
Полагают, что шаманизм возник 30 00 лет назад. Притом указывают два места возникновения шаманизма: в Сибири или на юге – где-то в Тибете. А якутские материалы, например рисунки, оставшиеся на Ленских скалах, свидетельствуют о том, что шаманизм 30-35 тысяч лет назад был изображен в развитом виде. Например, на Горе Эмэгэт (Идол Горе) шаман нарисован в исчерпывающем виде: человек (шаман) и над ним нарисовано три солнца (рис.1)
Якуты в основном делят мир на три мира: верхний мир, средний мир и нижний мир. Таким образом, шаманизм в развитом виде рассматривает на мир. Это было отмечено в целом во всем пространстве Евразии. Сверху начерчено девять вертикальных черточек. Якуты до сих пор верят, что небо состоит из девяти слоев. Китайская религия, христианство и другие тоже в свое время считали, что небо состоит из девяти слоев. Такое понимание появилось наверно гораздо раньше. После этого трудно сказать, что шаманизм не возник в Сибири. Эта религия в виде язычества возникла в Евразии. Почти все народы практиковали шаманизм. Эта вера была особенно сильна в восточной части Азии, там, где сейчас находятся Китай, острова Тихого Океана, Япония и Сибирь. А на Кавказе, в древнее время этой веры придерживались шумеры. В остальной части Евразии, тоже был развит шаманизм. Но он были оттеснен распространением религии откровения, но следы все же были сохранены.
Якуты, как и другие тюркские народы в древности жили на территории современного Китая. У них распространилась религия Тэнгри. Якуты до сих пор бога называют бога Тангара. Они поклонялись Богу солнца (неба). Поэтому до сих пор считается, что тэнгризм был основной религией тюрков, монголов и тунгусов. На самом деле, сначала в виде шаманизма тэнгризм был мировым явлением. Позже в более развитом и сохраненном виде оставался у этих народов. И сейчас его практикуют многие, в т.ч. саха (якуты).
Где-то 5-3 тысяч лет назад в Азии возникли первые протогосударства, затем империи, державы. Именно в это время тэнгризм стало идеологией этих государств. В целом здесь 3-4 раза появлялись огромные империи, захватившие полмира. Эти огромные движения совершались под знаменем Тэнгри. В это время совершилась реформа шаманизма. Шаманизм перерос в тэнгризм, который стал государственной религией.
Саха (якуты) говорят, что тысячи лет назад с юга приплыл Эллэй Боотур и разбил стойбище в долине Эркээни. Устроил ысыах (обрядовый кумысный праздник) и обосновал тем самым ритуалы тэнгризма – религии саха. Эта религия объединила все роды саха (якутов).
Конечно же, это легенда. Тэнгризм появился намного раньше. Но объединяющая роль легендой передана точно и мы считаем, что именно в это время олонхо (героический эпос) утвердилось как объединительный феномен. Олонхо в первоначальном виде возникло давно, но в это время оно проявилось как идеологический фактор для объединения всех родов саха – сформирования их в народ.
Именно в это время происходило важное изменение. Сэргэ (коновязь) в древности изображало фигуру человека. Позже прибавилась новая деталь – округлые выемки – ойбоны (як.- проруби). Они по функции совпадают с индийскими чакрами. Считается, что у человека есть девять ойбонов. Этнограф А. А. Попов в 1922-1925 описал шаманскую практику. Именно в это время было зафиксировано явление ойбонов.
Расположение ойбонов [1]:
– где макушка,
– где печень,
– посредине спины,
– в подмышках (два ойбона),
– в пятках (два ойбона),
– в пояснице.
В наши дни школа «Кут-сүр» (душа-дух) признает следующее расположение ойбонов:
– темя, макушка,
– середина лба,
– глаза и уши,
– легкие,
– сердце,
– диафрагма,
– печень,
– пупок,
– в области половых органов.
В 2015 году специалисты Школы “Кут-сюр” в Мегино-Кангаласском улусе вблизи деревни Чюйэ нашли сэргэ с девятью ойбонами. Такого сэргэ больше не сохранилось нигде, хотя их описания имеются давно. Шаман, который поставил это сэргэ – коновязь почти до революции жил в лесу, скрываясь от преследований властей и активно лечил людей.
Надо учитывать, что многие объекты, храмы якутской религии уничтожались почти двести лет подряд. И это сэргэ – коновязь с 9-тью ойбонами – чакрами наглядно показывает – какого уровня развития достигла якутская религия. Мы видим в ней тэнгризм в новом свете.
Афанасьев Л.А. – Тэрис
Россия, г. Якутск
tengrikonferens@mail.ru
Литература:
- А. А. Попов. Камлание шаманов.Новосибирск: Наука, 2006.