Год тувинского Дракона наступил!

«Дракон Небесный, Огнедышащий.
Наш Родной, трехглавый, триединый…»
(Колохан-багши)

         Нынешний Год Дракона фактически наступил в Туве немного раньше своего обычного календарного срока, ознаменовав свой приход землетрясением, которое,  впрочем, не нанесло населению серьезных жертв, что вполне понятно, поскольку  древний Урянхай следует считать родиной драконов.   К тому же профессиональные астрологи предупреждали, что непредсказуемость, неожиданность, спонтанность действий, вообще характерная для этого календарно-мифологического персонажа, обусловили и его привычку приходить раньше обычного срока, внезапно меняя все установленные правила и нормы.

Таблица 2 - драконьи тамги

Про наступающий Год Дракона и его тотемного покровителя, Огнедышащего Змея-Дракона, в западной астрологии и мифологии бытует немало небылиц, очень  обидных для этого весьма благородного, отважного и мудрого персонажа центрально-азиатского кочевнического фольклора. Характерные для западно-европейской цивилизации  драконоборческие мотивы обусловили и драконофобские сюжеты в устном народном творчестве, перешедшие в художественную литературу, в которой, например, популярен следующий сюжет: храбрый и благородный герой – рыцарь убивает злого, коварного, кровожадного Дракона и освобождает прекрасную принцессу…
В китайской цивилизации в вопросах драконоведения придерживались диаметрально противоположной  точки зрения, что оказало влияние и на восточно-азиатский календарь, в котором, как и в нашем центрально-азиатском, тибето-монгольском календаре, Дракон является полноправным персонажем 12-летнего цикла, из которого складывается большой 60-летний цикл. Более того,  Дракон здесь символизирует само время, парадоксальную диалектику его дискретности (т.е. наличия прерывистых устойчивых единиц) и непрерывности, «текучести», мимолетности, неустойчивости, переменчивости.
Его огненная природа наделила такими качествами, как динамичность и огромная энергия, быстрота и стремительность действий, творческая сила, мощь и креативность, поэтому Дракон стал символом первой гексаграммы китайской  «Книги Перемен», называемой «Творчество» (И-цзин – «Книга Перемен» является основополагающим философским трактатом, который одновременно является и  главной  гадательной книгой, а потому называется еще «Книгой Гаданий», состоящей из 64  гексаграмм, с помощью которых китайские астрологи составляют диагностику и прогноз развития жизненных ситуаций).
Однако этот Огнедышащий Дракон в нужное время способен быть очень осторожным, осмотрительным, медлительным, неподвижным и даже может  периодически впадать в спячку, на  определенное время  залегая в своей водяной пещере в глубокий сон, как медведь в берлоге. К тому же это – самый универсальный знак китайской астрологии, сочетающий в себе качества всех других знаков, каждый из которых в чем-то ограничен в своих характеристиках, и переменчивый до такой степени, что может превращаться в любое другое существо, от самого великого и могущественного до самого маленького и незначительного.  Он считается также самым мистическим образом китайской мифологии, склонным к оборотничеству, поэтому даже считается, что он реально не существует, поскольку его никто никогда не  видел, а художники рисовали по древним описаниям.

Таблица 1

Скорее всего, во-первых, его  образ срисовывали с  вполне реальных прототипов, останки  которых в огромном количестве обнаруживаются до сих пор в пустынях Центральной Азии, во-вторых, в традиционной культуре номадов, издревле соседствующих с земледельческими народами Восточной Азии, облик Змея-Дракона был хорошо известен и часто изображался на знаменах, символизируя  их  тотемных предков и покровителей. Во всяком случае, в традиционном Китае существовали  строгие нормы «фейс-контроля» для этого персонажа, что свидетельствует о наличии некоего реального образца:  «Дракон должен быть пучеглазым, усатым, зубастым, с широко раскрытыми ноздрями, а также обладать чешуей и когтями», иметь «узкое гибкое тело, четыре  лапы, оперенный хвост» (Натали Ло Ян. «Оракул»,  2011, № 12, с. 3).
Склонность  к оборотничеству, которая  является  лишь другой стороной его универсализма и магической силы, роднит китайского Дракона с нашим, родным небесным Змеем-Драконом тюрко-монгольской мифологии, который, несомненно, и стал архетипическим праобразом астрологического знака Дракона в нашем буддийском, тибето-монгольском календаре. Как мы уже отмечали, самая древняя календарная система Евразии была изобретена нашими предками уйгурами еще на заре номадической цивилизации, когда они проживали  в Сибири, в горах Шумеру, в которых проживали и предки шумерийцев, считающихся создателями 12-летнего календарного цикла (Абаев, Аюпов, 2010). У древних уйгуров, передавших эту календарную систему всем тюрко-монгольским народам, 12-летний календарь, основанный на «животных» тотемах, среди которых и был Год Дракона, назывался «Мушел» (Аюпов, 2005).
При этом наш центрально-азиатский, тюрко-монгольский Дракон, ставший архетипическим образом всей Евразийской  мифологии и фольклора (ср. Трехглавого Змея Горыныча славянской мифологии, явно родственного Тугарину Змеевичу западных тюрков), еще более универсален, чем китайский одноголовый Дракон, и может иметь и три и шестьдесят (ср. тув. «алдын баштыг Амырга Чылан» – «шестидесятиглавая Змея Царица»), и сколько угодно голов. Имен у него тоже много – Ажи-Дахака, Амырга-Моос, Аварга-Моге, Ажирай-Бухе, Кара-Моос и др.
Но наиболее популярным в Центральной Азии и Саяно-Алтае, в том числе у тувинских уйгур-урянхов, был все же Трехглавый Огнедышащий Небесный Змей-Дракон, парадоксальным образом совмещающий в себе функции Повелителя Водных глубин (т.е. стихии воды), подземного Мира и Среднего Мира (т.е. мира людей).

 

Таблица 3

В целом же он символизировал единство Вселенной, Универсума (Космоса) в трехчленной структуре мира, о чем и свидетельствовали три его головы на одном

туловище, которое тоже символизировало единство всех живых существ и изображалось с рыбьим (драконьим) хвостом, лапами медведя, волчьей шеей и плечами  и т.д.  На некоторых  средневековых изображениях Огненный Дракон даже ассоциировался с самим Тэнгри-Ханом – Верховным Небесным богом всего тэнгрианского пантеона.  Именно такую статую  несколько лет назад обнаружили «небесные» жрецы-камы  из  тувинского общества «Адыг-Ээрен» под руководством  К.Т. Топчун-оола недалеко от знаменитой уйгурской крепости Пор-Бажын, тотемным божеством-покровителем которой и был Огненный Змей Дракон, одновременно почитавшийся как воинское божество (см.: таблица №1 «Змей-Дракон Пор-Бажына»).
Это был обобщенный образ всех тотемных божеств-покровителей различных родов и племен тюрков, уйгуров, монголов и урянхайцев (волк, медведь, горный козел и др.),  а потому воплощал в себе качества этих тотемов, одновременно соединяя их в едином символе верховной власти, могущества и совокупной энергии общей централизованной государственности, возникшей из союзов и конфедераций отдельных родо-племенных групп. Как и китайский дракон был символом императорской власти и единого государства. Вместе с тем, являясь ключевым элементом родовых тамг (тув. танма) и других символов конкретного  этноса (знамен, гербов, значков и т.д.), Дракон обозначал и конкретных индивидуальных представителей того или иного рода-племени. Вот почему «драконьи тамги», встречающиеся и на наскальных изображениях Тувы, и на стелах с руническими надписями, обозначают не только этническую принадлежность населения Тувы, но и являются   своеобразными маркерами этнической  территории, ее культурно-исторического ландшафта, и вехами героического прошлого ее народа.

Змей - Дракон над Тувой

Что касается символики календаря и воплощенных  в них психологических образов, то философ и астролог Олег Боровик совершенно правильно отметил: «Главный талисман наступающего года – живой Дракон. Не мифический ящер, а человек, родившийся  в год Дракона. Хотите приманить удачу – храните дружбу с представителями драконьего племени!». В то же время астролог  предупреждает: «Наш нынешний повелитель – Дракон Черный   Водяной. И вот тут-то кроется конфликт, ведь стихия самого Дракона – огонь! А если  энергетика патрона года соткана из двух противоречащих друг другу стихий, спокойной жизни не жди: то резкие, взрывные перемены, то периоды ледяной скованности, застоя…” («Оракул», 2012, №1, с.6).
В целом же современная астрология наделяет  людей-драконов положительными  психофизиологическими, морально-психологическими и  биоэнергетическими  характеристиками: внутреннее благородство, страстность, но и целеустремленность, чувство справедливости, великодушие, некоторый индивидуализм, компенсируемый предприимчивостью, инициативностью  и творческим подходом к делу и требовательностью, как  к самому себе, так и к другим людям.  В связи с этим О. Боровик предупреждает, что нужно всегда иметь в виду: «Драконы – люди особенные, они много дают, но и многого требуют» («Оракул», там же). Об этих и других качествах свидетельствуют, например, жизнь и деятельность следующих известных Драконов: А. Блок, Э.Кант,  Дж. Р. Толкиен, М. Горький, А. Фет, А.Грин, Т.В. Вильсон, Дж. Маршалл, Э. Сведенборг, А. Невский, Н. Назарбаев, В. Путин, Ч. Айтматов, О. Шпенглер, Н. Островский и др.
Хотя нынешний Год  Дракона начался в Туве с подземных толчков, причем несколько раньше установленного китайским календарем срока, можно смело планировать на этот год всяческие судьбоносные инициативы, ведущие к кардинальным переменам,   только нужно быть смелым, быстрым  и точным, сохраняя вместе с тем хладнокровие и расчетливость, осмотрительность и способность гибко адаптироваться к быстро меняющимся условиям, как настоящим тэнгрианцам, потомкам Небесного Дракона, который и есть Тэнгри-Хан.    Мы, урянхайцы, воистину  являемся «драконьим племенем», и Огнедышащий Небесный Змей-Дракон является нашим тотемным предком, поэтому нам нечего его бояться. Наоборот, нужно просить у него всяческой  помощи.

 Николай Абаев

3 комментария

  1. Уважаемые друзья! Давно увлекаюсь темой тотемов и драконизма и глубоко симпатизируют ваши суждения.
    Со своей стороны на вышеперечисленную тему давно стремлюсь создать культурные проекты, например сейчас пришла идея с участием ученых реализовать документальный фильм под рабочим названием “Великие уранхайцы – Моголы”. Думаю, суждения ученых – уранхайцев из Тывы и Якутии мог бы стать Великим открытием истории и культуры народов Центральной Азии и Севера. Далее предлагаю реализовать проект строительства “Межрегионального этнокультурно-спортивного туркомплекса “Радуга Тенгиса (Байкала)” в Иркутской области с использованием идей, материалов, декораций и реквизитов из фильма “Тайна Чингис Хаана”. Таким образом продвигать российскую версию Чингис Хаана. Думаю, прежде всего туристам из Монголии и Китая будет интересно – версия появления феномена “Монголов, Золотой Орды”, Великой Руси, Российской Империи, СССР и т.п.”.
    Свою лепту в поддержку драконизма внес лично продюсируя вышеназванный фильм и включил в сюжет картины эпизоды и сделал афишу фильма из тотема дракона “Могола” (духа пустыни Гоби, оз.Байкал, Севера и Грозовых раскатов).
    Кстати, земельный участок будущего этнокомплекса должен решить директор Бурцентра Иркутской области Амагзаев Александр Андреевич, предварительно участок определен близ Священной Горы Ёрдо в Ольхонском районе не далеко от Великого оз.Байкал. И с реализацией федерального проекта по развитию туризма “Восточное кольцо России” надеюсь, проект сможем коллективно реализовать при поддержке МФИТ. Как думаете Лена Валерьевна? Принимаете предложение?
    На данный момент проект турцентра в Иркутской области исследует наш знаменитый якутский строитель Емельянов Иван Софронович, который в начале мая с.г. встретится с Амагзаевым А.А. Надеемся, что разговор двух профессионалов строителей будет плодотворным, ну а качество, содержание и привлечение инвесторов думаю будет не за горами.

    Для продвижения вышеназванной темы мы разработали проект сценария, но к сожалению…
    поэтому уже не секрет и потому публикую для обсуждения

    Авторы сценария:
    Анастасия Ермолаева
    Анна Пшенникова
    Владимир Иванов

    ПРОЕКТ.

    «Сценарий открытия и закрытия V Международных
    спортивных игр «Дети Азии» в 2012 году».

    МИРОЗДАНИЕ
    Давным-давно когда было только Небо – космос, когда пространство вселенной рассекали лишь кометы, астероиды, метеориты и безжизненные планеты, и Небо освещалось Солнцем и живыми созвездиями космических животных: Дракона, Большой и Малой Медведицы, Овна, Тельца, Рака, Льва, Скорпиона, Козерога, Стрельца, Кентавра, Единорога и Феникса.
    И вокруг Солнца – на разных орбитах летали 8 бездыханных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун …
    Повествование
    Вдруг, вокруг одной из планет Земля, мимо пролетели астероиды, и затем на голубой шар обрушилась комета. Сильный удар и мощный взрыв. Все поле стадиона превращается в Туман. Вверх взмывают фейерверки. В небо устремляются осветительные ракеты с парашютом, которые медленно спускаются с неба на землю. Туман на поле стадиона. Хаос, появляются ударные волны.
    Возникает ураган. Движение на поле сопровождается звуками Табыка и нескольких десятков барабанов, с мощного и громкого звука постепенно приходит тишина.
    Земля из белого льда, снега и гор, много дыма, огня, пара и тумана, звуком – скрежет льдов, водный звук течений рек и волн океанов. Мировые льды тают. Зарождаются моря, озера и океаны. Слышны только звуки волн и брызг бьющихся волн о берег. Слышен ветер. Возникает большой материк – континент. Снега и льды видны только на полюсах земли и на высоких горах Эльбруса, Гималай и т.п.
    В мучениях Мать-Земля из «подводных недр пещер» то там то тут появляются рыбы, медузы, черепахи, свирепые акулы и киты. На Земле из Горных пещер то там то тут: выходят космические животные – Зодиаки и первые люди разных этносов и народов. Из пульсирующегося Зеленого Сердца – Евразии (планеты) – Якутии – из недр Вечной мерзлоты рождается (выходит) якутская красавица – Чолбон. С утренней зарей – с солнечным лучом с Неба навстречу к красавице спускается золотой и солнечный юноша Эллэй-Боотур. С любовью первого взгляда – пробуждается природа. Оживает океан своими жителями, водорослями и течениями. Мать-Земля радуется и поет песню о своих детях – живой планеты.
    Ритм дополняется музыкой. Прожектор высвечивает Мировое дерево, стоящее в стороне. Под ним (на возвышении) поет якутский тойук в образе Матери-Земли (Степанида Борисова). Его сопровождает и местами поддерживает стоящий на самом высоком месте Мирового дерева (Аал Луук Мас) – якутский мороз – Чысхаан (у него параллельно образ Отца-Неба и бога космического холода).
    Супружеская песня Неба и Земли дают жизнь новому миру.
    Но, вдруг почти из центра Сибири Евразии из пучин и ледяных заторов рождается из недр Земли и возникает могучий дракон Могой-Обургу, начинаются землетрясения, а за ним возникает оз.Байкал. Люди, птицы и животные все прячутся по своим пещерам и лесам. Дракон из оз.Байкал мощным ледоходом начинает уползать на Север – проделывая за собой русло Великой реки Лена. Его хребет – Ленские столбы. Чешуя – огромные льды. Выйдя на просторы Северного Ледовитого океана, он начинает образовывать острова, а ныряя под континент и вырываясь из под земли, он разрывая большой континент образует другие более малые континенты, как: Австралия, Европа, Африка, Южная Америка, Евразия, Северная Америка – Берингов пролив. Образовываются острова: Англия, Исландия, Гренландия, Новая Зеландия, Индонезия, Новая Гвинея, Япония и т.п., возникновение полуостровов: Южная Корея, Курильский полуостров (Дальний Восток), Индия и т.п. Дракон образовывает современную карту мира – континенты.
    Могучий дракон Могой-Обургу с короной Луны на голове, царь всех змей на земле и водных стихий, владыка прилива и отлива мирового океана, владыка подводных вод, цунами, ураганов, землетрясений и вулканов. Его жилища – оз.Байкал, а путь его русло реки Лена, Ленские столбы его хребет, а чешуя его – лед. Он всегда оживает на Земле весной и начинает свое движение своим могучим ледоходом на Север по руслу реки Лена со своего зимнего жилища оз.Байкал. Он любит холод, снег и лед и потому уплывает в пучину Северного Ледовитого океана каждую весну. Могой-Обургу каждый раз с закатом дня, повелевает Ночью, а с утра – с Востока он выпускает вновь живой планете Солнце и наступает – новый день. Могой-Обургу – ведает миром севера, полярной ночи, молнии, грозовых раскатов, ветра, воды и снега. Он летает везде, невидим, и только гром и молния дают знать о нем, он разносит всему миру с Севера дождь – воду – жизнь, а Зимой – разносит белый пушистый снег по всей планете и г.Сочи в 2014 году он обещал он много снега к ХХII-м Зимним Олимпийским играм в России. И все это ему по плечу!
    С наступлением Зимы – Зеленое сердце Евразии – Якутия превращается – в белый заснеженный алаас. По ней ходят любующаяся красотой природы и птиц девушка Чолбон – девушка внеземной красоты (в костюме якутской снегурочки). Эллэй-Боотур охотясь на зверей отходит от своей красавицы.
    И тут увидев это, и влюбившись с первого взгляда в Чолбон, дракон Могой-Обургу похищает девушку и уносит ее в свой Северный замок. Эллэй-Боотур не успевает спасти свою возлюбленную. Мир сразу начинает темнеть!
    Дракон: В моем темном царстве слишком темно. Будь же моим светом моих очей моя любовь!
    Красавица: Разве можно силою заставлять человека полюбить кого-либо?
    Дракон: Разве я тебе не нравлюсь? Я ведь самый -самый могущественный в этом мире. Лучше меня тебе никого не найти!
    Красавица: Нет-нет! У меня есть мое Солнце! Его зовут Эллэй-Ботур. Моя любовь и сердце принадлежит только ему – моему единственному!
    Дракон: Эллэй-Ботур – Солнце говоришь! Быть тебе тогда Звездой Чолбон (Венерой) на Небе, и ты никогда со своим Солнцем не будешь вместе. Вы будите на заре и закате только видить друг друга, но никогда не встретитесь и не обнимитесь. Ха-Ха-Ха!
    С тех пор Звезда-Чолбон с грустью сопровождает солнце в период восхода и заката в знак о былой свободе и любви к своему Солнцу.
    После похищения девушки начинается закат солнца! В центре стадиона матерчатый экран в форме Табыка. На нем проектором статично высвечивается кадр балбала-Оленного камня. Над экраном прорисовано созвездие Малой Медведицы – Полярной звезды и рядом стоит Луна.

    С закатом солнца на Западе, Олень, на экране камня балбала, с исчезновением красавицы Чолбон, оживает. И тут экран (неожиданно разрывается) и оттуда прорывается на поле Северный олень. Он бежит через горизонт севера, неся на своих рогах Солнце на Восток. Луч света с глаз дракона Могоя-Обургу сопровождает Оленя с Солнцем.
    Диктор: Олень несет по Северному ночному горизонту солнце на восток, чтобы оно вновь засветило людям своим теплом. Могой-Обургу зорко следит за ним, размышляя, выпускать ли Солнце из своих просторов – Великой Могол Урасы? Но северный олень ничего не боится и через стужу, полярную ночь, тундру и глубокие снега прорывается к Востоку, чтоб дать людям Солнце и новый прекрасный, светлый и весенний день!
    Неожиданно по пути, из-за засады на оленя нападают нечистые силы: абасы; вампир; сатана; черт; алкоголь; табак; наркотик; лень; хам; фашист и бандит) и отбирают у Оленя солнце. Но, у Оленя тут же появляется его команда – северные народы: Саха, Чукча, Юкагир, Коряк, Нивх, Шорс, Эвенк, Хант, Долган, Эскимос, к ним на помощь приходит: Аршавин, Рональдо, Бекхем и т.п. и начинается настоящий Северный футбол. Нечистые силы против часовой стрелки хотят оставить солнце во мраке, играют им и жонглируют как хотят. Игра идет как бы внутри Могол Урасы, на западной стороне Урасы стоит Стоунхендж – знак Англии места происхождения футбола на Северной части Европы. Светлые силы – Олень, северные народы и Аршавин хотят выбить мяч в сторону Востока и через восточные двери Могол Урасы – выпустить к небесам Священное для всех народов планеты Солнце (у северных народов двери жилищ всегда смотрят на Восток).
    Это каждодневная невидимая ночная игра в футбол светлых и темных сил. Но добро всегда побеждает зло, и мы каждое утро видим восходящее наше Солнце-мяч.
    История от творца – сказителя:
    Грустит Старик Омогой-Баай и его жена. В долгой зимней ночи потеряли они дочь. Они смотрят на ночное звездное небо – Полярную звезду и ждут восхода солнца.
    И вот наступает Восход Солнца. От солнца мир светлеет и наступает весна. Оживает вся природа. Начинают петь птицы. Появляются животные.
    Из Могол Урасы выходят многочисленные дети и внуки. Они восхищаются оживлением природы. Старик показывает детям, как два медвежонка играют и борются друг с другом, два волчонка, олененка, жеребенка и т.п. – играют и бегают друг за другом.
    Мать-Земля, расположившись на Мировом дереве, поет добрый и веселый тойук о приходе весны.

    На поле Старуха ухаживает за коровами, доит, готовит кумыс.
    Одни дети наблюдают борьбу медвежат, подражают им. Другие смотрят за играющими волчатами. Рядом с балаганом два жеребенка, два олененка, два теленка толкаются, кто-то играючи бодается между собой. Дети учатся играм у мира животных.
    На экране играющие и борющиеся звери, их сменяют кадры борющихся, прыгающих, бегущих детей.
    На поле детские игры и возня превращаются в соревнования. Их отец становится то тренером, то судьей.
    Диктор: тысячелетия мы живем бок о бок с миром животных. Мы – дети природы, мы вышли из нее и впитываем ее мудрость, как цветы впитывают соки Матери-Земли.
    Вдруг все дети останавливаются и видят сидящих на краю алааса на берегу озера гусей, они резко приседают, и сразу как охотники начинают приближаться все осторожнее и ниже нагибаясь ближе к гусям, чтоб не спугнуть их.
    Неожиданно дети резко встают и имитируют стрельбу из луков, и тут же громко кричат «Хаас! Хаас! (Гуси! Гуси!)».
    Гуси начинают разбегаться и взлетать.
    Дети начинают за ними бежать и прыгать, как якутские национальные виды прыжков. И прыгать кто выше и дальше.

    Птицы «разлетаются» по стадиону, начиная красивый танец взлет по спирали высоко в небо и дальнейшую миграцию птиц. На Небе – появляются еще две группы стаи мигрирующих птиц, но уже Стерхов летящих с Юга на Север.
    Диктор: Все мы, дети одной планеты, как лепестки на одном цветке, дополняем и поддерживаем друг друга.
    Рождение богов:
    Один из Могол Урасы начинает раскрываться как цветок. Из нее выходят десятки и десятки людей разных национальностей, знаки зодиака, звери, птицы и мифические существа: Кентавры, Единороги и т.п., а также известные герои сказок и мультфильмов различных народов и стран мира, включая богатырей эпосов: Богатыря Илья Муромца, Эллэй-Ботура, Урал-Батыра, Геракла…, и на современный лад: полицейский-спецназовец, таможенник, солдат-пограничник и т.п.. Каждая группа берет себе один из разноцветных лепестков урасы и они, превращаясь в лодки дракона, катера полицейских-пограничников плавно плывут, создавая геометрический узор. Богатыри, полицейский-спецназовец, солдат-пограничник и таможенник распределяют людей по полю и следят за порядком в Серединном Мире, проверяют паспорта не допуская злых абаасы, ведьм, чертей, Медуз-Гаргон и других нечистей, которые хотят сорвать открытие МСИ «Дети Азии», но многие нечисти все равно нелегальным способом просачиваются через «границы» и т.п.

    По руслу Великой реки Лена – на стадион заплывает огромный корабль семьи исследователей Прончищевых, они с собой привезли – мировые шедевры. Среди них праздники народов России и Мира: греческой масленицы – апикриса, русской Масленицы, якутского Ысыаха, бурятского Сурхарбана, алтайского Эль-Ойына, хакасского Тун-Пайрама, тувинского и монгольского Надыма, башкирского и татарского Сабантуя, калмыцкой Джангариады и др. Немаловажно, у многих народов присутствуют круговые танцы в виде: хоровода, ехора, осуохая и т. п.

    Диктор: С древних времен люди разных народов, посвящают свои танцы великому Солнцу, согревая как и оно, землю теплом своих сердец. Перед Вами Мировые шедевры…

    Наравне с мировыми шедеврами каждый народ показывает свои национальные и народные виды спорта и игры, свою удаль и красоту танцев и движений, используя движения птиц, зверей, танец женщин со змеей, танец живота и т.п. Песни пляски народов России и Мира. Лепестки превращаются то в лодки, то в доски для серфинга, то в паруса и т.д.
    Вскоре, в каждом кругу определяются свои победители.
    Круг геометрически вырастает, вбирая в себе более малые круги, превращаясь в огромную арену, как Колизей. Масштабы соревнований с региональных превращаются уже в международные.

    На арену от каждого народа выходят Богатыри в своих известных тотемно-звериных костюмах.
    Со стороны Заката солнца (Запада) на середину арены выходит богатырь в медвежьем костюме. Звучит рычание медведей. Против него со стороны восхода солнца (Востока) выходит богатырь в костюме птицы-орла. Слышен сильный радостный птичий клекот.
    Начинаются состязания. Медведь могуч, но орел более ловок. Он побеждает могучего противника. Птицы радуются, в небо взлетают голуби.
    Но рычание звучит вновь. С Севера выходит Бухатыыр – Белый медведь (например, Урун эьэ; параллельно диктор может называть на языке северного народа тотем названия богатыря. Необходимо выбрать более удачный по стилистике и звучанию). Против него выходит Батыр – Чоно – Волк (слышен вой волков).
    На этот раз Белый Медведь становится победителем. Рычание медведей усиливается и подхватывается всем стадионом. Это заслуженная победа одного из царей мира животных – Белого медведя. Он исполняет северный танец победителя. Каждая группа – представляющая определенный народ, выкрикивает на своем языке: «Слава победителю!», сопровождая поздравление несколькими национальными танцевальными движениями.

    На поле появляются Бык и Лошадь.
    Начинаются национальные прыжки. Определяются победители. Среди них Эллэй-боотур в тотеме лошади.
    Он признан лучшим в Срединном мире, так как благодаря лошади, человек освоил огромное коммуникационное пространство, создал в свое время государства и империи, развил торговлю и почту. Сблизил Восток и Запад, Север и Юг.
    Победителю Эллэй-Ботуру старик Омогой-Баай дает приз – Алмаз и говорит.
    Диктор: Не те у меня уже силы у старика! Эллей-боотур, ты молодой, в состязаниях доказал, что ты самый лучший! Дарю тебе камень редкой красоты и блеска, который хранит в себе твердость силы и мудрости, такой камень обычно носят Короли и Королевы, он символизирует власть и могущество. Алмаз – как капля росы имеет небесное происхождение. И блеском Алмаза ты сможешь вызвать могучего дракона Могой-Обургу и если ты освободишь из его плена мою любимую дочку красавицу Звезду Чолбон, то ты сможешь на ней жениться! Я благословляю!

    Взяв Сияющий Алмаз и подняв его к небу, Эллэй-Боотур выбегает к горе. Его окружают Абаасы, черти, ведьмы, медузы-горгоны и другие нечисти, которые начинают бешеную пляску, мешая герою осуществить подвиг. В конце богатырь вырывается из заколдованного круга и призывает дракона: Эллей-Боотур кричит и призывает: О, Могой-Обургу! Где ты?! Я, Эллэй-Боотур появись передо мной!
    Дракон появляется. Сразу начинает темнеть! За ним приходит морской прилив. Он учуяв запах богатыря стал агрессивен и не хочет отдать красавицу.
    Дракон (агрессивно): Кто смеет тревожить меня?
    Соперники уже готовы биться. Эллэй-Боотур вытащил свой огромный батас. Но, на площадке появляется невысокий старичок Билгэ-Хан……., олицетворяющий человеческий ум, смекалку и хитрость.
    Музыка стихает, массовка уходит и садится на поле с краю.
    Старичок просит богатыря повременить со сражением, и начинает переговоры с драконом. Старичок показывает, что в земле есть несметные богатства. Там, куда он указывает, вспыхивают языки пламени.

    Диктор: Земля России (Якутии) богата, как сказочная сокровищница. В ней есть нефть и газ, алмазы и золото. Эти богатства не спят в холодной земле, они служат людям.

    Старик: Возьми себе часть земных богатств, чтобы пламя из пасти было жарче.

    Пламя из пасти действительно становится сильнее.

    Старик: Возьми и алмазов, чтобы глаза сияли ярче!

    Глаза драконы начинают сильнее светиться.

    Старик: Возьми золота, чтобы шкура блестела на солнце, и самоцветов возьми – детишек своих позабавить!

    Дракон от радости щедрых подарков извиваясь подходит к Старику и символизирует примирение и согласие на земле. Эллэй-Боотур, видя, что дракон не проявляет агрессии, сам становится миролюбивым. Подходит к дракону и садится рядом и говорит садись к ближе.

    Эллей-Боотур: Слушай! Надо серьезно поговорить! Могой-Обургу, ты должен добросовестно исполнять свою работу. А то, что ты творишь, это не дело! Смотри, из-за тебя в последние годы в многие субъекты России сильно пострадали от засухи. А что ты творишь в Европе и в Азии своими наводнениями и цунами? Совсем страх потерял! Так не пойдет! Гармонию в мире надо соблюдать! И прошу по доброму освободи красавицу Звезду Чолбон! Я на ней собираюсь жениться!

    Дракон (с несогласием): Я сам хотел на ней жениться! (увидев решительность Эллэя). Ну, ладно! Эллэй-Ботур, никто до тебя не смел мне указывать! Но мне сейчас позарез много чье надо – наращивать свои силы… Договорились! Давай подружимся и жить мирно! Возьми себе красавицу – Чолбон! Действительно! Мы с ней совсем не пара. Я лучше женюсь на южной своей подруге.
    Эллэй-боотур: Я знал, что ты драконище мудрый и умный! Спасибо, тебе! Всегда рад буду с тобой сотрудничать!

    Дракон уходит.

    Красавица Звезда Чолбон спускается с Небес к победителю Эллэй-Боотуру и они крепко от радости обнимаются.
    Восходит Солнце. Начинается свадьба. Пару благословляет Мать-Земля и Чысхаан-Небо (образ Севера и космического холода).
    Звери, птицы и люди (массовка встает) – все ликуют в честь свадьбы и победителя. Народы преподносят им свои народные традиционные символы: каравай-хлеб, барана, чорон с кумысом, каждый сопровождает дары фразой: «Будьте счастливы!« на своем языке, сопровождает игрой на национальных инструментах и танцевальными движениями.

    Народы России и Мира, звери и птицы все начинают устраивать праздник пробуждения природы. Любви. Солнца и тепла.

    Параллельно на стадион вносят огромного размера, животных (это Боги-тотемы).
    Вокруг этих 5-ти тотемов образуются 5 кругов, которые символизируют 5-тилетие МСИ «Дети Азии» и патронат МОК (5 олимпийских колец)
    Диктор объясняет значение каждого:
    Медведь – ассоциируется с добродушием и нежностью, яростью и богатырской силой. Олицетворяет царя зверей. После долгой зимней спячки, проснувшийся медведь весной – ассоциируется пробуждением сил природы.
    Лев – символ мужества, храбрости, верховной власти, благородства, гордости, спокойствия и порядка. Он связан со стихией огня и солнца.
    Кит – олицетворяет силу космических вод, царь морских пучин и глубин;
    Орел – олицетворяет гордость и свободу. Символ царского происхождения, власти и высоты полета. Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов, могут означать всезнание и двойную власть.
    Лошадь (Троянский конь) – символизирует стремительность и быстроту, дружбу и преданность. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь ассоциируется с Солнцем и Космической динамикой; Символизирует интеллект, мудрость, ум и знатность.
    Восход солнца На плазменном экране с Востока всходит солнце. Люди встают широкими концентрическими кругами.
    Алгысчыт проводит обряд с огнем.

    Диктор: Огонь – земное воплощение солнца. Он не только греет, но и очищает мир, прогоняя злых духов. Огонь – очищает человека от дурных помыслов.

    Темные Абаасы, ведьмы, черти, медузы-горгоны и т.п. которые периодически возникают на площадке, в панике убегают от лучей света Солнца и алгысчита. В этом солнцу помогают полицейский-спецназовец, пограничник-таможенник, солдат и т.п. Вооруженные силы олицетворяют древних эпических богатырей, а в современном понимании для каждой страны представляют – конституционный закон и порядок народов и государств мира.

    Якутский Ысыах. Старейшины, юноши и девушки протягивают руки к светилу Солнцу. Затем становятся в две шеренги, образуя коридор.

    На стадион входят Богатырь и девушка с Факелом Огня Ердынских игр (победители в Ердынских играх-2011)

    Диктор: В дань уважения традициям народов мира и c целью сохранения и распространения древних праздников и обрядов впервые на стадион «Туймаада» мы видим Огонь «Ердынских игр», который в 2011 году был зажжен на оз. Байкал.
    Огонь Ердынских игр пройдя по стадиону останавливается у Мировых шедевров и традиционных праздников народов Севера, Сибири и Азии.

    Выступает с приветственной речью Губернатор Иркутской области Д.Ф. Мезенцев, типа: В современных условиях глоболизации многие народы начали безвозвратно терять свои древние традиции и обряды и с целью сохранить уникальные культуры и традиции, мы решили инициировать с 2000г. возрождение Ердынских игр – Игры Срединного мира т.е. Игр Земли. Надо признаться, что именно на традициях народов мира достигла мирового успеха и признания Международное Олимпийское движение и спорт. Глубоко символично, что юбилейные V МСИ «Дети Азии» начались с открытия миру картины древних традиций и обрядов обучающих нас жить в гармонии с природой.
    Именно поддерживая эту тему Иркутская область после почти столетнего перерыва провели Первые Ердынские игры в 2000 году. В 2011 году у нас состоялся уже III Международный этнокультурный фестиваль Ердынские игры при непосредственной поддержке регионов – Республик: Саха (Якутии), Бурятии, субъектов – Забайкальского края, а также зарубежных стран, как Монголии и КНР. Предлагаю с 2015 года начать на священном Байкале смотр мирового фестиваля традиционных праздников и этноспорта народов мира. С древних времен к священному озеру и горе Ердо особо в период природных катаклизмов – засухи, на эти места приходили разные племена и народ вместе собравшись начинали почитать природные стихии и силы Неба, Земли, Воды и Горы.
    В этой связи, призываю чтоб от ныне Огонь Ердынских игр – олицетворял древние традиции народов Мира, праздника спорта – связанного с пробуждением природы!

    В это время: Человек с Факелом Ердынских игр огибает стадион и в сопровождении людей в тотемных костюмах, бежит навстречу традиционному факелу Огня МСИ «Дети Азии», который несут юноша и девушка, одетых в спортивных современных костюмах (главный факелоносец и в сопровождении 4-х человек: 2 юноши, 2 девушки)) – дети спортсмены – чемпионы – наиболее титулованные на МСИ «Дети Азии».

    Диктор: Современные спортсмены, как богатыри древности, удивляют силой и ловкостью, выносливостью и мужеством. Им, как древним воинам, охотникам и добытчикам, нести в срединный мир свет и радость. Им объединять древними традициями – страны и народы.

    Факелоносец в сопровождении тотемов продолжает путь навстречу другому факелоносцу МСИ «Дети Азии» (Факелоносец Дети Азии)

    Диктор: На стадионе Огонь Международных спортивных игр «Дети Азии». Он зажжен на самой холодной точке планеты, в горах Верхоянья «Кисилях Хая». Здесь, на Полюсе Холода -72С, Якутии, благодаря огню, земному олицетворению Солнца, побеждая мороз, сегодня постоянно проживает человек.

    На экранах кадры, иллюстрирующие сказанное (Зима. Туман. Холод. Люди в мехах. Якутские лошади)
    Оба факелоносца встречаются в центре стадиона, одновременно поворачиваются и с 4-я сопровождающимися тотемами и детьми-спортсменами направляются к центру стадиона к священной чаше зажжения огня МСИ «Дети Азии» – Мировому дереву – Аал Луук Мас.

    Факелоносцы приближаются к подножию пирамиды-кургана (подобие Горы Ердо). Сопровождающие остаются на середине пирамиды-кургана, а дальше вверх поднимаются по ступенькам два человека – два факела: Огонь Ердынских игр и Огонь МСИ «Дети Азии» – прошлое и настоящее, традиции и спорт.
    4 либо 2 строительных крана с образами Северного и Южного драконов своими телами-стрелами создают выход вверх к верхушке Мирового дерева, где расположена в виде чаши – Луны и над ней круга (крутящегося по оси – Солнца). Лестницы с серебряной и золотой перилами ведут наверх навстречу друг к другу. Факелоносцы с двух сторон, навстречу друг другу вбегают вверх для Зажжения огня МСИ «Дети Азии».
    И тут же громкий звук Грома и Молнии и сверху вниз из под Огня игр начинается фонтан-дождь на Мировое дерево!
    Вспыхивает Огонь игр на Мировом дереве!
    На плазме:
    Вновь Сердце планеты и континента Евразии – Якутия начинает пульсировать от прилива сил: дождя и тепла – Огня – Солнца!
    Начинается показ закона спортсменов-богатырей-бааторов:
    В виде молнии и слов спускаются сверху (лестнично):
    «Соблюдать спортивную этику!
    Придерживаться правил соревнований!
    Побеждать честно!
    Пускай победит сильнейший!»

    Мать-Земля (Степанида Борисова) и Отец-Небо (Чысхаан) благословляют своих детей всех спортсменов и гостей, призывая соблюдать спортивную этику и побеждать честно! Пускай победит сильнейший!

    P.S.: Мать-Земля и Отец-Небо благословляют своих детей: Солнца (русые-светлые – Европа – львы) и Неба (дождя-дракона-тучи – моголы – Азии) – Детей Земли и природы!!!
    Геральдика стран Европы и Азии.

    ПРОЕКТ
    Сценарная идея
    торжественного закрытия МСИ «Дети Азии»

    Начинается действо в полной тишине и темноте. Перекликаясь с церемонией открытия, программа начинается с ритмичных звуков ударных инструментов. А темном поле хаотично вспыхивают и гаснут огоньки. Но потом они загораются все, превращаясь в якутский орнамент. Под музыку огни в руках танцующих начинают перестраиваться. И вот уже на поле вместо орнамента образ богатыря. Потом он превращается в оленя с Солнцем на рогах. Затем в мальчика и девочку.
    И вот картинка рассыпается, образуется коридор.
    Загорается свет.
    На стадион вбегают акробаты в костюмах чудовищ Нижнего мира. Они исполняют свой танец с усиливающими эффект дымовыми шашками или темными флагами. Когда танец закончен, на поле врываются жители Верхнего мира – артисты цирка, на белых лошадях. Они разгоняют нечисть, выполняют трюковую программу. Когда поле очищается, входят Праздники народов России и Мира. Артисты в национальных костюмах исполняют программу.

    На стадион входят команды, делегации, чемпионы и призеры МСИ «Дети Азии» с Государственными флагами и геральдическими символами: Гербов государств и городов (во многих гербах изображены: животные, рыбы, птицы, растения, мифические существа и т.п.). Команды сопровождают животные, птицы, рыбы, киты и мифические существа.

    Диктор читает ассоциации:
    Дельфин
    Символ любви, усердия, скорости. Считается, что дельфины прибыли с далекой планеты Сириус и обладают глубокими космическими знаниями.

    Баран
    Символ добра, богатства и рассвета. Он воплощает в себе такие качества, как настойчивость, упорство в достижении цели. Еще это символ чистоты и непорочности. Дарует обладателю настойчивость и целеустремленность.

    Слон
    Символ силы и власти. Олицетворение памяти, мудрости, долголетия, верности, терпения, сострадания. В Индии наиболее почитаемое животное. Дает обладателю независимость, осмотрительность, мудрость. Помогает в ведении бизнеса.

    Конь
    Символ мужества и грации. Один из главных друзей и помощников человека. В геральдической символике конь сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы. Своему обладателю дарует выносливость, мужество и добродетель.

    Голубь
    Символ любви, нежности. В христианстве символ Святого духа. Голубь и голубка символизировали супружескую верность, чистую любовь.

    Змея
    Символ вечности, бессмертия, мудрости.
    Дарует здоровье, мудрость, силу, эзотерическое понимание мира.

    Черепаха
    Символ мудрости, потому что она уходит в себя и сама для себя является защитой. В Китае и Японии – символ долгожительства и старческой крепости. Дарует обладателю мудрость, ответственность, терпение, умение достигать цели. Карьерный рост.

    Павлин
    Символ красоты, бессмертия и бесстрашия. Индусы считают эту птицу священной.

    Петух
    Символ рассвета, возрождения, бдительности. Петух символизировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы. Его изображение часто украшают кровли славянских жилищ.

    Рыбка
    Очень древний символ удачи и богатства. Амулет с рыбками способен поддержать его обладателя в трудной ситуации, укрепить здоровье и дать финансовый успех.

    Тигр
    Хозяин амулета с изображением тигра кроме мощной защиты от сглаза и порчи, обретает еще и качества тигра – силу, мощь, напор и бесстрашие
    Идут Древние Рыцари. Рыцарская геральдика – это искусство и система использования геральдических символов с целью идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Живописные символы писались на щитах, на плащах и шлемах. Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они “подписывали” документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.

    Гербовник 1380 года. Слева направло изображены гербовые циты, шлемы и нашлемники короля Шотландии, герцога Бретонского, Графа Фландского, короля Франции.

    Распространению геральдики в Европе способствовали рыцарские турниры введенные в середине 11 века французским бароном Жоффруа де Прели для практики в конном сражении. Турниры распространили моду на гербы и эмблемы.
    Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. В некоторых странах сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР.

    Геральдика в России
    Русская геральдика ведет начало от Царской династии Романовых, именно с царя Алексея Михайловича (19.03.1629-29.01.1676 гг.), до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и др.), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил “Титулярник” (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Ко времени правления Романовых уже многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы.

    В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. В первую очередь упорядочили государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев.
    Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 на латыни, французском и немецком языках.

    Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном.
    В оформлении геральдики используют различные металлы и цвета, обозначающие следующее:

    Геральдические металлы, финифти и меха:
    • Золото (желтый) – символ богатства, справедливости и великодушия.
    • Серебро (белый) – символ чистоты и невинности.
    • Червлень (красный) – символ храбрости и мужества.
    • Лазурь (голубой, синий) – символ красоты, мягкости, величия.
    • Зелень (зеленый) – символ надежности, радости и изобилия.
    • Пурпур (бордовый) – символ достоинства, силы и могущества.
    • Чернь (черный, сабль) – символ печали, благоразумия, смирения.
    В геральдике широко используются гербовые фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.

    К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение – хризантема.

    Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.

    Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног.

    Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.
    На плазменном экране
    Идет показ животных и птиц планеты олицетворяющих государства: например, кенгуру – Австралию; птица киви – Новую Зеландию; Белый сокол распростертыми крыльями – Кыргызстан; Белый конь – Туркменистан; Птица Хумо с раскрытыми крыльями – Узбекистан; Белый Орлан – США; Двуглавый орел – Россия; Орел – Германия и Австрия; Журавль – Армения; Лев – Великобритания. Лев и Орлан – Филиппины; Птица Гаруда – Индонезия; Жеребенок с крыльями – Монголия; Лев и Тигр – Сингапур; Человек полуптица – Тайланд и др.

    Обращение официальных лиц к участникам соревнований и зрителям.

    На поле вплывают лепестки (лодки драконов, катера полицейских, пограничников) из которых возникает Могол ураса. На стадионе появляются Эллэй-боотур и красавица Чолбон. У них много детей. Мальчики танцуют танец охотников. Девочки танец с чоронами. Затем к детям присоединяются ребятишки из массовки и начинают соревноваться в национальных видах спорта народов России и Мира.

    Омогой-баай стоит рядом со своим дворцом Могол Урасой, в которую обычно заходят самые достойные и привилегированные.
    Омогой-Б

  2. В дополнение к этой теме размещена статья “Древнетюркский подземный мавзолей раннего средневековья (предварительный краткий обзор)” 22 апреля.

  3. Когда мы в 2000 году были с экспедицией в Тибете, побывали в долине царей, закрытом районе. Там нам показали мавзолей с черепахой и стелой. На стеле был выбит дракон. А снаружи лежали камни, на которых были выбиты флаги и знаки-тамги, одна из них идентична со второй тамгой из таблицы 2 статьи Н.В. Абаева – “драконьи тамги” и тамгой племени мырзалар айлинской группы башкир. Также на ступеньках Поталы в Лхасе наш тюрколог Левин Г.Г. нашел плиты,на которых были выбиты знаки, похожие на тамги. Один из них оказался идентичен с тамгой с игральной кости из архива музея Казанского института истории, который мне показал профессор Ахметзянов. Один знак был идентичен с тамгой с надгробного камня татарского кладбища Альметьевского района, фото есть в книге Ахметязанова. Об этом мы писали в сборнике “В поисках прародины” (М:Стерх, 2003), там же на с. 229 приведены фотографии.
    А также в этом году казахско-монгольская экспедиция открыла мавзолей древнетюркского кагана в Монголии (руководитель – профессор Карджаубай Сарткожаулы из университета Гумилева в Астане).
    Стены раскопанного коридора-пандуса, ведущие в мавзолей с обеих сторон разрисованы драконами-тиграми.Тело драконье, голова тигра. Я размещу на сайте статью и фото из презентации Карджаубая.
    Камера погребальная в виде юрты с высоким куполом. Якуты называют свои высокие парадные летние берестяные юрты Могол, Монгол ураhа или Далла ураhа. Могол, могой – с якутского дракон, большой змей. Далла такой же формы как Могол, но с выходящими поверх дымника высоко вверх жердями, похожими на раскинутые к небу руки. Отсюда и далла, даллай – протяни, раскинь руки к верху. Это жест прошения у Неба-Тенгри благости – алгыс. Такие же юрты нарисованы на знаменитой Боярской писанице в Хакасии тагарского времени. В дымник большой юрты видно как вокруг Полярной звезды крутится созвездие дракона, в еще древние времена альфа звезда созвездия дракона была на месте неподвижной Полярной зведы. Видимо отсюда и название юрты – Драконья Юрта. Отсюда и ставки древних тюрков, хуннов – драконий город, ставка драконов. Наши предки поклонялись Тенгри-Дракону, как пишет Н.В. Абаев. Могол, монгол – главное небесное божество, небесный отец. Отсюда и название племени – монгол.

Комментарии запрещены