Ключевые ценности тенгрианства монголов

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)

Испокон веков людей занимали вопросы: «Что такое жизнь?», «Что такое счастье?», «Как стать счастливым?» и т.д. И до сих пор на эту тему пишутся десятки, сотни книг и трактатов.
Один из исчерпывающих ответов мы имеем счастье найти в современных монгольских языках, в культуре монгольских народов, сформировавшихся в эпоху тенгрианства и отражающих основные философские понятия этой великой религии.

«Жизнь – это счастье» – такова основа народной философии монголов. В этих трех словах скрыт величайший смысл существования человечества, основа бытия. Монголы, имея такую мощную философскую основу, в средние века стали одними из самых успешных в мире народов. Со временем в монгольских языках слова «счастье» и «жизнь» стали обозначаться одним словом  «җирһл». Мировоззрение закрепилось в языке.
Так что такое жизнь и что такое счастье? И почему жизнь это счастье? Жизнь – это путь человека от рождения к смерти. Счастье – это состояние эйфории, высшая фаза радости, позитивных эмоций, гармония духа и души. Как же они согласуются? Ведь невозможно всю жизнь находиться в высшей фазе радости, если ты, конечно, не блаженный. В монгольских языках слово счастье обозначается несколькими словами: хөв, кишг, җирhл. Все они синонимы, однако, у каждого слова имеется свой подсмысл. «Җирһл» означает счастье в духовном отношении. Поэтому, когда говорится, что жизнь это счастье, то подразумевается ещё и основополагающая ценность, определяющая качественную сторону жизни. Это осознание, т.е. восприятие себя и окружающего мира без шаблонов, искажений и стереотипов. Жить с осознанием значит познавать себя и реализовывать свои способности, жить интересно и нацеленно. Поэтому жить с осознанием – это счастье. Жизнь без осознания – простое биологическое существование. В соответствии с этим критерием люди делятся  на тех, кто живет и тех, кто существует.
На самом деле природа человека очень гармонична. Природа дала нам возможность получать от неё все блага в максимальной мере. Поэтому от природы люди должны быть счастливы, у нас нет естественных врагов, наш разум способен адекватно реагировать на любые вызовы, мы умеем обустраивать жизненное пространство по нашим желаниям. Список человеческих достоинств, данных нам от природы, бесконечен, поэтому человеческая жизнь в её первозданном, чистом виде – это счастье. Принимая жизнь как счастье, человек становится наполненным неиссякаемой позитивной творческой энергией, а если такую установку принимает всё общество, оно становится на путь великих свершений.
Великая Монгольская империя, а затем и ойратские государства, хотя и строились по общим законам, но всё же, имели коренные отличия в отношении к людям. Дело в малочисленности и постоянных внешних угрозах. В этих условиях винтики, тупо исполняющие своё дело, были не жизнеспособны. Требовались люди, имеющие самостоятельное мышление, способные находить нестандартные решения сложных задач. Поэтому тенгрианство у монгольских народов долгое время оставалось господствующей идеологией, и со временем мироощущение отразилось в языке. Даже с принятием буддизма тенгрианское мировоззрение не исчезло, т.к. к этому времени стало уже плотью и кровью народа, основой культуры, быта, социальных взаимоотношений, менталитета монголов.
Об отношении к людям приведем лишь пару фактов. Например, Суту Богдо Чингисхан издал первый в мире налог пользу бедных, а хан волжских ойратов Дондук Даши в середине XVIII века впервые в мире принял закон о всеобщем обязательном образовании мальчиков. (Олнта сян йоввл орн хоосн хоцрх уга)– если хорошо относиться к людям, страна не будет отсталой – говорится в древней ойратской мудрости. Чуть ниже мы разберем еще одно ключевое понятие монгольского тенгрианства, связанное с человеком, его месте и роли в мировоззрении.
Понимая жизнь как счастье, люди освобождают время, энергию ресурсы для саморазвития, поэтому тенгрианство – это философия активных людей. Недаром А. С. Пушкин выделил именно калмыцкую сказку об орле и вороне. Орел по совету ворона, попробовав мертвечину, сказал: «Чем триста лет питаться падалью, лучше тридцать лет пить живую кровь». Есть ещё ойратские пословицы: «Чем десять лет прозябать холощеным верблюдом, лучше прожить год полноценной жизни самца», «Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью».
Вспомним героический эпос «Джангар», его вполне можно назвать и эпосом счастья, столько в нем позитивной энергетики. Как описывается в нем страна Бумба:
Про землю Джангра так говорят:

Это была Бумбы страна –
Искони так звалась она.
Из коней обретались там
Аранзалы одни, говорят.
Из людей обретались там
Великаны одни, говорят.
Сорокаханная эта страна,
Обетованная эта страна.
После двадцати пяти лет
Не прибавлялись там года.
Смерть не вступала туда.
Люди не знали в этой стране
Лютых морозов, чтоб холодать,
Летнего зноя, чтоб увядать.
Осень сменялась там весной.
Ветер - колыханьем был.
Дождь – благоуханьем был.
Тысячам тысяч счастливых людей
Тесен был простор степной
В пятимесячный путь шириной; [2, с. 20]

или так:

Бумбой звалась благодатная эта страна,
Ясная, вечно цветущего лета страна,
Где не ведают зим, где блаженно всё,
Где живое бессмертно, нетленно всё.
Где счастливого племени радостный мир,
Вечно юного племени сладостный пир,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна.
В неувядающей блещет она красе.
Там и дожди подобны сладчайшей росе,
Освежающей мир, предрассветной порой
Освещаемый неугасимой зарей.
Волны зеленой травы бесконечны там.
Вольные, легкие дни быстротечны там.
Время проводят в пирах, не бедствуют там. [2, с. 236]

Где ещё так воспевается всеобщее счастье? Эти строки не мог создать народ-нытик, слабые духом люди не смогли бы их донести до нас сквозь тысячелетия. Эпос создали люди активные, творческие, успешные, победители по духу и тенгрианцы по мировоззрению. Благодаря такому отношению к жизни ойраты, одни из очень немногих народов, были и остаются непокоренными.
Жизнь – это счастье! – основа тенгрианской философии, суть монгольского национального мировоззрения. Эта простая формула выковывалась многими поколениями и проверена веками, именно она дала возможность монголам, а затем и ойратам взойти на мировую историческую арену, доминировать и, в конечном итоге, сохраниться. Именно это мировоззрение позволит нам вновь занять достойное место в современном глобальном мире.

Что есть человек?

В калмыцком языке слова күн – человек; күнд – честь, достоинство; күндтә – уважаемый, почетный – однокорневые. Также как и җирһл – счастье, слово күн концептуальное в мировоззрении монгольских народов. В русском языке значению «күн» наиболее соответствует слово  «личность».
Ещё Суту Богдо Чингисхан говорил: «Люди – основа любого дела». Например, в ойратской культуре центральное место уделяется духовному развитию человека. Монголы всю свою историю были немногочисленны. Возможно, именно поэтому так важно было, чтобы каждый человек был личностью, способной самостоятельно решать любые задачи. Духовные, а значит, и физические силы таких людей неисчерпаемы. В этом заложен секрет блестящих военных успехов монголов и, впоследствии, ойратов. Для ойратских воинов с психологической точки зрения было всё равно, сколько противников перед ними, поэтому они побеждали даже тогда, когда перевес сил над ними был 1 к 25.
Великая Монгольская империя стала самой большой державой в истории человечества благодаря тому, что Чингисхан видел в каждом человеке личность, старался раскрыть его духовный, интеллектуальный, творческий потенциал. Он заботился о том, чтобы в его государстве каждому жилось комфортно, именно поэтомуввел специальный налог для поддержки бедных, искоренил преступность, создал совершенные для того времени информационные (почтовые) коммуникации. Секрет поражений его противников также был в том, что для них чужая человеческая жизнь была ничто, они с легкостью убивали послов и торговцев. За что и были наказаны. По идее дипломаты всех стран мира должны поставить памятник СутуБогдо Чингисхану, так как именно он ввел в международную практику дипломатическую неприкосновенность.
Ойратская культура способствовала развитию индивидуализма, т.е. заложенных от рождения качеств и талантов человека. Что способствовало рождению такого количества жанров устного народного творчества, воспевающих человеческую жизнедеятельность: йорялы, магталы, шавашы. В героическом эпосе «Җаңһр» каждый герой наделен особыми, только ему присущими качествами, чертами характера. В то же время ойратский индивидуализм всегда был в контексте коллективного, без общества, без нации индивидуализм – ничто.
Для ойратской аристократии главным признаком богатства и власти были люди. Не деньги, золото, скот либо другие материальные ценности – только люди, всё остальное было вторичным.
Сохранилась переписка калмыцких ханов с представителями российской власти о поиске простых людей, пропавших в русской стороне. Ханов лично беспокоила судьба каждого человека! Согласно закону Дондук Даши каждый мальчик должен был посещать школу, родители, препятствующие образованию, подвергались серьезным административным наказаниям. В XIX и начале XX веков многие школы в Калмыцкой степи содержались за счет нойонов и зайсангов. Более того, признаком хорошего тона было также оплачивать и получение высшего образования талантливым детям из бедных семей. Можно сказать, что более половины калмыцкой интеллигенции начала XX века получила образование во многом благодаря материальной и финансовой поддержке степной аристократии. Среди них такие известные люди как Номто Очиров, ЭренженХара-Даван, Ефим Чонов и многие другие, составившие цвет нации.
Таким образом, история, культура, язык дают нам богатую пищу для размышлений о сущности и значении человека в целом и каждого из нас в частности.

Ум и здоровье

Ум и здоровье – это основной капитал каждого человека, обладая этими природными качествами, можно преодолеть любые жизненные невзгоды, решить любую задачу и добиться любых целей. Но, потеряв хоть одно из этих качеств, человек становится ущербным. Его жизненные цели оказываются под угрозой, а возможно и вовсе становятся недоступными.
В тенгрианские времена монголы, обращаясь к Небу, ничего не просили, кроме ниспослания ума и здоровья. Всё остальное зависит от человека – в этом психология победителей. Каждый человек сам является Богом своей судьбы. К чему засорять информационное пространство просьбами, реализация которых зависит только от тебя? Толhа, цогцхойр эрүлменд бәәтхә, тиигхләкехкергән кеҗәнәвидн, күрхhазртан күрчәнәвидн – пусть голова и тело будут в трезвом здравии, тогда нужное дело сделаем, достигнем земель (целей), к которым стремимся.
Для поддержания физического здоровья были разработаны целые комплексы физических и дыхательных упражнений. Наиболее популярными были состязания «эрин hурвн наадн» – три мужских забавы, состоявших из трех видов спорта: скачки, борьба на поясах, стрельба из лука. Победители становились настоящими героями в своих аймаках и улусах, о них говорили, ими восхищались, дети старались быть на них похожими. Царил культ спорта и крепкого здорового тела. Слабосильный ни тогда, ни сейчас не мог и не сможет быть опорой рода, общества, защитником.
Огромнейшее внимание уделялось умственному развитию. В народе были чрезвычайно популярны всевозможные интеллектуальные игры: калмыцкие шахматы, загадки, состязания ораторов – келмрчи, распутывание головоломки «нәрн», и т.д. особой любовью пользовались триады-загадки «орчлңин hурвнтс». Загадка-триада состоит из двух частей. Первая часть – это загадка в собственном смысле слова, представляющая собой вопрос, вторая же часть – это отгадка триединой загадки, она более сложна по композиции и по своей содержательности, требовала от отгадывающих определенной фантазии и наблюдательности. [1]
Каждый уважающий себя человек хоть раз в жизни составлял триаду. Составление и отгадывание калмыцких триад развивала способность людей познавать суть вещей и умещать знания в три строчки. К сожалению, сегодня этому жанру уделяется очень мало внимания, а ведь триады, как и «Джангар», национальное достояние, весомый вклад в мировую культуру.

Три богатых
семья богата детьми;
богат ученый, обладающий знаниями;
богат человек без долгов.
Три хана
Хан – старец с чашей, полной водки,
Хан – враг, нагрянувший темной ночью,
Хан – человек, познавший всё.
Три сиротливых
Без отца, без матери – дети сироты,
Человек на чужбине – сирота,
Ученый, живущий среди темных людей, – сирота.

Большое значение для обретения здоровья и духовной силы имеет нравственная чистота. Нравственная чистота – это чистота помыслов, т.е. нельзя грешить даже в мыслях. Нравственно чистый человек не только сам обладает хорошим здоровьем, но и своей аурой способен позитивно влиять на окружающих. Алтнаөөр улан мөңгншарлҗүзгддг, сән күүнәөөр му күн сән болҗмедгддг – около золота и медь желтеет, около хорошего человека и плохой кажется лучше. Понимание этого принципа отражено в «Джангаре», когда ЗанданГерел, мать Хонгра, излечила раненого Джангара, трижды переступив через него. Стрела вылезла из лопатки, но застрял наконечник. Оказалось, что когда она была молодой, увидела, как «жеребец гнедой матку покрыл», и бросила на них «страстолюбивый» взгляд. После этого покаяния стрела выпала и Джангар был исцелен.

Таким образом, даже краткий обзор некоторых понятий и духовных ценностей монголов позволяет делать вывод о глубине, стройности и системности монгольской народной  философии, берущей свои основы из тенгрианства. Секрет блистательных побед монголов, а затем и ойратов заключается в выверенных веками, а возможно, и тысячелетиями духовных ценностей. Сегодня эти ценности не потеряли своей актуальности и, по моему глубокому убеждению, способны вновь вывести монголов (или любой другой народ или государство) на широкую мировую арену.

Статья написана на основе материалов книги Захарова Б. А. «Путь Неба или сокровенное знание ойратов»

Басан Захаров

Использованные литература и источники:

  1. Басангова Т. http://djangar.bumbinorn.ru
  2. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста, 1989;
  3. Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая. Элиста, 2007;