Тенгрианство как открытое мировоззрение

УДК 82 472.6
ББК 63.4-9
А 77

Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор М. Сабит
Доктор философских наук, профессор З. Мукашев
Доктор философских наук, профессор Д. Кусаинов

Аюпов Н.Г.
Тенгрианство как открытое мировоззрение. Монография. – Алматы: КазНПУ им. Абая. – Издательство «КИЕ», 2012 – 264 с
ISBN  978-601-254-587-8

В условиях становления многополюсного мира и общемировой тенденции сохранения самобытности этнокультур как основы развития человеческой цивилизации, автор представляет свое видение проблем, связанных с тюркской духовной культурой, с ее философией и религией. Предпринята попытка обоснования мировоззренческого и духовного единства и дифференцированности культур тюркоязычных народов, факторов консолидации тюркоязычных государств Центральной Азии в условиях современного мира. Противопоставление культуры и жизни, цивилизации и жизни, приводит к определенному отчуждению человека от его жизненных, естественных оснований, поэтому тенгрианство как открытое мировоззрение является, по сути, этической философией жизни, основу которой составляет тюркская мировоззренческая доминанта – «адамгершiлiк», этика тенгрианства, как этика человеческого «Я» и межличностных отношений несет в себе традиционность тюркского мировоззрения, в центре которой находится Человек.

Монография может быть использована в процессе преподавания гуманитарных дисциплин по вопросам национальной культуры и адресована магистрантам, аспирантам и всем, кто интересуется проблемами культуры, религии и философии.

УДК 82 472.6
ББК 63.4-9
ISBN  978-601-254-587-8
© Аюпов Н.Г., 2012

Гульбахрам, детям и друзьям посвящается

ВВЕДЕНИЕ

Исследование тенгрианства, прежде всего, требует всестороннего и комплексного изучения философско-культурологического наследия древнетюркской культуры. Ее изучение необходимо провести на принципах научного объективизма, преодолев европоцентризм и стереотипы, заложенные в западной и российской тюркологии. Требуют нового философского осмысления памятники древнетюркской письменности, творчество мыслителей древности и средневековья, как основы духовной культуры тюркоязычных народов.

Научного анализа требуют истоки и условия становления и развертывания тенгрианства, его взаимодействия с другими мировоззренческими и религиозными системами. Это, в конечном счете, позволит определить место тюркской культуры в мировой культуре, что даст возможность научно-обоснованной реализации идеи культурного единства тюркских народов Центральной Азии, их консолидации в условиях становления многополюсного мира, разрешения проблем и противоречий без излишней идеологизации и политизации.

Современный мир находится в мучительных поисках своего дальнейшего развития. Идея глобализации, идея необходимости культурного и цивилизационного многообразия, сопровождаются идеями культурных и цивилизационных разломов, культурной и цивилизационной идентификации, диалога культур и цивилизаций, как условий дальнейшего понимания процессов развития человеческого сообщества. ООН, стремясь реализовать свою роль в культурном и мировоззренческом обустройстве мира, выдвигает идею Нового мирового порядка, основанном на взаимоуважении народов и государств. Такая политика требует искренности, честности, не только у политиков и государственных деятелей, но, и, прежде всего, у научной общественности. Политика в сфере мировоззрения, культуры, цивилизационных процессов, сегодня как никогда, нуждается в научном, объективном, философски выверенном обосновании.

Исследование тенгрианства как открытого мировоззрения, анализ и реконструкция, раскрытие его проявлений в сознании современного человека – носителя архетипики древнетюркского мировоззрения, позволят сделать сознательный культурный выбор в палитре современных мировоззренческих идей. Без прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего. Настоящее аккумулирует в себе прошлое, чтобы наступило будущее. С таких позиций, рассмотрение тенгрианства – это своего рода возвращение исторической памяти, наследия прошлого. Научно-объективное определение тенгрианства – проблема, имеющая и четко очерченную практическую направленность, так как она, отчасти затрагивает вопросы этнической и национальной самоидентификации тюркоязычных народов и проведения соответствующей культурной политики в деле укрепления межнационального согласия, как в евразийском регионе, так и в самом Казахстане. А, это, в свою очередь, позволит самим тюркоязычным народам в культурной и цивилизационной идентификации.

Тенгрианство как культурный феномен, как открытое мировоззрение, как религиозная идея является наследием наших предков. Не знать его, это историческое преступление перед памятью предков и будущими поколениями.

Исследование тенгрианства, это не навязывание очередной мировоззренческой или религиозной идеи современному человеку, это наш долг перед памятью наших предков, восстановление исторической справедливости.

Стереотипы мышления, в том числе стереотипы научного мышления, сложившиеся в общественном сознании, во многом определяют ментальность современного человека, его миропонимание и мировосприятие. Когда начинают рушиться эти стереотипы, человек начинает искать новые для себя ориентиры, которые могли бы упорядочить его жизнь. Если в области удовлетворения материальных потребностей это происходит через развитие науки, техники, форм общественного труда, оптимизации социальных структур, способов распределения и т.п., то в духовной области процесс отхода от стереотипов мышления, переоценки ценностей и выбор новых духовных ориентиров всегда проходит болезненно. Обычно, это сопровождается апелляциями к прошлому, насколько бы они ни были в своей основе неверными, догматичными или, наоборот, дающими верные ориентиры для продвижения вперед.

Авторитет, тем более, научный авторитет, идеи которого были впитаны в процессе усвоения любого знания, довлеет над мышлением человека, делает его заложником этих идей. Поэтому, во-первых, большинство исследований по тенгрианству идут в русле сложившихся в тюркологии стереотипов. Необходимость научного комплексного исследования продиктована и тем, что многие работы по тенгрианству, во-вторых, носят описательный, мифологический и эзотерический характер, когда исследователи на уровне интуиции и эмоций реконструируют духовность тенгрианства. В-третьих, из-за нехватки эмпирического материала, источниковедческой базы многие работы носят гипотетический характер, и, интерпретация оснований тенгрианства становится далекой от научной истины. Поэтому многие работы носят субъективный характер, становясь заложниками издержек герменевтического анализа.

Обретение независимости тюркских государств Центральной Азии, позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем истории и культуры тюркских народов. Духовное возрождение тюркских народов идет через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры. В этом процессе приходится преодолевать различные преграды, сложившиеся за многие годы зависимого развития. Это, в том числе, многие стереотипы научного мышления, сложившиеся под воздействием европоцентризма, великоросской идеи, которые продолжают оказывать влияние на исследования в различных областях науки, субъективизм.

Научно-объективное, философское осмысление проблемы тенгрианства, позволит ему занять свое историческое место, не только в системе мировоззрений древности, но и получить современное научное прочтение.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ МОНОГРАФИЮ
“ТЕНГРИАНСТВО КАК ОТКРЫТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ” 
(.PDF – 1,75мб)