Skip to content
 

Проблема человека в тенгрианстве

Аюпов Н.Г., доктор философских наук,
доцент кафедры философии и методологии наук
КазНПУ им. Абая

Обретение независимости и поступательное развитие тюркских государств Центральной Азии, позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем истории и культуры тюркских народов. Духовное возрождение тюркских народов идет через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры.

Когда говорят о тюркском культурном ареале, то под этим  понимается культура тюркоязычных народов, представленных в настоящее  время более тридцатью нациями и народностями,  населяющими обширные пространства Центральной  и Передней Азии,  численность которых  превышает 300  млн. человек.  

В древности тюркские  народы населяли территории от степей Юго-Восточной Европы до Китая, от Сибири до Гималаев и Гиндукуша. Эта  обширная территория, протянувшаяся от Черного и Каспийского морей до Байкала и Хинганских гор, географически  представлена степями Причерноморья и Казахстана, песчаными пустынями Средней Азии,  оазисами Междуречья Аму и Сыр Дарьи, Алтаем  и Южной Сибирью, горными массивами  Тенгри    тага (Тянь-Шань)  и Памира,  пустынями, степями  и оазисами  Восточного Туркестана. В основе  центральноазиатской или индоарийской культуры возможно  лежит  единая пракультура, которую часто называют культурой древних ариев, которая в силу разных исторических судеб разделилась  на  три ветви: древнетюркскую,  древнеиранскую  и древнеиндийскую.

Необходимо отметить, что в литературе, говоря о древних  очагах  человеческой  культуры, традиционно пишут  о Древнем Востоке: Китай,  Индия, Иран,  Шумеро-Вавилония и Египет; о Древнем Западе: Восточное Средиземноморье, Древняя Греция  и Древний Рим. В западной исторической и философской литературе практически исключается из рассмотрения тюркская культура. В европейской традиции  эту культуру обычно принято  называть номадической  культурой, которая, «не имея будущего, ведет в культурный тупик». На наш взгляд, такой подход продиктован, поверхностным пониманием или незнанием истоков и основ тюркской культуры. Такой стереотип сложился в  силу разных  причин.

Во-первых,  время изучения западными и русскими исследователями  центральноазиатской культуры  пришлось на время временного упадка данной культуры в силу природно-климатических и экономических условий позднего средневековья и  начала распространения капиталистических отношений в мировом  хозяйстве.

Во-вторых, невозможность прочесть и понять, имеющиеся в большом количестве  письменные  памятники, делали исследования поверхностными и субъективными.

В-третьих, в силу не понимания оснований иной материальной и духовной культуры, а иногда и просто европейского политического и культурного шовинизма, эта культура представлялась как «туземная и варварская».

В древности тюркские  народы, используя богатую природу и разнообразие  климатических  условий обширной территории от степей Юго-Восточной Европы до Китая, от Сибири до Гималаев и Гиндукуша создали богатейшую культуру. Тюркская культура, являясь органической частью общечеловеческой культуры, на разных исторических этапах оказывала решающее значение на  судьбы мировой цивилизации. На протяжении более чем 8 тысячи лет тюркская культура как живой организм испытывала периоды рождения, расцвета и упадка, но каждый раз, сохраняя свою самобытность и специфику, занимала определенное место в многообразии мировой культуры. Исторически тюркские народы развивались как единый организм. Генетически единые тюркоязычные народы, каждый в отдельности имели свои особенности и специфику, а вместе создавали  самодостаточный культурный массив, который во все времена  играл значительную роль в становлении и развитии человеческой цивилизации.

Богатая природа и разнообразие  климатических  условий  позволили создать древним тюркам богатейшую культуру, в основе которой лежала триада: «чарвучилик» (номадическая культура), «бостанлик» (оазисная культура) и «яйлак» (смешанная скотоводческая и земледельческая культура). Эта триада являлась хозяйственным и экономическим основанием универсальности, целостности, самодостаточности, и как следствие – открытости духовной  культуры и  мировоззрения тюркских народов. Сложная и универсальная система хозяйства:   оазисноземледельческая; пастбищно-кочевая; скотоводческая с вертикальным  кочеванием, совмещающаяся с земледелием, сопровождалась развитием различных ремесел, хлопководства, садоводства и огородничества. Ткацкое ремесло и обработка шерсти удовлетворяло людей не только в одежде, но и в изготовлении жилищ – войлочных переносных юрт. Всадничество, использование колесной повозки и юрты обеспечивали освоение обширных территорий жизненного пространства. Уже во II-I тысячелетии    до н.э. тюрки освоили металлургию бронзы и железа. Естественным следствием такой сложной и универсальной, самодостаточной системы хозяйства явилось появление и развитие городов, которые являлись центрами экономической и социальной жизни, духовной культуры тюрков. …

 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ “ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ТЕНГРИАНСТВЕ”   (.pdf – 700кб)

 

Посмотрите еще другие публикации: