Тувинцы ближе всего к якутам

Наш башкы профессор Абаев Н. В. всегда утверждал, что в этнокультурном отношении ближе всего к тувинцам якуты. Еще одно убедительное подтверждение этому я нашла в тувинских СМИ, которое привожу.  Считаю, что  эта информация будет интересна не только тувинцам ( кстати, здесь упоминается мой собственный род Сарыглар, происходящий от Сарыг-уйгуров), так и саха (якутам): “В научном мире до сих пор существуют различные теории, объясняющие происхождение и родство тюркских языков.

При этом надо учитывать, что наиболее  близкие по происхождению языки могут быть менее понятны их носителям, если их разделяет в течение долгого времени значительное пространственное расстояние. И наоборот, более далекие языки постепенно взаимно «проникают» друг в друга, образуя общий словарный запас. В соответствии с концепцией одного из ведущих российских специалистов в области сравнительно-исторического языковедения народов Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока и Северной Америки – доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ Олега Мудрака, наиболее близким по происхождению к тувинскому языку является якутский. Публикуем отрывок из лекции ученого, прочитанной 16 апреля 2009 года в литературном кафе Bilingua (г. Москва). Проф. О. Мурдак, в частности, отметил:
“На территория Сибири есть тюркские языки. Туда входят языки Хакасии, Алтая, Чулыма, Тувы и якутский язык. Сюда же входят киргизский, хотя сейчас киргизы живут на территории  Средней Азии. Их выделение и миграция во второй половине XI в. совпадает с сарыг – уйгурским обособлением, которые родственны хакасам, и живут сейчас на территории Китая в провинции Ганьсу. Они появляются на данных территориях со времен распада последнего большого Киргизского Каганата. Данную территорию после Тюркских и Уйгурского Каганатов захватывает новый этнический элемент с верхушкой, которая по языку родственная современным хакасам, шорцам, чулымцам и алтайцам. В это время с Алтая на территорию Киргизии мигрирует часть населения, а часть населения остается в самом начале Шелкового Пути. С ликвидацией Каганата прекращается контакт с остальным населением и они формируются как отдельные языки. Отдельно представлена тувинско-тофаларская группа, которая существует «сама по себе». Единственные, кто им относительно близко родственны – это якуты. Тувинцы – здесь (на территории Тувы), а тофалары живут через Саянский хребет от них. А якуты пришли на нынешние места расселения только вместе с русскими казаками. А жили они в самом верховье Лены, к северу от Байкала. Вся экспансия якутов связана с покорением этих территорий казаками. Якуты получают права как у казаков и начинают контролировать эту большую территорию с помощью огнестрельного оружия. Якуты от тофаларов отделяются к рубежу VII века. Там археологически обнаружились какие-то миграции. И распад этой «сибирской» тюркской общности происходит в самом начале V –го века нашей эры».  Как я понимаю, в словах известного лингвиста есть спорные момент, особенно – насчет роли казаков в «экспансии» саха-якутов далее на Север. Известно, что более важную роль в этом сыграли бурят-монголы и монголоязычные туматы, которые были в составе тувинцев и бурят-монголов, и древних предков якутов — курыкан (кит. гулигань). Но в целом идея тувинско-хакасско -якутско-тофаларско-таджикской общности совершенно правильная.

Сарыглар Ч. Ш. аспирант ТГУ,
научный руководитель Абаев Н. В.