Skip to content

Тенгрианство – как своеобразный тип культуры: тенденции и противоречия развития в современном понимании

Алимов Т.К. ,
ЕНУ им. Л.Н.Гумилева
(Астана, Казахстан)

Культура тюрков имеет свою историю становления и развития. Ученые опираясь на накопленный исторический материал по истории тюрков доказали уникальность их культуры. Как показали исследования культура тюркоязычных народов  развивалось весьма противоречива .Культура тюрков с древнейших времен находиться в центре внимания ученых и мыслителей   Востока и Запада . Чтобы не быть голословным  можно привести пример когда  древнегреческие ученые, историки, как Геродот, Плутарх и др. писали об образе жизни древних скифов.В частности, философ  Анахарсис Скифский  считается прородителям родственных  тюркских народов  который  одновременно  был ярким представителем  в числе  греческих мудрецов (Диоген Лаэртски)

Основатель немецкой классической философии И.Кант в свое время интересовался вопросами жизнедеятельности тюркских народнов в частности проблемами расы. Он подробно описывает этнопсихологию калмыков, ногайцев, гуннов, скифов, каракалпаков, ойратов и монголов но больше всего его интересовали калмыки( 1 )

Датский  рунолог  Вильгельм  Томсон в 1893г. обнаружил что у тюрксих народнов была писменность а, в исторических текстах  Орхонских надписей имеется слова “Тенгри” и  далее он-как ученый  с мировым именнем  интересовался  проблемой  тенгрианской культурой.( 2)

В казахстанской Тюркологической науке историю исследовали такие ученые как  Кайдар А. Оразов М, Сулейменов О, Қоныратбаев А. Р. Бердибаев и др. С древнейших времен нынешние  алтайцы исповедовали  шаманизм.В повседневной жизни  по многим жизненно важным вопросам .Они как  правило обращаются  к духовном лицу шамана который содержал чувственно-эмоциональные элементы.( 3)

Европейские миссионеры,путешественники например, Плано Карпини, в своих  записях  нам сообщают  что когда  во дворце Мунке хана неожиаданно возник спор между различными  представителями религии: тогда было заомолвлено слово,что бог один

( Тенгри) и поэтому они исповедуют и принимают  только  своего бога (4)

Как свидетелствует исторические факты, что во время раскопок городище Куйрык Тобе не далеко от Чимкента была найденна керамическая плита  с тюркской руникой, а также в 50-ти км. от города Тараза. В этих древних надписях описывается  довольно противоречивые  взаимоотношения  той эпохи между тюрками и китайцами. В этих текстах наличествуют надписи свидетельствуюшие, как древние тюрки обитавшие на территории  Казахстана  того времени как праздновали новый год, какие  культовые обряды традиции и образ жизни существовали. И так у тюрков и тенгриянство  была  составной частью  их  духовной  культуры. Это архетипы  т.е.психические структуры “коллективного бессознательного” того времени.(5)

В V111в. в восточном Туркестане было образовано Уйгурское  государство, где существовала  и  развивалось  культура, письменная традиция  на тюркском  и согдийском языках.(6)

Тенгриянство-определенный вид  религиозного верования  и вместе с тем оно есть продукт духовной культуры, и также  творческой  позновательной деятельности тюрков. Тенгрианство- как древнеиший  вид мировоззренческой культуры так же и кочевых  казахов.

Проблемы тенгрианство и его истоки коренятся в древнеи  культуре шумеров. Ее основы и истоки находятся именно в исторических памятниках. Об этом писал О. Сулейменов в своем знаменитом  труде “Аз и Я” “Человек создан совместными усилиями верховного бога Тенгри и Нижнего бога Мира Эрлик”.

Многие  ученые  в Казахстане и за его приделами в своих  работах определенное внимание  уделяют проблеме  шаманизма. Во взглядах древних тюрков есть элементы шаманизма, как особого взгляда на мир. И они так же часто встречаются  в образе жизни тюркских народов связаной с различными  обрядами  и действиями.

Некоторые  современные философы  порой  пытаются  утверждать и как-то  обосновать, что шаманизм  в прошлом все-таки не поднялся до уровня мировозрения. Возможно что в этом  есть какая-то  доля истины. Но такие категоричные высказывания   о шаманизме наверно не правомерны.Шаманизм на самом деле есть духовное явление, поэтому в его содержании имплицитно  внутренне  присуще миросозерцание,миропонимание и так же мироосмысление. Здесь  конечно мы не говорим что  предстовителям древне тюркского этноса присуще научное мировозрение. Можно сказать-это требования  современного философского мировозрения.

Здесь уместно было бы  конкретизировать и подойти к мировозрению дифференцированно. Во-взглядах  древних тюрков как и других народнов  доминировало  мифологическое, образное форма мышления. В мировоззрение  главное это отношения человека к миру.(7)   Как нам известно  существуют  исторически  различные формы мировоззрения. Все  они  зависят  от объективных  и субъективных  положения. Вместо с тем  также конкретные формы мировоззрения  зависят от  экономических и социальных условии. Конечно  учеными,  занимающимися  исследованиями мировоззрении  древних тюрков не выявленного на сегодняшний  день  критерии  их определения. В вопросах мировоззрения  многие аспекты  связаны  ценностными отношениями. Сегодня известно одно что в письменных источниках

Содержится   факты,  которые говорят о высокой нравственной культуре  тюрков. В содержание их мировоззрение всегда присутствует  стремление найти  истинные жизненные моменты  и конечно в центре внимания  их были что есть  человеческая  добродетель. На некоторые  концептуальные проблемы  тенгрианство  в своих работах  оброщал внимание  член -корреспондент  АН. Каз ССР  профессор  А.Х.Касымжанов

“Номадизм”   означает перемещение человеческих групп в пространстве так Делез утверждает, что кочевая культура создана особым типом отношения к пространству.( 8)  Номадизм связан с практикой разведения травоядных животных в районных, где засушливое  в разной степени является правилом . (9 )

Намодизм присущ  обществом, в которых распространение людей между  группами регулируется принципами однолинейной родственной связи с браком из боковых родственных линии. Мир тюрков один и нельзя его разделить на части. Так как мировоззрение в целом и его структурном элементе  имеют тесные связи .

Мыслители Средней Азий,  Ближнего Востока и Казахстана писали на арабском, уйгурском, Чагатайском языках, хотя они все писали так или иначе  затрагивали проблемы тюркологии. Кочевник в действительности руководствуется во многих жизненных вопросах иными принципами, чем современный  европеец. ( 10 )

Историю культуры казахов и проблемы тенгрианство исследованы довольно всесторонне востоковедом Ч. Ч. Валихановым. Он в Петербургский период жизни став действительным членом географического  общества России в 60-ые годы XIX века быстро сближался со многими видными востоковедами  и литературоведами как А.Н. Бекетов, М.А. Қазыбек -Бек, В.В.Григорьев, В:В:Вильяминов – Зернов, А:Н Майков, Галсен, Гонбаев,  Семенов Тань-Шански, Е.И. Леманский и др.

> В целом человеческая  культура как феномен имеет свои особенности. Проблемы преемственности  культуры глубоко исследованы в трудах А.Ф. Лосева,  М.Т. Степонянца, О.Сулейменова,  Ч. Айтматова,  В.К.Челояна,  Л.Н. Гумилева и Ч. Валиханова. Смысл, значение и истинно научное содержание как категории культуры “Тенгрианство” до конца непонятно, неосмысленно и исследователи до сих пор порой придерживаются  противоположенные точка зрения. “Тенгрианство” как всякое научная категория несомненно имеют противоречивую природу.

Мы считаем, что Тенгрианство, имеющее многовековую историю как любое духовное явление оно выступает своеобразным  философским  учением. Древние  тюрки  как свидетельствуют  исторические памятники  как и все  другие народности были  всегда  в поиске “вечной истины”. Нет сомнения в том что  во взглядах  тюрков содержится  элементы общечеловеческой  ценности. Тенгрианство не только мифология, религия, магия, теология, но вместе с тем в ее содержание входят элементы философского мировоззрения всех древних тюркоязычных народностей. В Тенгрианстве ставиться вопрос:  Что такое мир?  Как оно создано? В чем сущность мира? В чем состоит сущность и как существует явление природы? Что есть человек? Каков человек по своей природе?  В чем состоит нравственная сущность человека?

Традиционное Марксовское классово формационный подход для кочевников мы считаем  не дает  желаемый результат. Так как отношения  между группами, отрядами, разными союзами  и племенами  были как то иначе.

В заключение  можно сказать  что как  вообще формировалась  у древних тюрков

Тенгриянство как  определенный вид  мировоззрения. Также  как показывает  исследования данной проблемы многие его  моменты  до сих пор имеют неясности,  неопределенности, и противоречивости так как еще предстоит  ученным  сделать научный синтетический  и теоретический анализы,  чтобы установить основные направления.

Структурные элементы  внутренние взаимоотношения  этносов и тем самым  найти  основания  сделать вывод о том что у древних тюрков тенгрианство было мировоззрением.

 

Использованная  литература

1. И.Кант  О различных  человеческих расах. Соч.Т 2. Изд.-во соц.эк.лит. М.Мысль, 1964, с.449.

2. О.Сулейменов  Эссе.  Публистика.  Стихи.  Поэмы.  Аз.И Я. Алма-Ата   “Жалын”,  1989, с 567.

3. Т.Муханова  Светлая вера  родины тюрков. К 100 -летию  реставрации  Тенгриянской веры  на Алтае.// Рух-Мирас.казахский  культорологический  альманах  2004   2 (2) с.73-74.

4. Д.Кенжитай .Тенгриянство .(Каз) // Казахстан  Национальная энциклопедия  Глав.Ред.Каз.энцикл. Алматы  2006г. Т.8. с 307.

5. А.Кайржанов Млечный путь Евразии .Астана. 2004  с 41 , 47.

6.С.Г.Кляшторный, А.А.Колесников. Восточный Туркестан  глазами русских путешественников. Алма-Ата, 1988 г. с. 35.

7. К.Сарткожа-улы, Д.Аубакир  и др. Влияние  древних тюркской  тенгрияской религии на современные  мировые религии // Рух- Мирас   2005,    4 (7) с 41.

8. В.Тимошенов Культурология Казахстан  Евразия  Восток  Запад  Алматы,  2001 с 103.

9. Г.Соловьева  Кочевая культура  в номадичсеком прастранстве  “симулякров  // Мир человека  2004    4  (22)  с 7.

10. З.А.Ауэзова Эпоха раннего  мусульманства в отражении тюркских источниках (на примере  Диван Лугат ат Турк Махмуда ал-Кашкари // Рух-Мирас Каз.культур.альманах. 2006, г.  1 (8 )с 92.

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.