Анжиганова Л. В.,
НИИ ХГУ (Абакан, Россия)
В условиях глобализации одной из серьезных проблем становится поиск религиозных основ идентификации этносов. И здесь мы сталкиваемся с различными интерпретациями исторических событий, фактов и процессов исследователями, которые, порой, создают новые социальные и исторические мифы или эксплуатируют старые. Остановимся на проблемах религиозного сознания хакасов в его синхронном и диахронном развитии.
Религиозные верования хакасского народа исследователями интерпретируются различным образом – шаманизм (А.Н. Гладышевский), манихейство (Л.Р. и И.Л. Кызласовы), бурханизм (В.Я. Бутанаев), тенгрианство (Л.П.Потапов, А.Котожеков, Л.В.Анжиганова), христианство (В.Н.Асочакова, А.Н.Гладышевский). Картина религиозных тяготений хакасов кажется противоречивой только на первый, поверхностный взгляд. Во-первых, из исторических источников известно, что хакасы поклонялись прежде всего Великому Синему Небу (Хан Тигир), обожествляли Землю (почитали родовые горы и священные места), доверяли посредникам между мирами – шаманам. Во все времена эти объекты религиозного поклонения оставались неизменными, что и фиксировали многочисленные исторические и фольклорные свидетельства. Во-вторых, хакасы, будучи вовлеченными в тесные и длительные межкультурные контакты, не могли не участвовать в распространении на данной территории как национально-государственных, так и мировых религий. Наконец, на разных стадиях собственного развития – этнического взлета или надлома – они либо возвращались к уже проверенным историей религиозным ценностям (шаманизм), либо исповедовали государственную религию (тенгрианство), либо осваивали религиозные ценности других народов (христианство).
Важным и, как оказалось, дискуссионным является вопрос о характере самого тенгрианства – его моно- или политеистическом характере, иначе говоря, является ли Великое Синее Небо персонифицированным Абсолютом или неперсонифицированным бытием как источником существования и благополучия мира. Первой позиции придерживается, например, Н.Д. Нуртазина, которая считает тенгрианство не монотеистической и не этической религией (1). И.В.Стеблева, наоборот, уверена, что Великое Синее Небо – монотеистическое божество, исполнявшее функции «созидания, покровительства, распределителя судеб» (2). С этой позицией солидарен и С. Ак-Атай (3).
Хакасы до начала ХХ века сохранили данный обряд как родовой культ. Небесное жертвоприношение описано в работах Н.Ф. Катанова, С.Д. Мойнагашева, Л.П. Потапова и др. На территории современной Хакасии выявлено более 100 гор, на вершинах которых традиционно проводились родовые моления Великому Синему Небу. Главной целью проведения небесного жертвоприношения являлись просьбы о процветании родной земли и благополучии народа.
В начале 1990-х годов этническое возрождение хакасов носило преимущественно политический характер и завершилось образованием Республики Хакасия (1991 г.). В этот период было проведено несколько обрядов жертвоприношения Небу (тигир таих), собиравшее сотни участвующих. В середине 1990-х годов основной акцент в деятельности национальной интеллигенции стал делаться на возрождении традиционных духовных ценностей. В 1994 и 1995 гг. были зарегистрированы Общество традиционной религии хакасского народа – шаманизма и «Хан Тигир». Они осуществили серьезную работу по восстановлению системы традиционных ценностей и ритуальной практики. Вместе с тем, социологические опросы 1996-2007 гг. показали, что большинство хакасов, декларируя свою приверженность христианству или атеизму, при ответах на мировоззренческие вопросы в абсолютном большинстве демонстрировали традиционное восприятие мира.
В 2006 г. нами были опрошены 100 экспертов, принадлежащих к хакасской гуманитарной интеллигенции – наиболее информированной и пассионарной части этноса. Среди них подавляющее большинство хакасов отнесли себя, скорее, к шаманистам и тенгрианцам. Только треть опрошенных связывает будущее своего народа с христианством. Респонденты показали возросшую осведомленность о тенгрианстве как одном из вариантов этноконфессиональной идентичности хакасов. К сожалению, в научной литературе не представлено серьезных трудов по историческим и современным аспектам тенгрианства у хакасов.
Таким образом, состояние религиозного сознания хакасов в начале ХХ1 в. характеризуется мировоззренческой эклектичностью, однако вызывает осторожный оптимизм стремление наиболее думающей и ответственной части народа восстановить собственные духовные ценности.
Примечания:
1. Нуртазина Н.Д. Ислам в истории средневекового Казахстана. Алматы: Фараб, 2000, С. 31, 32
2. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник, М.:Наука, 1972, с.213
3. Ак-Атай, С. Тенгризм// Культурные контексты Казахстана: история и современность. Алматы:Ниса, 1998, С. 98