Артына С.Б.,
аспирант кафедры философии ТывГУ
г. Кызыл, Россия
К смеху, как феномену человеческой культуры, обращали свое внимание западные и российские исследователи. Термин «смеховая культура» широко используется исследователями комического и смехового мира (М.М.Бахтиным, Д.С.Лихачевым, В.Я. Проппом, Л.Е. Пинским, С.С. Аверинцевым и др.)
В данной статье мы попытаемся охарактеризовать природу смеха в тувинской и монгольской культуре, показать своеобразие этого феномена, отражение его в фольклоре.
В тувинском и монгольском фольклоре имеется огромный пласт юмористических и сатирических произведений. Этнографический материал также подтверждает присутствие смеха, шутки, юмора в обыденной жизни тувинца и монгола: при соблюдении ритуалов, проведении обрядов, в том числе шаманских и буддийских. Юмором был пронизан игровой досуг, он являлся своеобразной методикой обучения детей, общения с ними взрослых.
В каждом фольклорном словесном жанре и тувинцев, и монголов: эпическом, прозаическом, поэтическом, афористическом есть произведения, имеющие смеховый элемент. Пласт культуры, нашедший отражение в народной словесности, в котором присутствует комическое как эстетическая категория, и является смеховой культурой. Насколько высок уровень развития категории комического как эстетической философской категории, можно судить по наличию многообразных видов и типов комического, которые присутствуют в тувинском и монгольском фольклоре. В них нашли отражение различные оттенки смеха, это зафиксировала лексика тувинского и монгольского языков.
Смеховая культура тувинцев и монголов неоднородна. Качество смеха, его направленность, реализация разнообразна и исторически изменчива. Смех разоблачает, обнажает, вскрывает, отрицает существование социального неравенства, выступает против людей и законов, поддерживающих это неравенство, возвращает психологическое равновесие, нейтрализует страх, уравнивает людей разных социальных групп, возрастных категорий, разной степени образованности, психофизического состояния.
Так, в эпосе уродство, несуразность отрицательных героев вызывают у слушателей вместе с презрением, брезгливостью, смех. Он рассеивает ужас перед грозным врагом, предстоящим сражением. Смех дает силы и уверенность.
Стоит отметить, что смех часто выполняет в эпосе роль оберега, защиты от чужого мира, враждебного человеку, от коварных и разрушительных сил природы. Эпический смех – всеобщий, народный, он снимает напряжение между человеком и внешним миром, Вселенной. Главный герой, хотя и наделен богатырской силой, остается земным, обычным человеком. Для взаимодействия с чужими небесными и подземными мирами, с которыми он соприкасается по ходу развития сюжета, смех ему необходим, как способ взаимодействия с потусторонними силами, населяющими эти миры.
В сказках о животных в иносказательной басенной форме высмеиваются отрицательные явления в людских характерах.
Смеховый аспект присутствует и в песенном жанре. Песни в зависимости от меры, качества смеха в них можно разделить на юмористические и сатирические. Юмористические вызывают беззлобный дружелюбный смех, так как его объектом выступают недостатки обычных людей, являющиеся как бы продолжением их достоинств. Доведенные до определенной черты они вызывают улыбку, шутку. А сатирические песни высмеивают социально опасные поступки людей, поэтому смех в них бичующий, изобличающий, сатирический. Эти песни имеют трагический оттенок, скрываемый за злой шуткой, сарказмом, потому что сатира направлена на несовершенства мироустройства: искаженность, нелепость, жестокость, грубость.
Необходимо отметить, что смех в шуточных песнях имеет психотерапевтическое значение. Являясь источником разрядки напряженности, он снимает стрессы, расслабляет, умиротворяет.
Наиболее ярко проявился смеховый дар тувинского и монгольского народа в афористическом жанре. Все виды комического присутствуют в мудрых словах, скороговорках, пословицах, загадках: от назидательной улыбки, самоуничижительного смешка до саркастического риторического вопроса.
Таким образом, благодаря развитому эстетическому уму, который способен проводить смелые парадоксальные сопоставления, репродуцировать неожиданные ассоциации, тувинцы и монголы эмоционально воспринимали противоречия окружающей их действительности. Все это подтверждает наличие у тувинского и монгольского народов богатой смеховой культуры, изучение которой предполагает дальнейшие исследования автором в этой области.
Литература:
- Байсклан С.М. Поэтика тувинского героического эпоса. Кызыл, 1987.
- Кульганек И.В. Отражение смеховой культуры монголов в фольклоре. Mongolica/ An International Annual of Mongol Studies. Vol.15 (36). Ulaanbaatar. 2004.
- Сказания о богатырях. Кызыл, 1960.
- Тувинские героические сказания. Новосибирск, 1997.
- Тувинские народные пословицы и поговорки. Кызыл, 1955.
- Тувинские народные сказки. Новосибирск, 1994.