Skip to content

Тенгрианство хакасов: история и современность

 Анжиганова Л. В.,
            НИИ ХГУ (Абакан, Россия)

В условиях глобализации  одной из серьезных проблем  становится  поиск религиозных основ идентификации этносов. И здесь мы сталкиваемся с различными интерпретациями  исторических событий, фактов и процессов исследователями, которые, порой,  создают новые социальные и исторические мифы или эксплуатируют старые. Остановимся  на проблемах религиозного сознания хакасов в его синхронном и диахронном развитии.

         Религиозные верования хакасского народа исследователями  интерпретируются различным образом –  шаманизм (А.Н. Гладышевский), манихейство (Л.Р. и И.Л. Кызласовы), бурханизм (В.Я. Бутанаев), тенгрианство (Л.П.Потапов, А.Котожеков, Л.В.Анжиганова), христианство (В.Н.Асочакова, А.Н.Гладышевский). Картина религиозных тяготений хакасов кажется противоречивой только на первый, поверхностный взгляд. Во-первых, из исторических источников известно, что хакасы поклонялись прежде всего Великому Синему Небу (Хан Тигир), обожествляли Землю (почитали родовые горы и священные места), доверяли посредникам между мирами – шаманам.   Во все времена эти объекты религиозного поклонения оставались неизменными, что и фиксировали многочисленные исторические и фольклорные  свидетельства. Во-вторых, хакасы, будучи вовлеченными в тесные  и длительные межкультурные контакты,  не могли не участвовать в распространении на данной территории как национально-государственных, так и мировых религий. Наконец, на разных стадиях собственного развития – этнического взлета или надлома – они либо возвращались к уже проверенным  историей религиозным ценностям (шаманизм), либо исповедовали государственную религию (тенгрианство), либо осваивали  религиозные ценности других народов (христианство).

Важным и, как оказалось, дискуссионным является вопрос о характере самого тенгрианства – его моно- или политеистическом характере, иначе говоря, является ли Великое Синее  Небо персонифицированным Абсолютом или неперсонифицированным  бытием как источником  существования  и благополучия мира. Первой позиции придерживается, например, Н.Д. Нуртазина, которая считает   тенгрианство    не монотеистической и не этической религией (1). И.В.Стеблева, наоборот, уверена, что Великое Синее Небо – монотеистическое божество,  исполнявшее функции «созидания, покровительства, распределителя судеб» (2). С этой позицией солидарен и С. Ак-Атай (3).

         Хакасы до начала ХХ века сохранили данный обряд как родовой культ. Небесное жертвоприношение описано в работах Н.Ф. Катанова, С.Д. Мойнагашева, Л.П. Потапова и др. На территории современной Хакасии выявлено более 100 гор, на вершинах которых традиционно проводились родовые моления Великому Синему Небу. Главной целью проведения небесного жертвоприношения являлись просьбы  о процветании родной земли и благополучии народа.

         В начале 1990-х годов  этническое возрождение хакасов носило преимущественно политический  характер и завершилось образованием Республики Хакасия (1991 г.). В этот период было проведено несколько обрядов жертвоприношения Небу (тигир таих), собиравшее сотни участвующих. В середине 1990-х годов основной акцент в деятельности национальной интеллигенции стал делаться на возрождении традиционных духовных ценностей. В 1994 и 1995 гг. были зарегистрированы  Общество традиционной религии хакасского народа – шаманизма и «Хан Тигир». Они осуществили серьезную работу по  восстановлению системы традиционных ценностей и ритуальной практики. Вместе с тем, социологические опросы  1996-2007 гг. показали, что большинство хакасов, декларируя свою приверженность христианству или атеизму, при ответах на мировоззренческие вопросы в абсолютном большинстве демонстрировали традиционное восприятие мира.

В 2006 г.  нами были опрошены 100 экспертов, принадлежащих к хакасской  гуманитарной интеллигенции – наиболее информированной и пассионарной части этноса. Среди них  подавляющее большинство хакасов отнесли себя, скорее, к  шаманистам и тенгрианцам. Только треть  опрошенных  связывает будущее своего народа с христианством. Респонденты показали  возросшую осведомленность о тенгрианстве  как одном из вариантов этноконфессиональной идентичности  хакасов. К сожалению, в научной литературе не представлено серьезных трудов по историческим и современным аспектам тенгрианства у хакасов.

Таким образом, состояние религиозного сознания хакасов в начале ХХ1 в. характеризуется мировоззренческой эклектичностью, однако вызывает осторожный оптимизм стремление наиболее думающей  и ответственной части народа восстановить собственные духовные ценности.

Примечания:

1.  Нуртазина Н.Д.  Ислам в истории средневекового Казахстана. Алматы: Фараб, 2000, С. 31, 32

2.  Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской  религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник, М.:Наука, 1972, с.213

3.  Ак-Атай, С. Тенгризм// Культурные контексты Казахстана: история и современность. Алматы:Ниса, 1998, С. 98

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.