Философия Кулаковского


Афанасьев, Л.А.-Тэрис
Философия Кулаковского / Л.А. Афанасьев-Тэрис. – 2-е изд., доп. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. – 260 с.
ISBN 978-5-7513-3208-2
В книге обозревается история критики поэтических произведений Кулаковского, рассматривается фольклорность поэтических произведений поэта, исследуется структура традиционного мышления народа саха, выраженная в фольклорных произведениях, выясняются базовые и социальные категории философии Кулаковского.
Для широкого круга читателей.


УДК 821.512.157Кулаковский
ББК 83.3(2=634.1)Кулаковский

ISBN 978-5-7513-3208-2


© Афанасьев Л.А., 2018
© НИК «Бичик», 2018
© Северо-Восточный федеральный университет, 2021

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ НАРОДА САХА


Введение


Актуальность исследования. В современном мире конкуренция между цивилизациями, государствами и нациями возрастает. При этом надо отметить, что разница между развитыми и развивающимися обществами увеличивается. Некоторые эксперты уже говорят, что отсталость некоторых стран, наций имеет необратимый характер.

Идея прогресса в ХХ в. стала спорной и она до сих пор остается таковой. Но идея сама постепенно меняет свое содержание. Сейчас можно говорить об «одностороннем прогрессе» и «всеобщем прогрессе». Различные центризмы (этноцентризм, евроцентризм),
крайние идеологии типа фашизма, коммунизма имеют односторонний характер. Даже современный глобализм в какой-то степени страдает односторонностью. В это время идея прогресса постепенно приобретает всеобщий характер. Если раньше понятие судьба имело
более конкретный вид, ныне это касается уже всех людей. В связи с этим возникает проблема ответственности за судьбы людей своего общества, нации, страны и всего человечества. Конечно, развитые страны носят большую ответственность за судьбы людей, чем развивающиеся. Потому что они обладают огромной потенциальной материальной и духовной силой. Поэтому идея прогресса еще более укрепляется.

Народы все стремятся к прогрессу. Но добиться этого непросто. Прогресс — цельное явление. В настоящее время проблема перехода традиционных обществ в современные стала более острой. Даже те общества, которые как бы совершили переход от традиционного состояния в современное, на самом деле не выбрались из отсталости. Народы, прежде всего, должны разбираться в своем менталитете, чтобы найти в себе соответствующие парадигмы поведения для развития. В народе саха почти до 30-х годов прошлого века стержнем духовности было олонхо. Но уже в 1910 г. была создана более
современная форма духовности — поэзия А. Е. Кулаковского, открывающая путь перехода из традиционного состояния в современное.

Олонхо представляло собой мифолого-художественное освоение действительности. Поэзия Кулаковского тоже имеет такой же характер, но в ней акцентируются новые ценности, приспособленные к современным требованиям.

Ныне ситуация намного изменилась. Стратегическая часть призыва Кулаковского почти сбылась — мы обладаем современным образованием. Но перед нами стоит не менее важная задача — не отстать от прогресса. Мы, как и прежде, должны обратиться к своему духовному богатству, чтобы найти на современном уровне новую парадигму поведения, чтобы мобилизовать силу и идти в ногу с развитием современного мира.

Как выше сказано, наше духовное богатство было в свое время «переработано» Кулаковским. Но глубину этой «переработки» мы до сих пор до конца не поняли. В советское время благодаря Г.П. Башарину была раскрыта основная стратегическая идея Кулаковского — призыв к усвоению образования. Эта идея была раскрыта в системе понятий тогдашней идеологической сетки. Осталась не раскрытой философия Кулаковского как система. В современное время мы должны понять философию Кулаковского более адекватно своему содержанию. Это поможет нам понять самих себя, найти новые духовные силы для решения насущных задач.

Понять философию А. Е. Кулаковского — трудная задача. Мы сначала должны четко выяснить систему понятий народной философии, лишь на основе этого знания можно приблизиться к раскрытию учения Кулаковского. В целом, исследуя народную практическую философию и философию А. Е. Кулаковского, мы выявляем онтологические основания философии народа саха в более современном, «переработанном» виде. Она нужна сегодня, чтобы мы усвоили духовность своего народа в более рациональном виде….

Читать книгу “Философия Кулаковского”

Посмотрите еще другие публикации:

Добавить комментарий