Skip to content
 

Памятник Чингисхану в Татарстане – миф или реальность?

Почему возник этот вопрос? Несколько лет назад в газете “Звезда Поволжья” была опубликована моя статья под названием  “Почему в Казани нет памятника Чингисхану?” Откликов не было ни положительных, ни отрицательных. Зато была закрыта газета “Tatar ile” опубликовавшая под рубрикой “7 чудес Татарстана”  материал, посвященный теме памятника Чингисхану.

Позволю себе процитировать эти строки (Tatar ile №36 сентябрь 2007г.) “После того как в претендентах на чудо Татарстана появился памятник Чингисхану количество звонков в редакцию намного возросло. Звонили люди из разных уголков республики, работающие в различных сферах деятельности, все они были едины в одном – памятник Чингисхану, несомненно, одно из чудес Татарстана”. Признаться такой реакции не ожидал никто, учитывая, что к этой исторической личности складывалось неоднозначное отношение. Ведь “благодаря” учебникам по истории в сознании обывателя прочно сформировался его образ варвара – завоевателя. Возвращаясь к выше сказанному газета “Tatar ile” была закрыта без всяких объяснений.
И вот, через пять лет в “ЗП”  появляется статья под названием “Памятник Чингисхану” (№18 от 17 мая 2012 г.) где автор, профессор КГУ А.Г. Мухамадиев высказался предельно откровенно о том, имеет ли Чингисхан к истории средневекового  Поволжья убедительную сопричастность, и ссылаясь на арабского историка Ибн-ал-Асира приводит факты  “избиение монголов булгарами после битвы на Калке в 1223 г. ”. Одна очень любопытная деталь, какие только племена и народы не упоминает профессор, но только лишь не имя татар. За исключением только одного факта. Невольно возникает вопрос от имени, какого народа выступает профессор? Какой народ не причастен к эпохе Чингисхана? На этот вопрос нет ответа, так как без татар – прямых потомков хуннов не могло быть и самого Чингисхана и его династии. Сегодня об этом достаточно много сказано не будем повторяться за исключением нескольких слов – Чингисхан плотью и кровью связан с историей татар и перечислять число первоисточников доказывающих это на это не  хватит возможно и одних суток.
Памятник в Казани Чингисхану необходим и в этом нет сомнений. Он нужен всем кто осознает себя татаром, а не татарином.

P.S.
В историческом музее в Улан-Баторе есть картина, где изображена мать Чингисхана Оелун-эке, по-татарски – “бике”. Она обращается к богу Неба Тэнгри и просит наделить энергией небесной ее сына, чтобы изменить этот невыносимо несправедливый земной мир. Мир, когда дети не слушались родителей, а жены не считались с мужьями, старшие не воспитывали младших, а младшие не обращали на советы старших. Богатые не платили дань – центру т.е. Орде, а центр не мог прокормить свой народ. Когда путь разума был неизвестен, и никто не хотел знать более, чем знал… Когда процветали воры, лжецы и разбойники. Когда от бесконечных грабежей, лошади не знали покоя от угонов. Когда кони, идущие в авангарде, не имели отдыха и гибли. Когда было такое время и такие племена жили без порядка и смысла. Когда, наконец, не пришел человек, заявивший изменить этот чудовищный мир. Да,  планету охватил ужас, и в этом была горькая правда. К одним  Чингисхан пришел с претензиями, а от других потребовал извинений и проявления покорности, у третьих отобрал награбленное, а не сдержавших данное обещание    жестоко наказал, у неразумных отнял жизнь испепелил их жилища. ”Божьей  карой” назвали западные народы деяния Чингисхана. Но не было на свете человека такой силы и мудрости. Он хотел, чтобы мир жил по законам, каким была его Яса (писание). Он не преследовал людей за веру. Бог один, –   говорил он, – и ему все равно, каким образом люди проявляют свою любовь к нему. Он не уничтожал людей из-за цвета кожи и волос. Он верил обещаниям покорившихся, и жестоко наказывал за обман и предательство. Он страстно хотел, чтобы мир жил по законам, но мир этого не хотел и тогда, как сказал французский историк XIII века Жуанвиль, “Он установил мир во Вселенной ценой войны ”. Около пятнадцати лет торжествовал порядок и длился мир, но люди этого не помнят, в памяти осталось одно зло. Зло, разрушающее душу, тело и память из поколения в поколение и в этой стихии не оказалось ни начала, ни конца для смертного человека.
Мы, татары обязаны воздать должное ему, хотя и сознаем, что он не всегда был справедлив в отношении нас. Мы татары даже в самые суровые годы не отказались от  своего имени – татар как многие тюркоязычные народы, связанные с эпохой Чингисхана.

             Наркас Мулладжанов. г. Казань. 2012.

Посмотрите еще другие публикации:

2 комментария

  1. Николай Абаев:

    Известный татарский тэнгривед Рафаэль Нурудинович Безертинов опубликовал в Тувинской правде интересную статью о том, что монголам не надо приватизировать историю гуннов и Чингиз Хана, это общее достояние и надо чаще использовать термины татаро-монголы и монголо-татары. Я очень уважаю татар за то, что они не обижаются на Чингиз Хана.