Skip to content

Тенгрианская миссия Чингисхана

В.М. Никифоров,
ИГИиПМНС СО РАН
(Якутск, Россия)

Прежде всего, что такое тенгри – якутский вариант ‘тангара’ ( в данном случае «небо, как божество»); к заявленной теме более приближен японский вариант ‘тэнно’ – букв. «небесный государь»; общая константа – приземленная: титул государя, власть которого распространяется на все, что есть под небесами. Из всех владык более всего сумел приблизиться к этой прерогативе – Чингисхан; при последовавшем обожествлении стал  считаться сыном Тенгри, или его посланником (не принципиально), или медиатором (посредником между людьми и Богом, в частности, «общение» с Тенгри на горе Бурхан); его земная функция, на наш взгляд, заключалась в конечном счете, как это ни парадоксально звучит –  в облагораживании человеческого материала; в миссии по упорядочению мира.
Считается, что уйгуры (их интерес материальный – контроль над Великим шелковым путем; а духовный был ли вообще, и ожидается ли он от купцов) дали ему эту миссию (гностическую – манихейскую) – создание государства наднационального и надконфессионального – опять же для своей стабильной (спокойной) торговли, значение её недооценивать невозможно – это обмен, не в последнюю очередь, культурный.
Начинал Темучин, во-первых, с уничтожения зачинщиков межплеменных свар, даже если это анда; во вторых, крамольников, преступающих каноны Ясы; и, наконец, в-третьих, бунтовщиков против воли Неба. Отметим две особенности этно-социального менталитета монголов. Первая – постоянная аппеляция к небесам, не только Чингисхана, но и его боевых сподвижников (не важно в каком поколении): «Силою Неба…». Так и сказали первые представители (цель их – вытребовать половцев, или создать повод к конфронтации) монголов на Руси (в числе погубленных посланников был сын Субедэя – Чамбек): «Богом (в данном случае синоним слова «Небо») пущени на холопы свои и на конюси» («Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов» – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950. – С.63). Слова второй делегации, посланной, казалось бы на верную и мучительную смерть: ««Если вы послушались половцев, убили наших послов и идете против нас – то вы идите. А мы вас не трогали и рассудит нас Бог».
Тенгрианская миссия, если это на войне, начинается с первичного – максимального бережения своих солдат, отсюда исходило правило: «Если со стен города прилетит хоть одна стрела, население уничтожается». [Арабский историк так описывал особенности взаимоотношений монгольских воинов: «Они имели мужество львиное, терпенье собачье, предусмотрительность журавля, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волчью, боевой жар петуха, попечительность курицы о своих близких, чуткость кошки и буйность вепря при нападении». Продолжает тот же автор: «Однако русские все равно считали их «гогами и магогами», которых сам Бог отдал им на избиение» (И.Голыженков. Битва на Калке. – М.,1994.- С. 39)].  Правило было отменено после взятия Кайфына, не без участия, в первую очередь, профи- миротворца и гуманиста Елюй Чу-цая.
Этот канон не распространялся на изменников. «Если подданные (даже не монголы) предали своего природного хана». После того, как Субэдэй «рассеял» кипчаков, «был поражен стрелой сын Юрия (половецкого хана Юрия Кончаковича – В.Н. ), который сбежал в леса. Его рабы явились [к монголам] с донесением и его [сына Юрия] схватили, остальные целиком покорились [монголам], после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. …Рабы кыпчаков ходатайствовали о начальнике над ними, а Субэтэй отпустил их в качестве вольного народа. Когда [он] вернулся, об этом стало известно, и император сказал так: «Рабы, которые не соблюдают верности господину, разве готовы будут стать верными другим? И потому казнил их» (Юань ши). Субудай учел и эту сторону тенгрианских канонов, и, когда на Калке, русские дружинники, ради спасения своей жизни (шкуры), прошагали по лагерным щитам (не прав был Пушкин, когда писал: «Задавлен…задами тяжкими татар»), под которыми положили князей, сказал: «…Убившие своих беков, жить недостойны» (Бахши Иман. Джагфар Тарихы. Свод булгарских летописей (1680) – Оренбург, 1993. – Т.1), а до этого было констатировано и предложено: «Ваши беки предали вас – убейте их». Проверку на взаимное доверие и сбережение жертвы не прошли.
Этапы условны – через оба них проходит красной нитью принцип – города уничтожались безоговорочно, если под ним убит:
– 1.Чингизид, или родственник Золотого рода (Нишапур) (Миннебай Ямат убил Кюлькана под Биляром), Джучи отомщен булгарам через 14 лет. Багатур, (сын Шейбани? – при Шайо. Бахадур кит. Ба-ха-ту, убит 1242 г. или умер после 1252 г., Джучид, сын Шибана. По одним сведениям убит в битве у Шайо. По другим – возглавил удел отца после его смерти.
– 2. Если убиты послы . – Отрар – Кадыр Инальчик, а затем не выдал его Мухаммед 11 Гази (ибн Текеш).
Аблас Хин – резня в лагере киевлян в 1223 году – месть за то, что «К началу ХШ века Булгария была доведена русскими до совершенного изнеможения» (Бушков А.А. Неизвестная Азия. – М., 2007. – С.10).
Источники: статья Абель Ремюза – Abel-Remusat, Souboudai, general mongol\\ Nouveax mélanges asiatiques. – Paris, 1829. – Vol.2.- S.89-97.

Временные и этнические особенности распространения тенгрианства. Миф. словарь

Тангароа – у полинезийцев, микронезийцев, у маори (космологические мифы), у гавайцев (этиологические).
Автор одной из самых свежих работ о монголах А.А. Доманин дважды   в самом начале своей книги «Монгольская империя Чингизидов» (М., 2005) пишет, что «во времена Чингисхана тюрки и монголы вполне понимали друг друга (как сейчас, например, русские и украинцы)»; во второй раз: «великолепно понимали друг друга и это не могло не способствовать тому, что тюркский род становился монгольским, и наоборот».
Г.Лэмб: «Предводители тюркских племен знали, что долго не проживут, сражаясь под штандартом Тимура. Но он рисковал наравне с ними и имел столько же ран на теле, сколько они. Дни, проведенные вместе с ним, были наполнены энтузиазмом, и военачальники шли в бой с песнями…». Как говорят обычно ветераны войн в таком случае: это были лучшие годы моей жизни.
“В 1236-1237 гг. Угэдэй послал в Восточную Европу 150-тысячную армию вторжения. Номинально во главе её стоял хан Батый, сын Джучи, но реально командовал Субэдэй, который победив волжских булгар, переправился в декабре 1237 г. через замерзшую Волгу и двинулся на запад. По результатам своего же разведывательного рейда (1223 г.) и по накопившимся за 13 лет данным разведки, Субэдэй спланировал кампанию с тем же тщанием, какое отличало все кампании его наставника, Чингисхана. …В течение двух следующих лет Субэдэй упрочил контроль над Восточной и Южной Русью, одновременно собирая подробную информацию о Европе. По большей части, слухи о монгольских завоеваниях доходили до королевств Центральной и Восточной Европы чрезвычайно смутные, как правило с половецкими (к этому моменту вернемся ниже – В.Н.) беженцами. С другой стороны, Субэдэй подробнейшим образом был осведомлен о политических, экономических и социальных условиях в Европе”[8].

8. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. – СПб.-М., 1997. – Т.1. – С.715. Оба Дюпюи констатируют: “В Западной Европе царила паника”. У В.И.Матузовой опубликовано письмо ландграфа Тюрингенского герцогу Брабантскому: “Бесчисленные племена, ненавидимые всеми прочими людьми, по необузданной злобе землю с ревом попирая, от востока до самых границ нашего владения подвергли всю землю полному разорению. …Людей они не поедают, но прямо пожирают. …При виде этого племени все народы христианские обращаются в бегство. Даже команы, люди воинственные, не смогли в земле своей выстоять против них, но двадцать тысяч команов бежали к христианам и вступили в союз с ними; и готовы они сражаться против каждого народа, кроме вышеупомянутого. Что удивительного? У них страшное тело, яростные лица, гневные глаза”[9].

9. Матузова В.И. Английские средневековые источники, 1Х-ХШ вв.: Тексты; Перевод; Комментарий. – М., 1979. – С. 154-155.
Владимир, митрополит Бишкекский и среднеазиатский. Земля потомков патриарха Тюрка. – М., 2002. – С.92. Этнархи – «военные и духовные вожди своего народа».

С. 43. «Чингисхану удалось объединить, собрать в один кулак весь монгольский мир, а затем присоединить к нему тюркскую степную мощь – отсюда небывалый размах его завоеваний».

С.96. «Монголы вообще никогда не совершали насилия в краях, подчинявшихся им без сопротивления».

С. 99. «Татары дольше других степняков сопротивлялись Чингисхану и примкнули к нему в числе последних, поэтому из них формировали «штрафные батальоны», которые шли впереди войск и направлялись в самые опасные места». Параллели с як. легендами и морданами.

С. 100. «Приближенным Бату сумел стать папский агент, рыцарь-крестоносец Альфред фон Штумпенхаузен – фигура, зловещая для Руси (Б. Башилов).

С. 105. Уйгур Коркуз (Георгий).

«Папский Рим затеял глобальную политическую интригу, надеясь использовать мощь степных варваров в своих целях – руками монголов уничтожить православную Русь».

С. 107. «Мономах приводил половцев на Русь 19 раз, а князья из дома Олега Черниговского (Ольговичи) – 15 раз».

С. 108. «Киев не оправился от войск Рюрика Смоленского и князей Ольговичей в 1203 г.».

С. 111. «Возможно, посланные Джебэ и Субэтаем послы-несториане позволили себе какой-то выпад против православной веры и потому были убиты».

С. 110. «Засадой волжских булгар-мусульман отряд был разбит, добрались до Каракорума только его остатки».

С. 113. «В битве при Оломоуне обессилевшая монгольская армия была разбита чехами и откатилась назад».

Тангха

«Тангха Хаан Тойон, Айыы Тангхаhыт – бог рока и судьбы, предугадывающий и предопределяющий участь человека. При рождении человека он, якобы, уже записывает его судьбу в своих небесных письменах (книгах)». Якуты в древности пытались узнать свою судьбу в процессе «слушания Тангха» (‘Тангха иhиллиир’)*.

*Кулаковский А.Е. Научные труды, с.21; Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору, с.131; Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в Х1Х-нач.ХХ вв. – Новосибирск, 1975. – С.192; Гоголев А.И. Мифологический мир якутов. – Якутск, 1994. – С.15.

По Антонову, якутское тангха от тюркского таны знать, узнать (Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. – Якутск, 1971. – С.118).

Бага-(тур)тенгрикэн/Бах тангара

«Без сомнения идентичны и, видимо, первоначально это сочетание означало ‘бог+бог’ (иранское и тюркское). Такое сочетание возможно, ср. як. Кудай тангара, где кудай=тюрк. кудай ‘бог’ <  тадж.-перс. Худа ‘бог’ и тангара = общетюрк. Тэнгри, тигир, танры ‘бог’.

Алла тангара, Алла

«В материалах А.А.Попова упоминается некое божество Алла тангара, Алла: «Давно, очень давно якуты молились деревянным богам. Так было известно божество «Алла» («Алла Тангара»). Изображение его в виде человека вырезалось из дерева и привешивалось к концу длинного шеста, втыкавшегося на ровном месте. В левую подмышку идола втыкалась деревянная трость, упиравшаяся в землю, украшенная цветными лоскутками ткани и конскими волосами. Стариков привозили и ставили под изображением божества, затем убивали выстрелом из лука» (Попов А.А. Материалы по  религии якутов бывшего Вилюйского округа// Сб. трудов МАЭ. –  М.-Л., 1949. – Т.Х1. – С.280).

Ф.Ф.Васильев считает, что данный реликт сохранился благодаря сортолам (сартам). – «Военное дело якутов». – Якутск, 1995. – С. 164-165.

Л.С.Васильева, А.И.Кобзев. Предисловие// Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. – М.: Наука, 1988. – С.4.

«Социокультурный генотип, лежавший в основе механизма воспроизводства цивилизации, гарантировавший ее адаптирующую и преобразовательную мощь, ее блистательно проявлявшие себя в нужный момент регенеративные функции, стал формироваться еще в эпоху Чжоу, в начале 1 тысячелетия до н.э. Возникшая тогда концепция небесного предопределения, или мандата (тянь мин), выражая принцип этической детерминации в управлении людьми (право на владение Поднебесной Небо отбирало у порочного правителя и вручало его обладателю высшей благодати, или добродетели, – дэ), не только подорвала господствовавшую до того веру в безусловность религиозно-сакральной санкционированности существующей власти, но и придала этическому компоненту главенствующее значение в синкретическом комплексе этико-религиозных представлений о мире. Это имело для Китая далеко идущие последствия. В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизированные мудрые правители легендарной древности, чьи величие и мудрость были тесно связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди занял культ реальных клановых и семейных предков».

См. Владимирцова и Кюнера (хакасский вариант летописей)

Эллэйада: Гайир-хан – тюркский вариант арабского слова Кадир-хан («Могущественный хан»). – Хайаранг/Хайыранг

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.