Skip to content
 

Тэнгрианство и концепт «Внутреннего» Солнца в национальной религии саянидов Внутренней Азии

Аннотация. В статье рассматриваются малоизученные вопросы этнокультурогенеза коренного населения Транс-Саянии (Восточного и Западного Саяна), которое автор называет «саянидами». Выявляются также тэнгрианские истоки мифологемы «Три Солнца» в религиозно-мифологических представлениях саянидов. Особое внимание автор уделяет тэнгрианскому концепту «Третьего Солнца» у саянидов.

Summary.  The article deals with questions of lesser known problem of ethno cultural genesis of indigenous ethnic groups of Trans-Sayaniya (Mountains of Eastern and Western Sayan), which the author calls “sayanids”. The author also reveals the Tengrian origins and sources of mythological concept of “Three Suns” in religious and mythological beliefs of sayanids. Particular attention is paid to tengrian concept of “The Third Sun” in Tengrian religion of sayanids.

Ключевые слова: саяниды, тэнгрианская мифологема «Три Солнца», Восточный и Западный Саян, Урянхай, концепт «Третье Солнце», Вечное Синее Небо, героический эпос «Гэсэр».

Keywords: sayanids, tengrian mythological concept of “Three Suns”, Eastern and Western Sayan, Uriangkhai, the concept of “The Third Sun”, Eternal Blue Sky, Heroic Epics of Geser.

 

Общеевразийский феномен Вечного Синего Неба Тэнгри (Тэнгери, Тенгри, Тенгир, Тигир, Тэнгр), предопределивший основополагающие характерные особенности Сибирской Мегацивилизации, включающей в себя Российско-Евразийскую цивилизацию, «кочевническую» и горно-таёжную тэнгрианско-буддийскую цивилизацию тюрко-монгольских народов, «Арктическую цивилизацию» народов Севера России, в культурно-историческом регионе Саяно-Алтая и Внутренней Азии приобрел исключительно важное значение в духовном развитии аборигенных этносов и этнических групп Сибири и особенно  – так называемых «саянидов», этногенез и этническая история которых была непосредственно связана с Алтае-Саянским  культурно-историческим регионом и особенно – с Транс-Саянией (Восточный и Западный Саяны).

Это было обусловлено, как мы думаем, особым положением Транс-Саянии как важнейшего духовно-энергетического центра Внутренней Азии, Центральной Азии и  всей Евразии, в котором Тэнгри представляло собой главную сакральную вертикаль, соединяющую Небо и Землю посредством Человека. В этой сакральной Триаде: «Небо-Отец, Мать-Земля, Человек», сам человек, как порождение священной пары Небо-Земля,  играл активную творческую роль опосредующего элемента между двумя другими элементами Триады. Поэтому тэнгрианскую религию тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая, в частности и особенности – Транс-Саянии,  нельзя сводить только к культу Неба, какую бы важную роль он не играл среди всех других элементов культовой системы – культ Матери Земли, культы Священных Гор и Воды, почитание Священных Деревьев, камней, скал и т.д., поскольку тэнгрианство – это активное синергетическое взаимодействие элементов священной Триады «Небо-Земля-Человек» друг с другом и со всем окружающим миром, с Природой и Космосом.

В синергетической системе «Небо-Земля-Человек» сам человек мог  передавать свои опосредующие функции между Небом-Отцом и Матерью-Землей другим посредникам-медиаторам, главным из которых была Священная Гора (Мировая Гора) и через которую люди, совершая на ней обряд почитания Неба, не просто «общались» с Небесным Отцом Тэнгри, но и вступали с ним в синергетическое взаимодействие, получая от него дополнительную энергию и силу, мудрость и вдохновение, а также его Небесную харизму, частицу его Небесного Огня. При этом Небесная харизма благодаря этим обрядам соединялась с силой и животворящей энергией Матери-Земли, с энергией ее Внутреннего Огня, который содержался в огненном ядре планеты, представляющим собой «Внутренний» Огонь Земли или, образно говоря, ее «Внутреннее Солнце».

Тем самым посредством обрядов почитания Небесного отца, которые сочетались в этом культовом комплексе с обрядами поклонения Матери-Земле, воплощенной в Священной Горе, одновременно связанной через Человека (т.е. посредством его обрядов, молитв и медитаций) и с Небом, и с Землей, «Внутреннее Солнце» планеты (её «Внутренний» Огонь) соединялось с «Внешним» Небесным Солнцем и его Небесным, Космическим Огнем, порожденным первоначально Большим Космическим Взрывом, который стал «Первым Солнцем» и от которого всё сущее, в том числе все живые существа, получили Свет, огненную энергию, силу и саму жизнь.

Поэтому в саяно-алтайской мифологии это Первое Солнце называется «От-Чаякчы» – «Огонь-Творец» (бур.-монг. Гал-заяши), который является порождением огненной космической стихии в виде  Большого Взрыва, как частного проявления этой универсальной «стихии» (или «первоэлемента» Бытия), и который в процессе взаимодействия с другими «первоэлементами» (воздух, земля, дерево, металл) порождает все «вещи и явления». В свою очередь, сам «Огонь-Творец, как и все другие космические «стихии» или «первоэлементы», в конечном итоге является продуктом жизнедеятельности Вечного Синего Неба Тэнгри, в котором Огонь и Свет – главные атрибуты, определяющие основные сущностные характеристики.

О том, что Огонь и Свет относятся к основным существенным характеристикам Тэнгри как Абсолюта, соединяющего в себе как духовное, так и материальное начало в не-дуальной по своей природе трансцендентальной сущности, свидетельствует сам термин, обозначающий этот феномен, состоящий из двух корнеслов: 1) «ТЭН»// «Тан»//шумерск. «дин»//кит. «тянь»// русск. «день» и др.; 2) «гр»// «хр»// «кор»// «хор»// «гор»// «гар»// «гур»// «кур»// «гир»// «ра»// «эр»// «эрэ»// «эри»//кит. «ри»-«жи»//,варианты-«кол»// «гал»// «коло»// «хоро»// «галло» и пр.

В первом корнеслове отчетливо проявляются значения «рассвет», «день», «дневной свет», «солнечный свет и огонь», «утренняя заря», «восход солнца» и т.д. Во втором корнеслове – «солнечное мужское начало», «Солнце», «мужчина», с которыми связано понятие «Бога Солнца», находящегося на видимом Небе и представленного в виде Солнечного-Небесного божества. Это «Солнце» и есть «Второе Солнце», которое является «внешним» Небесным Солнцем по отношению к Человеку и к «Внутреннему Солнцу»  Земли.

Поскольку «Три Солнца» Тэнгри особенно  тесно взаимосвязаны  друг с другом именно в Саянских горах, то у саянидов, очень тесно связанных и с Матерью-Землей («Священной Горой»), изначально существует особая связь с «Внутренним Солнцем» Земли, и эта связь ярко проявляется также в их внутренней «огненной природе», представляющей собой их личное (индивидуальное) «Внутреннее Солнце».

Абаев Н. В.
Россия, г. Улан-Удэ
kol-bugra@yandex.ru

Литература

  1. Абаев Н. В. О некоторых геополитических предпосылках развития буддизма в России и «Евразийская хартия». – Информационно гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Abaev_NV/
  2. Абаев Н. В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. Изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск, 2015. – 120 с.: ил.
  3. Абаев Н. В. «Саяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэнгрианской религии: опыт реконструкции и интерпретации // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. – Вып. 1. – С. 4-11.
  4. Аbaeva L. Religious indentity of indigenous peoples in Central Asia and Siberia in the modern time. – Karadeniz. Black Sea. – Vol. 19, 2013.
  5. Абаев Н. В. Тэнгрианство, митраизм и общие этнокультурные истоки туранско-арийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии //Вестник Бурятского государственного университета. – Вып. 3. – «Гуманитарные исследования Внутренней Азии». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.
  6. Абаева Л. Л. Этнокультурная традиция Евразии и буддизм // Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин: материалы межвузовского научно-методического семинара (24 апреля 2014 г.) / науч. ред. Т. И. Гармаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. – Вып. 12. С.50-61.
  7. Аюшеев Н. Сойты Бурятии в духовной цивилизации саянидов Внутренней Азии // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. – Вып. 1. – С. 86-91.
  8. Аюшеев Н., Абаев Н. В. Стратегия духовно-культурного развития коренных и малочисленных народов Саяно-Алтая и Евразийская Хартия // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. – Вып.4. – С. 13-19.
  9. Котожеков А. И. Философия «Тенгри» как основа методологии познания //Вестник Бурятского государственного университета. – Вып. 3 «Гуманитарные исследования Внутренней Азии». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.
  10. Мавров С. Болгарский солнечный обряд // Вестник Бурятского государственного университета. – Вып. 3 «Гуманитарные исследования Внутренней Азии». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.
Посмотрите еще другие публикации:

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.