Skip to content
 

Тенгрианская упорядоченность мира и управленческая культура кыргызов

Аннотация. Для раскрытия основ управленческой культуры кыргызов и народов Евразии, веровавших в Создателя Тенгри, рассматривается специфика тенгрианской упорядоченности и организованности мира, основанного на принципе тең.

Summary. To disclose the foundations of the managerial culture of Kyrgyz and Eurasian peoples who believed in Tengri the Creator, the specificity of the Tengrian orderliness and organization of the world based on the principle of teng (equal) is considered.

Ключевые слова: Теңгри, Создатель, тенгрианский принцип тең (равный), упорядоченность мира, кыргызское право, эр (мужское начало) – эпчи (женское начало), төр (почетное место) – босого (порог), төр (почетное место)улага (место у порога), түндүк (остов жилища) – казан (котел), Софиократия, управленческая культура.

Key words: Tengri, the Creator, the Tengarian principle of teng (equal), orderliness of the world, Kyrgyz law, er (male base) – epchi (female base), tor (place of honor)bosogo (threshold), tor (place of honor)ulaga (place at the threshold), tyundyuk (hull of the dwelling)kazan (caldron), Sophiocracy (wise rule), managerial culture.

 

«Могу предположить, что в языках народов, поклоняющихся Создателю Тенгир, может быть закодирована частичка истинного смысла его имени. Если это так, то исследование имени Создателя с позиции языков может пролить свет в понимание сути посыла Создателя, отраженного в его имени. Кыргызский язык – один из древнейших языков мира, не может не содержать в себе одну из граней энергоинформационного посыла Создателя, заключенного в его имени. Руководствуясь таким подходом, в свое время я и попытался с позиции кыргызского языка понять энергоинформационный посыл Создателя в теониме Тенгир» [1, С.100.], что дало возможность увидеть другие грани в этимологии теонима Тенгри, дополнившие понимание о многогранности Создателя. Такие грани можно увидеть и в понимании мира Тенгри. Это дает мне основание, рассматривая  кыргызскую организованность мира и кыргызскую управленческую модель, уловить одну из существенных граней тенгрианской упорядоченности мира и управленческой культуры. С другой стороны во избежание разночтений, сконцентрирую свое внимание на рассмотрении основ управленческой культуры и организации мира кыргызов родственных управленческим и организационным традициям кочевых народов Евразии.
Выявление основ управленческой культуры и организации мира кыргызов своими корнями, уходящие в тенгрианское мировидение кыргызов, позволит нам понять сущность кыргызской государственности.

Тенгрианский принцип тең

В теониме Тенгир можно уловить один из самых главных принципов тенгрианства – это тең (равный) [2]. Именно принцип тең, являясь организующим и структурирующим началом кыргызской ментальности, именуемый юристами обычным правом, лежит в основе кыргызского права [3, С.10], где равный заслуживает равного к себе отношения и поэтому достоин почтительного и уважительного отношения к себе. Смею утверждать, что не только кыргызская государственность, но и государственность многих народов, веровавших в Создателя Теңир, строилась по тенгрианскому принципу тең.

Здесь будет уместно отметить, что схожесть оснований обычного и естественного права в кыргызской культурной традиции, основанного на тенгрианском принципе тең истинного мира, перенесенного кыргызом-кочевником в мир земной, делает отечественную юридическую науку уникальной, обладающей своими культурно-правовыми истоками. К тому же, вышеизложенное может ясно говорить о том, что ее истоки не следуют и не являются производными от римского права. И это дает нам основание говорить о кыргызском праве, одним из источников которого по праву можно считать эпос «Манас» [3, С.10.]. Однако исследования юридического аспекта эпоса «Манас» носят эпизодический характер, что не позволяет раскрыть всю полноту не только международного и семейного права, но и специфику основ уголовного и гражданского права кыргызов. Надеюсь, обретение суверенитета станет и обретением свободы в области мысли. Актуальность такого рода исследований, вне всякого сомнения, ожидает своих потенциальных исследователей.

Кыргыз, воспринимающий тең как принцип справедливого и счастливого бытия истинного мира, мира духов предков, желает быть в мире земном соответствующим образом. А соответствовать можно, если длить свое бытие сообразно основному принципу истинного мира принципу тең, являющегося основой естественной справедливости соответственно и естественного закона Мироздания, созданного Создателем.

Главный посыл принципа тең – это относится ко всему живому как к равному себе. Жить ни перед кем, не принижаясь и никого не принижая, т.е. не унижая человека как представителя другой религиозной конфессии, расы, культуры и государства. Терпимость и нетерпимость тенгрианца строится на основе принципа  тең, чего не встретишь в мировых религиях, таких как христианство, иудаизм, ислам, ибо в них есть понятие «варвар» и «кафир» и догмат о воздаянии в мире ином за обращение иноверцев в свою веру, а понятие равный применимо только среди единоверцев. Именно в последнем можно усмотреть основы двойных стандартов.

Упорядоченность мира

Упорядоченность мира в понимании кыргыза можно уловить в строении его жилища – боз үй, ошибочно именуемый юртой. Ибо жилище кыргыз строил, точнее, тигет сажал (что говорит об одушевленности данного жилища) [4, С.317.] сообразно своему мировидению и миропониманию. Человек несамодостаточен без Жараткан (Создателя). Но он может так сорганизовать свое бытие, чтобы быть самодостаточным. Видимо, именно такое понимание в свое время заставил кыргызов поменять свой способ бытия и стать кочевниками.

Жилище кыргыза-кочевника боз үй, именуемое юртой, по форме напоминает незаконченную фигуру, т.е. полусферу, что делает его неполноценным и несамодостаточным. Действительно он выглядит таковым, если рассматривать его в отрыве от Земли, от окружающего мира, но стоит изменить ракурс видения, т.е. увидеть изначальную, онтологическую связь полусферы жилища с полусферой земли, окружающего мира как моментально жилище окажется частью целого красивого, самодостаточного и гармоничного (Рис. 1.).

Рис. 1Именно такое восприятие и понимание взаимосвязи позволит нам говорить о желании кыргыза-кочевника жить в гармонии, в единстве с окружающим миром (Рис. 2.). Изначальная организованность и настроенность кыргызской культуры на гармоничное сосуществование с миром говорит об экологических основаниях кыргызского мировоззрения, которое как юристы, так и философы могут использовать как методологическую основу научных исследований в области экологического права кыргызов.

Рис. 2В кыргызской космогонии истинно Единым и Самодостаточным может быть только Жараткан, символически означенный и воспринимаемый как Солнце (Рис. 3.).

Рис. 3Мир как сотворенный, по сути, не может быть абсолютно единым и самодостаточным. Мир как прообраз Единого проявляет себя дуально.  Каждая из сторон дуальности – это всего лишь часть проявления мира. Дуальность лежит в основе мира. Она порождает мир, передаваемый цифрой три. Именно такой подход можно заметить в кыргызской космогонии, где цифра три означает много. Видимо, отсюда трехчленность организации мира (Верхний, Средний и Низший), народа (онг канат, сол канат и ичкилик).

Изначальная дуальность, порождающая мир в кыргызской космогонии, именуется эр – эпчи, где эр «мужское начало», а эпчи «женское начало», равные друг другу по форме (Рис. 4.).

Рис. 4Совпадение по форме и различие по  содержанию бинарных начал эр-эпчи (кстати, могу предполагать, что знакомство с ними позволило Лао-цзы создать философию инь – ян) – это основа естественного права тенгрианцев, порождающего естественное понимание справедливости, что и является сутью тенгрианского мировоззрения.

Самое главное в тенгрианском принципе тең – это возможность не противопоставления и взаимоисключения, а дополнения, ориентированного на целостность, что является основой правового общежития кыргызов не только внутри семейного, родового, государственного образования, но и с образованиями других государств, народов и культур, рассмотрение которых может стать основой кыргызского права. В пользу взаимодополняющего, а не взаимоисключающего или взаимопротиворечащего понимания, говорит и то, что в кыргызской культуре идеальной геометрической фигурой признается сфера, шар, круг (тоголок, томолок, тегерек, төгөрөк) (Рис. 5.).

Рис. 5В кыргызской космогонии Единое, целое и целостность мира воспринимается и передается через сферу, круг («Төгөрөктүн төрт бурчу» – четыре стороны света, точнее «четыре стороны круга», т.е. целого) [5].

Внутреннее пространство боз үй организовано в соответствии с пониманием эр – эпчи (мужского и женского начал), изначально дуального мира. Он, боз үй, поделен на правую и левую половины и они означены не началами, а сторонами: эр жак (мужская сторона) и эпчи жак (женская сторона) (Рис. 6.).Определение правой и левой сторон боз үй не  произвольно. Оно строго регламентировано.

Рис. 6Можем предположить, что первые исследователи об этом знали, а может и не знали, но они подошли к описанию внутреннего пространства боз үй с позиции вхождения в иное пространство и это естественно. При таком видении иное пространство становится периферией своего. Они примерно так и писали: «При входе в жилище кочевника по левую от себя сторону видим предметы мужского обихода, а по правую сторону – женского». Из чего они делали вывод, что «левая сторона – это мужская сторона, а правая – женская». Такое видение внутреннего пространства боз үй свойственен человеку пришлому, входящему в иное пространство извне. Но когда представитель рассматриваемого пространства начинает не только воспроизводить, но и без должного анализа слепо следовать исследованию представителя другой культуры, входящего в его пространство извне, это непростительная и грубая ошибка. Представитель данного пространства упорядочивает пространство изнутри, а не извне. А если быть точнее, он приходит и создает это пространство не из порога мира земного, а как продолжение истинного, божественного мира, мира духов предков, мира Көкө-Теңир.

Два способа упорядочивания мира

В жилище кыргыза-кочевника есть два места, упорядочивающие земной мир – төр (почетное место) и түндүк (остов жилища). Төр (почетное место), находящееся в глубине жилища прямо напротив улага (места у порога), видится как горизонтальная упорядоченность (Рис. 7.), а  түндүк, расположенный над казаном, над очок (очаг), воспринимается как вертикальная  упорядоченность внутреннего пространства боз  үй. За улага находится босого (порог).

Рис. 7

Самое удивительное, это то, что төр, по сути, тоже босого, но босого (порог) истинного мира, мира духов предков, мира Көкө-Теңир, именуемого кыргызами как Теңир-Ата, с которого и берет свое начало упорядоченность, мир кыргыза-кочевника [6]. В пользу такого понимания говорят слова, производные от слова төр, это төрө (господин) и (родить), төрөл (родиться) [7. С.260-261]. Человек рождается, т.е. приходит в мир земной из мира духов предков, из мира Теңир. Место прихода – это особое место, благодаря которому возможен возврат в собственный мир, т.е. место прихода и есть место отхода, ухода в мир истинный. В этом сакральность этого места как места связующего и соединяющего два мира. В силу сакральности порог истинного мира маркируется как төр (почетное место), а не из-за того, что там восседает уважаемый человек. Төр как порог истинного мира должен содержаться в чистоте. Вход в истинный мир прикрыт жүк (сундуки, одеяла и подушки, сложенные в стопку), возле них и восседают достойные, уважаемые и чистые душой люди, именуемые аксакалами (старцы) и байбиче (жены старцев). О них можно было бы говорить, но это отдельная тема. Поэтому вернемся к упорядоченности внутреннего пространства боз үй.

Расположившись на почетном месте лицом к порогу, можно мысленно провести линию, соединяющую төр – улага. Она определит оң (правая),  именуемую как эр жак (мужская сторона), и сол (левая), именуемую как эпчи жак (женская сторона) жилища. Так же мы можем провести поперечную линию, соединяющую «эр – эпчи», которая определит другую пару – «төрулага». Соединив линии «төр – улага» и «эр – эпчи», мы получаем төгөрөктүн төрт чарчысы (равносторонний крест круга) (Рис. 8.).

Рис. 8

Он важен  тем, что показывает нижнюю земную маркировку пространства боз үй, которую можно назвать горизонтальной. В отличие от него, есть и другой төгөрөктүн төрт чарчысы (равносторонний крест круга) – это түндүк, являющийся верхней небесной маркировкой пространства боз үй (Рис. 9.).

Рис. 9

Он – символ мира истинного, ниспосланный в мир человеческий для придания миру материальному духовную упорядоченность и структурированность. Именно такое понимание является основой ревностного отслеживания соответствия земной упорядоченности небесной при возведении жилища, т.е. когда нижняя маркировка пространства боз үй должна быть точным отражением верхней маркировки. В пользу этого говорит расположенность казана – прямо под түндүком. Казан тоже имеет форму равностороннего креста круга, который маркируется ушками казана (Рис. 10.).

Рис. 10

Ушки казана должны не диссонировать, а соответствовать маркировке равносторонним крестом круга внутреннего пространства боз үй.

Түндүк символизирует духовное начало, а казан – материальное начало. Казан – прямая противоположность түндүк. Но между ними есть связь. Их можно уловить и другую организованность мира духовного и материального. Где түндүк по форме полусфера, напоминающая параболическую антенну, передающую духовный энергоинформационный посыл (Рис. 11.),
Рис. 11а казан в отличие от түндүк по форме – перевернутая полусфера, т.е. параболическая антенна, принимающая духовный энергоинформационный посыл мира истинного и в то же время – это тигель, одухотворяющий материальный мир (Рис. 12.).
Рис. 12

Духовное одухотворяет материальное, а материальное подпитывает духовное. Материальное начало, подпитывая духовное, не дает духовному началу отрываться от материального начала, тем самым духовное расширение в основе своей имеет духовно-материализованную окрашенность.

Вертикальное попадание солнечного света с деревянного остова боз үй на пол, на внутреннее пространство жилища, на нем вырисовывается точно такая же упорядоченность, как и на остове боз үй – равносторонний крест круга (Рис. 13.).

Рис. 13Это говорит о том, что мир земной должен быть организован по основам истинного мира.

Таким образом, если горизонтальная упорядоченность мира берет свое начало с почетного места, являющегося порогом истинного мира, то вертикальная упорядоченность мира ниспадает с мира Көкө Теңир (Небесного) как кут (благодать). Стоит еще раз уточнить и особо отметить, что благодать, ниспадающая с истинного мира, придает человеку и человеческому миру духовную направленность развития.

Итак, духовная направленность развития человеческого мира – это когда материальное начало обусловлено духовным, а обусловленность духовным заключается не в том, чтобы материальное начало было ради материального начала, способного порождать только нескончаемую жажду преувеличения материального, а в том, чтобы одухотворять материальное.

Софиократия как особая форма правления

В верности вышеизложенного мы можем убедиться, обратившись также к написанной Жусупом Баласагыном дидактической поэме «Куттуу билим» (Благодатное знание), где четыре главных героя: Элик (правитель) Күнтууду (Кюнтогды) – «правда стези справедливой», визирь Айтолду (Айтолды) – «добро, благо, доли счастливой», сын визиря Акдилмиш (Огдюльмиш) – «премудрость и ум», брат визиря Өткүрмүш (Одгурмыш) – «праведность, сдержанность дум» [8. Предисл. В стихах бейты 65-66] образуют две пары – это «Күнтууду Акдилмиш» и «Айтолду  Өткүрмүш». О таком разделении говорит сохранение одной пары, т.е. Күнтууду и Акдилмиша в мире земном. Для Жусупа Баласагына, как человека набожного, важен мир иной, нежели мир бренный, земной. Но этим Жусуп не умаляет значимость мира бренного для человека. Поэтому, мир бренный должен быть упорядочен и эта упорядоченность возможна только тогда, когда в государстве главенствуют Күнтууду Акдилмиш, т.е. Разум и Справедливость. А для человека, избравшего путь божественный, более значимыми становятся Айтолду и Өткүрмүш, т.е. Отрешенность и Счастье. В пользу этого говорит и то, что в конце своей жизни сам автор «Куттуу билим» избирает путь отшельничества, ведущего к счастью безграничному, божественному [9, С.36-37.].

Взаимосвязь двух линий Күнтууду Акдилмиш и АйтолдуӨткүрмүш и есть гармоничная упорядоченность, ведущая к истинному миру, к миру духов предков, к миру Теңир.  Подводя итоги, можно сказать, что знание основ мироустройства и построение своего мира в соответствии с ним и управление своим миром, руководствуясь Разумом и Справедливостью, дает возможность кыргызам-кочевникам создать особую форму правления, которую можно назвать Софиократией (Мудрократия). Софиократия, т.е. Мудрократия – это власть мудрости, власть мудрых людей [5, С.44.]. Видимо, неслучайно отличительным свойством элика (правителя)  Күнтууду является справедливость.

«В делах справедливый, был прям он и строг,
Правдив был в речах он и духом высок.
Он, мудрый и умный, и скорый в делах,
Для злых – что огонь был, для недругов – страх» [7, С.59].

По тенгрианской традиции, правитель должен быть мудрым и умным, стойким и смелым, справедливым и щедрым. Именно эти качества правителя дают основу гармоничному и благополучному существованию государства. Таковым являлся и правитель кыргызского народа – Айкөл (Великодушный) Манас.

В кыргызском обществе выбор или закрепление передачи жезла аскер-башчы (главнокомандующего армией) осуществлял совет мудрецов (аксакалов). К примеру, во время «Великого похода» кыргызов на Бейджин, Манас, согласовав со своими советниками собственную инициативу, передает пост главнокомандующего армией мудрецу Бакаю, затем батыру Алманбету. Это говорит о том, что для Манаса важна не узурпация власти, а мудрое правление. А для мудрого правления правитель использовал механизмы Мудрократии – аксакалдар кеңеши (советы старейшин-мудрецов), являвшейся управляющей основой курултая (народного собрания). Такую форму правления можно назвать Софиократией. Софиократия, т.е. Мудрократия – это власть мудрости, власть мудрых людей [5, С.44.]. Именно она была основой разумного устройства и справедливого управления кыргызского государства.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что истоки традиционной культуры управления кыргызов – это следование установленным культурным основаниям, в которых все имеет свое функциональное место.

Следование онтологическим основам своей культуры способно гармонизировать мир земной по законам мироздания, а не следование способно порождать только проблемы и конфликты на всех уровнях человеческой жизнедеятельности, в том числе и в управлении, делая его безнравственным.

Кыргызы строили свои отношения между собой и с другими людьми, народами, опираясь на тенгрианский принцип тең и на упорядоченность, ниспосланную как кут (благодать) Создателем Көкө Теңир, что делало их управленческую культуру нравственной. «Если потомки Манаса Великодушного также хотят длить свое бытие в мире культур, то они должны знать не только свою историю, онтологические основы своей культуры, государственного управления, базировавшиеся на нравственных основах Софиократии, но и руководствоваться ими для сохранения себя и своей духовности от нивелирующей и разрушающей поступи эпохи глобализации. Сказанное выше уместно и для потомков Кёкчё хана, а также для потомков кочевых народов Евразии» [10, С.30.].

Абдрасулов С.М.,
Республика Кыргызстан, г. Бишкек
s.abdrasulov@mail.ru


  Литература

  1. Абдрасулов С. М. К вопросу прочтения этимологии теонима Тенгри. // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» (20-24 сентября 2015 г., Болгария, СОК «Камчия»); / Отв. ред. Л.В. Федорова. – Бъдник, София, 2015. – С. 97-103.
  2. Кыргызская буква “ң” состоит из двух букв “н” и “г”, что дает нам основание записать Теңир как Теңгир. Такое написание слова Теңгир наглядно показывает его сложносоставность состоящего из “Тең” (равный) и “гир” (войти). Они дают нам понимание смысла слова Теңгир, означающего “войти равным”. Здесь уместно задать вопрос: “Войти равным куда? Войти равным в мир духов предков, в мир Көкө Теңир, именуемого у кыргызов Теңир-Ата. Дополнительно см.: [6].
  3. Абдрасулов С. М. Эпос «Манас» и кыргызское право. // Эпос «Манас» – памятник мировой эпической культуры: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции (Москва, 18-19 декабря 2012 г.) Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки; /Отв. ред. М.С. Мейер, Ж.С. Сыздыкова. – М., 2012. – С. 7-10.
  4. Абдрасулов С.М. Сакральность Бооз-юй. // «Мир номадизма: прошлое и будущее»/ Материалы международной научной конференции. Бишкек, 13-15 августа 2008 г. – Бишкек, ДА МИД КР., 2009. – С. 315-321.
  5. Абдрасулов С. М. Дух кыргыза-кочевника. // «Общественный рейтинг». 23 июля 2009; Абдрасулов С.М. Дух кыргыза-кочевника. // Вестник КНУ им. Жусупа Баласагына. Вып. 4. 2012. – С. 42-46.
  6. Урманбетова Ж. К., Абдрасулов С. М. Истоки и тенденции развития кыргызской культуры. – Бишкек: Илим, 2009. – 212 с.
  7. Киргизско-русский словарь. В двух книгах. / Сост. К.К. Юдахин. Кн. 2. – Ф.: Главная редакция Киргизской Советской Энциклопедии, 1985. – 480с.
  8. Баласагунский Ю. Благодатное знание. – М., Наука. 1983. – 560 с.
  9. Абдрасулов С. М. Онтология ценностных приоритетов «Куттуу билим» Ж.Баласагына. //Сборник материалов Международной конференции «Жусуп Баласагын жана анын идеяларынын азыркы учурдагы орду». – Б.: 2005. – МУ «Ататүрк Алатоо». – С. 34-37.
  10. Абдрасулов С. М. Истоки управленческой культуры кочевых народов Евразии, на примере управленческой модели кыргызов. // Материалы международной научно-практической конференции на тему «Казак хандыгынын курылуынын тарихи тамырлары», посвященной 550-летию казахского ханства. – Алматы, 2015. – С. 22-31.
Посмотрите еще другие публикации:

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.