Татары, степь, великие дела

Произошедший гигантский скачок в самосознании большинства казахстанцев еще требует своего научного осмысления. И действительно, если еще некоторое время тому назад история казахов представляла собой во всех смыслах вещь в себе, то теперь открытия на исторической ниве, следующие одно за другим, приводят многих наших соотечественников к совершенно другому осознанию места своего народа как на исторической арене прошлого, так и в современном мире.
И вот что мы видим, к примеру, перечитывая персидские письма Шарля Луи Монтескье, писавшего о ранних тюрках (письмо LXXXI): «…Из всех народов мира… ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний. Этот народ – настоящий повелитель вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему. Он в равной мере и основатель, и разрушитель империй; во все времена являл он миру свое могущество, во все эпохи был он бичом народов. Татары дважды завоевали Китай и до сих пор еще держат его в повиновении. Они властвуют над обширными пространствами, составляющими империю Великого Могола. Они владыки Персии, они восседают на троне Кира и Гистаспа. Они покорили Московию. Под именем тюрок они произвели огромные завоевания в Европе, Азии и Африке и господствуют над тремя частями света. А если говорить о временах более отдаленных, то именно от татар произошли некоторые из народов, разгромивших Римскую империю. Что представляют собою завоевания Александра по сравнению с завоеваниями Чингисхана? Этому победоносному народу не хватало только историков, которые бы прославили память о его чудесных подвигах. Сколько бессмертных деяний погребено в забвении! Сколько было татарами основано государств, истории которых мы не знаем! Этот воинственный народ, занятый только своей сегодняшней славой, уверенный в вечной своей непобедимости, нимало не позаботился о том, чтобы увековечить память о своих прошлых завоеваниях…»    Татарами называет Монтескье степных кочевников, строителей величайших в мире империй. Причем подобное славное прошлое нашего народа наполняет наши сердца не только гордостью за великие деяния своих предков, но и придает нам уверенность в завтрашнем дне. Нация располагает достаточными силами, чтобы суметь реализоваться в XXI веке, говорим мы себе. И здесь же в качестве наглядного примера можно привести историю казахского рода джалаир, некогда известных под именем «Еки монгол» (Два монгола).
Джалаиры первыми поддержали Чингисхана. Знаменитый полководец Чингисхана джалаир Мукагали покорил Китай. Династия джалаиров правила в Персии, царствовала в Багдаде. В более поздние столетия своей истории (в 1757-58 годах) под Аягузом джалаиры приняли самое деятельное участие в разгроме джунгар.
Ну и поскольку мы упомянули джалаиров, проживающих сегодня на территории Алматинской и Восточно-Казахстанской областей Республики Казахстан, следует сказать особо и о казахском роде керей, чей отдаленный предок, правитель Ван-хан, первым оказал поддержку сыну своего боевого товарища Темучину (Темиршину), позволив тому восстановить отобранное врагами владение. Кереев за особую изворотливость ума соплеменники между собой часто еще называют в шутку «казахскими евреями». Кереи, как и джалаиры, были самыми преданными союзниками Великого полководца, участвуя практически во всех походах и свершениях Чингисхана.
А разве можно обойти молчанием конратов, также входящих в современный казахский этнос? Ближайших родственников Чингисхана по материнской линии. Известно, что легендарный герой казахского эпоса, батыр Алпамыс, был из рода конрат. Поэтому вполне допустимо, что, укладывая спать маленького Темучина, его мать, конратка Оулэн, могла на ночь рассказывать малышу сказки о героических подвигах Алпамыс-батыра. Степная аура того времени, легенды и мифы, вероятно, также оказывали существенное влияние на формирование характера молодого Темучина, мальчика, родившегося со сгустком крови в руке.
Ну и наконец, что касается рода кият, из которого по отцовской линии происходил Чингисхан, мы знаем, что в своей основе кияты влились в состав казахского народа, но часть киятов при этом вошла в этнические группы крымских татар, карачаевцев, кумыков, балкар.
Мы знаем также, что золотоордынский темник Мамай, претендовавший на власть в Алтын Орде, был киятом. Как киятом по материнской линии, по линии князей Глинских, был и русский царь Иван Грозный.
А ведь мы не случайно упомянули данные казахские рода. Именно они первыми избрали своим предводителем Темучина, позднее на общетюркском курултае 1206 года получившего грозное имя Чингисхана.
Тогда как, согласно исследованиям современных монгольских ученых, все эти рода, к которым они причисляют и казахский род найман (также принимавший самое деятельное участие в походах Великого полководца), уже давно вымерли.
И подобная трактовка не удивительна, если принять во внимание, что в шежире современного монгольского народа ни кияты, ни конраты, ни кереи, ни джалаиры, ни найманы не значатся. Современные монголы представлены народностью халха (в которую входят отдельной группой элжигины и дариганга), хотгойдами, дархатами, сартулами, зун–узумчинами, урянхайцами, хотонами, бурятами, захчинами, торгутами, баятами, хошутами, мянгатами, олетами, харачинами, чахарами, тумэтами, дербетами. Не имеющими ровным счетом никакого отношения к родам, упомянутым в «Сокровенном сказании монголов», (известного больше как «Юань-чао би-ши» или «Юань-чао ми-ши»).  А нашим же современным киятам, конратам, кереям, джалаирам и найманам остается только точить зубы на монгольских ученых-историков за такую неуважительную в отношении данных казахских родов оценку. Ну и как теперь нам доказать, что мы не вымерли?
О вреде некоторых мифов.
Одновременно со сказанным хотелось бы указать и на некоторые, наиболее распространенные ошибки и стереотипы, укоренившиеся в нашем обществе, когда заходит разговор об истории казахов. Сегодня некоторые недалекие личности договариваются до того, что называют рода, пришедшие когда-то на территорию современного Казахстана вместе с Великим завоевателем, то казахо-монголами, а то и казахо-джунгарами, полагая при этом, что те разговаривали на монгольском языке. Что не соответствует истине. Конраты, кияты, джалаиры, найманы, кереи, аргыны, уаки – все эти племена были тюркского происхождения и разговаривали на тюркском языке. О чем свидетельствует в своем «Сборнике летописей» и Рашид-ад-Дин, министр государства Хулагуидов, называющий эти рода «тюркскими племенами, что в древности назывались монгол».
И если теперь принять во внимание, что Рашид-ад-Дин был практически современником Чингисхана, следовательно, его записям можно доверять.
Подтверждением данной версии является и рассказ фламандского монаха – францисканца Гильома де Рубрука, побывавшего в свое время в ставке хана Батыя. Рубрук пересказывает широко распространенную притчу того времени, когда некий араб, пришедший в ставку Мэнгу-хана (одного из внуков Сотрясателя Вселенной), стал описывать тому свой сон, говоря, что ему приснился Чингисхан, требовавший, чтобы мусульман в его владениях предавали повсеместно казни.
И тогда Мэнгу-хан спросил араба: «А на каком языке разговаривал с тобой мой прославленный предок?» «На арабском», – был ответ. «Так ты все врешь», – разгневался Мэнгу-хан – Мой предок никакого другого языка, кроме татарского не знал».
При этом история скромно умалчивает, отрубили тому арабу голову или все-таки его пощадили.
И этот же рассказ практически один в один приводит в своем «Сборнике летописей» и Рашид-ад-Дин.
Поэтому и нам сомневаться не стоит. Наши далекие предки всегда разговаривали на том языке, что и сегодня является для нас родным.
И это то, что касается языка. Но есть и другой, очень важный аспект. Многие наши современники подпадают под навязчивый стереотип, когда называют Чингисхана вслед за некоторыми учеными-историками кровожадным завоевателем. Хотя, разумеется, без крови империи не строились. Однако большая часть подобных утверждений – чаще всего вымысел побежденных народов и их ученых.
А между тем тот же здравый смысл свидетельствует об обратном. Так, к примеру, в некоторых летописях утверждается, что во время завоевания Средней Азии Чингисхан полностью уничтожил население средневекового Ургенча, оказавшего его армии ожесточенное сопротивление. Но тут же мы с удивлением узнаем, что спустя небольшое время непокорные жители Ургенча восстают против пришлых завоевателей. И так они восставали неоднократно. Так как же тогда быть с тотальным уничтожением?
Кстати, то же самое касается города Отрара, оказавшего Чингисхану самое яростное сопротивление. Отрар воины-кочевники не могли захватить на протяжении шести долгих месяцев. Победа досталась степнякам слишком дорогой ценой. Но был ли уничтожен сам город? Сегодня уже доказано, что Отрар процветал и после татаро-монгольского нашествия и был полностью уничтожен только во время затяжных казахско-джунгарских войн.
У воинов Чингисхана существовал свой незыблемый кодекс чести, свято ими соблюдаемый. Своих трусов и предателей (а зачастую и чужих), они наказывали смертью. Соблюдали в бою жесткую дисциплину. А когда побеждали, избегали любых пыток и издевательств над врагом. Убивали, да, никто не спорит, но только в силу военной необходимости.
А вот что пишет российский писатель Александр Бушков в своей книге «Чингисхан» о том, как обращались со своими врагами приблизительно в то же время «просвященные» европейцы: «Вот вам еще один насквозь исторический факт: будни осады войсками Фридриха Барбароссы, императора Священной Римской империи, итальянского города Кремона. Сначала солдаты Фридриха обезглавили пленных на виду у осажденных и играли их головами в нечто напоминавшее футбол. Тогда кремонцы вывели на стену пленных немцев и принялись отрезать им половые члены. Немцы устроили облаву на местное население в прилегающих деревнях и всех схваченных повесили. Кремонцы в ответ повесили на стене оставшихся у них пленников. Немцы вновь прошлись по округе, наловили детей и стали швырять их из катапульт таким образом, чтобы те разбивались о городские стены. И подобными забавами европейская история битком набита…»
Как видим, в сравнении с армией Фридриха Барбароссы воины Чингисхана выглядят и вовсе спустившимися с небес «ангелами милосердия».
Подвиг Чингисхана
Боюсь обвинений в предвзятости, но вместе с тем полагаю, что оценивать поступки Великого полководца нам, его прямым потомкам и наследникам, следует не столько с точки зрения покоренных народов, сколько с позиции здравого смысла. С ответа на простой вопрос: что он дал именно тюркам? И кем были тюркские племена до Чингисхана?
До появления на исторической арене Чингисхана на протяжении шести столетий отмечался повсеместный регресс народов Великой степи. Последняя до этого существовавшая мощная империя тюрков – Тюркский каганат – прекратила свое существование в VII веке нашей эры. После чего разрозненные тюркские племена были уже не способны дать мощный военный отпор многочисленной и хорошо обученной армии китайского императора, фактически находясь в вассальной зависимости от Поднебесной.
К тому же нескончаемые междоусобные войны мелких степных правителей привели к обнищанию степняков, к обесцениванию человеческой жизни. Разбои и грабежи, угоны чужих табунов, становились повседневным явлением, когда люди, укладываясь на ночь спать, не знали, доживут ли они до завтрашнего утра. Меркиты грабили киятов, кияты нападали на джалаиров, и все они вместе опасались китайцев, проводивших искусную политику разделения народов Степи. Покоя не знал никто. А между тем трижды ограбленного тяжело ограбить в четвертый раз.
Поэтому, если б не было Чингисхана, кто знает, какая бы участь постигла тех же найманов, джалаиров, конратов, аргынов, кереев, уаков, киятов? Как никто не в силах поведать, что было бы и с казахами, потомками тех древних тюркских родов? В лучшем случае мы бы влачили жалкое существование на дальнем отшибе географии и истории. Степь ждала своего героя. И такой человек, рождающийся один раз в тысячелетие, явился. Чингисхан вознес степные народы с отдаленной периферии, где они до него прозябали не одну сотню лет, на самую вершину человеческой истории. Он вновь покрыл неувядаемой воинской славой поблекшие тюркские знамена. Он создал величайшую в мире империю, в которой можно было открыто пронести в руке слиток золота с одного ее конца до другого, не опасаясь быть убитым и обобранным. Он дал народам империи долгожданный мир и спокойствие на долгие годы. Он дал надежду своим друзьям и вселил ужас в их врагов. И разве такой человек не достоин уважения?
И это только один момент. Притом что мы не ведаем, какой была бы и история современной России, если б не его внук Батый, сумевший преодолеть непрекращавшуюся до того междоусобицу русских князей. И, тем самым, заложившим фундамент нынешней русской государственности. Как пишет все тот же Бушков: «Вообще, русские источники битком набиты примерами, когда ордынские послы этакой пожарной командой мечутся по Руси, крестом и пестом уговаривая русских князей не резать друг друга хотя бы по выходным и праздникам. А пресловутые «восстания горожан против татарского ига» сплошь и рядом напоминают обычные базарные драки на национальной почве».
Именно внук Чингисхана Бату-хан покончил с междоусобицей и распрями русских князей, чтобы еще спустя какое-то время другой отдаленный потомок Чингисхана, царь Иван Грозный, вновь повторил подвиг своего великого прадеда. На осколках Алтын Орды он построил новую империю – Русь, Третий Рим.
Предощущение
Двести лет просуществовала империя Чингисхана, пока ее не сгубила в борьбе за власть собственная элита. И теперь многие тюркские народы оказались практически в том же положении, в котором пребывали тюркские племена после развала Тюркского и последующей гибели Западно-Тюркского и Восточно-Тюркского каганатов.
Со времени распада Алтын Орды прошли те же шестьсот лет. Так какой будет наша дальнейшая история? И способна ли Степь родить новых героев, чьими подвигами будет восхищаться весь мир? Мы живем в предощущении. Как древние евреи ждали своего Мессию, так и мы ждем появления новой когорты граждан независимого Казахстана, чьими поступками наши потомки будут гордиться в веках.

Серик Малеев,  Алматы

Один комментарий

  1. Все таки ушел из “колеи” оригинала : «Сборнике летописей» и Рашид-ад-Дин, министр государства Хулагуидов, называющий эти рода «тюркскими (- ТАТАРскими, так в оригинале,- Damir) племенами, что в древности назывались монгол».(скорее назывались ҺҮНнами, -Damir)

Комментарии запрещены