Хомушку О.М.,
ТГУ (Кызыл, Россия)
Саяно-Алтайский регион охватывает территорию Южной Сибири от Байкала до Западной Монголии и представляет собой историко-культурную проекцию центрально-азиатского очага кочевой цивилизации.
Традиционное мифологическое мышление формировало и освящало нормы поведения, жизненные цели, быт, пристрастия и устремления народов Саяно-Алтая.
Особое место в мифологии занимают космогонические мифы, поскольку они описывают пространственно-временные параметры Вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается все, что может стать объектом мифотворчества.
В коктюркскую эпоху – эпоху составления орхонских рунических текстов – основной религией тюрков был тенгризм (тенгрианство), поклонение тенгри – «Небу», так вырабатывалась идея Абсолюта, священного, божественного начала (у тувинцев – Устуу Хайыракан, Курбусту, Дээр, у алтайцев – Корбустан, Бурган, у бурят, монголов – Тенгри, и т.д.). Подобный космизм жителей Саяно-Алтайского региона фактически снимает противопоставление «сакральное» – «профанное», т.к. в данном случае Абсолют «буквально пронизывает все аспекты обыденной реальности, тем самым напрочь уничтожая различие между сакральным и обыденным» , при этом происходит слияние микрокосмоса и макрокосмоса, единение человека и божественного, Абсолюта.
Возможно, именно эти черты тенгрианства способствовали тому, что элементы этой религии устойчиво сохранялись в кочевой среде и после смены религий, а само наименование верховного божества среди некоторых тюркских народов сохранилось до настоящего времени.
Сравнительный анализ архаических пластов традиционного мировоззрения народов Саяно-Алтайского региона позволяет говорить о том, что здесь сохранилась прямая линия преемственности архаических этноконфессиональных традиций, плавно перерастая из своей архаической основы в локальный вариант шаманизма, религию Кам (тув.-«Хам»), аналогичную монгольско-бурятскому тенгрианству, тибетской религии «бон» и др. Позднее именно на этой основе на Алтае формируется религия бурханизма, или «Ак-Чаян», т.е. «Белая вера».
См.: Абаев Н.В., Хертек В.А., Хертек Л.К. «Белая вера» («Ак-Чаян») в этнокультурной традиции тувинцев // Кадын (Кызыл).- 2003.- №1.- С.6.