Skip to content
 

Тангри-курган: лица и маски Сибири

             Министерство культуры РФ

Государственный музей истории религии

 

 

ТАНГРИ-КУРГАН:

лица и маски Сибири

 

Фестиваль традиционной культуры

тюркских и монгольских народов Сибири

www.gmir.ru

 

 Тангри (Тенгри) – верховное божество неба кочевых народов Евразии. Чингисхан называл источником своей власти волю Тенгри, и начинал свои указы словами «по воле Вечного Синего Неба».Куполы курганов разных эпох и народов – как погребальные памятники, возвышаются по всей Евразии.Фестиваль «Тенгри – курган» –    попытка представить под куполом  так похожего на курган Атриума Музея истории религии  культурологический экскурс в историю и представление традиционной культуры тюркских народов Сибири.Тувинцы, хакасы, якуты, алтайцы, шорцы, представители других народов – наследники  кочевников Таштыпа. Они сохранили древние обряды,  над которым бессильно время. И пока дует ветер, светят солнце, луна и звезды, пока есть степи, горы и кони – время этих народов не прервется.

Таштыкские (таштыпские) маски —  тысячелетнее свидетельство наших родов. Мы возвращаем им голоса, продолжаем их жизнь и знакомим соотечественников с их культурой и искусством.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка

«Лики древней Сибири»

11 мая – 2 июля 2012 г.

 

погребальные маски таштыкской археологической культуры Южной Сибири

 

 

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

11 мая. 16.30 Программа «Эпос и традиция».Исполнители – Сергей и Юлия Чарковы.Эпос и древние тексты в Хакасии называются «хай», а исполнитель – «хайчи». Лишь зрелый человек, обладающий не только музыкальными способностями, но и достигший высокого духовного уровня имеет право исполнять «хай». Это не эстрадный жанр, а сокровенное предание, многослойное, не терпящее суеты и погружающее слушателя и исполнителя в размеренное течение Вечности, в состояние сродни медитации.Сергей Чарков является хайчи по праву и, можно сказать, по заслугам. Он играет на инструментах, которые сам создал, вернул из небытия своему народу и своим слушателям. Их теплый и живой голос и натуральный звукоряд без переводчика позволяет понять содержание мелодии сердцем и душой. Юля Чаркова исполняет традиционную хакасскую музыку в которой оживают звуки степей и гор, звучат обрядовые песни. Хакасия, при всей своей величественности ландшафта, очень женственная страна, где до сих пор поклоняются женщинам-духам, занимающим очень важное место в повседневной духовной жизни. Юля Чаркова и ее творчество — отображение этой традиции и ее воплощение.
17 мая 19.00 Джем-сейшен «Традиция и эмбиент».Исполнители – Сергей Чарков и  Алексей Рахов
19 мая 23.00 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.00

 

В рамках Международной акции «Ночь музеев»«Айар илбис ситимэ» («Связующая нить»). Постановка Театра Олонхо, Республика Саха (Якутия).Героический эпос – живая, бытовая традиция, исчезающая под натиском глобальных изменений. Вместе с ним исчезает и уникальный код культурной идентичности народа.  Эпосы народов Сибири сохранили архаические пласты евразийского эпического наследия и являются прекрасным источником для понимания истории и культуры древнего населения Сибири,  Евразии. Из наследия российских народов, якутский героический эпос олонхо и фольклор забайкальских семейских объявлены ЮНЕСКО нематериальными устными шедеврами человечества. И это понятно, самое аутентичное сохраняется вдалеке, в условиях самоизоляции. Суровая природа Сибири сохранила эти уникальные культурные феномены в оригинале.После признания якутского эпоса нематериальным шедевром человечества, в Якутии принята и действует программа по его  сохранению и популяризации, создан Театр Олонхо. Молодой творческий коллектив театра ставит задачи – развить традиционное искусство сказителей и популяризировать его другими средствами театрального искусства.«Айар илбис ситимэ» – одна из новых работ театра, созданная по сценарию якутского драматурга С.Н. Ермолаева – Сиэн Окер о становлении сказителя, вселении в него духа олонхо.

 

Пластическая мистерия. Балсанов+ монгольский курс Академии

 

22 мая 18.00 

 

 

 

 

 

 

 

20.00

«Беседы о Тенгри». Лекционная программа директора Международного Фонда Исследования Тенгри Л.В. Федоровой.Тенгрианство как открытое мировоззрение является отражением сложной и богатой культуры древних тюрков и монголов, в основании которой лежали традиции номадической, земледельческо-оазисной, смешанной скотоводческо-земледельческой культур. В условиях глобальных изменений, актуальным  является  возрождение и сохранение самобытной культуры  тюркских и монгольских народов,  и, прежде всего  –  духовной  культуры. В этом  направлении  основополагающим является возрождение  их самобытной собственной мифологической культуры. Сегодня в национальных республиках Сибири – Саха (Якутия), Тыва, Алтай, Хакасия, Бурятия идет процесс возрождения традиций тенгрианства, выражаемый в повсеместных проведениях тенгрианских церемоний, возрождении календарных обрядовых праздников, возведении культовых сооружений и т.д. На тему тенгрианства проводятся исследования, научные конференции, семинары, издается литература, действуют интернет сайты.«Айар илбис ситимэ» («Связующая нить»). Постановка Театра Олонхо. Республика Саха (Якутия).
24 мая 19.00 «Аныяк Тыва». ТываИсполнители –
29 мая 19.00 Программа «Паломничество в Беловодье». Исполнители – «ОЛЕ-ЛУКОЙЕ».Беловодье — сакральное и мистическое место в районе Алтая, со священной горой Белухой, где, по представлениям российских старообрядцев, находится земной Рай. Предание о Беловодье,  с одной стороны, – это эзотерический путь к Богу, с другой, – реальная цель паломничества. Гора Белуха и Алтай также являются священными местами и для живущих там веками тюркских народов. Тюркский Алтай и русское Беловодье  – единое целое, соединяющее разные народы.Музыкальный стиль программы известной петербургской группы можно определить как этно-транс психоделика. Музыка соединяет мотивы древнеславянских мелодий с космосом шаманского ритма и звука. Сплав электроники, живого голоса и инструментов шаманского ряда соединяет актуальность современного звука с пространством времени, уходящего в глубокую древность подсознания — все это «Оле Лукойе».
31 мая 19.00 Проект «Сотворение мира. Шаманская мистерия».  Исполнители – Александр Балсанов и  Алексей Рахов.Мистерия «Сотворение мира» – это создание мистического мира шамана в пространстве и времени цельного камлания: начиная от призывов духов-помощников, путешествия в «иной» мир, общения с предками, просьб и пожеланий и заканчивая возвращением в нашу реальность.В основу камлания положены реальные тексты шаманских обрядов — алгыши, собранные и записанные известным тувинским ученым Кенином Лопсаном, возродившим эту древнюю духовную практику.Шаманские тексты, электронная музыка, горловое пение, звуковые имитации и традиционный бубен делают актуальным и современным смысл этой шаманской мистерии, уходящей своими корнями в вечность. Этот проект – не имитация. Здесь традиция – не аутентичность, а реальное, искреннее, глубокое сопереживание.
5 июня 19.00 Программа «Дьыл эргиирэ (Времена года)»: «Күһүн- Саас-Сайын (Осень-Весна-Лето)».Исполнители – Якутская этно-группа «Дайар-Дуораан»  («Звук, взмывающий ввысь»).Программа познакомит с национальной традиционной и современной музыкальной культурой якутов – народными песнями, композициями на хомусе и т.д.
Посмотрите еще другие публикации:

2 комментария

  1. Лена Федорова:

    В Питере, проводит государственный музей религиоведения.

  2. а где это все будет происходить? и как туда попасть?