Skip to content
 

Олонхо К.Г. Оросина “Ньургун Боотур Стремительный”

Эта книга – олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”  К.Г. Оросина в записи, редакции, подстрочном переводе Г.У. Эргиса на якутском и русском языках, изданное научно-исследовательским институтом языка, литературы  и истории ЯАССР  в 1947 году.

Олонхо  – героический эпос, отражающий жизнь и борьбу древних якутов с соседними племенами.  Эпоха, насыщенная военными действиями, создавала обстановку для героики в жизни и поэтического отражения ее в эпосе. Воспевание подвигов героев и легло в основу олонхо.

Олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”  К.Г. Оросина является одним из самых архаичных якутских эпосов, на основе которого основоположником якутской литературы, одним из первых руководителей Якутии П.А. Слепцовым-Ойунским воссоздан грандиозный народный эпос “Нюргун Боотур Стремительный”.

Книга является библиографической редкостью, она не переиздавалась и штучные экземпляры ее имеются только в частных коллекциях и отделах редких книг немногих библиотек Якутии.

Ответственный редактор  Г.М. Васильев
Наблюдали за выпуском  Н.П. Канаев  и  Ф.П. Ефимов
Технический редактор   К.А. Охлопков
Художник  Е.Ф. Корнилов

Подписано к печати 11/VI-47г.  Тираж 5000 экз. Обьем – 25,625 п.л. Заказ №026  МЛ 05506
Якутская государственная типография .  г.Якутск, ул. Ярославского №38.
———————————————————————————————————————————————————————–

Читать полностью книгу:
Олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”,  (.pdf – 17,4мб)

Посмотрите еще другие публикации:

7 комментариев

  1. adyg tylysh:

    Олонхо – героический эпос. Вот бы почитать эпос на русском языке и в электроном виде, тогда легче было бы понимать комментарии, чтобы провести собственный анализ. Николай Абаев обладает фундаментальными знаниями истории и культуры Азии. Мне трудно, не много зная прошлого понять его статьи, комментарии. И все – история тувинцев и якутов доказывает общие связи генеалогические корны от лесных народов Урянхайце и в единый ареал обитания, сохранивших древнее традиционное природопользование и идентичность –язык культуру и громадную территорию жизнеобеспечения во веки веков по воле Вечного Синего Неба.
    Тэнгрианец Адыг-тулуш.

    • Лена Федорова:

      Адыг, действительно, надо нам всем бы читать наши эпосы и сравнивать их. Тогда бы многие еще белые пятна истории, культуры прояснились. Особенно тенгрианские концепты. Надо нам на хотя бы на русском языке размещать свои эпосы.

    • Николай Абаев:

      У нас действительно много общего, якутский эпос крайне интересен в смысле выявления древнейших общих архетипов. Мне Саха братья уже прислали по электронке. Но не забывай что 4 благородные арийские истины- чаттари арья саччани, с которых началось учение Будды, вернулось на свою историческую родину к потомкам соплеменников индоскифов- сагайцам, саха, тувинским сая и соединилось с первоначальным тэнгрианством. Не забывай это.

  2. Николай Абаев:

    Еще одна крайне важная деталь в “Эллэйаде” – он встретил на новой родине Омогой-Бая, которого по-якутски звали также Оногой, а это название бурятского рода Онгой, которое произошло от имени младшего брата Онхотоя, ставшее племенным названием Осинских бурят, т.е. булагатский род Онхотой, из которого происходил клан Мангутов. Их было 3 брата, которые вместе с сестрой бежали с эхиритских земель не далеко от Св. Горы всех бурят Байтог (тюркск.Бай-Даг), украв с нее ритуальный орган жертвенной кобылицы и камни, чтобы перенести их на новую родину, где они сделали себе новые родовые горы – Улан (Красная) и Удагтай (Ыдыктыг), выкинув с них тунгусские ритуальные вещи. В районе горы Байтог их, трех братьев Онхотоя, Онгоя (Оногой-Омогой) и Хогоя вместе с сестрой притесняли местные буряты из-за того, что она на горе съела какую-то ягодку и забеременела, так сказать, по примеру прародительницы Алан-Гоа (Арун-Куо, Арюн-хоо, Марал-Гова) и по известному ойратскому мифу, который повторяется у маньчжуров и корейцев с горы Пектусан (китайскими иероглифами пишется Байтоушань, что похоже на Байтог). Видимо, Эллэй сначала попал к осинским булагатам из племени Онхотой, общался с кем-то из рода Онгой, а потом это родовое имя было перенесено на якутского Омогоя, что показывало передвижения предков бурят и якутов из долины Ангары на Лену. При этом Эллэй как-то причастен к проникновению в долину Осы Гэсэриады (название рода Хас легло в основу самого имени Гэсэр и страны Хашин, откуда эпос пришел). Имя Эллэй связано с названием коршуна элеэ совпадающие бурятском и якутском языках, а село, в котором живут онкоты и мангуты, предки моего бурятского деда, называется Улей, что связано с ойратским племенем олёт. Мой дед говорил, что наш предок общий – Шоно-Баатор, ойратский Волк Баатор, и в тех местах, многие топонимы связаны с Абай-Гэсэрханом, а из самого бурят-монгольского эпоса “Шоно-Баатор” я узнал, что отец этого ойратского богатыря бывал на Лене, охотился там на какого-то страшного волка, звали его Бухэ-Батор, а потом стал джунгарским ханом Хун-Тайджи, Шоно-Баатор и был его младшим сыном. Все это как-то связано с культом бога войны, дракона Ажирай-Бухэ и его побратима Харамцагай-Мергена, якобы, прибывших на Лену во главе 60-ти ойратских богатырей помогать местному населению от халхов на черных конях, заложив основы культа “черных всадников” и их главы – дракона Ажирай-Бухэ, хотя на самом деле этот культ существовал у всех тюрко-монголов, в основе его культ арийского Ажи-Дахаки. При этом джунгары действительно совершали походы в бассейн Ангары и Лены, чтобы отмобилизовать на Джунгаро-Халхасский и маньчжуро-китайский фронт родственных бурятов после того, как они угнали почти всех хакасов в 1703 г. в Джунгарию на Западный фронт.

    • Николай Абаев:

      Извините, сестренка трех братьев сьела на горе Байтог не ягодку, а цветочек. Ягодку сьела мать маньчжурского Нурхаци на священной горе Пектусан.

    • Владимир Иванов:

      Про Могол Урасу и Омогой-Баайа хотел высказать мнение, если рассматривать спортивные состязания в виде некого обряда по выбору достойных сыновей и дочерей Бога-Отца Неба-Тенгри и Матери Земли, то возможно, “О-Могой!” – это некий возглас и обращение победителей духу Огня и Воды Северному дракону Моголу, призыв к разговору, либо к сражению с целью продления, либо призыва осадков – грозовых раскатов, дождя, снега и т.п. Видимо, именно в этой связи Могол Урасу принято покрывать традиционно берестой, олицетворяющего белое молочное изобилие. С другой стороны Могол Ураса – хранительница солнца на севере, как понимаю, именно от его воли зависит, что ждет человека завтра с восходом солнца…
      Старик Омогой-Баай в якутском фольклоре видимо, хранитель древних легенд, традиций богатырьских состязаний и игр – тенгрианского мировоззрения в виде сакрализации древними людьми темы Севера, на примере теории Гипербореи, Арктогеи, Атлантов и т.п. В этой связи считаю, что древний обычай встречи Нового Года не зря связан с темой Севера и Зимы, это дань уважение суровой белой зиме, украшивание зеленой ёлки конфетами и сладостями – был неким обрядом с целью чтоб лето было урожайным, изобилием белого молока, молочных продуктов, чтоб в следующем году вновь перезимовать непростую зиму. В этой связи существуют посты с целью сэкономить продукты, ходить в гости друг к другу и угощать близких, чтоб коллективно пережить в древности зиму

  3. Nikolaj:

    Кроме этого эпоса проблема ранних связей тувинцев, хакасов, тофаларов, западных бурят и саха-якутов подвигла меня перечитать еще одно эпическое произведение “Эллэйада”, в котором я нашел предков другого моего деда по хакасской линии, который пришел пешком из Хакассии в Туву, в Тоджу, где он был единственным “татарином”– таково было самоназвание хакасов. Так вот, ваш “Эллэй” был сыном татарского хана, бежал от войны русских с татарами, перешел пешком Саяны, вышел на Лену и поплыл на коряге в Якутию. Последняя война русских с татарами была во время завоевания Хакасии, этот Эллэй был из рода Хас.