала от кочевников, находившихся в условиях постоянного в течение всех сезонов года и непрерывного контакта с нею, качеств высочайшей ответственности, целесообразности, оправданности, здравого смысла, справедливости, честности, прямоты, искренности, доброжелательности и гостеприимства.

Начиная с эпохи бронзы люди постепенно стали отдаляться от Природы, становились все менее от неё зависимыми, все более подчиняясь Законам, которые сами же принимали, предписаниям Богов, которых сами же и придумывали…

И даже заповеди этих Богов и пророков не становились для людей образом жизни, а святые книги были понятны  только избранным, которые их толковали порой по-разному…

Законы естествознания, отраженные в отраслях науки (физике, химии, геометрии и др.) единообразны во всех странах, континентах, у всех народов, независимо от вероисповедания и национальности.

И точно также, законы Человеческих взаимоотношений, гармоничного и счастливого существования людей, определенные самой Природой, единообразны во всех странах, континентах, у всех народов, независимо от их  вероисповедания, и национальности.

Они были давно уже найдены и потеряны человечеством, но кочевники смогли их сохранить и донести до наших дней. Это – справедливость, равенство, объективность, приверженность к истине, духовным и нравственным ценностям, гуманизму и любви ко всему живому.

V.

Кочевой образ жизни в течение тысячелетий привел к созданию своеобразной и особой цивилизации, в силу многих обстоятельств до сих пор еще слабоизученную.

Её особенности и своеобразие определялись тем, что кочевники находились под постоянным воздействием Природы, испытывая её целесообразность, рациональность, оправданность и эффективность,оказывающие облагораживающее и очищающее влияние на человека.

Кочевой образ жизни исключает вещизм, эгоизм, роскошь, праздность, крохоборство, мелочность, деспотизм и тиранию, рабовладение и феодализм, т.к. и пастбища, и скот находятся в коллективном, общем пользовании.

Общественная основа экономики приводит к свободе и   равенству,  позволяя решать  многие социальные вопросы, укрепляя единство и сплоченность общества.

Общественное устройство у кочевников было основано на взаимном уважении и свободе, исключая гнет, насилие и жестокость, поскольку не было ни тюрем, ни  репрессивного аппарата.

Номады жили в условиях экономической, духовной (религиозной) и политической свободы. Власть в форме обычаев и традиций, родоплеменной организации общества всегда оставалась у народа и всегда была выборной. И правители, и судьи избирались на всеобщих выборах и никогда не были наследственными.

Вследствие этих обстоятельств ни власть, ни богатство не считались у  кочевников высшей ценностью и не определяли их поступки и поведение (как у оседлых людей).

Внутренний мир  кочевников ввиду этого был более духовным, нравственным и свободным.

Их творческая и созидательная энергия не шла на накопление материального богатства, строительство дворцов, особняков, создание предметов роскоши и тысяч бесполезных, не особенно нужных вещей.

Она шла на создание духовного богатства, героических эпосов, сказаний,  и исторических легенд и повествований, сохранение и передачу новым поколениям громадного культурного, мировоззренческого, философского и интеллектуального наследия кочевой цивилизации.

Находясь в энергетическом и информационном единстве с Природой, сохраняя приобретенную еще в палеолите иррациональное, чувственное, интуитивное её восприятие, номады продвинулись далеко вперед и в понимании сути и природы самого человека (законы кармы, движения энергии, равновесия инь-янь, биоэнергетической связи с вселенной и т.д.),

Настоящий доклад  не является призывом вернуться к номадизму или стремлением показать кочевников как людей особых способностей и ума.

Главное в нем – призыв к людям пересмотреть свое отношение к Природе только как к вещи, как источнику сырья и богатства. Без этого первого шага в изменении своего мировоззрения человечеству не удастся решить ни одной глобальной проблемы современного мира.



[1] Бадак А.Н.  Войнич И.Е. и др. Всемирная История, у истоков  цивилизации. Бронзовый век, Москва, 1996г. Стр. 35

2 Наука и жизнь, март 2005г. Стр. 27

1 Окладников А.П.  История Сибири. Том 1. Древняя Сибирь, Наука, Ленинград 1968г.Стр.117.

2 Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. АН СССР.Москва, 1951г.Стр.48.

3 Бадак А.Н., Войнич И.Е. и др. Всемирная история. У истоков цивилизации. Москва, 1999г. Стр.97.

1 Сердце Евразии:  континентальный  взгляд на разнообразие  Y-  хромосомы. август-28, 2001г. www pnas.org/cgi/dci/10.1073/pnas, Стр.1,9,10.

2 Бернштам А.Н.Избранные труды по  археологии и истории кыргызов и Кыргызстана, Бишкек, 1998г. том II.Стр. 169.

3 там же, Стр.311.

1 Языки мира, Тюркские языки, РАН, Институт языкознания, Бишкек, 1997г. Стр.8.

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.