Skip to content
 

Тэнрекоты

     Несколько слов об авторе  рукописей “О родословной хуннов и тюрок” оставленные в Казани в середине 90-годов прошлого столетия. Гыйлэжетдин Госман – этнический татар из Китая из города Урумчи. Один из известных специалистов в области древнекитайской литературы и языка. Блестящий переводчик, работал некогда в структурах компартии Китая, ведя синхронные переводы на съездах партии, конференциях с китайского на уйгурский. Естественно, он не ограничивался этим и, видимо, немало времени уделял истории татар в Китае. Очевидно, результатом этих поисков и явились рукописи  “ О родословной хуннов и тюрков ”.

    Как известно, кочевая империя хуннов (кунов) зародилась впервые в 220 г. до н. э. на степных просторах современной Монголии и Китая в то время, когда завершилось строительство Великой китайской  стены,  т. е. центральной части. Таким образом, оседлая цивилизация решила избавиться от разрозненных и многочисленных кочевых племен, досаждавших им своими набегами. Но Великая стена не спасла китайцев, ибо слишком неравными были эти отношения. Экономически невыгодными для хуннов (кунов) и унизительными по своей природе. В то время когда Китай заботился о своем возвышении над варварами, варвары  “неразумные” твердили о каком-то равенстве. Правил объединенными провинциями Китая император, так сказать, человек от бога, а племенами хуннов (кунов) заправлял земной шаньюй (князь). Поэтому равенства, как считали кочевники, можно было достичь обретением собственного императора, равного с китайским. Тогда могли бы состояться равные переговоры представителей двух цивилизаций. У хуннов (кунов) на протяжении столетий над головой маячил замкнутый круг, так как они не находили аргументов быть равными с китайцами, опирающимися на идеологию конфуцианства, где люди делились на благородных и мелких людишек, иными словами, на белокостных и чернь.

    Эта философия считалась всеобщим законом справедливости, установленным самим божественным Небом. Но так как куны с незапамятных времен сами опирались на идеи божественного неба Тэнре, они не находили ответа, чтобы одолеть это нравственно-психологическое препятствие. Эти идеи впервые когда-то сформировал этнический кочевник по имени Кун-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н. э.)  –  “солнцепоклонник”. В 210 г. до н. э. неожиданно умирает первый строитель Великой стены, китайский император Мэнтянь. За четыре года анархии, последовавшие за крушением империи, владыка кочевников Тумань сумел  восстановить свое пошатнувшееся могущество. Пока китайские военачальники боролись за трон императора, шаньюй Тумань вторгся на территорию северной излучины Желтой ( Янцзы) реки и вернул прежде присоединенную к Китаю территорию Ордоса – кочевого мира. Долго не думая, затем собрался курултай кочевых аристократов, которые провозгласили рождение державы Хунны (Кунов). А верховного правителя шаньюя Туманя провозгласили императором, и наделили его титулом тэнрекот. В дословном переводе Тэнре – божественное небо, кот (кут) – по-татарски энергия духа и души.  В смысловом понимании тэнрекот – сын Неба, владыка народов, где нет разделения на хороших и плохих.

    В философском отношении это был прорыв в конфуцианство, и идеологическое лидерство перешло от императоров Поднебесной к тэнрекотам – императорам хуннской (кунской) державы. Сын тэнрекота Туманя Багадур (Батыр, Модэ) стал одним из величайших завоевателей в мировой истории. Вот какую характеристику дает этой личности Эдвард Паркер в своей книге  “Тысяча лет из истории татар ”: “Багадура (Модэ) по справедливости можно назвать Ганнибалом Татарии. Даже от самых образованных европейцев можно услышать высокопарные фразы о “владыке мира”, об установлении контроля над всеми народами земли … Кир и Александр, Дарий и Ксеркс, Цезарь и Помпей – все они предпринимали чрезвычайно значимые в истории походы, но они не идут ни в какое сравнение с масштабом кампании, проходившей в восточной части Азии. Западная цивилизация могла похвастаться достижениями в искусстве и науке, которым в Китае уделяли не столь много внимания, зато китайцы развивали историческую и критическую литературу, искусство  этикета, административную систему, которой могла бы гордиться Европа. Одним словом, история Дальнего Востока не менее интересна. Нужно лишь уметь читать ее”. К великому сожалению, Паркер о титуле императора хуннов упоминает как о “Тэнре куду”. Лев Гумилев в своей фундаментальной книге “Хунны” не уделяет титулу тэнрекота никакого внимания, считая, что империей хуннов управляли князья (шаньюи). Об этом свидетельствует приведенная генеалогическая таблица хуннских шаньюев. Это очень серьезная ошибка для такого великого философа и историографа.

    Читатель вправе спросить: почему я поверил Госману и подверг критике суждения двух великих ориенталистов Гумилева и Паркера?  Потому что в таблице Гумилева только четыре имени хуннских (кунских) императоров совпадают с именами, приведенными в таблице Г. Госмана. Но Гумилев упорно именует их князьями-шаньюями, а речь идет об императорах. У Паркера вообще нет никакой таблицы, значить, он до нее не дошел, или ему не показали во время его работы в Китае. Далее, Госману, судя по тексту “Родословной хуннов”, нет никакого интереса ее выдумывать или фальсифицировать. Что имел на руках, о том и писал. К тому же родословная хуннов была написана от руки задолго до выхода книги Гумилева “Хунны” в свет. Ну о книге Э. Паркера, написанной на английском более ста лет назад и переведенной на русский язык в 2003 – 2009 гг., говорить не приходится.

    Таким образом, я склонен считать, что таблица о хуннских императорах вполне достоверна, и хотелось бы эти имена обнародовать.

                              Родословная хуннов (кунов)

          Итак, перед вами список двадцати тэнрекотов-императоров кочевой  Державы хуннов.  Период – 220 г. до н. э. – 46 год н. э.

Томен: 220 -209 г. до н. э.
Багадур (Модэ): 209 – 170 г. до н. э.
Ага: 173 – 160 г. до н. э.
Көн:  160 – 126 г. до н. э.
Ичильсэ:  126 – 114 г. до н. э.
Увэй: 114 – 105 г. до н. э.
Ушылу: 104 – 102 до н. э.
Гуйлику: 101 – 100 г. до н. э.
Чэтку:      100 – 96 г. до н. э.
Кулуку:  95 – 85 г. до н. э.
Куянди: 84 –  68 г. до н. э.
Шуручансу : 67 – 60 до н. э.
Уянжут: 59 – 58 г. до н. э.
Кугышар: 58 – 30 г. до н. э.
Пужулжут: 30 – 20 г. до н. э.
Сушжут:   20 – 12 г. до н. э.
Чеяжут:  12 – 8 г. до н. э.
Ужулжут: 8 – 13 г. до н. э.
Улжут: 14 – 18 г.  н. э.
Кутэршидах-гах-жут: 18 – 46 г. н. э.

Согласно этой  хронологии мы узнаем о расколе татарской (кунской) империи, который произошел в 46 г. н. э. Держава разделилась на север и юг. Вот как описывает это трагическое время раскола и распада  Э. Паркер  в своей книге  “Тысяча лет из истории татар” : “В 48 г. н. э. вожди восьми племен наконец согласились даровать сыну Учжулю-жоди  титул хуанье-шаньюй, сделав его наследственным. Южный шаньюй нанес визит китайскому императору и предложил Китаю заключить союз, по условиям которого Татария на вечные времена становилась буферным государством и обязалась держать своих братьев-северян на достаточном расстоянии от приграничной зоны. Это предложение было принято, и уже в следующем году южный шаньюй нанес поражение северянам и захватил своего северного брата”. Началась война. Это была величайшая катастрофа для кочевой единой империи кунов. Одни служили Китаю, другие боролись за восстановление своей независимости. За сорок лет войны северян и южан одни превратились из хуннов в сяньбийцев, соединившись с племенами тунгусов и маньчжур, другие бежали на запад в 87 г. н. э., навсегда покидая родные края. Потомки южных сяньбийцев в 545 г. образуют Великий тюркский каганат, а ушедшие на запад совместно с уграми и аланами при поддержке восточных готов и славян образуют новую империю кунов – гуннов, и имя вождя Аттилы вновь возвеличить имя хуннов (кунов), ставших для всего мира грозными гуннами.

На этом можно было бы поставить точку, но так нас, современных татар, нередко критикуют за самовозвеличивание своей истории, мы учимся молчать в таких случаях. Но жизнь течет своим чередом, и, как говорится, чем дольше живешь, тем больше узнаешь и открываешь для себя совершенно неизвестные страницы своей истории. Ведь мало кто знает из нас, что был такой величайший историк XVIII века, как Э.Гиббон, написавший фундаментальную книгу  ”история упадка и разрушения Римской империи”. Где он скифов называет татарами, как и некогда древнегреческий историк Геродот, именовавший в своих трудах татар скифами. Есть целая плеяда ориенталистов, поддерживающих эти мысли Гиббона и Геродота. Наконец постепенно открылись для нас древнекитайские первоисточники.  Кто как не китайцы знает нашу кочевую историю, насчитывающую не одно тысячелетие.

Наконец есть такие книги, как книги Марко Поло, армянские источники и сотни других авторов книг, которые считали и считают аборигенами степи племена под названием та-та-ар, ставшими скифами, кунами (хуннами), тюрками, казахами, киргизами, алтайцами, хакасами, гагаузами, туркменами, азербайджанцами, турками, каракалпаками, балкарами, карачаевцами, ногаями, кумыками, тувинцами, шорцами, чувашами, башкирами, уйгурами, якутами, узбеками и т. д. И никто в этом братстве не последний, ибо у нас одна история. Одни ее достаточно знают, другие занимаются искажениями и фальсификациями. Ведь не случайно Лев Гумилев однажды сказал, что он всю жизнь защищал татар от клеветы, а он, несмотря на отдельные недостатки, оставил огромное наследие для роста нашего самосознания, впрочем, как и великий английский ориенталист Эдвард Паркер, Гиббон, Геродот и другие. И сними спорить сложно. Они жили раньше нас и знали больше нас. Они говорили, что видели, и писали, что слышали.

      Наркас Мулладжанов.  г. Казань.

Посмотрите еще другие публикации: