Skip to content
 

Выставка концепций храмов Тенгри – 3

В продолжение темы концепций проектов объектов культа Тенгри к обсуждению предлагается концепция проекта “Храм Айыы Таңара – Могол Ураса”. Форма храма Айыы Таңара в данной концепции перенята от формы якутской традиционной летней парадной юрты Могол Ураса. Он планируется как один из объектов комплекса «Земля Олонхо» в г. Якутске. Территория под застройку расположена на полуострове озера Сайсары согласно положению ландшафтно-архитектурной концепции проекта «Земля Олонхо».
tangara 1

tangara 15

Площадь территории составляет 0,82 га. Территория просматривается со всех дальних сторон, так как берег находится в центре озера. С берега открывается вид на весь пейзаж озера.

Геннадий Попов, якутский архитектор, лауреат премии Владимира Татлина, предложил оригинальную идею использования искусственного рельефа, где храм Айыы Таңара – Могол Ураса, «парит» в воздухе. Это решение с одной стороны передает образ верхнего мира, обиталища Творца Небесного – Айыы Таңара, с другой же олицетворяет нематериальность, «воздушность» якутского героического эпоса Олонхо, устного шедевра ЮНЕСКО. Эффект невесомости создается за счет остекления фасада нижней части. Где на остекленном, зеркальной поверхности фасада первого этажа будет отражаться окружающий природный ландшафт  – водная гладь поверхности озера, деревья, небо, облака.

tangara 8

В нижней части (1 этаж) предусмотрена смотровая зона с прекрасным видом на весь пейзаж озера Сайсары. Кроме того, эту зону можно использовать и для других целей, т.к. предусмотрена свободная планировка. Можно расположить вспомогательные помещения, зал для осуохая и т.д. Сам же купол расположен на уровне второго этажа, его назначение – церемониальный зал. Эксплуатируемая зеленая кровля предназначена также для проведения обрядов и церемоний.

tangara 12Здесь уместно отметить – как на основе архивных материалов гуманитарного института Л.А. Афанасьев-Тэрис использовал в своем историческом романе «Эллэй Боотур» описание обряда ысыаха в Хангаласском улусе: «…На следующий день, до восхода солнца, на поляне с арангас (помост) люди  столпились для проведения алгыс. Чтобы никто не находился на стороне восхода солнца, с правой и левой стороны поляны встали всадники. Выстроившись на арангасе, стояли в ожидании 88 девочек и 99 мальчиков. Все они были одеты в белое. С появлением первых лучей солнца  прозвучали глухие звуки барабанов-табыков. Алгыс начался – полилась размеренная речь стоявшего в центре Старца Сесен. Дети-битиситы повторяли за ним слова алгыс. Так они довольно долго благословляли, а собравшиеся молча внимали…».

tangara 2

Таким образом, предложенная архитектором Г. Поповым концепция «невесомости, парения» конструкции с эксплуатируемой зеленой кровлей первого этажа гармонично сошлось с концепцией конструкции помоста для тенгрианского моления алгыс.
Здание состоит из двух объемов (первый – нижняя, второй – верхняя части). Габаритные размеры первого объема – 18 х 36 м, высотой этажа 3 м., радиус второго объема – 6 м., высота 9 м. Вертикальная связь межу ними осуществляется двумя лестницами.  Одна лестница расположена с улицы с доступом на эксплуатируемую кровлю, другая с непосредственным доступом в верхнюю часть с первого этажа.

tangara 5

Оформление второго этажа выполняется традиционно мастерами по дереву с использованием сакральной символики по специальному дизайну.

 интерьер урасы 1  интерьер урасы 2

Вся планировка комплекса должна отвечать концепции церемонии обряда алгыс. Главный вход храма Айыы Таңара – Могол Урасы должен быть ориентирован на восход солнца в дни летнего солнцестояния. От входа  в сторону восхода солнечных лучей должен воздвигнуться сакральный путь Айыы суола, Аар суола из коновязей попарно по обеим сторонам.

tangara 3
Аллея сэргэ 2

В центре ряда воздвигнется Небесная коновязь – Тойон Сэргэ. От которого в торжественные моменты повяжутся салама другим сэргэ.

 тойон сэргэ 1  тойон сэргэ 2

Перед аллеей коновязей должен расположиться церемониальный алтарь – холумтан.

 Холумтан 2  Холумтан 1

Концепция должна дополниться традиционным обрядовым местом тюсюлгэ.

тюсюлгэ 1  тюсюлгэ 2

Сакральная идея концепции этого комплекса – получение божественной благодати алгыс во время индивидуальных и  коллективных небесных молений.

Лена Федорова

 

 

Посмотрите еще другие публикации:

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.