Skip to content

Тенгрианство и идеи толерантности в романе Н.А.Лугинова «По велению Чингисхана»

Мыреева А. Н.,
ИГИиПМНС СО РАН
(Якутск, Россия)

Переломный характер современного мирового общественного развития проявляется и в том, что все более на первый план выходят общечеловеческие проблемы, забота о судьбе всего сущего на земле, осознание особой значимости «вечных» законов нравственности, веры, толерантности, ценности человеческой личности. Прогрессивные писатели мира отстаивают идею перехода от «корпоративного сознания» к глобальному пониманию единства жизни на планете Земля в эпоху, чреватую социальными и экологическими бедствиями.

Ведущие якутские романисты, утверждая гуманистические начала в поисках универсальных основ бытия, как одну из актуальных проблем художественно утверждают идеи религиозной толерантности на стыке веков, как ответ на запрос времени.

Рост народного самосознания, обращение к его историческим корням отразил роман Н.Лугинова «По велению Чингисхана», (1997, 2000, 2005 г.) отличающийся необычайной широтой проблематики. В трилогии выражена новая концепция исторической роли Чингисхана. Главная его цель – создание сильного государства – Ила, объединение степных племен, установление мира и согласие между ними.

Как отмечают исследователи, религия Великой степи – тенгрианство, явилась истоком общепризнанных систем мировых религий. Главное в тенгрианстве – вера в единого бога, духовное начало.

Являясь сторонником веры в единого бога, Чингисхан с уважением относится к другим верованиям. В романе современен пафос утверждения философии толерантности, которую претворяет в своих войсках хан. Он убежден в живительной роли веры: «Вера – великая сила… Все святые дела берут начало от веры. Рушится вера – начинается разброд».

Обдумывая пути установления джасака – закона жизни, Чингисхан приходит к выводу о его божественном предназначении: «Значит, есть скрепы для закона. Есть и то, что Христос, Магомет, Будда, Тэнгри – отец – все они завещали своему творению добро, праведность, чистоту помыслов идея».

В борьбе за установление Ил – улуса, стоящего на прочном фундаменте справедливости, в целях объединения в единый народ разных племен, он проявляет великодушие к побежденным, понимая, что союз с ними нужен прежде всего его народу. Сила монголов – в их ясном законе обустройства жизни. Каждый поклоняется своему богу, но подчиняется единому закону, именно в единстве перед лицом джасака – подлинная свобода.

Автору романа близко мнение Л.Н.Гумилева, не принимавшего идеологию периферийного варварства степных народов. Их заслугу исследователь видел в терпимости и толерантности к соседним народам, в их отношении к ним как к равным себе, что позволяло сохранить культурно-исторические традиции разных племен.

Чингисхан уходит из жизни с чувством исполненного долга. Он уверен, что, опираясь на добрую волю племен, принявших единый закон сильного правления, создал империю – Великий Ил, основанный на традициях, обычаях, общих для многих народов. Так он осуществил божественную идею объединения, спасая степные племена от распрей и раздоров, «установив долгожданный мир от моря до моря».

Таким образом, философия истории в трилогии Н.Лугинова приобретает широкое общечеловеческое звучание, что свидетельствует о качественно новом уровне развития исторического жанра в якутской литературе. Нравственно-философская концепция якутского автора, художественно утверждающего идеи религиозной толерантности, развивает гуманистические традиции прогрессивной литературы.

__________________________

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.