Древние письменности народа Саха

Народ саха, численностью около 450 тысяч человек, живет в настоящее время на землях четырех субъектов Российской Федерации. Территория проживания более чем в четыре раза превышает территорию Франции. Республика Саха (Якутия), где проживает большая часть саха, занимает 1/5 часть РСФСР. Распространение на таких громадных пространствах единого языка и культуры объясняется тем, что наш народ является реликтом, который сохранил религию и язык древней степной цивилизации, которая известна в истории, как сако-скифская цивилизация.

Переселение на север носителей культуры саха началось еще до нашей эры. Последние представители древней цивилизации саков были выселены с берегов Байкала в XVII веке. Часть этих переселенцев, под предводительством князя Бордуулаах, ушла в Маньчжурию. Судьба их потомков сейчас неизвестна.

В настоящее время народ саха сохранил основные обряды древней религии поклонения триединому Тенгри. Сохранен не только язык и культура, до недавнего времени элита использовала руническую письменность. Никита Самсонов умер в 1936 году, до революции он был главой Сунтарского улуса. Так как он не знал русской грамоты, вместо подписи ставил на бумагах печать с руническими письменами.
Печать хранится в музее «Туойдаах» Эльгяйского наслега Сунтарского улуса. На печати рунами написано «Иэһинньэ» – «сборщик налогов». (1)
Имеются многочисленные надписи на скалах, написанные охрой. Наиболее известная из них надпись рунами около села Петровское в 180 км. от г. Якутска. Надпись читается «Пропусти громадную молитву». (2)
На этом месте проводили ежегодный обряд племена дьархан. Отсюда начинается кочевая дорога с Лены на Вилюй, поэтому местные называют это место «Джарханский тракт». К сожалению, многие надписи рунами на Ленских скалах были целенаправленно уничтожены. Изучение и использование рун было под негласным запретом. Г.В. Ксенофонтов и И.И. Барашков, которые занимались изучением рун, были репрессированы во времена Сталина.
В последние годы таких запретов нет. Инициативой энтузиастов обнаружены рунические надписи на предметах обиходного использования, на сохранившихся древних строениях (3).

Исключительный интерес представляют надписи, вырезанные рунами на стене деревянного строения, сохранившегося около села Арылах Чурапчинского улуса в 200 км. от города Якутска. Дополнительным доказательством правильной датировки надписей может служить дата строительства этих зданий ямщицкого станка написанное старославянским письмом.
Надпись «1775 году стра» вырезана на стене древнего строения под рунической надписью «Иччи ыыт» – «Дух помоги» (4).
Надпись содержит прозвище человека, вырезавшего эти обращения к духам,- «Быһыйдах» (5,6).  Такое прозвище имел князь Евстафий Сыромятников. Сведения об этом человеке сохранились в архиве и совпадают с местными легендами о нем.

Г.В. Ксенофонтов в 1932 году написал о том, что рунические надписи в Прибайкалье написаны на языке народа саха, а руническое письмо должно быть слоговым письмом – силлабарием (7). Это утверждение сейчас полностью доказано. Руны являются определенными слогами, многие из которых имеют определенный смысл на языке саха. Неправильное чтение этих надписей происходит из-за того, что ученые, занимавшиеся изучением рун, плохо знали древний язык саха. В отличие от современных тюркских языков этот язык имеет свои характерные особенности. Имеются четыре дифтонга, которые, изменяясь в словах по определенным правилам, дают все 20 гласных звуков языка. Сохранение дифтонгов в латинском и русском вариантах современного якутского алфавита это результат применения при создании современного алфавита трудов немца О. Бётлингка и поляка В. Пекарского.  Другие тюркские алфавиты были созданы на латинице с применением гласных звуков чужого языка, что не позволяет правильно прочитать древние тексты на любом тюркском языке.    ….

Андрей Кривошапкин  –  Айыҥа

Читать полностью  “Древние письменности народа Саха”   ( .pdf – 29.7мб)

ТВ передача “Моя Якутия”
о древней рунической письменности народа Саха