1. Обретение независимости тюркских государств Центральной Азии позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем истории и культуры Тюркских народов. Духовное возрождение тюркских народов через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры. В этом процессе приходится преодолевать различные преграды, сложившиеся за многие годы зависимого развития, в том числе, многие стереотипы научного мышления, сложившиеся под воздействием европоцентризма, великоросской идеи, ираноцентризма.
2. Необходимо отдельно говорить о собственно тюркской религиозной традиции, корни которой уходят в древность. Тенгрианство понимется (в том числе, исламскими исследователями) как сложная религиозная система, включающая в себя в исторической взаимозависимости и взаимосвязи естественную религию, политеизм, монотеизм.
Тенгри понимается не просто как Небо в его природном значении, а как Небо – начало всего, Небо как Единый Бог. Небо как бесконечная сущность, абсолютное воплощение верха, абсолютная удаленность и недоступность, неизменность, величие и превосходство над всем земным порождало в религиозном сознании восприятие его как активной силы, источника блага и жизни. В таком понимании Тенгри был представлен в древних религиях и шумеров, и китайцев, и греков, и многих других народов. На разных этапах своего становления тюркская религиозная духовная культура принимала различные формы. Сквозь все трансформации религиозных идей проходит идея Тенгри как идея обезличенного, трансцендентального и неопределяемого Единого Бога (но не бога в семитской религиозной традиции).
Тенгрианство выступает как открытое мировоззрение, которое является своего рода пра-мета-религией монотеистического характера, направленной на веру не только в Бога, но и в Жизнь, Жизненную Силу, (являющихся опять же энтелехией Тенгри). Понятие Тенгри – это ни в коем случае не просто Небо, это не просто Небесный Бог и не просто Бог-творец. Тенгри, скорее всего, – это «Начало», это эзотерическое «Оно», это недостижимая и непознаваемая Абсолютная Истина, Абсолютный Дух, он не поддается простому рациональному определению. А в соединении с человеком, через «принятие» его человеком и в контексте человеческого, тенгрианство можно определять и как открытое мировоззрение человека, направленное и «вовне», и «внутрь себя», и на отношения внешнего и внутреннего мира; это мировоззрение, основанное на Жизни.
3. Особое место занимает в тенгрианстве культ предков: человек, из Точки развернувшись в Бесконечное, пришел к самому себе – изначальной Точке, Круг замкнулся.
Этот Круг вбирает в себя и трансформацию культа предков в такое религиозное явление, как тотемизм. Через обожествление Природы как части Трансцендентального Сущего Начала – явлений природы, природных стихий, животных, деревьев – человек приходит к идее природного начала как своего Предка. От абстрактного воплощения этой идеи, когда первостихии или первоэлементы являются Началом Человека, до идеи тотемов в образах животных и деревьев, человек проявляет свою слиянность с Трансцендентальным Сущим Началом.
4. Одно из главных понятий-концептов тенгрианства – это «адамғершiлiк». Обычно этот концепт воспринимается как аксиологический, раскрывающий этику отношений между людьми. Человек должен относиться к другому, как к Человеку, прежде всего. Но «адамғершiлiк» и онтологично, когда выступает своего рода сущносгьо бытия. Людей объединяет их самость — «человеческое». Оно выступает одновременно и как сущность бытия.
Бессмертие как победа над временем заключается в продолжении жизни рода и народа. Родовое сознание исключает трагедию индивидуального при встрече с бесконечностью или смертью. Поэтому-то одна из центральных и универсальных идей тенгрианства – это культ предков.
5. Еще одним из важных понятий-концептов метафизики тенгрианства является «кут». «Кут» как мировоззренческий концепт в одном из своих проявлений несет в себе и природное, «оплодотворяющее начало» как жизненную силу. Концептуально «кут» означает жизненную силу, имеющую и природное, и духовное (божественное) начало, т. е. в нем проявляется единство Тенгри как начала. Но «кут» – это не просто данность человеку, и не каждому оно дается. Человек обретае «кут» только в деятельности, служении своему народу; ее получают только хорошие и честные люди.
6. Когда говорят о тюркском мировоззрении, обычно отмечают его традиционность и символичность. На наш взгляд, и традиционность и символичность тюркского мировоззрения носит подчиненный характер. Главным и определяющим является высокая этическая направленность мировоззрения. Все подчинено одной цели – осуществлению нравственного жития человека и социума. Любая деятельность человека должна носить нравственно-этический характер, характер соблюдения выработанных норм и правил.
Отсюда одним из основных концептов-понятий этики тенгрианства является «адамғершiлiк» (человечность) как категорический императив нравственного наполнения жизни человека. Не только в своих отношениях с людьми человек должен руководствоваться «адамғершiлiк», но и в отношении с миром, природой и самим собой.
Универсальность оснований Тенгрианства дает возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство. Открытость и универсальность его оснований в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства, чувство единых истоков культуры человечества, но они же в своей специфичности и особенности, полученной в культурной обработке тюркскими народами, дают возможность выбора тенгрианства как культурной и мировоззренческой идентификации. Не надо их искусственно вписывать в современные реалии или отбрасывать за ненадобностью; сама жизнь сохраняет универсалии тенгрианства, вписывает их в новые формы изменяющейся культуры и трансформирующегося мировоззрения тюркских народов.
Нурмагамбет Аюпов,
Казахский национальный педагогический университет им. Абая
(Алматы, Казахстан)