Арыстанбек Мухамедиулы,
Казахская национальная академия искусств им. Т.Жургенова
1. Тенгрианство является основой культуры тюрко-монгольских народов. Порождённое им мировоззрение, этика и искусство сформировали неповторимый духовный облик народов, входящих в состав тенгрианского суперэтноса. Своеобразие тенгрианской культуры складывалось тысячелетиями, в основном в условиях жизни кочевых этносов. Кочевой образ жизни, отличающийся на протяжении тысячелетий стабильностью хозяйственных форм, устойчивостью жизненного уклада, предопределил особенности менталитета и совершенство форм культуры тенгринских народов, их удивительную сохранность вплоть до ХХ1 века.
2. ХХ век привнес в жизненный уклад тенгрианцев разительные перемены, которые изменили материальную культуру этносов. Однако ментальные программы тенгрианства продолжают жить в новых изменившихся формах, по сей день определяя неповторимое своеобразие мировоззрения и культуры народов тенгрианского суперэтноса.
В докладе будут рассмотрены проявления тенгрианства в привнесённых ХХ веком, новых для казахов видах и жанрах массовой музыки.
3. Массовая музыка – это прежде всего песня в ее различных, определяемых «историческим моментом», разновидностях. В 1950-60 гг. это массовая советская песня в двух доминирующих жанрах европейской музыки – марша и вальса. Благодаря своей ритмической структуре вальс органично вписался в песенную культуру и стал матрицей развития лирического направления массовой песни. В этот же период зарождаются жанры, связанные с влиянием американской культуры, это песни в ритме твиста. В 1970-80 гг. жанровая палитра массовых песен становится богаче, наряду с маршами, вальсами, твистами появляются песни-монологи. В 1990 гг. массовая песня развивается в русле западных моделей поп-музыки.
4. Во все периоды своего развития казахская массовая музыка интонационно связана с традиционной казахской музыкой, особенно с мелосом обрядовых песен, которые являют собой самый древний, самый развитый и самый устойчивый пласт тенгрианской культуры.
Массовая песня Казахстана развивается как бы в русле тенденций общесоветского и постсоветского пространства, повторяя в своих музыкально-жанровых моделях «общий путь».
5. Тематика массовых советских русскоязычных песен 50-60-х годов – советский патриотизм, любовь к России, любовь к родным местам, военные песни (в основном о Второй мировой), любовная лирика. К 90-м годам советские песни остались в репертуаре, но новых песен на тему советской родины, войны, любви к России уже не создавалось. Постепенно в песнях становится преобладающей любовная лирика.
6. Уже поверхностное сравнение тематики песен общесоветских, а ныне российских, с песнями казахскими показывает значительные различия в тематике этих жанров.
В первую очередь следует отметить такое обилие песен, посвященных родной земле, которое не наблюдается в песнях русскоязычных. Названия песен отражают образ родины: «Қазақстаным», «Атамекен», «Туган жер»; в текстах обязательны обращения к родной земле: «Қіндіқ қесқен жер», «Айналайын ауылым», воспеваются красоты родной земли: «Алатау», «Еділ мен Жайық» и т.д.
Безусловно, и в русскоязычной песенной лирике популярны песни, посвящённые матери. Но количество таких песен не идёт ни в какое сравнение с обилием этих песен в казахской культуре. Практически каждое поколение знает свои популярные песни о матери, в наше время почти каждый, более или менее известный певец имеет в репертуаре «свою» песню о матери. Не имеет аналогов в русскоязычных песнях группа казахских песен, посвящённая родственным связям: бабушке, дедушке, отцу, старшим и младшим сестрам и братьям, свояченицам…
Эти различия в тематике песен – есть отражение глубинных различий менталитета.
7. Поклонение родной земле, воплощённое в многочисленных духах гор, озёр, рек, местностей и обобщенное в божестве Жер-Су – до сих пор определяет ментальные приоритеты тюрков.
Не случайно в тюркских языках «ел» – это и родина и народ, т.е. родная земля и родные люди. Святость родной земли переплетена со святостью родной крови. Родственные связи священны и воспеваются в песнях так же активно, как и родная земля.
8. Таким образом, можно утверждать, что ментальные установки, обусловленные тенгрианскими архетипами коллективного бессознательного, пока продолжают воздействовать на развитие казахской массовой песенной культуры.