Мы часто задаемся вопросом: «В чем смысл жизни?» и теряемся, не найдя однозначного, всеми принимаемого ответа. Чем больше задумываемся над ним, тем больше убеждаемся в том, что вопрос этот, казалось бы, очень простой, таит в себе столько глубины, столько возможных версий, – в конце концов мы вынуждены бываем признать, что он настолько сложный и трудный, насколько сложна и трудна сама жизнь. А потому вопрос этот, волнующий всех и каждого, был и остается вечным и открытым вопросом, требующим к себе философского (неспешного, основательного, рефлексивного) подхода. Неожиданный, буквально в мгновение ока, уход из жизни всеми нами уважаемого и любимого Нурмагамбета Глаждыновича Аюпова, потрясший всех, кто его знал, снова и снова заставляет задумываться над этим проклятым вопросом, заключающим в себе, как выясняется, и трагический оттенок: зачем жить, если подлая смерть выхватывает на ходу человека во всех отношениях достойного, честного, нравственно чистого? Стоит ли жить так самозабвенно, чтобы затем уйти в небытие в расцвете своих лет? Неужели этот исход предписан сверху кем-то или есть результат стечения обстоятельств и воля случая?..
Н. Г. Аюпов родился 18 января 1955 года в г.Кульдже Китайской Народной Республики в семье известного в округе учителя математики, прирожденного педагога, знатока истории восточных народов и их культуры, владевшего наряду с родным уйгурским, китайским, арабским, узбекским, чагатайским, казахским, татарским и другими языками. Нурмагамбет с большим уважением и любовью относился к отцу и, как мне кажется, всегда подражал ему, стремясь быть похожим на него во всех своих делах и поступках, в главном своем призвании – быть Учителем, наставником, носителем всего высокого, чистого, интеллигентного. Хорошо помню, как его отец, взволнованный и радостный после успешной защиты докторской диссертации сыном (это было в декабре 2004 г.), подарил ему старинную книгу, которую бережно хранил в своей домашней библиотеке, пожелав быть верным избранному пути и больших творческих успехов. Нурмагамбет Глаждынович принял ее с благодарностью как бесценное духовное наследие, как самый дорогой подарок в жизни.
И теперь, когда уже не стало и Н. Г. Аюпова, четко обнаруживается удивительная схожесть судеб отца и сына, духовное родство между ними: оба они имели математическое образование (Нурмагамбет закончил факультет прикладной математики КАзНУ им.Аль-Фараби), преподавали математику в школах и колледжах ( отец был преподавателем математики в колледжах г.Кульджи в КНР, а сын более 17 лет работал в школе № 122 г. Алматы учителем математики, завучем и директором, а затем еще 10 лет – в лицее-колледже). Но на этом их схожесть не заканчивается: сын, воспринявший близко к сердцу духовные искания отца, продолжил и углубил их, основательно занявшись философией религии, изучением тенгрианства как религиозной системы древних тюрков. Именно этой теме были посвящены его кандидатская (1990) и докторская (2004 г.) диссертации.
Когда он в 1992 году устроился преподавателем кафедры философии и методологии наук Казахского Национального Педагогического университета им.Абая (работая одновременно в лицее-колледже при данном вузе, называвшемся в то время Алматинским госуниверситетом (АГУ) им.Абая), Нурмагамбет Глаждынович был зрелым человеком, прошедшим службу в рядах Советской Армии (1973-1975 гг.), учителем с многолетним стажем, владеющим передовыми методами учебно-воспитательной работы, дважды (в 1979 г. и в 1986 г.) одолевшим курсы руководящих кадров средней общеобразовательной школы в Институте повышения квалификации АГУ им. Абая, в течение 5 лет (с 1982 г. – по 1986 г.) во время летних каникул работавшим методистом по подготовке инструкторов школьного туризма в турбазе «Щучинская» Минобразования РК (г. Щучинск Кокчетавской области), педагогом с широким кругозором. Был женат и имел троих детей (2 дочерей и сына).
Он быстро вошел в курс дел высшей школы и стремительно прогрессировал как ученый и педагог, влился в слаженный коллектив кафедры, возглавляемой профессором К. Ш. Шулембаевым, воспитавшим целую плеяду философов-религиоведов. Очень скоро он стал одним из ведущих сотрудников кафедры, чему способствовали не только его интеллектуальные способности, но и высокие человеческие качества: доброта, честность, трудолюбие, коллективизм, добросовестность, ответственность и, конечно же, развитое чувство юмора. В 1998 году он становится доцентом кафедры, в 2006 году получает ученое звание профессора. Огромны его заслуги в деле подготовки научных кадров: под его руководством защищены 8 докторских и 12 кандидатских диссертаций. В марте 2010 года за заслуги в деле профессиональной подготовки специалистов награжден нагрудным знаком «YЗДIК YCTAЗ”. С 1996 года он являлся членом диссертационных советов по защите докторских диссертаций при университете, долгие годы выполнял обязанности ученого секретаря Совета, затем заместителя председателя. Был неизменным заместителем главного редактора университетского философского альманаха «Современность: мир мнений», изданию которого он отдавал много сил и времени.
Он был человеком, воспитанным в традициях восточной мудрости, гармонично развитым, сумевшим аккумулировать в себе достижения как восточной, так и западной культур. Он был лояльным по отношению к окружающим его людям, уважительно относившимся ко всем ( и старым, и молодым), открытым ко всему доброму и светлому, отзывчивым и чувствительным к человеческой боли. Он умел дорожить дружбой, а потому имел очень много друзей, умел сохранять их по жизни: школьных, студенческих, среди коллег по месту работы (школе, лицею-колледжу, унивеситету в целом) и, конечно же, по философскому цеху: к нему тянулись люди, и он к ним относился с открытой душой, радуясь и сопереживая вместе с ними. И это приносило удивительные плоды: вокруг него как бы само собой, естественным образом, завязывалась тонкая сеть человеческих – добрых, дружелюбных, обязательно взаимных – отношений, из которых затем рождались добрые же жизнеутверждающие дела.
Приведу лишь несколько примеров, подтверждающих выше сказанное. В г. Уральске имеется уникальная средняя школа философская (где обучаются дети с первого класса философским премудростям), над которой шефствует наша кафедра, творческие связи с которой были завязаны и реально осуществлялись именно благодаря Нурмагамбету Глаждыновичу. При нашей кафедре функционирует ресурсный центр программы «Человековедение» международного Фонда Ага Хана, созданный также его усилиями и которым он руководил в 2001-2003 гг. И опять же благодаря личным качествам Н. Г. Аюпова завязались международные образовательно-научные связи, простирающиеся далеко за пределы страны (Таджикистан, Киргизская Республика, США и т.д.). Или возьмем случай с международным проектом по тенгрианству, где задействованы исследователи из Монголии, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Татарстана, Кыргызстана и ряда других стран. Казахстан был представлен главным образом именно профессором Н. Г. Аюповым в качестве консультанта и члена Оргкомитета по организации и проведению международных научно-практических конференций по тенгрианству, где он снискал глубокое уважение и любовь коллег не только своими глубокими познаниями, но и особыми личностными качествами, позволявшими ненавязчиво создавать вокруг себя необходимую творческую атмосферу…
C 2007 года и до последних дней Нурмагамбет Глаждынович сотрудничал с Комитетом по делам религий Министерства культуры Республики Казахстан, в качестве ученого-эксперта.
Что же касается его научных интересов, то, на мой взгляд, они сложились у него еще до перехода в университет, до начала его работы на кафедре. Хотя он был математиком по образованию и по-своему любил ее, он по образу мыслей и действий был гуманитарием, обладавшим развитым мыслительным аппаратом (благодаря математике же), а также историко-культурным чутьем востоковедческой направленности и страстью к познанию тайн человеческой духовности (благодаря влиянию отца). Становлению же его как философа-религиоведа, видимо, помогло общение с профессором Катыршатом Шапагатовичем Шулембаевым, известным исследователем религиоведческих проблем с позиции научного атеизма, а также со своим научным консультантом профессором Гарифоллой Есимом (ныне академиком), возглавлявшими кафедру в те времена. Хотя Н. Г. Аюпов и не разделял атеистических позиций (он по жизни был верующим мусульманином), ему, безусловно, импонировал гуманистический настрой и образ мышления руководителей кафедры, не без помощи которых ему удалось утвердиться в своем научно-исследовательском амплуа как тенгриоведа.
Первая его научная статья по теме диссертационного исследования появилась в университетском сборнике «Проблемы гуманизации сознания и поведения студенческой молодежи» (Алматы: АГУ им. Абая, 1995. – 0,5 п.л.) и имела характерное название: «К вопросу об этнониме «тюрк». Всего им опубликовано около 80 научных работ, из них – 4 монографии, в том числе изданная уже после его смерти 2 книги «Экологическая культура в тенгрианско-буддийской цивилизации народов Внутренней Азии» (Алматы, 2010. – 200 с), являющаяся второй частью задуманного совместно с профессором Н. В. Абаевым большого научного проекта под общим названием «Тэнгрианская цивилизация в духовно-культурном и геополитическом пространстве Азии». (Первая часть «Тэнгрианство и этноэкологические традиции тюрко-монгольских народов Внутренней Азии») была опубликована в 2009 г. в г. Абакане.) и вторая книга « Тенгрианство как открытое мировоззрение» отредактированным близким другом, к.ф.н, доцентом Жусуповым С. Х.( Алматы, 2012. – 264с.) Первая его индивидуальная монография «Религиозная система древних тюрков» (Алматы, 1998. – 137 с), как известно, увидела свет вскоре после защиты им кандидатской диссертации и представляет собою ее расширенный и доработанный вариант. Что же касается его докторской диссертации, то, по-видимому, ее содержание, получившее отражение в его 39 научных публикациях, указанных им самим в автореферате, затем нашло свое развитое воплощение в вышеуказанных книгах, опубликованных совместно с профессором Н. В. Абаевым из г.Кызыл, столицы Республики Тыва.
Возвращаясь к вопросу, с которого начиналась данная статья, можно сказать: да, стоит жить, хоть и трагична жизнь человеческая по своей сути, ибо смерть неминуема и всегда неожиданна. Стоит жить, ведь жизнь в то же время прекрасна своими радостями, среди которых радость познания мира и самого себя в этом мире, наверное, есть одна из наивысших; достойная этих радостей жизнь плодоносна, и она дает новые надежды последующим поколениям на более достойную, более плодотворную жизнь. Этими радостями и надеждами была полна жизнь профессора Н. Г. Аюпова – счастливого сына, мужа, отца и деда, крупного ученого-востоковеда, верившего в справедливое мироустройство, где тюрко-монгольские народы с их тенгрианско-буддийской цивилизацией займут достойнейшее место.
Мурат САБИТ
Доктор филосовских наук
Профессор КНПУ им. Абая, кафедра философии и методологии
Республика Казахстан г. Алматы