Skip to content

Темы и образы тенгрианства в массовой музыке казахов

Арыстанбек Мухамедиулы,
Казахская национальная академия искусств им. Т.Жургенова

1. Тенгрианство является основой культуры тюрко-монгольских народов. Порождённое им мировоззрение, этика и искусство  сформировали неповторимый духовный облик народов, входящих в состав тенгрианского суперэтноса. Своеобразие  тенгрианской  культуры складывалось тысячелетиями, в основном в условиях жизни кочевых этносов. Кочевой образ жизни, отличающийся на протяжении тысячелетий стабильностью хозяйственных форм, устойчивостью жизненного уклада, предопределил особенности менталитета и совершенство форм культуры тенгринских народов, их удивительную сохранность вплоть  до ХХ1 века.

2. ХХ век привнес в жизненный уклад тенгрианцев разительные перемены, которые изменили материальную культуру этносов. Однако ментальные программы тенгрианства продолжают жить в новых изменившихся формах, по сей день определяя неповторимое своеобразие  мировоззрения и культуры народов тенгрианского суперэтноса.

В докладе будут рассмотрены проявления тенгрианства в привнесённых ХХ веком, новых для казахов видах и  жанрах   массовой музыки.

3. Массовая  музыка – это прежде всего песня в ее различных, определяемых «историческим моментом», разновидностях. В  1950-60 гг. это массовая советская песня в двух доминирующих жанрах  европейской музыки – марша и вальса. Благодаря своей ритмической структуре вальс органично вписался в песенную культуру и стал матрицей развития лирического направления массовой песни. В этот же период зарождаются жанры, связанные с влиянием американской культуры, это песни в ритме твиста. В 1970-80 гг.  жанровая палитра массовых песен становится богаче, наряду с маршами, вальсами, твистами появляются песни-монологи. В 1990 гг. массовая песня развивается в русле западных моделей поп-музыки.

4. Во все периоды своего развития казахская массовая музыка интонационно связана с традиционной казахской музыкой, особенно с мелосом обрядовых песен, которые являют собой самый древний, самый развитый и самый устойчивый пласт тенгрианской культуры.

Массовая песня Казахстана развивается как бы в русле тенденций общесоветского и постсоветского пространства, повторяя в своих музыкально-жанровых моделях «общий путь».

5. Тематика массовых советских русскоязычных песен  50-60-х годов – советский патриотизм, любовь к России, любовь к родным местам, военные песни (в основном о Второй мировой),  любовная лирика. К 90-м годам советские песни остались в репертуаре, но новых песен на тему советской родины, войны, любви к России уже не создавалось. Постепенно в песнях становится преобладающей любовная лирика.

6. Уже поверхностное сравнение тематики песен общесоветских, а ныне российских, с песнями казахскими показывает  значительные различия в тематике этих жанров.

В первую очередь следует отметить такое обилие песен, посвященных родной земле, которое не наблюдается в песнях русскоязычных. Названия песен отражают образ родины: «Қазақстаным», «Атамекен», «Туган жер»; в текстах обязательны обращения к родной земле: «Қіндіқ қесқен жер»,  «Айналайын ауылым», воспеваются красоты родной земли: «Алатау»,  «Еділ мен Жайық»   и т.д.

Безусловно, и в русскоязычной песенной лирике популярны песни, посвящённые матери. Но количество таких песен не идёт ни в какое сравнение с обилием этих песен в казахской культуре. Практически каждое поколение знает свои популярные песни о матери, в наше время почти каждый, более или менее известный певец имеет в репертуаре «свою» песню о матери. Не имеет аналогов в русскоязычных песнях группа казахских песен, посвящённая  родственным связям: бабушке, дедушке, отцу, старшим и младшим сестрам и братьям, свояченицам…

Эти различия  в тематике песен  – есть отражение  глубинных различий менталитета.

7. Поклонение родной земле, воплощённое в многочисленных духах гор, озёр, рек, местностей и обобщенное в божестве Жер-Су – до сих пор определяет ментальные приоритеты тюрков.

Не случайно в тюркских языках  «ел» – это и родина и народ, т.е. родная земля и родные люди. Святость родной земли переплетена со святостью родной крови. Родственные связи священны и воспеваются в песнях так же активно, как и родная земля.

8. Таким образом, можно утверждать, что ментальные установки, обусловленные тенгрианскими архетипами коллективного бессознательного, пока продолжают воздействовать на развитие казахской массовой песенной культуры.


Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.