Тенгрианство в тувинской мифологии

Мижит Э.Б.,
ТИГИ  (Кызыл, Россия)

Картина мира или модель мироздания древних тувинцев, изучаемая нами в диссертации «Тувинская традиционная космология», опирается на яркие и сохранившиеся в первозданном виде мифы и предания.

Известно, что мифологическое мироощущение характеризуется всепроникающей космологичностью. Любой  элемент соотнесен с космосом и может быть выведен из него. «Первобытный миф имеет лишь одно содержание – космогонию. Ни одна мифологема, не является, в конечном счете, чем-нибудь иным, кроме космогонии…» – пишет, в частности, О.М. Фрейденберг. – По мифологической логике именно в происхождении явления кроется его сущность» (1).

Опираясь на труды таких ученых, как Г.Н.Потанин, Н.Ф.Катанов, Ф.Я.Кон, В.В.Радлов, А.В.Анохин, Е.М. Мелетинский, О.М. Фрейденберг, Н.А.Алексеев, С.И.Вайнштейн, С.А.Токарев, М.Б.Кенин-Лопсан, М.Элиаде, Н.В.Абаев, а также анализируя мифы древних тувинцев, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, древние тувинцы признавали наличие Бога-творца – Тенгри (тув. Денгер). По утверждениям тувинских шаманов, «в то время, когда не было ни земли, ни неба, ни луны, ни солнца, когда везде была вода, Денгер Хайыракан создал небо и землю, солнце, луну и звезды, создал (по некоторым вариантам, родил) других денгеров (тенгриев) – небожителей и людей.

         Во-вторых, Тенгри создал Вселенную трехслойной, которая разделяется на Верхний, Средний и Нижний миры.

В-третьих, Верхний и Нижний миры тоже, в свою очередь, состоят из нескольких слоев-этажей. Тувинские шаманы признают 9-слойность небес, которая закреплена в устойчивой формулировке «Тос дээрим! Долаан бурганым!» («Девять небес моих! Бог мой, Долаан!»). Денгеров, созданных им, он поселил в различных ярусах Верхнего мира, а людей – в Среднем мире. Также множество слоев имеет Нижний мир. В шаманской мифологии мир Эрлика называют множеством разных слов. Говорится, что мир пропасти или преисподней (Нижний мир) имеет до 70 слоев. Ярусы нижнего мира населены злыми духами, владыкой которых является Эрлик-Хан».

В-четвертых, «…Тенгере Кайра Кан, главный среди богов, начало всего сущего, отец и мать рода человеческого, создал существо себе подобное и назвал его человеком (кижи). Впоследствии, разгневавшись на человека за гордыню и непослушание во время творения земли, Кайра Кан назвал его Эрликом и изгнал из царства света  «…затем он создал новых людей, которые должны были заселить землю» (2).

В-пятых,  по представлениям тувинских шаманов, Тенгри создал весь мир живым. Все, что нас окружает: деревья, камни, земля, вода и т.д., являются живыми, чувствующими, мыслящими существами. Все имеет духов-хозяев, точно так же, как человек имеет душу-сунесин. Именно эти представления являются основой преклонения тувинцев перед природой и обрядов освящения перевалов, источников и т.д.

В-шестых, по воззрениям тувинских шаманов, сам Тенгри находится выше девятого неба. Творца мира характеризует удаленность. Иногда говорится, что творец удалился от людей на самое высокое небо, куда и шаманы подняться не могут. И оттуда управляет всем своим творением, который является единым живым организмом.

Литература

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – М., 1978, с.53.

Радлов В.В. Из Сибири.- М., 1989, с. 357-358

Добавить комментарий