Л. Дашням о Санкт-Петербурге, современном социально-экономическом положении Монголии и развитии монголоведения

Корреспондент сайта “Монголия Сейчас” встретился с известным поэтом, писателем, заслуженным деятелем культуры Монголии,  Президентом Академии монгольских традиций и академиком Академии Гуманитарных Наук Монголии Лувсандамба Дашнямом, который принимал участие в работе Международной конференции “Б.Я. Владимирцов – выдающийся монголовед ХХ века” в Санкт-Петербурге.

Дашням гуай, я знаю, что Вы не впервые в нашем городе. Когда состоялся Ваш первый визит в Санкт-Петербург?

– О, это так давно, как в сказке, давным-давно! 52 года тому назад. Тогда ведь я приехал в Ленинград, а не в Санкт-Петербург! Тогда наверное думали, что Санкт-Петербурга больше не будет.  Будучи студентом Московского Института Международных отношений я приехал погостить к однокласснику, который учился в вашем Университете. Если честно, то главная моя цель была – посмотреть Эрмитаж.  За полтора суток хотел все сделать! Но, к сожалению, план мой разрушился. Ничего не успел. Поэтому сейчас конкретно о той поездке говорить нечего! Однако теперь я очень рад, что мне удалось приехать в ваш прекрасный город, хотя опять-таки на малый срок, но я снова здесь – в Питере! В знаменитом, красивом городе – Северной столице России! Прекрасно да?

Вы читали лекцию о современном социально-экономическом положении Монголии на кафедре монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Какие вопросы задавали Вам студенты?

– Студенты интересовались о многом. Приглашение прочитать лекцию в СПбГУ я получил заранее, поэтому у меня было время для подготовки. Свое знание о жизни своей страны я подкрепил еще статистическими данными, опубликованными  в журналах, периодике и разных официальных изданиях, а также я использовал материалы исследования своего института, т. е. у меня были материалы социологического исследования Института философии, социологии и права АН Монголии. Так что фактических и наглядных материалов были достаточно. Студенты спрашивали о положении ВУЗ-ов в Монголии Им было интересно все новое в образовательной сфере Монголии – учебный процесс, возможность обмена студентами, преподавателями и т.д. Особенно они хотели услышать от меня об итогах визита Президента России В.В. Путина в Монголию. Во время визита, как мы уже знаем, подписаны несколько очень важных Протоколов, Соглашений. Не только студентов, нас всех обрадовало, в первую очередь, решение о безвизовом въезде россиян в нашу страну, монголов в Россию. Научным людям и студентам такой режим очень важен. Давно надо было это сделать. В общем встреча со студентами всегда бывает приятным. Не только им, но и мне полезно.

Как Вы говорили – население Монголии быстро растет и Вы ожидаете трехмиллионного жителя. А как обстановка в Улаанбаатаре?

– С моей видео-презентации студенты наглядно узнали о возрастных различиях населения Монголии. Сейчас 70 процентов населения – молодежь в возрасте до 35-ти лет. Можно сказать, что Монголия – это молодежная страна! И именно это положение приводит к многим чреватым последствиям. У молодежи, как мы знаем,  много хороших качеств – задора, творческих сил, желания делать все очень энергично. Молодые люди, безусловно, создают новое и преобразовывают страну. Все на их плечах. Одним словом именно они являются лицом страны. Но, к сожалению, нередко они же и сами “создают” в обществе много проблем. Многие негативные явления связаны именно с ними. Теперь в Улаанбаатаре живет один миллион двести-триста тысяч жителей. 40 процентов всего населения страны. Такого нигде нет в мире! Здесь возникают не только  экономические, но и социальные проблемы. Проблемы роста, проблемы различных трудностей. Многие вопросы еще предстоит решать. Проблемы жилья, безработицы, занятости, школ, садов. Есть еще и юрточные кварталы, криминогенная обстановка и т.д. Но наш город с виду из года в год хорошеет, становится более и более красивым.  У нас сейчас уже нет визовых проблем, давайте приезжайте!

Дашням гуай, Вы – Президент Академии монгольских традиций: каковы основные задачи Вашей Академии?

– 1991 году я впервые в Монголии создал частный ВУЗ. Хотел подготовить в первую очередь монголоведов. Оказывается, я не предвидел пришедшие перемены социальной жизни своей страны. Моим выпускникам негде было работать. Научные организации сократились, монголоведению никто не придавал должного значения, потом, желающих стать монголоведом на самом деле не так было много. Хотя потом я расширил свое учебное заведение, специальности  разнообразил,  “Монгол мэдлэг” (Монгольское знание), как мы назвали его, существовал всего лишь 14 лет. Однако, за время существования мы успели сделать многое. Вижу – наши выпускники хорошо показывают себя, из преподавателей некоторые потом стали даже министрами. Кстати, мы гордимся, что кандидат наук Мария Петрова также была нашей преподавательницей. С целью укрупнения и более широкой деятельности, свое детище мы объединили с другим ВУЗ-ом. Тот был тоже частным ВУЗ-ом. И на материальной базе “Монгол мэдлэг”создали как бы новое научно-образовательное заведение – Академию монгольских традиций. Основные задачи нашей Академии опять же как и у “Монгол мэдлэг” были направлены на развитие  монголоведения. Мы организовываем научно-исследовательские работы, проводим семинары, конференции, на договорных началах работаем с магистрантами и докторантами. У нас теперь широкие зарубежные связи. Мы с многими учеными разных стран, в основном с монголоведами, успешно работаем в очной и заочной форме. Выпустили много книг, изданий.

Тенгриведение – новая отрасль науки, в Монголии концентрируется в нашей Академии. Можно сказать, что изучение Тенгри связывает многих ученых из разных стран. Не штат, а работа нашей Академии из года в год расширяется. Выпускники наши работают с нами в тесной связи. Многие из них уже защитились. Некоторые из них успешно работают в научных организациях. Например, Б. Отгонбаатар, Д. Мандах и другие – доктора, а многочисленные магистры уже стали известными в стране. Наши выпускники – журналисты, телеведущие и учителя сельских школ, наряду со  своей главной работой занимаются и наукой. Некоторые из них пишут под моим руководством диссертационные работы. Выпускники “Монгол мэдлэг” – литераторы, поэты, потихоньку приобретают известность. Наша выпускница Л. Ульзийтугс, например, теперь стала очень известной. Она, теперь чуть ли не первая поэтесса страны. Успехи у нас все таки есть.   

– Да, поздравляю Вас с успехами. Ваш доклад на конференции в Санкт-Петербурге был назван “К вопросу классификации премудрых слов”. А современная молодежь Монголии как часто использует в своей речи пословицы, поговорки, афоризмы? В произведениях современных молодых писателей, поэтов часто ли встречается фольклорная лексика?

– Хороший вопрос. Вообще-то язык молодежи, прямо скажу, стал очень бедным в этом отношении. К фольклорной лексике, может быть, более близка сельская молодежь, нежели городская. В городе люди стали говорить лишь на языке “жо-гуа”. Так критиковал еще наш академик Ринчен гуай. Знаете что это означает? Жо – жорлон (уборная), гуа – гуанз (столовая), т.е. обладают лишь языками этих сфер. По Ринчен гуай, горожане могут попросить на своем языке еду в столовой и поискать уборную! Да, это в самом деле недалеко от истины. Вообще не только у нас в Монголии, но и во всем мире везде человеческий язык черствеет. Языки стали скудными, сухими, преобладают в живом языке терминологии и где-то даже знаковые выражения! Поэтому нам надо беспокоиться о литературном языке, особенно о языке поэзии. Истинные и поэтические лирические выражения остались, по моему, только в русском и монгольском языках. Теперь Пушкина, Есенина, Рубцова, Нацагдоржа, Явухулана найти трудно! Я не скажу, что молодежная литература в Монголии не развивается. Развивается даже очень хорошо! Я имею ввиду их выразительные средства. Мой доклад был нацелен передать слушателю посыл об использовании более точных, разнообразных, выразительных средств, которые использовались в быту, особенно в литературных работах, по назначению. Одним словом, я ставил задачу поднять уровень знания у людей по использованию фольклорной лексики. Творческим людям необходимо умело варьировать, пользоваться глубокомысленными словами и умозаключениями из фольклора. Глубоко знать их значение. В монгольском языке много глубоких, мудрых слов. И в русском языке тоже. Кто различает поговорки, пословицы, умные, меткие, крылатые, мудрые слова? В английском также обстоят дела! Так что требуя творческого использования, исследователям самим также надо поработать. Хотя бы постараться помочь в разбирательстве. У нашей молодежи в последнее время модными стали хайку и афоризмы. Чтобы писать в таких формах, безусловно, необходимо иметь прежде всего “свою голову” и обладать хорошим  знанием о лексике, выразительных средствах, иметь богатый традиционный  фольклорный запас. Вот что в большей части не хватает, к сожалению. Но талантливая молодежь, чтобы решить проблему, возьмет это на вооружение.

Что Вы успели посмотреть в Санкт-Петербурге за время своего короткого визита?

Санкт-Петербург – город богатых традиций, настоящая культурная столица России. Хорошо, что в программу конференции была включена экскурсия в Эрмитаж, где, как известно, хранится обширная коллекция предметов искусства и религиозных культов Центральной Азии. Там, на третьем этаже стоит знаменитый Чингисов камень – славный памятник монгольской письменности, датируемый ХШ веком. Хорошо, что нам удалось всё это посмотреть. Вместе с доцентом СПбГУ М. Петровой мы побывали в Санкт-Петербургском буддийском храме – дацане Гунзэйчойнэй в Старой Деревне. Там нас принял его настоятель Ширээтэ лама Джампа Доньеда (Буда Бальжиевич Бадмаев). В один из вечеров я побывал в драматическом театре, а также в Музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке. Но это лишь малая часть того, что следует посетить в Северной столице России. Надеюсь, что судьба будет ко мне благосклонна и ещё раз приведёт меня на берега Невы.

Милости просим, будем всегда рады. Желаем Вам счастливого пути в страну Вечного синего неба и благодарим за интервью.

Беседу вела
Доцент кафедры монголоведения и
тибетологии Восточного факультета СПбГУ
М.П. Петрова.