Древняя религия бога неба, богини Келин, волка и змея

Город Геленджик ныне известен как курорт на берегу теплого Черного моря. Он имеет богатую историю.  Здесь по долинам рек и ручьев, по вершинам гор разбросаны многочисленные дольмены и курганы. Какие народы жили тут до I тысячелетия до н. э., доподлинно не известно. Территорию Геленджикского района в середине I тысячелетия до н.э. населяли киммерийцы, древние греки, скифы. Наиболее могущественными среди них были скифы. Теперь многие ученые считают, что скифы состояли из разных народов. Они говорили на языках иранской, тюркской, славянской и германской группы языков. Недавно археологи на территории Липецкой области нашли поселение, где совместно проживали в начале нашей эры славяне, вестготы и гунны. Это говорит о том, что у древних народов была одна религия. Скифы занимали обширные земли от Карпатских гор в Европе до Монголии в Азии. На этой огромной территории со многими высокими вершинами была выбрана далеко не самая высокая геленджикская скалистая вершина высотой 819 м и названа в честь главного бога скифов – Папай. Почему?

Мною около 10 лет назад на территории Геленджика было найдено три монументальные каменные скульптуры зооморфных голов, огромный жертвенник и другие камни. Это были кумиры богов древней религии, объединявшей народы Европы и Азии. Здесь более 5000 лет назад был центр этой неизвестной религии. Скифы знали об этом и выбрали гору Папай около Геленджика, принося тем самым знак уважения прежней религии и подтверждая преемственность своей религии от нее.

 Описание каменных скульптур

Фото 1

На правом берегу р. Цуцуюк возле с. Возрождение (г. Геленджик) лежит жертвенный камень сферической формы диаметром 8 м. На его вершине – огромная жертвенная чаша. Часть каменной сферы со стороны реки откололась и лежит в реке. На склоне горы на другом берегу р. Цуцуюк установлена монументальная каменная скульптура в форме усеченного конуса, напоминающая перевернутое ведро или шлем скафандра, высотой 140 см (см. Фото 1). Она имеет с южной стороны расширение-выступ, наподобие носа. Тропинка от жертвенного камня к усеченному конусу идет вдоль левого притока р. Цуцуюк мимо камня в форме черепахи длиной около 10 м. Выше этот приток протекает мимо двух камней в форме зуба-клыка высотой 3 м. Правда, второй зуб переместился со своего места и находится сейчас в ручье.

Фото 2

Копия этого камня (усеченного конуса) высотой около 40 см установленная на плите, символизирующей тело человека, находится рядом с курганами на старом шапсугском кладбище в ауле Агуй-Шапсуг недалеко от г. Туапсе (см. Фото 2) . Местная жительница рассказала, что после Октябрьской революции 1917 г. один из работников Туапсинского краеведческого музея унес эту каменную голову в музей. После этого он заболел и врачи не могли его вылечить, потому что диагноз его болезни не поддавался определению. Дедушка этой женщины, узнав об этом, навестил больного и предложил ему единственный способ выздоровления: вернуть собственноручно камень на место. Больной музейщик так и поступил, после чего выздоровел. Услышав эту историю, я понял, что эти камни являлись символическими изображениями древних богов. Но каких?

Фото 3

Следующая скульптура высотой чуть более 2 м изображает голову волка-пса, обращенную на юг (см. Фото 3). Она находится в Рейсовой щели, соседней  с рекой Жане (тоже в г. Геленджике).  Это тем более интересно, что одна из гор г. Геленджика – гора Круглая высотой 656 м напоминает своими формами спящего или лежащего на боку волка-пса (см. Фото 4). Его голова находится на одной линии с туловищем, в отличие от спящей собаки, у которой голова прижата к ногам.

Фото 4

Третья монументальная скульптура изображает голову змея. Она имеет высоту около 120 см (см. Фото 5). Глазницы ее пусты. Голова эта лежит в реке Коаго, протекающей у подножья г. Волка-пса.

Один из дольменов (см. фото на обложке) главной дольменной группы г. Геленджика  на реке Жане  выполнен в форме  усеченного конуса (см. Фото 6), как и каменная скульптура на р. Цуцуюк. Следовательно, они относились к одной культуре. Он имеет очень нетипичную для дольмена форму и состоит из больших каменных блоков-сегментов круга, установленных в 3 ряда и накрытых плитой-крышей. В данной группе из трех дольменов еще один дольмен имеет такую же форму, но он производит впечатление незаконченности. Типичный кавказский дольмен состоит из 4 вертикальных каменных плит, накрытых пятой плитой. Все дольмены имели хотя бы одно отверстие в одной из вертикальных плит, закрытое каменной пробкой-втулкой.

Фото 5

Фото 6

Больше на территории Западного Кавказа, где распространена культура дольменов, таких дольменов нет. Имеется только около 10 подобных дольменов, имеющих форму усеченного конуса, построенных из закругленных блоков. Но различия заметны даже при первом рассмотрении. Одно из них, например, состоит в том, что они имеют плоскую плиту с отверстием. Кроме того, эти дольмены сделаны с худшим качеством. Такие дольмены имеются за Кавказским хребтом в Абинском районе Краснодарского края и Адыгее, а также в Туапсинском районе. Напрашивается вывод, что новая форма дольмена появилась на территории Геленджикского побережья, а затем была внедрена дольменостроителями на остальной части Западного Кавказа.

На территории Лазаревского района г. Сочи имеется дольмен, выдолбленный из цельного камня с имитацией фасада с отверстием плиточного дольмена (см. Фото 7). Сбоку он похож на голову волка (см. Фото 8). Около п. Дагомыс в урочище Три дуба ниже группы из 20 дольменов находится культовый волк-камень (см. Фото 9).

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Бог неба, богиня-мать, культ зверя-хищника и другие боги

Ключом к раскрытию тайны дольменов оказалась скульптура головы волка-пса.

В тенгрианской религии имеются: творец вселенной, верховный бог неба – Тенгри, олицетворение женского земного начала богиня Умай, злой бог подземного мира Эрлик и, только там, – первопредок Бозкурт (небесный волк). Наличие бога-волка говорит о том, что это древнейшая из существующих ныне религий на Земле! Бог неба – древнейший бог человечества: у чувашей – Тура, у скандинавов – Тор, у кельтов –Таранис, у славян – Тарх Тархович, у хеттов – Тарху, армян – Тарку, у скифов – Таргитай, у эстонцев – Таара, у финнов – Тоора, у карелов – Туури, у обских угров – Нуми-Торум, у шумеров – дингир Ан, у древних тюрок – Тенгри, у монгол – Тэнгэр, у казахов – Танир и т.д. Боги неба сохранились также у местных народов: абхазов – Анцва и адыгов – Тха. В древности они были также у многих других народов. Это наиболее древняя патриархальная религия, в которой  народы вели свое происхождение от Волка.

В ностратическом языке, составленным интерлингвистом Старостиным С.А., древний культовый зверь-хищник назывался bHer/bire. У европейцев это “бэр” – медведь, в северной Азии и Северной Америке – “бири” – волк. Охотники поклонялись ему еще в палеолите, считая его хозяином мира животных данной местности. Ему они приносили жертвы и просили удачи на охоте. Отсюда возникло подражание волку не только в охотничьем ремесле (волки используют более сотни различных приемов групповой охоты), но и в поведении в различных критических ситуациях. Пожалуй, самое главное качество Волка – парная семья на всю жизнь. Несомненно, эту патриархальную форму брака человечеству “подсказал” Волк! Ранее у них был матриархат.

Первой единой патриархальной религией Северного полушария Земли в древности  была религия триглава богов, подобных Тенгри-Умай-Бозкурт. На этом этапе развития человечества молодые мужские боги еще не стали всемогущими и решали только “мужские” проблемы. Земная богиня Мать пользовалась большим уважением. Она отвечала за воспроизводство новых патриархальных родов, а также растительного и животного мира. Она была богиней смерти и времени. Тенгри – отец, Умай – мать, Бозкурт – их сын, который считался тотемическим отцом всех смертных людей. Тогда скульптура в форме усеченного конуса на р. Цуцуюк – это бог неба (Тенгри-Тарх Тархович), скульптура волка-пса – Бозкурт-Волх, а скульптура змея – Эрлик-Змей.

Человека характеризуют 7 основных психологических инстинктов, животных только три. Это доминирование (агрессия), продолжение рода (секс) и самосохранение (страх).  4 остальных – любознательность, свобода, альтруизм, защита достоинства. При ближайшем рассмотрении, последние 4 инстинкта присущи и волку. Русская пословица “человек человеку – волк” подразумевала волка в качестве примера для подражания молодому поколению!

Древние египтяне подчеркивали большое влияние звезды Сириус из созвездия Большого Пса на судьбу Египта. Они считали, что боги Сириус, Изида, Гор, Нефтида и Сет прибыли с этой звезды. Солнце Ра они считали физическим солнцем земли, а Сириус – духовным солнцем. Духовным “солнцем” народов Евразии был Бог неба. По-славянски это можно выразить, как дух Ра. Варианты этого буквосочетания могут быть: тура, тор, тыр, таара, тоора, дура, дыра, тарх, тарху, тарку, таргитай. “Дырочники” – тенгрианцы средневековой руси. У них не было икон и куммиров, они делали дыру в восточной  стороне избы (направление “ярого” солнца) и молились духу Ра, обращаясь к ней лицом.

А. Карелин в своей книге “Тайный смысл слогов русского языка” считает, что древних гласных было всего три: а, е и носовой у. Последний можно выразить как унх. Тогда в древности бог неба мог бы звучать дунх ра, а его варианты в разных языках – тарху, динг ри, денг ри, дингир, тенгри, тэнгэр, танри, дура, дыра, тура, тоора,  тха и тд. Обобщенное название бога неба – Тур.

Древние люди получили много информации от волка и от собаки, которую приручили. Они были для них источником знаний. Гора Волк в Геленджике отдаленно похожа на волка-пса. Древние люди считали волка-пса посланцем невидимого бога неба для выполнения миссии учителя землян. Естественно, они стали считать его своим предком – бозкуртом – небесным волком, как это было в тенгрианстве. А у египтян это была прибывшая группа богов-учителей, но не с горы Волка, как в Геленджике, а с созвездия Б. Пса.

Случайно оказавшись в книжном магазине Краснодара наткнулся на книгу “Бегущая с волками” Клариссы Эстес, изданную во всем мире многомиллионными тиражами. Читаю в ней о женском характере: “Здоровые волчицы и женщины обладают определенными общими психическими особенностями – острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью. Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны.” Это сколько времени надо было прожить женщине с культом волка, чтобы приобрести столько похожих черт характера! О тесном взаимодействии человека и волка в течение тысячелетий говорят мифы, сказки, предания, обычаи, пережитки, обряды, народные песни, приметы, предметы быта, одежды, украшения, игрушки и многое другое почти у всех народов мира.

Змей у египтян, древних греков, славян и других народов олицетворял зло, с которым боролся сын главного бога и культурный герой. Этим героем был Первопредок-Волк. Он был нужен для передачи своих полезных свойств к людям через его символическое скрещивание с женщиной-матерью-богиней. После смены родов старых правителей на новые роды лидеров, возник новый культ, а Волк был отправлен в подземный мир, где стал его владыкой. Это, например, египетский Анубис, греческий Цербер и другие. Борьбу со злом продолжили новые боги с человеческим лицом, такие, как Гор, Аполлон, Хорс, Георгий и другие. Но в их облике, поведении, происхождении все равно сохранились “волчьи” следы.

Первопредка индоиранских племен Средней Азии и Кавказа туранцев  звали Тура. Тур в русском языке обозначает межевую насыпь, бугор, курган, а тура – башню. Таким образом, форма усеченного конуса в русском языке называется тура/тур.  У чувашей, тюркского народа, бога неба зовут Тура. Если слово “арий” происходит от ностратического “ар” – член племени, рода, то “турий”  – будет потомком и поклонником бога Туры!

В середине первого тысячелетия до нашей эры на Геленджикском побережье жили тореты. Они были поклонниками бога Тора (так звали скандинавского бога неба). В германо-скандинавской мифологии турс – гигант. Его можно сравнить с греческим циклопом. Бури – дед бога Одина, а Бёр – отец Одина. Если еще вспомнить, что в сопровождении Одина были волки, то, не исключено, что его предки Бури и Бёр имели к волкам еще больше отношения.

Женщины германцев имели высокий статус в древнем обществе, к их мнению прислушивались все мужчины. Они были очень свободолюбивы и плену предпочитали смерть. Древние германки убивали на поле сражения собственноручно трусов-мужчин, даже своих отцов и братьев, а, чтобы не быть плененными, кидали своих детей под колесницы, а потом лишали жизни и себя.

Известный путешественник Тур Хейердал, исследовав скандинавские мифы, предполагал найти родину скандинавов в низовьях Дона. Он принимал участие в археологических раскопках древнего города Танаиса, изучал отчеты других раскопок. Ему удалось найти на территории современного г. Азова три скандинавские пряжки для плащей. Такие носили позднее еще викинги. Это подтверждает пребывание скандинавов на Азовской земле. Азов по-норвежски он перевел как “храм асов”. Но Асгард – город богов асов не найден. Возможно, его надо было искать южнее, ближе к Геленджику?

У осетин, ираноязычных потомков аланов, бог пастухов назывался Тутыр. Он управлял также волками и был покровителем нартов. Слово Тутыр похоже на Тура. Бог Черного моря у осетин Тараган, где тара-, темный, -ган, котел. Славянское княжество на Таманском берегу Черного моря называлось похоже – ТьмуТАРАКАНЬ. Скульптура бога неба в Геленджике похожа на перевернутое ведро или котел. Боги воды, океана-моря у индоевропейцев древнее богов неба и земли. Земля и небо были созданы из первичного океана.  Здесь видны более древние культы бога Тура.

В тенгрианстве видны пережитки тотемного культа волка. В религиях индоевропейских народов, в том числе, Древней Греции о принадлежности богов Зевса, Аполлона и других к волчьему культу остались лишь упоминания в виде эпизодов из их биографий. Представители семейства волков шакал и пес сопровождали в подземный мир древних египтян и греков. Германского Одина и римского Марса сопровождали волки. В мифах славян Серый Волк помогает главному герою Ивану спасти невесту. А в религии славян волк представлен Велесом. Бог Велес у древних славян был вторым по значимости после Перуна. Велес стоит на границе миров Яви и Нави, встречает и сопровождает в мир Нави. Одно из имен Велеса – Волх происходит от слова “волк” и отличает, по названию, бога от его “тезок”. Ипостаси Велеса – скотий бог и податель тайных знаний человечеству. Функция скотьего бога, мы уже упоминали выше,  связана с его ролью культового зверя-хищника, а податель знаний – с подражанием людей охотничьим приемам, парному браку и семейным традициям серого хищника. Только в религии славян бог с волчьими признаками (Велес) сумел после своего свержения в подземный мир сохранить ряд важных функций бога небесного.

После перехода древнего общества от пассивной экономики – охота, рыболовство, собирательство к активной – скотоводство и земледелие, произошла смена главных богов. Символически это выразилось в смене их общего атрибута – от волка  к быку и корове. Урана древних греков, сместил Кронос, а последнего – Зевс. Зевс часто обращался быком, но в его определении Ликейский сохранилась прежняя принадлежность к клану волков. Тарха Тарховича у славян сменили Сварог и Перун, а Волха – Велес. Зооморфным атрибутом Сварога, Перуна и других богов стал бык (тур, тавр). В славянской мифологии у Велеса кроме волка появились медведь и священная корова.

Смена атрибута позднее отразилась в форме головного  убора. Саки, друиды кельтов и другие индоевропейцы носили островерхие головные уборы, напоминающие рог быка или коровы.

В названии хребта Танукятх, на склоне которого установлена скульптура Тура-Тенгри, входит слово “танэ”, что означает по-адыгейски “телка”. По-турецки “дана” означает то же самое. Название реки Жане (Жене), где находится самая значимая группа дольменов Кавказа, имеет сходство с адыгейским словом “жэм” – корова. Тхьэ-гъэлэдж по-кабардински означает божья коровка. Даже корень слова “геленджик” имеет сходство с коровьим мотивом!

К туранцам в I тысячелетии до н.э. относились племена саков, массагетов, даев (дахов), апасиаков, апарнов и др. Они были, преимущественно, кочевниками, часто воевали с южными иранскими земледельческими племенами. Саки иранцев, известные древним грекам под именем скифов, в первом тысячелетии до н. э. владели огромными территориями в степной зоне Европы и Азии. Персы называли их “турами с быстрыми конями”. Скифские племена включали и славянские племена. Племена туранцев в Средней Азии позднее были сокрушены и ассимилированы тюрками.

У древних греков “тартар” – подземный мир бога Аида находился в районе Таманского полуострова на границе между Черным и Азовским морями, где зимой часты морозы, ветры, штормы, бури, наледи, гололед, гололедицы и туманы. Когда в древние времена произошла смена богов, богов неба – скандинавского Тора, славянского Тарха отправили в подземный мир, который стал называться Тартар. Это слово напоминает тюркское название главного города Тамани Таматарха. Для греков Тамань была очень удаленным местом с неблагоприятным климатом для жизнеобитания. У восточных славян Тамань – Тьмутаракань также была эквивалентом “глухого удаленного уголка на краю света”.

Интересно, что на земле дахов и массагетов на полуострове Мангышлак возле Каспийского моря находится святилище Байте, в котором имеются общие черты с памятниками Геленджика. Дахи и гирканы, жившие на восточном берегу Каспийского моря, имели тотем волка. Значит, у них был также культ Волка. Каспийское море тогда называлось Гирканским (Волчьим). В трех местах, находящихся на расстоянии 1-4 км друг от друга, рядом с курганами около 70 статуй воинов, которые расставлены по контуру буквы “П”. Там же два каменных стола на 4 конических ножках и жертвенники. В этом районе имеются десятки небольших пирамид из необработанных камней. Каменные воины, несомненно, посвящены героическим предкам, также как особый мужской тип дольменов на территории Геленджика. Буква “П” нанесена на фасадной плите трех главных дольменов Геленджика. Она, разомкнутая на юг, означает “явь”, а  разомкнутая на запад, как на Мангышлаке – “навь”. Каменные столы длиной 1 м на четырех  конических каменных ножках напоминают собой … дольмены Западной Европы. Захоронения в курганах были также в каменных ящиках из плит. Небольшая рукотворная пирамида на территории Геленджикского района была, по рассказам местных жителей, на р. Вулан. В советские годы она была разобрана населением на строительные нужды. Дольмен-пирамида сохранился возле п. Лазаревского г. Сочи.

Богиня Калин (Галин-Келин-Гелин-Гелон-Хелен)

Название г. Геленджика произошло от названия одноименного укрепления, построенного на берегу Геленджикской бухты в XIX веке. Геленджик – слово тюркского происхождения, состоит из двух частей. “Гелин” – невестка, “джик” – маленькая, молодая, младшая.

Казахский учёный С.Кондыбай приводит реконструкцию похожего тюркскому слову “гелин” – казахского слова “Калин / Келин”, обозначающего древнеказахский мифологический персонаж: “Келiншек – молодая невестка (замужняя женщина), келiн – невестка, калындык – невеста, просватанная девушка, калынмал, калын ~ калым, плата за невесту. Старогенеалогическое имя предков Келинберди – “Келин дал”, “дарованный Келином”, а Келимбет – “последователь Келина”. Слово “келимбет” (келинбет) буквально переводится как “последователь невесты”, где “последователь” (умбет)). Такой перевод кажется нелепым, абсурдным, потому что арабское слово “уммат” (казахск. умбет) означает “последователь какого-либо учения, религиозного течения, а также пророк или божество”. Реконструируемый Калин или Келин — древнетюркское, прототюркское женское божество, “курирующее дела” женщин, невест, рожениц и новорожденных, а также домашнего очага, своеобразная параллель другого божества подобного “профиля” — тенгрианской богини Умай. Вероятно, его, на ранних стадиях считавшегося божеством-женщиной, в дальнейшем стали воспринимать как мужчину-божество. Генеалогические имена Келимбет и Келинберди – подтверждение этому. Имя мифического Калин-царя, “поганого кочевника” сохранилось и в древнерусской былине “Илья Муромец”, повествующей о том, как русский богатырь победил некоего Калин-царя. Поэтому каждую воспитанную дочь, готовую к замужеству, считали не только дочерью конкретных родителей, но и матери-Калин, и мужчина платил за воспитание прежде всего не родителям невесты, а богине Калин. С изменением мифологических представлений имя богини (или бога) стало нарицательным именем всех невест (келiн, келiншек, калындык), а также названием натуральной платы за них — калыма.”

Казахский ученый Нурумбаев А.А. в своей статье “Новые материалы по истории казахского племени адай” пишет о влиянии алано-сарматского этноса на тюркские народы. Здесь он раскрывает механизмы тюркского этногенеза: “В заключении хотелось бы заметить, что адаи, несмотря на все перипетии исторического развития, сохранили в своей родовой структуре память о своих далёких предках, которые относились к аланскому кругу племён. Cообщение Якоба Рейнеггса – путешественника 18 в. о том, что в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его “этей” или “эдеки-аланы”, неопровержимо свидетельствует нам об аланской основе казахов-адаев (этей/эдек – это фонетические варианты этнического имени адай). Сохранили адайцы в родовой структуре и сам этноним алан в форме ален. В процессе своего исторического развития адаи входили в состав следующих государств: Дахское объединение племён, Аланское государство, Империя Гунну, Хазарский каганат, Огузское ябгу, Западнокыпчакское ханство, Золотая Орда, Ногайская Орда, Казахское ханство.

Физический облик булгар и хазар характеризовался в основном, как европеоидный с заметной монголоидной примесью, причём европеоидный компонент в составе булгар и хазар относился к местному сармато-аланскому населению. Другими словами, сармато-аланские племена, вливаясь в состав булгар и хазар, принимали общий политоним булгар или хазар, сохраняя собственные этнические имена для внутреннего употребления. Поэтому в исторических хрониках мы не встречаем имён сармато-аланских племён, т.к. они скрыты под общим именем господствующего племени, в данном случае под именами булгар и хазар. Но стоит только познакомиться с родоплеменным составом булгар и хазар поближе, как сразу всплывают племенные названия сармато-аланских племён. То же самое можно сказать и об огузах с кыпчаками, и даже о племенном составе Золотой Орды. Последним, на данный момент, политическим образованием, куда вошли потомки хазарских алан, является республика Казахстан. Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай, жаппас (аппас/апасии/апасиак), берш (берс+ил), тана ( аланы-танаиты), маскар (массак+ар), алтын ( скифы-алазоны), алаша ( ал+аса), таз ( аланы-тасы), алим ( алан), карасакал (кара+сакал), каракесек (кара+касак), шекты (сак+ты) и др.”

Интересно, что похожее на ябгу (правитель огузов) абхазское слово “абга”  означает – волк.

Гелон –  название скифского племени, проживавшего около Днепра. Нурумбаев А.А. приводит названия-топонимы на территории Украины: “Одаи (укр.Одаї) — село находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр.Одаї) — село  в Тульчинском районе Винницкой области; Удай — река, правый приток Сулы (бассейн Днепра); Одай –село в Жашковском районе Черкасской области”. Скифские племена включали широкий спектр народов: от тюркских, туранских, сарматских до славянских.

Тюркский призыв Тегелен-Дехелен имеет в своем составе те- и -гелен, где те- измененное тюркское ата (отец). Поэтому призыв будет значить: отец Гелен-Хелен! От слова гелен-хелен произошло название эллин и Эллада. Эллины (геллы) тождественны фтиотийским ахейцам. Было еще два греческих племени с похожими названиями – гиллеи и гелеонты. Ахейцы в античное время также проживали на территории Геленджикского Черноморья.

Очень интересно, что народы и племена, поклонявшиеся богине Калин-Гелин-Келин, имели тотемное название, связанное с волком. Это, в первую очередь, dahae римлян, daai греков или дахи, народ, оказавший огромное воздействие на этногенез западных казахов, балкарцев, карачаевцев, осетин, татар, туркмен, якутов и многих других. Также это даки, внесшие вклад в румынскую нацию. Страна алан называлась Берсилия. Род кипчаков елиборили (борили) – ханский род. Здесь “бори” значит волк. Тотемический предок осетин Уархаг (волк), от сыновей которого произошли нарты, герои нартского эпоса. Варианты этого эпоса распространены почти у всех кавказских народов: осетин, адыгов, абхазов, кабардинцев, вайнахов, балкар, карачаевцев, народов Дагестана и некоторых грузинских этносов. В Дагестанских сказках нарты живут в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Башня имеет форму туры. Просматривается параллель каменной скульптуры и дольмена в форме усеченного конуса с башнями, которые строились на Северном Кавказе различными народами для увековечивания памяти своих предков.

Главному герою нартского эпоса Сосрыко покровительствовал Тутыр. Сосруко был рожден от камня, женат на дочери бога Солнца. Все это говорит о его солнечном культе. Мать Сосруко, дочь водного божества олицетворяет воду. В дольменной культуре возрождение души всех членов рода в новом теле происходит в каменном дольмене, который ориентирован на ярое солнце и ближайшую реку (ручей). Бог неба давал душу, богиня земли – тело. Культуры идентичны.

Богиня Калин-Гелин-Келин, которой платили калым за невесток, находилась на территории современного Геленджика. Голань по-русски – повивальная бабка.

Восточные готы жили в Северо-Восточном Черноморье более 2000 лет назад. Они, прийдя на Кавказ из Средней Азии, брали здесь невесточек, уйдя на запад, основали город с таким же названием – Кёльн на своей новой Родине. Древний религиозный центр Аркона на одноименном мысе острова Рюген в Германии построили лютичи-вильцы (снова волки!) и бодричи. Они жили в начале нашей эры на побережье Балтийского моря между реками Эльба и Одер.

А южнее их жили галинды (гелинды) и судины (синды). Галинды – галиниды – дети богини Галин-Калин-Гелин-Келин. Латинский суффикс -ид означает потомок, последователь. Поэтому на восток от Праги  город Колин, а в Польше – Колно. Приобретение новых свойств путем клонирования…  Клон и колония (клонов) произошли также от слова “колин”.

Мифы о волчицах, выкормивших Ромула и Рема, Кира, Ашина и др., означают смену расового облика народов Евразии. Все народы брали себе “женщин-волчиц” из рода последователей культа Волка – галиндов. Вступая в родственные отношения с галиндами – самым многочисленным этносом Европы, предки западноевропейцев брали у них невесточек.

Послесловие

Таким образом, каменные скульптуры богов неба, небесного волка, змея и дольмены, посвященные богине Келин относятся к единой древней религии народов Европы и Азии. Она предшествовала всем мировым религиям. Ее пережитки  можно видеть у всех народов, населявших Европу и Азию. Но в наибольшей степени ее наследницей является тенгрианство или тенгризм, распространенный у кочевых народов Великой степи.  Великую женскую богиню-мать здесь звали Келин и ей приносились жертвы за взятую невесточку. Наличие дольменов вместе с монументальными каменными головами богов говорит о том, что на территории современного г. Геленджика находился религиозный центр древней единой религии. Позднее скифы, объединившие многие народы на территории Евразии, создали здесь свой религиозный центр возле горы Папай. В нашу эру Западный Кавказ пользовался вниманием у сарматов, римлян, гуннов, аланов, булгар, угров, хазар, генуэзцев, византийцев, славян, готов, татаро-монголов, турок, арабов, персов и т.д., потому что он занимает ключевую стратегическую позицию на континенте Евразия. Религиозный центр единой древней религии был создан в точке пересечения главных путей древнего мира: восток-запад и север-юг.

Сентябрь 2012 г.
Косолапов Владимир Власович, краевед, член РГО

 

Литература

  1. Вавилонская башня, http://starling.rinet.ru
  2. Галинды, http://ru.wikipedia.org
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. М., Русский язык – Медиа, 2005
  4. Карелин Алексей “Тайный смысл слогов русского языка”. ИД “Ра”, М., 2008
  5. Косолапов В.В. “Маленькая невеста. Древняя Геленджикская цивилизация”. Геленджик, 2008
  6. Косолапов В.В. “Тайны Геленджикских волхвов”. Геленджик, 2011
  7. Нурумбаев А.А. “Новые материалы по истории казахского племени адай”, http://turklib.com
  8. Славяно-Арийские Веды». Книги 1-4, ЦИ “Асгард”, Омск, 1999
  9. Эстес Кларисса Пинкола “Бегущая с волками”. “София”, М., 2011