О принципах и условиях зарождения цивилизации

Аннотация. В статье затрагивается роль тэнгрианства, духовной доминанты тюрко-туранского суперэтноса, в возрождении их цивилизации на новом витке истории. Согласно принципам теории этногенеза Л.Н. Гумилева, обосновывается современный процесс возрождения тэнгрианской цивилизации, начававшийся  более 20 лет назад.

Summary. The article addresses the role of tengrianstvo, spiritual dominant Turkic-Turanian super-ethnos, in the revival of their civilization at a new stage of history. According to the principles of the theory of ethnogenesis L. N. Gumilev, substantiates the modern revival of Tagrinskoye civilization, navashina more than 20 years ago.

Ключевые слова: Тэнгри, тэнгрианство, Гумилев, этногенез, пассионарий
Keywords: Tengri, tengrianstvo, Gumilev, ethnogenesis, passionary

Согласно теории этногенеза Л.Н. Гумилева, этносы возникают в результате “пассионарных толчков”, имеющих космическую природу [1]. Известно, что все этносы проходят через ряд возрастных фаз (подъема, акматики, надлома, инерции и обскурации), каждая из которых имеет свой временной период и соответствующий императив поведения. Кроме того, Р.Г. Сайфуллин, будучи последователем этой теории, ввел применение к теории Л.Н. Гумилева понятия “фазовых переходов”, имеющих особенность кризисного периода [2].

По Л.Н. Гумилеву, высшим таксоном этнической иерархии является суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям. Целостности такого рода обычно именуются  “цивилизациями”,  “культурами”, “мирами” (например: “Исламский мир”, “Западная цивилизация”). Ядром суперэтноса всегда является группа этносов, одновременно возникших в одном регионе и объединенная еще в начале фазы подъема вокруг этнической доминанты – системы политических, идеологических или религиозных ценностей.

Здесь нужно отметить, что духовной доминантой тюрко-туранского суперэтноса было тэнгрианство. Также, согласно данной теории этногенеза, этносы бывают в динамическом и статическом состоянии и имеют свои особенности.

Динамический этнос противопоставляет себя всем другим аналогичным коллективам людей, стереотип его поведения меняется по ходу времени при сохранении преемственности основных этнических традиций. Поэтому молодое поколение не похоже на прежнее и в динамическом этносе возникает проблема “отцов и детей”.

В этносе, находящемся в статическом состоянии – гомеостазе, новое поколение воспроизводит  жизненный цикл предшествующего, т.е. стереотип поведения не меняется. Такой этнос, в котором процесс этногенеза затух, называется:

а) изолятом, который благодаря географическому положению не втянут в общение с другими этносами или вовлечен в него только за последние 100 лет. Таковыми были многие племена Канады до появления там меховых компаний; индейцы внутренней Бразилии до начала каучуковой лихорадки; австралийцы, пока там не появились европейцы; некоторые горцы Кавказа (даже после захвата Гуниба русскими войсками). Есть много других народов и племен с большей или меньшей степенью изолированности в Индии, Африке и даже в Европе. Но, что самое важное, изоляты возникают и на глазах историка. Таковы исландцы, потомки викингов, заселявшие остров в IX в., и за триста лет утерявшие воинский дух своих предков. Потомки норвежских, датских и шведских викингов и рабынь, захваченных в Ирландии уже в IX в., составили небольшой, но самостоятельный этнос, хранящий некоторые традиции старины и брачующийся в пределах своего острова.

б) реликтом или персистентом – пережившим себя и находящимся в фазе гомеостаза. Например, ирокезы, сохранившие свое национальное самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую ими территорию.

Поэтапная потеря некоторых исторических территорий, даже центров духовного единения тюркского суперэтноса (например, Каракорума), смена традиционного мировоззрения на чужие религии, смена тюркского алфавита и др., говорит о том, что тюркский суперэтнос перестал быть суперэтносом на конкретном историческом этапе и продолжил свое существование в других суперэтносах, постепенно утратив многие свои позиции и достижения. Когда это произошло, когда было нарушено единое этническое поле тюркского суперэтноса? Может быть когда хан Кубрат и болгары в начале VII века приняли христианство? А принятие хазарским ханом Буланом в первой половине VIII века иудаизма, в VIII веке уйгурами манихейства, около 910 года караханидами, а затем Волжской Булгарией, далее и Золотой Ордой во времена хана Узбека ислама и.т.д. – стало продолжением начавшейся эрозии.

Утрате цивилизации характерно то, что с переходом в другие религии, культ Абсолюта меняется, нивелируется культ Великих предков (или свои великие заменяются чужими). Здесь важно отметить, что культ Великих предков является элементом этнической идентичности и важнейшим принципом духовной подпитки.

Согласно Л.Н. Гумилеву, этнос превращается в реликт в конце обскурационной фазы, когда его пассионарная энергия исчерпывается. Реликт находится в статическом состоянии гомеостаза, “когда вся энергия, получаемая из природной среды, целиком расходуется на поддержание процессов внутри этнической системы, и выход ее близок к нулю”.

Как пишет Л.Н. Гумилев, “В конце фазы обскурации этнос гибнет и от него остается только скопище людей (этнический субстрат), служащий материалом для образования нового этноса, либо изолят, находящийся в гомеостазе. Причем гомеостаза может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса, сохранившаяся в “кровавом мраке” эпохи обскурации ” [1].

Что примечательно, в состоянии гомеостаза реликтовый этнос может находиться неограниченно долго. Однако реликт обладает низкой резистентностью – способностью сопротивляться внешним воздействиям, поэтому он легко может стать жертвой агрессии, геноцида, стихийного бедствия, или может быть ассимилирован другими этносами, что мы можем наблюдать также на примере тюрков.

Реликтовое состояние этносов – это естественный исход. Реликты являются субстратом для возникновения новых этносов. Для возрождения тюркской цивилизации панацеей является возврат к тэнгрианству, согласно требованиям современности: формирование философско-мировоззренческой системы и жизнеспособных принципов жизнебытия. И, конечно же, этнос должен породить пассионариев.

Хотелось остановиться на особенностях зарождения цивилизации, т.е. суперэтноса. Согласно теории этногенеза, фаза подъема длится 300 лет. Начинается она с инкубационного периода, подразделяющегося на скрытую и явную части. В скрытой выходит на сцену первое поколение пассионариев. Скрытая часть длится 20 лет. С началом явной части пассионарии противопоставляют себя с окружающими и порывают с традиционными нормами поведения. Создаются  консорции – общности людей с повышенной активностью, имеющие общие взгляды.

В последствии пассионарии создают общую этническую доминанту, социальные институты и приступают к строительству быстроусложняющейся этнической системы, что знаменует окончание инкубационного периода.

Фаза подъема характеризуется энергичной территориальной экспансией молодого этноса, происходит резкий рост всех видов активности, быстрое повышение числа подсистем (субэтносов). В конце фазы подъема новая этническая общность подчиняет соседние, менее пассионарные этносы и превращается в суперэтнос.

Пассионарный признак довольно быстро распространяется по популяции вследствие высокой миграционной и демографической активности пассионариев, рассеивающих свой генофонд в том числе путем случайных внебрачных связей.

Еще одна особенность фазы подъема: этнос не просто противопоставляет свою культурную самобытность другим, но и самым активным образом защищает, отстаивает ее.

В 1994 году в Бишкеке вышла книга Чоюна Өмүралиева “Теңирчилик” [3], в 1997 году в Набережных Челнах книга Рафаэля Безертинова “Тэнгрианство – религия тюрков и монголов” [4]. Если условиться тем, что тюркский суперэтнос начал распадаться в 619 году принятием христианства дунайскими болгарами, учитывать то, что тэнгрианство было многие столетия в забвении, но этнос сохранился, и спустя много веков мы говорим о возрождении цивилизации, значит тому быть. Хотелось бы, чтобы отсчет, хоть и примерно 25 лет назад, но все же началось.

Шайхутдинов Д.И.
Россия,  г. Набережные Челны
Tongekuk@gmail.com

Литература

  1. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, – 544 с.
  2. Сайфуллин Р.Г. Процессы этногенеза во всемирной истории. – Набережные Челны: КАМАЗ, 2000. -593 с.
  3. Омуралиев Ч.И. Теңирчилик. Бишкек., 1994. – Бишкек: Крон, 1994. – 288 с.
  4. Безертинов Р.Н. Тэнгрианство –  религия   тюрков   и   монголов. – Набережные Челны: Аяз,  – 584 с.