Тэнгре – не чужой бог. Мировоззрение, служившее основой побед древних тюрков

Можно по разному трактовать свое прошлое, но существует и такой взгляд, согласно которому все победы и грандиозные успехи тюркских народов на раннем этапе истории являются производными тюркского мировоззрения с его верой в единого бога Танири (Тенгри).

Это же богословско-философское учение, известное нам как конфуцианство и синтоизм, сохранилось сегодня в соседних с нами Китае и Японии – странах, демонстрирующих в XXI веке устойчивый экономический и технологический рост. Что не может не вызывать законных вопросов, в числе которых и такой: «Если мы изучаем арабскую теологию и философию, если с интересом следим за развитием западной мысли, может, имеет смысл более подробно исследовать мировоззренческую составляющую древних тюрков – учения, насчитывающего не одну тысячу лет и нам отнюдь не чуждого?» В гостях редакции газеты «Литер» известный татарский ученый, историк и писатель Рафаэль Безертинов.

ЛИТЕР-Неделя: Рафаэль, давай сразу начнем с вашей последней книги. Что послужило поводом для ее написания?

Р.Б.: Когда я написал книгу «Татары, тюрки – потрясатели Вселенной», в которой рассказывалось о наших с вами героических предках, строителях семнадцати империй, а это факт исторический, уже тогда пришел к мысли, что мы стали терять свое имперское мышление с утратой присущего тюркам мировоззрения. Мы стали скатываться вниз. Пошло раздробление, начались религиозные войны. Самый ближайший пример: когда Берке-хан принял ислам, он пошел войной против Хулагу-хана, Узбек-хан выступил против хулагидов, казахи ввязались в длительную войну с джунгарами, оказавшую пагубное влияние на судьбу обоих народов. А взять того же Тамерлана, который вел религиозные войны. Более того, религиозные войны, затеянные человечеством, привели к тому, что вся Центральная Азия и Ближний Восток, Европа, Северная Африка к началу XV века превратились в руины.
Я не буду ходить далеко за примерами. Обращусь к опыту Китая. В 1401 году, во времена правления империи Цинь, китайцы построили мощный флот из ста восьмидесяти кораблей. Каждый корабль был длиной в сто девяносто метров. Как современные авианосцы. Для сравнения скажем, что каравеллы Колумба, появившиеся на свет позднее, в длину не превышали восемнадцати метров, имея на борту экипаж из семидесяти человек. В то время как команда китайского корабля состояла из трех тысяч матросов и солдат. Во главе экспедиционной эскадры был поставлен опытный военачальник – этнический киргиз. Флот побывал у берегов Индонезии, Африки, Европы и вернулся, наконец, после долгих лет странствий и мытарств на родину. Экспедиция доставила множество материалов, которые были вдумчиво исследованы китайскими учеными. Что заняло еще определенное время. И вот здесь нас поджидает самое неожиданное… В 1421 году все материалы, связанные с экспедицией, были уничтожены, а сами корабли флота сожжены. Империя с того времени закрывает все границы с внешним миром.
Так чего, спрашивается, испугались китайцы? Они увидели современный им мир, погрязший в религиозных войнах, превратившийся в хаос, в котором брат во имя веры убивал брата. И, чтобы спасти свою культуру от проникновения чужих разрушительных идей, китайцы решаются на добровольную изоляцию. Так они спасли свою цивилизацию.
Однако меня интересовало другое. Мне не давал покоя вопрос: «А какое у тюрков было мировоззрение на раннем этапе становления тюркской общности? Что служило источником их силы и могущества и от чего мы отказались?» Ведь сказав «а», надо было говорить и «б».
И тут произошел следующий случай. Декан Казанского государственного университета сказал мне при встрече: «Ты тенгрианство знаешь. А вот нам очень стыдно, что Казанский государственный университет выпускает специалистов, философов, обществоведов, дипломатов, не знающих мировоззрения своих предков. Они изучают ислам, западную философию, индуизм, но своими знаниями похвастать не могут. Это же огромный минус. Поэтому не мог бы ты читать у нас лекции по тенгрианству?»
На что я ответил: «Читать лекции я не буду, давайте лучше напишу новую книгу, по которой затем будет вестись преподавание». Так по крупицам я стал собирать материалы для написания своей будущей книги «Древнетюркское мировоззрение. Тенгрианство». Я опирался на первоисточники. Причем когда я начал изучать синтоизм и конфуцианство, я увидел их почти полное, на 90 процентов, соответствие тенгрианству. Сами японцы и китайцы не скрывают, что данное учение пришло к ним из Центральной Азии.

ЛИТЕР-Неделя: Кстати, когда летом этого года у нас в Алматы проходила научно-практическая конференция «Диалог цивилизаций», один из японских ученых, принимавших в ней участие, открыто заявил, что предки японцев пришли на острова с южного берега Балхаша и Алтайских гор. Японцы относят себя к древним уйсуням.

Р.Б.: Я в такие глубокие дебри истории не забирался, но одно несомненно – тюркское начало у японцев присутствует. А потом, посмотрите, что происходит. Когда наши предки захватили Китай, основав имперскую династию Джоу, именно тогда к китайцам пришла божественная концепция Неба. Эти события происходили в XII веке до нашей эры. Выходит, Конфуций сам ничего не изобрел, он просто озвучил известные истины. На фоне смуты и хаоса, охвативших Китай в V веке до нашей эры, Конфуций обращался к народу с призывом сохранить божественную концепцию Неба, пришедшую к китайцам из среднеазиатских степей, для спасения государственности Китая. Вот в чем его главная заслуга. Даже обозначение пяти основных элементов у Конфуция полностью аналогично тюркским названиям. К примеру, если мы возьмем две энергетические частицы – инь и ян, наиболее часто упоминаемые в конфуцианстве, переводимые как: ян – «божественное горение», инь – «материнское начало», и сравним со словами современного татарского языка, где яну означает «горение», инай – «мать», то мы увидим полное сходство.

ЛИТЕР-Неделя:  Я думаю, сохранение прежнего мировоззрения помогает современному Китаю и Японии  в упрочении своих экономических позиций, давая этим народам духовную опору, национальный стержень.

Р.Б.: И не только. Опора на синтоизм и конфуцианство дали возможность Китаю и Японии сохранить свои цивилизации, в отличие от нас, тюрков. Три тысячи лет назад существовали шумерская, египетская, критская, греческая культуры. А вспомните историю, какие мощные тюркские каганаты были на просторах Евразии. И где они все сейчас? В то время как Китай, насчитывающий трехтысячелетнюю историю, и сегодня чувствует себя превосходно. И то же самое можно сказать о Японии с ее двухтысячелетней цивилизацией.

ЛИТЕР-Неделя: Под рецензиями к вашей работе стоят подписи академиков, профессоров, докторов наук. Вижу, интерес к книге «Древнетюркское мировоззрение. Тенгрианство» в Татарстане очень высок. Но мне хотелось бы знать, ведется ли в вашей республике преподавание в высших учебных заведениях по этой книге?

Р.Б.: Данное издание одобрено республиканским экспертным советом Министерства образования. Это учебное пособие, которое распространяется по всем библиотекам, школам и высшим учебным заведениям. На основе этого учебника любой преподаватель имеет возможность ознакомить школьников и студентов с мировоззрением древних тюрков. Допустим, у казахов существуют обряды при проведении свадеб или похорон. А спросишь их, почему они так делают, многие на этот вопрос вам не ответят. Говорят обычно: «Потому что наши предки так делали». Но никто не знает смысла обряда, его философии. И то же самое наши татары. Они тоже не знают, что стоит за старинными обрядами. Вот этот пробел и призвана восполнить моя книга.

ЛИТЕР-Неделя: А вам не приходится выслушивать упреки от татарских мулл, дескать, Рафаэль Безертинов уводит народ от ислама?

Р.Б.: А причем здесь ислам? Здесь вопрос следует ставить по-другому: каждый тюрк, будь он казах или татарин, должен знать философию и мировоззрение своих предков. Он должен понимать смысл обрядов и традиций своего народа. А уж после этого человек волен выбирать, по какой дороге он пойдет. Хочет ли он быть мусульманином, христианином или буддистом. Мы живем в тюркских республиках. Следовательно, мы должны знать философию древних тюрков. Мы же знаем греческую философию или, предположим, философию немецкую. Одного только Карла Маркса мы учили в институте пять лет. Но если вы знаете Карла Маркса, это же вовсе не значит, что вам следует обязательно становиться атеистом.

ЛИТЕР-Неделя: Я полагаю, польза от этой книги была бы велика и для казахов. По крайней мере, мы могли бы объяснять своим детям суть народных обычаев и традиций. И не только своим детям, но и тем же иностранцам, приезжающим в нашу страну.

Р.Б.: Книга одобрена российским Министерством образования. На нее дали рецензию ведущие академики России. Поэтому, я полагаю, в этом плане не должно возникать никаких проблем. Сегодня издание «Древнетюркское мировоззрение. Тенгрианство» переводят в Киргизии. Одну книгу я подарил вашему президенту, получив о ней теплый отзыв. Думаю, ваши студенты и школьники тоже могли бы ее изучать. Это вполне нормально.

Серик Малеев.
Ежедневная республиканская общественно-политическая газета «Литер». Алма-Ата