О почитании неба кочевыми народами Центральной Азии известно из истории хунну (сюнну), ухуань, сяньби, гаогюй. Исследователи мифологии народов Центральной Азии предполагают, что, возможно, термин “Тэнгри” близок хуннускому “ченли”, относимому ко времени ранее III в. до н.э. Высший уровень религиозно-мифологической системы древних тюрков представлен образом обожествленного неба Tänri. Однако, уже ко времени создания текстов памятников в честь Кюльтегина, Тоньюкука, а также других надписей енисейских эпитафий, высшее божество – Небо – стало “характеризоваться как невидимое и не участвующее в повседневных обыденных событиях жизни человека”. Сходство имени божества неба у тюркоязычных (алт. тенери, шор., хак., тегри, якут. тангара, чув. тура, карач.-балк. тейри) и у монголоязычных народов (бур. тэнгэри, монг. тэнгэр, калм. тэнгэр), и представлений о нем как о главе пантеона богов или вселенной в целом свидетельствует о глубокой древности этого образа. Вполне закономерно, поэтому, разная степень сохранности следов почитания неба у этих народов. В большей степени образ главы небесного пантеона и его культ сохранились у хакасов и монгоров.
У алтайцев представления о божестве неба претерпели значительную эволюцию. Как и у древних тюрков, у алтайцев оно неперсонифицировано, воспринимается как праздный бог, некогда сотворивший вселенную. В качестве отголосков древнего культа божества неба, имевшего большое значение в жизни и судьбе человека, допустимо рассматривать малые жанры алтайского фольклора. Формулы-заклятия, проклятия, в которых человек обращается за помощью к Тенери, употребляются в различных жизненных ситуациях: при испуге, удивлении, восхищении, обиде. Так, восклицание “Кайракоон!” или “Кöк jарамас!” можно услышать при удивлении, восхищении чем -, кем – либо. Когда не в силах как-нибудь иначе ответить обидчику, говорят: “Небо тебя (чтобы, пусть) пнёт!” (Тенери сени тепсин!) или “Небо тебя (пусть) побьёт” (Тенери сени соксын!).
С.П. Тюхтенева,
Институт этнологии и антропологии РАН
(Москва, Россия)