Современное состояние и перспективы тенгрианства в Кыргызстане

Тенгрианство как вероучение, как духовная традиция и как открытая мировоззренческая ориентация достаточно сильно распространено среди прогрессивной интеллигенции кыргызского народа. Временами проводятся различные мероприятия по распространению тенгрианства  среди молодежи, однако из-за отсутствия поддержки со стороны правительства, общественных организаций и высших учебных заведений данная тема все еще остается  на заднем плане. Свою долю ответственности за подобное положение дел несут и историки.

Еще в 70-х гг. прошлого века казахский поэт, ныне деятель международного масштаба  Олжас Сулейменов сетовал, что отсутствуют книги по тенгрианству, но положение  в республиках Центральной Азии никак не изменилось и на сегодняшний день.

Поневоле возникает вопрос. А какую религию имеет в своей основе кыргызская  культура в современном этапе? Большая часть населения Кыргызстана наверное, не колеблясь, ответит, что такой религией является ислам. И действительно: история ислама в кыргызской истории существенно удревняется и отбрасывается если не к временам пророка Мухаммада, то, по крайней мере, к эпохе его преемников-халифов. Но и эта точка зрения имеет своих противников, поскольку многие историки в большей степени испытывают симпатии к тенгрианству, считая ислам чужеродной для кочевников культурой.

Надо признать, что подобные выводы действительно основываются на исторических данных. Достаточно вспомнить тюргешского кагана Сулу, с презрением отказавшегося принять ислам, поскольку эта религия воспринималась номадами как религия банщиков, портных, сапожников, но никак не воинов.   На основании этих данных некоторые философы на полном серьезе предлагают вернуться к тенгрианству как к единственной идеологии, соответствующей менталитету казахского народа. И судя по некоторым дискуссиям, ведущимся в интернете, эти идеи пользуются достаточно широкой популярностью среди населения.

Вообще о тенгрианстве достаточно давно говорят практически во всех тюрко-монгольских республиках. Самым заметным местом деятельности адептов тенгрианства на данный момент стала Якутия. Вернуться к тенгрианству в этой республике призывают со страниц популярных газет и книг, и даже в школах подумывают ввести соответствующий предмет, знакомящий юное поколение с основами этой религии. Фактически пропаганде тенгрианства был посвящен и недавно вышедший на экраны фильм “Тайна Чингис Хана”.

Конечно, понять поклонников тенгрианства можно. Так сложилось, что отказ от древней веры и обращение к другим религиям совпали по времени для кочевых народов и с уходом их с главной исторической сцены на задворки мира. Тут уж поневоле придешь к умозаключениям, что именно ислам, христианство, буддизм и стали тому причиной.

Нет особенной нужды спорить с подобными выводами, обращаясь к сослагательному наклонению. То, что мы имеем на сегодняшний день, уже не изменишь. Важно будущее, и если тенгрианство способно хоть в какой-то мере оказать помощь бурятам, калмыкам, казахам, кыргызам, татарам, якутам и монголам в их стремлении стать современными и преуспевающими нациями, значит, можно обратиться и к этому истоку. В конце концов, те же технократы-японцы, вероятно, не случайно так свято хранят свои древние культы.

В этом плане существует лишь одна, но очень существенная проблема. На данный момент никто не знает, что такое это самое тенгрианство. К примеру, некоторые из новоявленных тенгрианских пророков заявляют, что эта религия являлась фактически первой на земле формой единобожия. Однако наряду с поклонением Небу (Тенгри), существовал и культ Земли-Воды (Йер-Суб). Кроме того, степняки почитали и богиню Умай – покровительницу домашнего очага. О каком же тогда монотеизме можно говорить?

Подобные казусы говорят о том, что люди, взявшие на себя смелость пропагандировать новое-старое учение, не владеют элементарными познаниями в избранной для деятельности области и зачастую компенсируют подобный недостаток богатой фантазией.

С приобретением независимости Кыргызстана, наконец, пришла пора возрождения историко-культурной памяти. Проблемы возрождения культурного наследия тесно связаны с духовным бытием самого народа, затрагивает его смысло-жизненные аспекты. Прошлое ведь не то, что прошло и не вернется и будущее вовсе не то, что ожидает нас потом, они вплетены в наше настоящее. Поэтому мы должны тщательно анализировать свой язык, тексты, созданные на том языке, который хранит множество информации о нашем культурном прошлом, о наших прежних вероучениях и т. д.

В основании казахской культуры лежит одна из древнейших практик человеческого бытия — кочевничество (номадизм) и одна из первых монотеистических религиозных интенций человечества – тенгрианство, или тенгризм (термин, введенный французским исследователем Жаном Полем Ру).

Тенгрианство как вероучение, как духовная традиция и как открытая мировоззренческая ориентация сильно повлияло на культуру, а стало быть, и на язык казахов. В данной статье ставится задача показать влияние тенгрианства на формирование концептосферы казахской культуры.

До сих пор остается спорным статус тенгрианства как религии и сама этимология термина “Тенгри”. Несмотря на это, часть исследователей пришли к выводу, что тенгрианство – вероучение, принявшее форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.

Мы тоже присоединяемся к ним. Понятно, что первоначально Тенгрианство было не столько религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и мифологических представлений. Для проведения обрядов, ритуалов кыргызам не требовалось специально отведенного, приспособленного для молебен сакрального места. Абсолютно все пространство под небом может быть годным для отправления ритуальных служб. Небезынтересно в этой связи отметить, что М. Кашгари  обратил внимание на то, что тюрки называют высокую гору, высокое дерево именем Тенгри. Местом коллективных молений, жертвоприношений  тенгрианцев могло быть, например, место одиноко растущего многоствольного дерева – Байтерек ,Танири-терек, Жалгыз-терек, а также  священные горы (один из пиков Заилийского Ала- Тоо  так и называется “Хан Тенгри ” – “Хан, царь Тенгри “), Манас Чоку в Таласе  и священные пещеры.

По сей день на обширных территориях Кыргызстна и Казахстана везде можно встретить обвешанного белыми лоскутами ткани (своебразный дань почитания, знак святости) одинокое дерево, дерево, растущее у источника, у входа в пещеру и т. д. Надо сказать, что и ныне эти места столь же почитаемы и посещаемы народом как и мечеть.

Кыргызы и  казахи, так же, как и все тюрки, верят в то, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из важных источников энергии души для казаха является дух предков. Традиция почитания духа предков – арбак,  аруах обязывала кыргызов и  казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будет также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после смерти его дух может оказывать защиту своим сородичам. В тенгрианстве ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимается как оскорбление вездесущных духов, естества, следовательно, самого Тенгри. Поэтому, вера в Тенгри, в духов предков (арбактар, аруах) устремляет кыргызов и казахов на достойные дела при жизни.

Еще до принятия буддизма, христианства, ислама тюрки имели свою, более древнюю и самобытную религию. Она была основана на культе космического божества Тэнгри. Представление о Тэнгри, восходящее своими корнями к V-IV тысячелетиям до н. э., как о главном божестве было характерно для всех тюрков и монголов Великой Степи, что дало повод французскому исследователю религий Жан-Полю Ру назвать его обобщающим термином “тенгризм”. Вера у всех разная, а правда на всех одна, вера у всех разная, а небо над всеми одно.

Как это ни звучит парадоксально, но мы должны идти  не вперед – к современным  ценностям  Запада (Демократии) или Востока (Ислама), а назад  – в свое далекое прошлое, когда   господствовало  мировоззрение тенгрианства, которое, как об этом свидетельствует весь последующий наш печальный  исторический опыт, является оптимальным и возможно единственно верным  с точки зрения  выживания всего человечества и нашей планеты. Что дали нам все остальные мировоззрения, религии и политические системы?   Тот жестокий  и гибнущий мир, который существует ныне.

Совсем не так думали и жили древние предшественники, поклоняющиеся Тенгиру, и, кстати, до сих пор наш народ  сохраняет  отдельные свои национальные качества, которые столь  разительно отличают нас от других.  Это гостеприимство, толерантность, дружелюбие, склонность жертвовать собой ради других, неприятие насилия в любой его форме и в то же самое время  бесконечная любовь к родной земле, патриотизм, экосознание.

Вот почему  каждый кыргыз, якут, алтайец должен вернуться к своим национальным  истокам,  знать свои традиции и прошлое, а не просто иметь соответствующую отметку в паспорте в графе  “национальность”. ( И, кстати, по этому же пути пошли и  такие развитые ныне государства, как Япония и Южная Корея, провозгласив в первую очередь национальный дух, а затем уже передовые технологии). Надо по настоящему любить свою культуру, тем более что она в своей основе является не просто древнейшей на этой планете, но и несет на себе яркую   печать Тенгрианства.

И как показал весь ход мировой истории, альтернативы этому мировоззрению нет. Когда-то весь мир был одним народом и одной страной, все люди жили в гармонии с самим собой и окружающей природой. Кыргызы, якуты,  и хакасы т. е. алтайские народы  хорошо помнят это время.  И теперь мы должны вернуться к этим своим истокам и возможно только на этом пути возможно построение  стабильного и процветающего мира  для всех.

Все остальные идеологии и мировоззрения  не оправдали себя и подвели планету к глобальной катастрофе.  Так стоит ли изобретать снова колесо, когда наши великие предки уже сделали это, создав раз и навсегда  самое стройное и совершенное учение в мире – тенгрианство? Мировоззрение, которое не допускает алчности, неравенства, эксплуатации человека человеком, эксплуатации природных ресурсов, отвергает всякое насилие.  У нас просто нет другого пути, как следовать зову своих великих предков, которые уже подарили  однажды свет знания всему миру.  Теперь мы просто обязаны сделать это, чтобы спасти все человечество от надвигающейся неминуемой катастрофы.

Асанбек Токтогулов 

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)