Где наши боотуры?

«НВ»: Лена Валерьевна, вы высказались одной из первых в республике в ответ на заявление Михаила Прохорова. Что вами двигало?

Л. Ф.: Услышав заявление Прохорова, я не сомневалась, что кто-нибудь из руководства республики обозначит свою позицию. Как положено, в отсутствие президента республики выступил вице-президент Глушко. Но все-таки он не этнический якут. Да и выступление было не концептуальным. О клоунаде в политике. Но это не клоунада. Это и есть настоящая серьезная политика. Политика тех, кто исподволь целенаправленно и системно готовит общественное мнение по губернизации России. Есть мнение определенных политических сил раскроить по федеральным округам территорию России на семь губерний. Тот, кто не понимает этого, не может называться политиком и в руководстве национального субъекта случаен. И мне просто было неудобно, что представители других республик и регионов не отмолчались, а якуты молчим. Правда, позже уже концептуально выступил, достойно ответил на этот пробный удар Шаймиев. А у нас – тишина. Где же наши боотуры? В итоге, душа поэта, что называется,  не выдержала… Впрочем, на мой взгляд, я вполне корректно обозначила свою позицию. Говорила в целом про политику в отношении регионов, про народы и республики, не обозначая конкретные национальности или названия субъектов, в т. ч. слова не было о Якутии. А люди решили, что Федорова готова умереть за якутский народ. Впрочем, в этом нет никакой крамолы, я и так считаю, что служу, как говорится, своему народу и России.

«Прохоров- марионетка»

«НВ»: Вы написали о том, что Прохорова используют в своих целях некие  силы. Кто является манипулятором? И в каких целях?
Л.Ф.: Все началось еще с середины 90-х годов, с этих времен стала проводиться политика губернизации. Будучи организатором Саха общественного центра, я и тогда выступала против укрупнения.  И уже тогда были определенные круги, преследующие свои цели. Они очевидны – вся олигархическая политика, направленная на ликвидацию автономий, продиктована желанием упростить обогащение верхушки, которая будет беспрепятственно качать недровые богатства из исторически исконных территорий народов России.

«НВ»: По-вашему, Прохоров – марионетка?

Л.Ф.: Да, марионетка, который, прикрываясь популистскими лозунгами, идет на расшатывание всех устоев. То, что он представляет интересы некоторых федеральных сил, открыто говорит по ТВ. Да, идея укрупнения витала давно, но ее высказывали лишь одиозные политики. И дело отнюдь не в информированности олигарха, который позиционирует себя как имеющий поддержку во всех властных коридорах. Скорее всего, его заставили это произнести. Вспомним подзабытый скандал в Куршевеле, где на Прохорова едва не завели дело о растлении несовершеннолетних девочек. Вероятно, есть и другие компроматы, о которых можно напомнить амбициозному бизнесмену, который скажет после этого все, что ему продиктуют.

 «Такие высказывания ведут к развалу»

«НВ»: Чем чреваты такие заявления?
Л.Ф.: Прохоров и силы, которые за ним стоят, не понимают, с чем они имеют дело. Россия – не Соединенные штаты, которые искусственно образовались как государство. Территориально-государственные границы –  это исконные исторические земли народов, населяющих Россию.

Им кажется, что все молчат и смолчат. Но когда дело дойдет до передела границ, то они увидят совсем другую картину. Такая политика неизбежно приведет к развалу России.

Высшая цель каждого народа – это обретение своего государства. Все миропонимание и мировоззрение построено на этой цели, к ней идут тысячелетиями. Это понимали в советское время. Собственно, Советский Союз на этом и держался. И наши отцы, великие основатели боролись за право на самоопределение, за государственность, которую мы имеем сегодня. У нас есть свой парламент, правительство, Конституция. И неужели все будет разрушено только из-за желания кучки людей  добраться до недровых богатств?

Другое дело – наша территория огромная. В свое время границы владений наших отцов и дедов были отрезаны, отодвинуты с одной лишь целью. Да и не только наших. Иметь территории, граничащие с другими государствами, таким народам, например, как якуты или буряты в богатой ресурсами Сибири геополитически опасно. Мало ли,  в любой момент найдутся недовольные, обиженные среди национальной элиты и возникнут свойственные им сепаратистские настроения. Так считалось.

«НВ»: Это действительно так? Нам это присуще?
Л.Ф.: Если это и есть, то это неправильные устремления. Потому что мы являемся северовосточным оплотом евразийской цивилизации, колыбель которой – Россия. Мы единая кровь и плоть России, наша история – это история великой державы.

«Право на ошибку»

«НВ»: А может, все просто – Прохоров зарабатывает очки. И использует настроение, характерное для жителей средней полосы?
Л.Ф.: Все это было и есть. Флюгером всегда выступает Жириновский. Сейчас он ослаб, постарел, время-то идет, начал терять популярность, и нужен новый флюгер, который все время будет капать нужные мысли и бередить общественность. Сейчас принимают национальную стратегию, и в ней тоже проскальзывают моменты, допускающие размывание национальностей. Напомню, что как раз русские издревле являются евразийским народом – смешанным, в котором течет не только славянская, но и финно-угорская, тюркская, монгольская кровь. И эти настроения не характерны для великой страны. Россия должна определиться со своей главной задачей в XXI веке. Россия без великой цели перестанет быть Россией. И такие расшатывания отбрасывают ее назад.
Сейчас Россия мучительно ищет свою нишу, себя, свою роль в глобальном мире. И, конечно, тот, кто ищет, иногда ошибается. Надо сказать, что Богом даровано человеку право на ошибку. Тот, кто не ошибается, тот не приходит к раскаянию, не приходит к понятию прощения, понятию любви. А значит, не приходит к Богу. Поэтому Прохоров имеет право ошибаться. Он еще молод как политик. Надеюсь, он излечится от этой детской болезни.

«Шойгу – богатырь эпоса»

«НВ»: Ваша статья размещена на сайте Международного Фонда исследования Тенгри tengrifund.ru Это новый сайт?
Л.Ф.: Да, это научный сайт, который открылся весной этого года. Президент этого фонда – министр культуры и духовности республики Андрей Борисов. Я являюсь исполнительным директором фонда. Учредители – тенгриаведы. Это ученые, писатели, общественные деятели  из Тувы, Алтая, Хакасии, Якутии, Бурятии, Калмыкии, Монголии, Казахстана, Кыргызстана. Несмотря на то, что сайт научный, культурный, мы реагируем на общественные и политические события.

Что интересно – месяц назад мы разместили материал, представляющий Сергея Шойгу в образе современного эпического богатыря, защитника срединной земли, а его ведомство МЧС – прообразом будущей армии человечества. Автор материала – тувинский ученый Айбек Соскал, земляк Шойгу. После нового назначения к нам стали звонить наши посетители, которые говорят, что мы каким-то образом повлияли на это назначение. Мол, нашаманили, запрограммировали или смоделировали это историческое событие. Что ж, как говорится, милости просим, моделируйте.

«Мы любим петь и танцевать»

«НВ»: Вы занимаетесь  организацией и продвижением проекта «Земля Олонхо». Это культурный или политический проект?

Л.Ф.: По большому счету политику делает культура.  Давайте, честно. Для нас, якутов, не комфортно рыться в шахтах или мешать раствор. Откровенно говоря, не приспособлены к монотонному тяжелому физическому труду. Да, мы занимаемся скотоводством, но только лишь для того, чтобы выжить. То есть производим продукцию исключительно для себя, потому что наши продукты из-за наших климатических и географических условий никогда не будут конкурентоспособны по себестоимости. Все что физически производим в Якутии, производится в других регионах с меньшей себестоимостью.  Зато мы любим петь, танцевать, рисовать, сочинять, творить красоту. Можем создавать программные продукты. Мы все немного философы.

То есть мы можем и любим заниматься творчеством, развиваться интеллектуально. Проект «Земля Олонхо» и предназначен для того, чтобы создать комфортные условия для творческого роста, создать условия для возникновения и развития новой экономики – креативной.  Рынок которой реальный и виртуальный. Для вхождения в него не требуется масса дополнительных накладных расходов, потому что через глобальную сеть он доступен каждому. Поэтому проект называется инновационный.

«НВ»: Таким образом, только республика, государственность являются единственной гарантией сохранения языка, культуры и самобытности?
Л.Ф.: Конечно, только имея все атрибуты государственности, мы сможем сохранить культуру, язык и самоидентификацию.  Сейчас, когда идут процессы глобализации, развития инфраструктуры, перед нами особенно остро замаячила угроза ассимиляции. Об этом и говорил  Кулаковский, предупреждая, что надо бояться китайцев, а не русских. Поэтому каждый уважающий себя народ будет отстаивать свою национальную идентичность.  Это не только сибирские национальные республики, Кавказ, Дагестан, Татарстан, Башкортостан, но и Калмыкия, которая находится прямо в центре России. Конечно, мы находимся на разных позициях. У той же Чечни имеется мощная мировая поддержка в виде ислама. Это основная консолидирующая сила.

«НВ»: Когда религия станет выполнять свою задачу?
Л.Ф.: Любая государственная система зиждется на идеологии, которая в свою очередь опирается на духовные ценности традиции, объединяющие народы. Государственность возникает в результате объединения людей сначала вокруг идеи родо-племенного бога-покровителя, затем идеи сакрализации власти – избранности вождей уже всеобщим богом – творцом мироздания. Предки тюркских, монгольских народов, и не только, издревле имели институты государственности на основе тенгрианства, их объединяла идея сплочения во имя небесного бога – Тенгри.  Эта монотеистическая религия является верой в бога-отца – Небо-Тенгри, тогда как христианство – это прежде всего вера в бога-сына Христа. В тенгрианстве у бога-отца еще нет сыновей, есть только отец, потом появляются сыновья и пророки – Авраам, Будда, Заратустра, Христос, Магомет. Таким образом, тенгрианство, как небесная религия дало базу для других религий.  Народ и государство возникают тогда, когда есть единая религия, вера в единого бога – монотеизм.
Мы надеемся, что линия жизни человечества со спада выйдет на выравнивание, затем пойдет на подъем. Как предрекают древние учения, с 2013 года нас ждет другая жизнь, мы перестанем идти вниз, а с 2031 года начнется резкий подъем, наступит эра духовности. Мы все ждем, что 21 декабря этого года наступит конец света по майинскому календарю, который, как я понимаю есть конец черного света истории человечества, и после этого начнет свое наступление солнечный, белый свет. Человечество, наконец, вспомнит о древних духовных учениях. В том числе и о тенгрианстве.

 Беседовала Аида Иванова, Якутск
Наше время  № 44 (932) 9-15 ноября 2012 г.