Skip to content

Тенгрианство и становление Тюркского мира

Б.Р. Каримов,
Международный  института языка ортатюрк
(Ташкент, Узбекистан)

В древних верованиях всех тюркских народов важное место занимает культ великого Тенгри (Тангри, Тенгир, Хан Тенгри, Кёк Тенгриси). Общетюркское его распространение говорит о его формировании в древнетюркскую эпоху, когда единство тюркского народа еще существовало как реальное социально-политическое и духовно-идеологическое явление. Об этом же говорит и наличие слова “тенгир” в орхонских древнетюркских надписях с употреблением в смысле “бог” “небо”. Так как у большинства монгольских народов термин “тенгри” имеет тоже значение, то вероятно культ Тенгри сформировался еще раньше в эпоху древнего тюркско-монгольского единства. Древние шумеры еще 5-6 тысяч лет назад также поклонялись богу Тенгри, хотя государство древних шумеров географически находилось очень далеко от региона Алтая, как предполагаемой многими авторами прародины тюркских и монгольских народов.

Исходя из ностратической (борейской) концепции развития языковых и этнических процессов  можно предположить, что в течение одного или нескольких тысячелетий, ориентировочно 7-5 тысячелетий назад, в регионе от Древнего Шумера до Алтая, охватывая значительные территории современных Ирана, Ирака, Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана жили протоалтайские племена, предки современных алтайских, в частности, тюркских и монгольских народов. Их язык уже в определенной мере отдифференцировался от других языков, образовавшихся от древнеборейского языка. Мы полагаем, что древние шумеры говорили на диалекте протоалтайского языка, который был ближе к прототюркскому языку. Основанием для этого служит совпадение многих шумерских слов и даже ряда грамматических форм, как с древнетюркскими, так и современными тюркскими. В этот период и сформировалось тенгрианство как древнейшая религия протоалтайских народов. Развитую форму эта религия приняла у шумеров и имя “Тенгри” получило фиксацию в их письменных памятниках в одной из первых из ныне известных письменностей Человечества.

Тенгрианство выступает как одна из наиболее ранних известных ныне Человечеству форм монотеизма. Формирование монотеистических систем характерно для стадии формирования государственной структуры. Это соответствует тому, что Древнее Шумерское государство выступает как одно из древнейших известных Человечеству государств. Одним из дополнительных аргументов свидетельствующих о большой роли шумерской культуры в формировании тенгрианства является то, что Тенгри выступает как персонификация всемогущих сил неба (общетюркское “Тенгри”) и моря (общетюркское “тенгиз”) . Это вполне соответствует условиям формирования и существования шумерской культуры на берегу моря в дельте великих рек Тигра и Евфрата. Тенгрианство в этот период получило распространение по огромной территории, где проживали протоалтайские народы. Однако затем на эти территории произошло несколько волн вторжений древнесемитских, древнеарийских и других племен и протоалтайцы были вынуждены со значительной части своих территорий уйти в направлении Алтая, Саян, современного Северного Китая, Монголии и Сибири. Часть протоалтайцев оставшаяся на прежних территориях, завоеванных иноземцами, в основном была полностью или частично ассимилирована победившими народами-суперстратами и перешла в другие религиозные конфессии: буддизм, зороастризм, иудаизм, христианство, хотя и сохранили в своих верованиях немало компонентов, связанных генетически со своей древней религией тенгрианством. Мы считаем, что саки, массагеты, совраматы и причерноморские скифы являются алтайскими и, скорее всего тюркскими народами. В течение последних двух тысячелетий алтайские народы, из них в первую очередь тюркские и монгольские народы стали опять продвигаться в западном направлении, как бы возвращаясь в места своего древнего формирования. Предлагаемая концепция позволяет прийти к выводу об относительном, не атрибутивном характере оседлости, кочевничества и аборигенности, о равенстве наций в этом аспекте, о древних корнях тюркской цивилизации и их взаимосвязях с историей очень многих этнаций мира.

 

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.