Skip to content
 

Сравнительный анализ о сословиях в древней тюркской истории

Аннотация. В статье показан оригинальный взгляд на древнюю историю тюрков. Обосновываются предположения о сословиях в древнетюркском обществе и государстве. А так же место жрецов-камов в тэнгрианском периоде истории тюрков.

Summary. The article shows an original look at the ancient history of the Turks. The assumptions about estates in the ancient Turkic society and the state are justified. And also the place of priests-kamas in the Tengrian period of the history of the Turks.

Ключевые слова : Тэнгри,  сословия, древнетюркское общество, жрецы
Keywords: Tengri, estates, ancient turkic societ, priests

 

Все мы, старшее поколение, жившие при коммунистическом режиме, знаем азы теории классовой борьбы и какие бывают классы в обществе. Коммунистическое мировоззрение подразделяет общество на класс угнетателей и класс угнетенных. К классу угнетателей относилась буржуазия, т.е. капиталисты и помещики, которые владели собственностью заводов, фабрик и землей. К угнетаемому классу относились крестьяне и рабочие, которые работали на помещиков и капиталистов. Серединное положение занимала интеллигенция, которая, как считалось, обслуживала интересы буржуазии. Также считалось, что духовенство (попы, муллы) дурманят сознание угнетенных масс, уводя их от классовой борьбы. Целью коммунистов было уничтожение класса угнетателей и построение однородного коммунистического общества, т.е. сначала передать собственность рабочим и крестьянам, и взрастить интеллигенцию из этого класса. Построение такого общества предполагало также слияние и ликвидацию наций (в итоге предполагалось создание русскоязычного мирового сообщества). Что на практике получилось – мы с вами знаем. Ликвидируя класс угнетателей, коммунисты неизбежно породили подобный, даже более чудовищный класс, это класс государственных чиновников, которые распоряжались не только собственностью, но судьбами и жизнями  людей. Конечно, государственные чиновники были во все времена, но именно при Советской власти они стали всемогущим классом и закрытой кастой. Место духовенства заняли парторги и комсорги, инакомыслие стало смертельно опасным. Возник тоталитарный режим, погибли миллионы лучших людей, исчезли десятки народов и культур, что привело к деградации и застою общества.

Изучая древние философские трактаты Китая и Индии, начинаем думать, не оттуда ли взяли идеологи коммунизма основы своего учения, переделывая их под свои мировоззренческие установки. Например, учение «инь-янь», гармонию разностей, переименовали в единство и борьбу противоположностей, т.е главный закон диалектики, а учение варн (каст) или классов предоставили в другой интерпретации.

Чтобы у нас было представление о кастах в древних обществах, мы приводим сокращенно статью В.Б. Авдеева «Право на власть», где «Кастовая этнократия – это идеальная модель любого традиционного общества. Кастовая этнократия – это сословное, вертикально ориентированное в социальном плане общество, которое автоматически подразумевает все более и более высокую в этническом отношении чистоту крови в связи с положением, занимаемым в нем конкретной персоной. Кастовая этнократия основана не только на принципе чистоты крови (ред.: этнической), но и на принципе возрастания чистоты мировоззрения (ред.: национального), также в зависимости от положения в обществе. Именно сочетание чистоты крови с чистотой мировоззрения должно цементировать вертикальную пирамиду любого этноса в построенном им государстве. Возрастание кастовых привилегий, в свою очередь, балансируется степенью ответственности каст перед обществом.

Когда в Центральной Азии, Европе, в Средиземноморье, в Индии, Китае и Латинской Америке появились первые государственные образования, то все они, совершенно не знакомые друг с другом, с поразительной точностью воспроизвели один и тот же тип общества. Независимо от географии возникновения и даже расовой принадлежности в лоне всех этих культур возникала вертикальная организация, принципиально сводимая к четырем основным компонентам.

Высшее положение в обществе занимала каста жрецов (брахманов) – цвет национальной элиты – в обязанности которой входило накопление, сохранение и передача из поколения в поколение эзотерических знаний с целью повышения жизнеспособности всего общества в целом. Социология, магия, психология, астрология, география, этнопсихология, медицина, и множество других наук, накопленных в процессе обитания данной нации в его ареале, были сферой деятельности жреческой касты. Эта каста представляла собой коллективный Разум предков, и на основе этого Разума должна была вырабатывать оперативные решения в зависимости от сложившейся ситуации. Высшая каста должна была думать о всех членах общества, о всех сословиях и своем государстве, поэтому бытие жреческой касты было соткано не только из контроля за высшими знаниями, но из долга, чести, трезво мудрого расчета и самопожертвования.

Вертикальная иерархия в традиционном обществе соблюдалась неукоснительно. Жрецы как высшая каста должны были жить обособлено, не смешиваясь с остальными соплеменниками. Жрецами могли быть только жрецы по крови, кроме того, прошедшие строжайшие инициатические испытания. Т.е. мало было родиться жрецом, им еще надлежало стать, доказав неоднократно свою профессиональную пригодность. Имея доступ к высшим ценностям – национальным эзотерическим знаниям – и развивая их, они должны были понимать душу своего народа. За утрату этих знаний, передачу их другому этносу и даже их искажение жрецам грозила немедленная смерть.

Невзирая на высокое положение жрецы не имели собственности, на общем фоне своего экономического положения они никак не выделялись. Современные расчеты, анализ древних культовых текстов, данные археологических раскопок, проведенных в самых различных регионах, настойчиво рисуют одну и ту же картину из жизни древних кастовых этнократий: на содержание высшей касты уходило не более 5% национального валового продукта этих обществ. По своей численности жречество в древних государствах также составляло не более 5% от всей численности нации.

И уж окончательно гипнотизирует, в связи с нашей темой, еще одна информация. Современная антропология и социология приходят к выводу, что количество талантливых людей, способных к научной деятельности, искусству, чувствительных к религиозной эзотерике, одним словом к эвристике вообще и управлению обществом во все времена у всех народов также составляет и составляло приблизительно 5% от общего количества населения. Таким образом, с учетом данных современных наук представляется очевидным, что кастовые этнократии, возникшие на заре цивилизации, были абсолютно экономически и социально пропорциональными обществами, выросшими на основе естественной, экологически обусловленной картины мира. Древние общества вовсе не были основаны на принципах насилия или классовой эксплуатации, как говорит марксисткая наука, а были основаны на принципе естественно сложившейся самоидентификации «свой-чужой». У кормила власти не стояли самые сильные или самые богатые, а стояли физически и материально ничем не примечательные люди, не носившие даже оружия, но им обязательно подчинялась нижеследующая в иерархии каста – каста воинов (кшатриев).

Основу этой касты составляли физически одаренные и доблестные люди, профессиональная деятельность которых была сопряжена с риском для жизни. Жертвовать жизнью во имя интересов всего общества – вот в чем состояла их сословная миссия. Они также были освобождены от всех видов хозяйственной деятельности. Закалять душу и тело в походах, стойко переносить невзгоды кровавых битв, повинуясь не окрику командира, а внутреннему чувству долга – вот в чем был смысл их существования на земле.

В художественном эпосе всех древних народов присутствует красочные описания принесения воинами клятвы жреческому сословию. Материалистическая историческая наука никогда не в силах объяснить, зачем человеку, единственным назначением которого является смерть в бою, тратить деньги на парадную форму, чтобы одеть ее лишь несколько раз в году. Мало того, она гораздо дороже полевой формы и даже неудобна в бою. Она имеет сугубо магическое кастовое значение. Парадная форма воина – это материальное дополнение к его клятве на верность интересам к высшей касте и всему народу.

И непременным условием существования воинской касты, как и касты жрецов, также являлись (и до сих пор являются) понятие чести и долга перед своим народом и государством. Трусость, добровольная сдача в плен, утрата высшего символа – воинского знамени – в классических кастовых обществах не допускались и во всех случаях провинившиеся карались смертью.

С древнейших времен и до наших дней воины узнают друг друга также по принципу самоидентификации «свой-чужой». Современные данные социопсихологии наглядно свидетельствуют, что общее количество кшатриев в обществе также не превышало 5% от количества населения. Таким образом, количество в обществе энергетически пассионарных людей, способных, невзирая на опасности, к самопожертвованию, инициативе и активной деятельности в любом невырождающемся этносе равняется приблизительно 10% от общего количества населения.

Следующей по рангу кастой в древних обществах являлась каста производителей материальных благ (вайшья), объединяющей около 60-70% этноса. Все представители данной касты – от наемных рабочих до крупных землевладельцев – также подчинялись законам чести и долга. Профессиональное мастерство, моральные ценности цеховой солидарности, слово руководителя, качество товара – вот нравственные категории, которыми жила эта многочисленная каста. В отношениях между людьми, занятых производством материальных благ, в древности также работал принцип самоидентификации «свой-чужой». Налог, уплачиваемый представителями третьей касты на содержание первой и второй каст, означал скрепление каст в единый национальный механизм.

Вполне очевидно и не нуждается в доказательствах, с учетом всей хозяйственной истории человечества, что эта основная масса населения, самой Природой заключенная в рамки третьей касты, производит всю совокупность материальных ценностей, необходимых для полноценного и независимого существования этноса. Представителей данной касты никто и никогда не ограничивал в овладении материальными благами. Освобожденный раб в древнем Риме мог быть сколько угодно богаче своего бывшего хозяина, и монархическая мощь великой империи нисколько не противилась этому. Роскошь, удовольствия, дворцы – все мог иметь нувориш, кроме одного: за деньги он никогда не мог купить положение в обществе; он никогда не мог влиять на выработку стиля жизни; он не смел касаться сакральных основ бытия, созданных самой жизнью и Богами. Нувориш не смел быть там, где ему не положено, задавать тон и освящать алтари. Смысл и стиль жизни в кастовых этнократиях вырабатывал жрец, а воин осуществлял их своей волей и своим мечом. Так было везде и у всех народов и рас.

И, наконец, к четвертой касте (шудр) принадлежат члены общества, в силу своих моральных и физических качеств способные лишь к социальному паразитизму. Это рабы, нищие (нищие духом), наркоманы, алкоголики, проститутки, половые извращенцы, воры, психически невменяемые и т.д.. Слово «шудра»- означает подлый, отбросы общества, независимо от того, кутаются ли они в драгоценные одеяния или дырявые рубища. Отсутствие всяких моральных обязательств перед народом и обществом является основной отличительной чертой этой касты.

Поразительно: и не только на вершине социальной пирамиды, но и среди отбросов общества работает принцип самоидентификации «свой-чужой», шудры быстро признают друг в друге своих. Национальность в самом низу общества ничего не значит, она тонет как камень в мутной воде. Представители данной касты составляют в различных, но не вырождающихся обществах от 10 до 15% от общей массы населения. Жрецы, воины и работники взирали на шудру как на проклятье Богов. Кастовая этнократия исходила из соображения, что все люди различны от рожденья, и нет смысла требовать от человека невозможного. Всемогущие Боги разделили людей на касты. Справедливо считалось, что если зерно Проведения угодит при зачатии в ребенка из более высшей касты, то он непременно пробьется наверх. Таких детей, как правило, замечали и помогали им в этом» [1].

Конечно, не во всем можно соглашаться с В.Б. Авдеевым, но попробуем посмотреть на историю обществ татаро-тюркских государств с точки зрения каст –  сословий. Потом перейдем к нынешнему состоянию сословий и посмотрим какие сословия у нас в Татарстане управляют. Попутно дадим анализ строению обществ в других странах, в том числе и в России.

Если подвергнуть анализу строение обществ в древнетюркских государствах, то мы действительно увидим такие же сословия (касты). В Хуннском, Коктюркском каганатах в жреческое сословие входили камы, воинское сословие возглавлялось тарханами. Весь простой народ назывался будун. В Орхоно-енисейских рунических надписях, на камнях, выбиты слова: Эй, тюрк будун!». О названии четвертой низшей касты приходится только догадываться, в древних писаниях встречается название кара будун, значит черный, видимо подразумевался внутренний мир людей.

Высшее сословие – камы имели свое мировоззрение на мир и свою философию. Их считали избранниками духов предков и Тэнгри. Они владели искусством врачевания, некоторые имели дар пророчества. Наиболее сильные из них становились главными священнослужителями религии Тэнгри. Камы подразделялись на верховных и рядовых. Верховные камы находились в высшей иерархии правящей власти и участвовали в управлении государством. Рядовые жрецы жили среди народа, вели свое хозяйство сами. Они проводили национальное мировоззрение и идеалы в народ. К высшей иерархии камы восходили постепенно, чтобы продвигаться наверх, надо было иметь не только дар прорицания, но нужны были знания и способность мыслить в государственном масштабе.

Хуннский или тюркский правитель принадлежал к сословию камов и тарханов, т.е. объединял в одном лице два высших сословия. Кагана также называли кам-тархан, хотя не всегда он был ата-камом, т.е. главным жрецом.

Пока камы были у власти, тюркские государства оставались национальными и независимыми. Но со временем, постепенно, элита воинов-тарханов оттеснила камов от власти, низводя их до рядовых. Постепенно, видимо, произошла полная узурпация власти вторым сословием.

Выигрывая сражения и войны, тюркские государства проигрывали идеологически, что в конечном итоге привело к ослаблению национального мировоззрения и единства, и как следствие – потере независимости государств. Пришли чужие жрецы, и внедрили чужое мировоззрение, так как пустота всегда заполняется.

Воинское сословие. Сначала самыми искусными и сильными воинами были сами камы. Перед началом битвы они входили в экстаз и увлекали других воинов в бой. Техника экстаза в научной литературе называется камланием. Таких воинов называли батырами. Заслуженным батырам давался титул «тархан», который пользовался определенными государственными привилегиями. Сыновья высших сословий назывались «оглан», т.е. были офицерами. Всеми ими командовал Ор-бек (орду бек), т.е. главнокомандующий.

Видимо из-за вынужденных частых войн в ту эпоху и нужности воинского сословия произошло обособление и узурпация власти элитой воинского сословия. Заниматься жреческими обязанностями и духовностью у них просто не было времени.

Интересным является подготовка янычарского войска в Османской империи. Духовным наставником янычар был суфийский орден «Бишекташ». Они применяли те же приемы что и камы при камлании, т.е. другими словами, это традиции тэнгрианства сохраненные под крышей ислама. Также интересными в этом отношении являются воины – «берсерки» у викингов, они тоже входили в бою в экстаз и сражались без доспехов. Викинги – готы были в связи и под влиянием культуры хуннов и тюрков, об этом говорит использование ими тюркского рунического алфавита.

Свободное сословие тюрк будун. Основой этого сословия были люди, занимавшиеся земледелием, ремеслом, торговлей. А скотоводчество было основным занятием, именно предки тюрков сумели приручить лошадь, что стало революцией для всего человечества. Массовое применение лошадей сделало древнетюркские и тюркские государства великими.

Весь будун платил налог государству, в Золотой Орде он составлял не более 10% от общего богатства. Они понимали, что народ не кормящий свою армию, своих жрецов, неизбежно будет кормить чужую армию и чужих жрецов. При опасности государству это сословие должно было поставлять в армию мужчин-воинов со своими лошадьми. В татарском войске простой воин назывался казак, значит всадник.

Все три сословия объединял высший орган власти – курултай. Решения курултая были обязательны для всего народа, для всех сословий.

В 1552 году 15(2) октября, сделав подкоп и взорвав стену города, русские войска штурмом захватили столицу татарского государства Казань. Началась оккупация, а потом и колонизация татарских земель. Более 200 лет простой татарский народ поднимал вооруженные восстания, но силы были неравные. Регулярной армии уже не было, воинское сословие было уничтожено.

Столкнувшись с отчаянным сопротивлением, русские колонизаторы применили иные методы. Уничтожив непримиримую часть духовенства (суфиев), которые заменяли касту жрецов в то время, они на службу в духовенство поставили соглашателей, т.е. предателей. По внутреннему мироустройству соглашатели должны были бы принадлежать к касте шудр, т.е. подлых. Так было уничтожено два сословия в татарском народе. Надо ли удивляться что у нас, у татар, всегда тон задают вайшьи, а теперь уже и шудры! Несвободное третье сословие готово работать день и ночь на самых грязных и тяжелых работах за мизерную плату. Это сословие может хорошо работать, но не может самостоятельно бороться за плоды своего труда и тем более за свою духовную и национальную свободу. Когда у народа нет первого и второго сословия именно из третьего сословия должны рождаться воины и жрецы…

Аглиуллин З.Х.
Россия, г. Набережные Челны
mindikeev@gmail.com

                                        

Литература

  1. Авдеев В.Б. Метафизическая антропология. Эл. ресурс: https://profilib.com/chtenie/23433/vladimir-avdeev-metafizicheskaya-antropologiya-20.php
  2. Безертинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели вселенной. История великих империй. В 3-х томах. – Набережные Челны: Калкан, 1997.
  3. Безертинов Р.Н. Тэнгрианство религия тюрков и монголов. – Набережные Челны: Аяз, 2000. – 455 с.

 

 

 

 

Посмотрите еще другие публикации:

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.